Пока лист с вишневого дерева не опал

Обновлено: 15.09.2024

КНИГИ 417992 АВТОРЫ 127536 СЕРИИ 43208 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1137 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16466 ТЕГИ 332782 СТАТЬИ 607

В какую сторону ложится зверь – с той стороны жди ветер Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром.

Воробьи прячутся под стреху – к буре.

Ворона всегда садится носом к ветру.

Бороны расселись на нижних ветвях деревьев – жди ветра.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Грачи стаями с криками вьются над гнездами, то сядут, то опять взволнуются – погода переменится.

Если в конце ясного дня облака постепенно уплотняются и разрастаются, то предстоят перемена погоды и осадки.

Если вороны садятся головами в разные стороны, день будет безветренным, а если в одну сторону, да как можно ближе к стволу дерева, надо ждать ветра.

Если заходящее солнце окружено белым, синеватым или черным кругом – признак жестокой бури.

Если молодик покажется после третьего дня по новолунии – погода будет переменная.

Закат багровый – к ветру или буре.

За три дня до рождения луны или после рождения ее всегда бывает перемена погоды (дождь, ветер, снег).

Коли дует северный сердитый ветер – будет стужа недалече южак подул – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру.

К похолоданию пауки ткут сеть в сторону севера, а на тепло – к югу.

Вариант: Пауки работают – погода меняется.

Красноватая (краснеет) луна – на большой ветер.

Круг около луны – к перемене погоды или буре.

Кучевые облака, разорванные в лохмотья, предшествуют ненастной ветреной погоде.

Ласточки летают то вверх, то вниз – жди бури.

Небо вечером чистое, но около луны видны большие круги – будет мороз, а если эти круги красноватые и расплывчатые, то возможны снегопад и ветер.

Обедник (дневной ветер) днем колышет, к вечеру оттишит (прекратится).

От новолуния погода меняется: либо ясно после дождей, либо дождь после ветра.

Петух без времени вечером кукарекает – к перемене погоды.

Птица хохлится – к непогоде.

Светлый кружок около солнца – переменится погода.

Скоро будет сильный ветер, если морские рачки выползают из волы на берег.

Синие вечерние облака – к перемене погоды.

Солнце светит сквозь дождь – к перемене погода.

Лес шумит зимой – к оттепели

Белый огонь в печи – к оттепели. Большие хлопья снега – к оттепели.

Быстрая оттепель – долгий мороз.

Вечером зори скоро перегорают – к оттепели.

В морозный день пошел снег – к потеплению.

Воздух над лесом посинел – будет тепло.

Воробьи зимой дружно расчирикались – к оттепели.

Вороны купаются ранней весной – к теплу.

Вороны на земле сидят – к оттепели.

Галки стаей собрались – тепла накричат.

Глухарь ночует на дереве – перед оттепелью.

Гуси хлопают крыльями, талощутся в снегу – к теплу.

День зачнется туманом – ростепели быть.

Дрова в печи плохо разгораются – к оттепели.

Дубрава зимой почернела – к оттепели или буре.

Дым из трубы коромыслом – к теплу.

Если в мороз вдруг лес зашумел, ожидай оттепели.

Если в мороз на реке вода выступит на лед, скоро будет дождь или большая оттепель.

Если голуби разворковались, будет тепло.

Если зимою, входя в избу со двора, сильно наследишь, к оттепели (снег мягкий, липкий).

Журавушка курлычет – о тепле весть подает.

Запели рано петухи в стужу – к потеплению.

Звон в ушах зимой – к теплу.

Зимою мухи просыпаются и летают по избе – к оттепели.

Зола в печи скоро гаснет – к оттепели.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Копыта у лошадей потеют – к теплу.

Кошка крепко и долго спит – к теплу.

Кукушка станет куковать – мороза больше не видать.

Лес зимою красен – к оттепели.

Лес чернеет – к оттепели, сереет – к морозу.

Лошадь ложится на снег – к теплу.

Лошадь фыркает – к теплу.

Месяц рожками вниз – к теплу.

Мороз к вечеру слабее – к осадкам.

Мыши вылезают из-под подстилки и бегают по снегу – к оттепели.

Небо над лесом посинело – к теплу.

Ожидай оттепели, если во время мороза белка покидает гнездо и спускается с дерева.

Окна в стужу потеют – к теплу.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпадало, оттепель его сгонит.

После очень сильной -изморози наступает оттепель.

Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

Раннее пение петухов в мороз – к теплу.

Сверчок в избе сильно трещит – к теплу и снегу.

Синие облака – к теплу.

Снегирь под окном чирикает – к оттепели.

Шумит зимой лес – ожидай оттепели.

Яркие звезды зимою – к морозу, тусклые – к оттепели.

Ворона хохлится – к дождю

Бабочка-крапивница в ясную погоду начинает прятаться под крыши, в, щели, среда камней – вскоре будет дождь.

Беспрерывно ныряют и плещутся утки – будет дождь.

Бледная луна дает дождь.

Боль в суставах и в сердце, подавленное настроение у людей – в канун ненастья.

Большие дождевые пузыри – к дождям.

Будет дождь или ненастье, если днем становится прохладнее, ночью – теплее.

Будет дождь или ненастье, если кучевые облака начинают растекаться, а выше них небо затягивается мутной пеленой.

Будет дождь или ненастье, если солнце садится в белесоватую тучу.

Будет скоро дождь (а зимой снег), если высокие облака вдут против или почти против приземного ветра.

Цель урока: формирование умений: 1) различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с указанными придаточными; 3) различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые со сравнительным оборотом, сложноподчиненные с придаточным уступки и простые с обстоятельством уступки.

I. На доске заранее записан (или спроецирован с помощью графопроектора) текст стихотворения В. Бокова.

Ласковый, мелкий, дотошный.

скребется в трубе водосточной.

крылышком бьется в окошко,

Тихо крадется по крыше,

как старая кошка.

— Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка.

II. Анализ предложений с выяснением способов выражения значений сравнения.

1) Лодка медленно рассекает зеркальную воду, и отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок. (Л. Андреев.) 2) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый. (А. Плещеев.) 3) Черным зеркалом блеснуло озеро. 4) В октябре наступили теплые дни, какие бывают летом (сравнение одного предмета с другим в данном предложении передается с помощью придаточного определительного). 5) Чем сентябрь суше и теплее, тем лучше будет осень. 6) Вернулся Евгений с севера каким-то энергичным, точно привез он с собой неиссякаемые запасы матросской стойкости и сноровки.

Делается вывод о том, что сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, факты. Их отсутствие в речи лишает язык образности, яркости, выразительности.

III. Запись предложений.

Учащиеся объясняют постановку знаков препинания; определяют, что связывает союз как.

1) Лед как сахар (оборот с союзом как входит в состав сказуемого). 2) Все идет как по маслу (устойчивое сочетание). 3) Даль, как настоящий художник, успел сделать дело своей жизни. (М. Бессараб.) (оттенок причинности) 4) Это была, как вы и сами можете догадаться, наша героиня (как входит в вводное предложение). 5) Как камень упал сокол на землю (можно заменить — камнем). 6) Мы плыли по темной, как чернила, реке. (В. Короленко.) (сравнительный оборот)

IV. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 168 (устно, выборочно).

2. Запишите предложения дважды, добавив: а) сравнительный оборот, б) придаточное сравнительное.

1) Тучи бегут по небу. 2) Поверхность озера блестит на солнце. 3) Снег засыпал землю.

3. Запишите предложения и определите вид придаточных.

1) Не видели они, как время пролетело. (И. Крылов.) 2) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. 3) Свою Москву в обиду мы не дали, как нас в обиду не дала она. (М. Исаковский.) 4) Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

V. Знакомство с придаточными уступки и следствия (работа по таблице на с. 58); упр. 175 и 184 (устно).

VI. Закрепление материала.

1. Упр. 176, ч. 1 (устно, выборочно).

2. Упр. 185 (устно).

3. Определите вид придаточного предложения.

1) Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут. (Пословица.) 2) Пока лист с вишневого дерева не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгноит. 3) Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошеные, хлебам не вредят. 4) Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные. 5) Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров. 6) Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

— Переделайте два последних предложения так, чтобы первая часть союза была в главном предложении. В чем сходство и различие предложений?

VII. Знакомство с придаточными присоединительными.

1. 1) Циолковский впервые научно доказал возможность межпланетных полетов, почему его и называют пионером звездоплавания. 2) Мать приводила в порядок дом, что она делала перед каждым праздником.

2. Анализ примеров упр. 188 (устно).

Домашнее задание: упр. 180, 181.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Работа предназначена для оценки уровня усвоения программы по русскому языку учащимися 9-го класса общеобразовательной школы.
Задания теста проверяют усвоение девятиклассниками учебного материала на базовом уровне сложности.
В диагностическую работу по русскому языку включено 20 заданий, требующих краткого ответа учащегося.

Оценить 2649 0

Итоговый тест по русскому языку

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из 20 заданий с кратким ответом.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Укажите сложное предложение:

1) На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

2) Хороший вкус - это прежде всего чувство меры.

3) Внизу, в тени, шумел Дунай.

4) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

Укажите сложное союзное предложение:

1) Солнце светило так ярко, что всё вокруг сверкало и переливалось.

2) Наскоро поужинав, Егор вышел на двор и плотнее запахнул поношенную шинель.

3) Снег под лыжами не скрипел, а тихонько посвистывал.

4) Как цыганский табор, беспорядочно расположились палатки у реки.

Укажите предложение с разделительным знаком препинания:

1) Вся комната вдруг потемнела, словно в сумерки.

2) Смутно белели старые берёзы по сторонам дороги, а за прудом темнел лес.

3) В здании, наполовину отреставрированном специалистами, произошёл пожар.

4) На столе, разбросанные по его краям, алели огромные спелые яблоки.

Укажите предложение с выделительным знаком препинания:

1) Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, словно серебром.

2) Было ясно, что по улице идут люди и тащат что-то тяжёлое.

3) Настала минута, которую я ждал всю жизнь.

4) Известно, что слоны в диковинку у нас.

Укажите сложносочинённое предложение:

1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лед начал оседать.

2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.

3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.

4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась.

Укажите предложение с разделительным союзом:

1) Смеркалось, и мне захотелось вернуться в тепло и уют.

2) Пошёл мелкий осенний дождь, зато воздух стал свежее.

3) Необходимо совершенствовать свои знания, или произойдёт деградация.

4) Все студенты пошли на лекцию, я тоже пошёл.

Укажите предложение с составным союзом:

1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

2) В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.

3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.

4) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Как надо расставить запятые в предложении?

Он очнулся (1) перестал шуметь (2) но (3) по-видимому (4) никого (5) и ничего не было.

В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Тишина в природе нарушалась однообразным шумом воды да жужжанием насекомых.

2) Снег медленно падал то на лицо и руки то на рукава то на землю.

3) Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит.

4) Надвинулась тёмная туча и через несколько минут подул сильный ветер.

Укажите сложноподчиненное предложение:

1) Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

2) В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

3) В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

4) Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьезневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

Укажите предложение, в котором главное связано с придаточным предложением с помощью союзного слова:

1) Хотя еще на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

2) Он еще не в полной мере осознал, что ему предстоит.

3) Лишь забрезжил рассвет, корабль снялся с якоря.

4) Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

Укажите предложение, в котором придаточное стоит в середине главного предложения:

1) Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.

2) Понимай, моя подружка, на земле живут лишь раз!

3) На дворе было тише, а внизу на реке треск и звон льдин еще усилились.

4) Чем далее от домов, тем сад был запущеннее.

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:

1) Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

2) Пока лист с вишнёвого дерева не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгноит.

3) Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть.

4) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным:

1) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою спутник запоздалый.

2) Она увидела его не таким, каким всегда знала и каким всегда боялась увидеть.

3) Он медленно шёл по широкой аллее, что вела к берегу реки, заросшему осокой и камышами.

4) Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.

Укажите предложение с несколькими придаточными:

1) Для того чтобы проложить тропку в глубоком снегу, надо хорошо потрудиться.

2) Дни продолжали стоять такие знойные и светлые, какие бывают только на юге.

3) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность не приходила к тебе.

4) Когда солнце клонится к закату, когда горы приобретают таинственный кроваво-красный отсвет, начинает дуть сильный ветер.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Бездонное небо переливалось, словно по нему шёл ветерок и кружились звёзды.

2) В каждой руке девочка держала по большому вееру, и, когда танцевала, была похожа на красивую бабочку.

3) Там, где ледниковая тропа круто спускалась под уклон, сани ускорили бег.

4) Начало темнеть, когда мы добрались до впадины, где звенел ручеёк.

Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие:

1) Он гость () я хозяин.

2) Варвара прислушалась () донесся шум вечернего поезда.

3) Пропади ты совсем () плакать о тебе мы не будем.

4) Буря, разыгравшаяся к ночи, изменила планы путников () пришлось остаться на перевале.

Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Герасим схватил Муму, стиснул ее в своих объятиях () она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы, бороду.

1) Ставится запятая, так как перечисляются факты.

2) Ставится точка с запятой, так как идет перечисление фактов при более распространенных предложениях.

3) Ставится двоеточие, так как второе предложение раскрывает содержание первого.

4) Ставится тире, так как предложение содержит противопоставление.

Укажите предложение с параллельным (неоднородным) соподчинением придаточных:

1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

2) Только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперед, знает, что ему надо сделать за свою жизнь.

3) Тот, кто жизнью живет настоящей, кто к поэзии с детства привык, вечно верует в животворящий, полный разума русский язык.

4) Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией.

Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

День такой жаркий (1) что даже с отмели видно (2) как за версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя. Дерсу сказал (3) что это не тучи (4) и (5) что завтра будет день солнечный.

1) 1, 2, 3, 4, 5 3) 2, 3, 4

2) 1, 2, 3 4) 1, 4, 5

Итоговый тест по русскому языку

Инструкция по выполнению работы

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из 20 заданий с кратким ответом.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Укажите сложное предложение:

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.

2) Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.

3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.

4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

Укажите сложное союзное предложение:

1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.

2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех - всё вдруг представилось ему.

3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.

4) Горы, освещенные робкими ещё лучами солнца, туманились в нежной дымке.

Укажите предложение с разделительным знаком препинания:

1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и пронзительный.

2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно садилось за горизонт.

3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.

4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли.

Укажите предложение с выделительным знаком препинания:

1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.

2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл напрасно.

3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.

Укажите сложносочинённое предложение:

1) Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.

2) Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер.

3) Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лесной край терялся в сумерках.

4) За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.

Укажите предложение с противительным союзом:

1) Прошла гроза, и небо посветлело.

2) Сумерки, но от фонарей льется свет.

3) То падал туман, то припускал дождь.

Укажите предложение с составным союзом:

1) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.

2) Не только птицы замолчали перед дождём, но и всё в природе притихло.

3) В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.

4) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.

Как надо расставить запятые в предложении?

Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет ееказался мне зловещим и мертвым.

В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.

2) Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.

3) Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.

4) Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.

Укажите сложноподчиненное предложение:

1) Она махнула ему рукой, чтобы он не мешал слушать.

2) Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, уходила перед нами в бесконечную русскую даль.

3) Они косили и пели, и весь березовый лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им.

4) Березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как облака на небе.

Укажите предложение, где главное предложение связано с придаточным союзным словом:

1) Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений.

2) В часовне сычи кричали так пронзительно и звонко, что сжималось сердце.

3) Если она что-то требовала, это считалось законом.

4) Как только загорелись первые звезды, туман стал рассеиваться.

В каком предложении придаточное предложение стоит в середине главного?

1) Но вскоре понял витязь мой, что добрый меч герою нужен.

2) В стране, где я забыл тревоги прежних лет, тебя недостает душе моей усталой.

3) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

4) Вот холм лесистый, над которым часто я сиживал недвижим.

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:

1) Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе, будто их стволы присыпало снегом.

2) Старик оборачивается, довольный, что есть с кем перекинуться словом, идёт навстречу.

3) Савельич мало-помалу успокоился, хотя всё ещё изредка ворчал про себя.

4) Не жаль сил, если они дают такие результаты.

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным:

1) Только теперь понимаешь, сколько радости даёт великое чудо - река, даже самая маленькая.

2) Кто землю лелеет, того земля жалеет.

3) Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде.

4) Несмотря на то что было холодно, снег на воротнике таял весьма заметно.

Укажите предложение с несколькими придаточными:

1) Я решил, что Николай, который приехал вечером, причастен ко всем событиям.

2) Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей.

3) Под утро, когда буря стихла, Алексей услышал отдалённые звуки боя.

4) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Ночами темно так, что, сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев.

2) Не успели мы опуститься с водораздела, как начался дождь, скоро превратившийся в настоящий ливень.

3) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звёзды, и всё в лесу примолкает.

4) Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошёл дождь.

Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире:

1) Пробовал бежать () ноги от страха не двигались.

2) Дышать было нечем () все в дыму.

4) Я знаю () в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Хвалы приманчивы () как их не пожелать?

1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления.

2) Ставится точка с запятой, так как предложения менее тесно связаны по смыслу.

3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения дополняет содержание первой.

4) Ставится тире, так как вторая часть предложения содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой.

Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных:

1) Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул ее.

2) Я б желал навеки так заснуть, чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

3) Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.

4) Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые:

Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться (1) что бы такое было в голове ее мужа (2) о чем бы ей нельзя было знать. Отец с жаром и подробно рассказал мне (3) сколько водится птицы и (4) сколько водится рыбы.

2) 1, 3 4) 1, 2, 3, 4

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Лидия Нигматулловна, хороший мастер-класс разработали. Очень понравилась дидактическая игра "Веселый. Подробнее.

Методическая разработка урока музыки в 2 классе по теме «Музыкальный театр. Волшебная палочка дириже. Подробнее.

материал изложен доступно и понятно!Спасибо !Раскрыто много техник нетрадиционного рисования,испол ь. Подробнее.

Отлично!.Структура занятия соответствует поставленным задачам. Оно построено в логической последоват. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

В ноябре в центре европейской части России дольше других циркулирует континентально-полярный воздух. В Подмосковье он, например, держится в общей сложности 17 суток. В это время столбик термометра в полдень показывает всего лишь один градус. При арктическом воздухе (держится 6 дней) температура еще ниже и в полдень достигает обычно минус 2 градуса.

В остальные дни несколько теплее. За счет резких похолоданий в предутренние часы средняя месячная температура ноября в столичной области составляет 2,3 градуса ниже нуля (самая высокая 2,7 – в 1923 г.). До сих пор не перекрыт рекорд минимальной суточной температуры, побитый 26 ноября 1890 года (минус 32,8 градуса). Самая высокая температура была 10 и 11 ноября 1927 года (плюс 12,6 градуса).

Солнце все ниже поднимается над горизонтом, и ночи все растут и растут. Низкие свинцовые облака почти не пропускают лучи, дневной свет в основном рассеянный, и продолжительность солнечного сияния в среднем менее часа в день. Правда, бывают и отклонения. Так, в 1958 году ноябрь оказался таким светлым, что солнце сияло 80 часов. Подмосковье сравнялось с Северным Крымом. Но то – исключение. Оно наблюдалось только еще раз – в 1896 году.

В предзимье живая природа полностью подготовилась встретить стужу. Под влиянием осенних холодов клетки покоящихся растений останавливают рост и, претерпевая глубокие физиологические изменения, как бы обособляются, покрываясь изнутри дополнительными оболочками. Из этого состояния они выйдут лишь с приходом тепла, когда весной между ними снова появятся тонкие тяжи протоплазмы, называемые плазмодесмами.

Гремит мерзлый лист под ногами. Стряхнув обузу, лес оказался сквозным, чащарники и те просматриваются. Один зимний дуб шуршит блеклыми доспехами, он не роняет листву до самой весны. Все древесное племя теперь впало в глубокий покой. Срезанные ветки не зазеленеют, не зацветут и в комнате, как это бывает поближе к весне: необходимо хотя бы кратковременное промерзание. Почки накрепко сдвинули чешуйки, осмолились и готовы переждать все превратности зимы.

В голом лесу сейчас кроме хвойных при листве остались лишь кустарнички брусники, голубики, вереска и багульника. Они никогда не сбрасывают листву целиком, спадают только старые листья, да и то постепенно. Под снег уходят зелеными и некоторые травы, в лесу это – грушанки и медуницы, а на лугу и в поле – ярутки, сурепки, одуванчики и манжетки. Их прикорневые листья плотно прижаты к земле, и толстый слой снега защитит от вымерзания.

Весьма оригинально зимуют плавающие водолюбы – пузырчатка и водокрас. Еще в конце лета они выгнали зимующие почки, которые через некоторое время отделились от побегов и опустились на дно водоема. В холода надводная вегетативная масса отмирает, почки же весной всплывут наверх и разовьются в новые растения.

В саду еще к 3 ноября оголились малина и вишня, и теперь кругом пусто и светло. Народная примета, что "пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало – оттепель его сгонит", по-видимому, справедлива. Ведь в первых ноябрьских числах зима редко становится на ноги.

К зиме однолетние ветки деревьев подергиваются слоем отмерших клеток. Этот рыхлый слой удерживает в пустотах воздух, который, как известно, обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Таким образом нежные ветки лучше переносят превратности зимы.

У рано зацветающей серой ольхи уже в предзимье можно обнаружить как тычиночные, так и пестичные сережки: зацветут весной до схода снега. Обзавелся тычиночными сережками и лесной орешник – лещина, он ведь тоже первоцвет; пестичные соцветия у него спрятаны в круглых почках. В почках пребывают и сформировавшиеся соцветия березы и осины.

По-зимнему преобразились зайцы. Косой при глубоких порошах старается подольше оставаться на дневных лежках. Раз он затаился, а следа нет – занесен, то ни лиса, ни самая чуткая собака хитреца не обнаружат, пусть даже и пробегут совсем рядом. Ведь заяц дает о себе знать лишь на бегу: лапки, потея, оставляют пахнущий след. Когда же он скрытно таится на лежке, ни один зверь, каким бы тонким обонянием он ни обладал, не заметит косого (заячья шкурка не пахнет, в ней нет потовых желез). Стронутый с лежки, он уже не возвращается на прежнее место.

Пролет птиц замыкают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им ничего не остается делать, как пуститься к кормным местам на юг. Пролет последних чаек подмосковные фенологи отмечают 15 ноября. Зима не страгивает сродных гнездовий очень немногих птиц. Строго оседлый лишь домовый воробей, а, скажем, рябчика так называют только с некоторой натяжкой. Другие птицы зимой кочуют. Оказывается, перелетна даже серая ворона, хотя ее мы замечаем в наших краях круглый год. Кольцеванием выяснили, что зимой мы видим серых ворон, прилетевших к нам с более северных широт, наши же на это время обретаются во Франции. То же самое происходит с синицами и дятлами. Домоседу глухарю и то смирно не сидится, к зиме он откочевывает на десятки километров.

Читайте также: