Покрытые снегом деревья белели

Обновлено: 19.09.2024

Определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения.
1 . Пусть сосны и ели всю зиму т..рчат
В снега и м..тели закутавшись спят.
2 . Под дыханьем (не)погоды
Вздувшись пот..мнели воды
И подёрнулись свинц..м.
3 . Как сла..ко дремл..т сад (тёмно)зелёный
Об(?)ятый негой ночи г..лубой
Сквозь ябл..ни цветами убелё(н,нн)ой
Как сла..ко светит месяц золотой!
4 . Что ты клонишь над водами
Ива макушку свою?
И др..жащими листами,
Словно жадными устами.
Ловишь беглую струю?
5 . Ещё земли п..чален вид
А воздух уж весною дыш..т
И мёртвый в поле стебль колыш..т
И елей ветви ш..велит.
6 . Есть в осен.. первоначальной
Короткая но дивная пора −
Весь день стоит как(бы) хрустальны
И луч..зарны вечера…
(Ф. Тютчев)
7 . Конечно, вы не раз видали
Уездной барышн.. альбом…
(А. Пушкин)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока . Обособленные дополнения.

Образовательные:

углубить знания учащихся об обособленных дополнениях;

закрепить умение расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении;

повторить орфоэпические и орфографические нормы русского языка:

продолжить подготовку к ЕГЭ: задания 4, 5, 6, 8, 9, 10.

Развивающие:

развивать логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация); речь, эмоциональную сферу.

оценивать степень трудности предложенных заданий, уровень собственных знаний, умений и уметь прогнозировать результативность их выполнения.

Воспитательные:

1) прививать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы ;

2) воспитывать нравственные качества учащихся (понимание значимости изучаемого материала и осознание необходимости добросовестной подготовки к уроку);

3) воспитывать чувство взамопомощи, доброжелательности при работе в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения :

Учебник (Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Дидактический материал для работы на уроке (на карточках и слайдах презентации).

Мультимедийная презентация к уроку.

Организационный момент.

Хорошо, что все без опоздания!

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу посмотреть на гостей и подарить улыбки друг другу, мне и присутствующим учителям.

Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни и при сдаче ЕГЭ по предмету. Сегодня вы это докажете и себе, и мне.

ДавнИшний, принудИть, столЯр, создАла, надЕлит, тортОв, ловкА, балУясь, позвОнишь, зАсветло, шАрфы, Оптовый, клАла, крЕмень, созЫв, сливОвый, занятА, Эксперт, осведомИться, партЕр.

Учитель. 1 вариант выписывает слова, в которых ударение расставлено правильно , а 2 вариант – слова, в которых ударение расставлено неверно.

Учитель. Ребята, прогноз — обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний.

У вас на партах лежат листочки с заданиями 5, 6, 8, 9, 10 ЕГЭ. Спрогнозируйте, ещё не выполняя задания, процент правильности их выполнения. Одно задание – 20 процентов. Если вы уверены, что выполните все 5 заданий без ошибок, поставьте 100 процентов, по 20 процентов за каждое правильно выполненное. Если вы не уверены, что все задания выполните, поставьте прогнозируемый процент от 80 и ниже.

ФИПИ рекомендует на каждое задание затрачивать полторы – две минуты. Приступайте!

Самостоятельная работа по вариантам (раздаточный материал) с последующей проверкой.

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.

Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.

С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут

ИЗ ПОЛТОРА метров материи

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Задание 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.

Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Задание 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Проверка: слайд № 3, 4.

Вариант 1: дружественных; из полутора; оказался; отбросить, отдать; фасолевый.

Вариант 2: гордость; положите; похвала; безжизненный, взбодрить; горевать.

Каков процент выполнения заданий? У кого прогноз оправдался? Молодцы те ребята, которые не допустили ошибок при выполнении заданий ЕГЭ!

Проверка домашнего задания: упр. 390 и упр.391, работа по карточкам (3 чел.).

Учитель. Давайте проверим домашнее задание, а по карточкам будут работать 3 человека: им нужно в ставить обособленные члены в данные предложения, расставить знаки препинания.

На берёзах __________________________________________ появились золотые серёжки.

У доски стояла она ____________________________________________

Глаза её ______________________________________________________

задорно блестели на лице.

В комнату зашёл Иванов _______________________________________

Словарь для справок: уверенная и красивая; излучающие веселье; обращенных к солнцу; высокий молодой человек.

Учитель. Назовите обособленные определения из предложений 8, 9, 11. Почему они обособляются?

Учащиеся. В 8 предложении распространённое определение относится к личному местоимению, в 9 – два одиночных определения стоят после определяемого слова, в 11 – определение выражено косвенным падежом имени существительного.

Учитель. Назовите обособленные приложения из предложений 8, 11. Почему они обособляются?

Учащиеся. В 8 предложении дефис ставится при одиночном приложении при присоединении к определяемому слову – нарицательному существительному, а ещё обособляются два одиночных определения, которые стоят после определяемого слова, и обособленное определение, выраженное косвенным падежом имени существительного. В 9 предложении распространённое приложение относится к имени нарицательному, стоит в конце предложения, поэтому поставим запятую и тире.

Определение темы урока.

Учитель. Объясните постановку знаков препинания в предложении.

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

Учащиеся высказывают предположения.

Учитель. Тема урока – обособленные дополнения. Она для вас не нова: вы уже изучали её в 8 классе.

Изучение теоретического материала.

Изучение теоретического материала п. 88 (стр. 283).

Учитель. Что такое обособленные дополнения?

Когда обособляется оборот с предлогом кроме?

Закрепление: упр. 401 (стр. 284).

Учитель. Из упр. 401 выписываем чётные предложения, объясняя постановку знаков препинания.

Алгоритм выделения обособленного дополнения .

Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме .

Выделите границы обособленного дополнения.

Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.

Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.

Коллективная работа.

Кто, кроме охотника , испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? ( СПП с придаточным изъяснительным, слово с чередующейся гласной в корне – заря; значение исключения). В саду, помимо меня, почти никто не бывал ( значение исключения) . Вместо шляпы на ходу он надел сковороду ( значение взамен).

Закрепление изученного материала об обособлении определений, приложений, дополнений: работа в группах.

Учитель. Перед вами лежит листок с записанными предложениями. Вам нужно будет:

1 группе найти предложения с обособленными определениями;

2 группе найти предложения с обособленными приложениями,

3 группе – с обособленными дополнениями .

Расставьте пропущенные знаки препинания!

Деревья покрытые снегом белели вдали. 2. Сверкнувшая в жёстких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей ещё более развиться. 3. В лесу кроме белки и лося были ещё пятнистые олени.4. Мы дети очень любили эту старушку. 5. Старуха Гришкина мать вышла к нам на крыльцо. 6. Измученный работой он крепко спал. 7. Спортсмен нервный и напряжённый не смог победить соперника. 8. В саду помимо меня никто не бывал. 9. Кроме зловещих таинственных огоньков в полуверсте ничего не видно впереди.

Проверка. Слайд № 7.

Обособленные определения – 1, 6, 7

Обособленные приложения – 2, 4, 5

Обособленные дополнения – 3, 8, 9

Учитель. Чему учились на уроке?

С какими предлогами обычно обособляются дополнения?

Каковы условия обособления дополнений?

Домашнее задание: Слайд № 8.

п. 88, упр. 401 (нечётные предложения).

А теперь прошу выполнить ваш прогноз успешности на ЕГЭ (раздаточный материал)

Я хочу набрать на экзамене _________ баллов. Это у меня получится, потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, правильно ли употребление слова внутри при описании торта. Примерно так: торт на 15 летие. Внутри медовик. Подразумевается , что основа торта медовые коржи, покрытые сверху каким-нибудь кремом.

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление не вполне корректно, лучше написать: В основе — медовик или на основе медовика.

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, нужна ли запятая в предложении "Деревья стояли покрытые снегом." Т.е. является ли в данном случае словосочетание " покрытые снегом" причастным оборотом и надо ли его выделять запятой, если между ним и существительным находится глагол? Учительница моего сына (7 класс) посчитала отсутствие запятой ошибкой. Я, конечно, не филолог, но запятую ставить бы не стал. Спорить с учителем не собираюсь, мне просто интересно, как правильно. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в названии лекарственной формы "таблетки покрытые оболочкой"?

Ответ справочной службы русского языка

Запятую надо поставить: таблетки, покрытые оболочкой.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая? Покрытые серебряной или золотой краской и увешанные новогодними игрушками (?) они станут сказочным декоративным украшением.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Помогите разобраться.
"Не покрытые лесной растительностью земли" или "не_ покрытые лесной растительностью земли"?
"Не покрытые " в этом случае - страдательное причастие (тогда с "не" раздельно) или причастие в значении прилагательного (тогда слитно)?

Ответ справочной службы русского языка

Это причастие, верно раздельное написание.

Доброго утра, дорогая Справка. Помогите, пожалуйста, с пунктуацией с наименовании - Грабли с деревянным черенком стальные, покрытые эпоксидом. Все ли верно? Спасибо. С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
С ПОЛНЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ
1. Не употребляется без НЕ: ненавидящий взгляд. 1. Есть противопоставлениес союзом а В вазе стоялинеувядшие,асвежие цветы.
2. Нет зависимых слов : неотправленное письмо. 2. Есть зависимое слово:не отправленное мною письмо.
3. Зависимые слова – наречия меры и степени: почти, отчасти, весьма, довольно, абсолютно, гораздо, крайне, совершенно, слишком и др.: совершенно неподготовленный доклад (утверждение, а не отрицание). 3. Если в предложении кроме наречий степени есть другие зависимые слова: Его белое, совершенно не тронутое загаромтело просвечивает через пласты воды.
4.Есть приставканедо-: Осень досылала земле своё нежаркое, недоданноеза лето солнце 4. далеко не отнюдь не вовсе не далеко не подготовленный доклад
5.Отглагольные прилагательные на-мый, даже если есть зависимое слово (кроме слов в Т. п.): невменяемый, необлагаемый, невидимый для глаза (Р. п..) 5.Отглагольные прилагательные на -мый, если есть зависимое слово в Т.п.: не гасимый водойогонь
Исключение:никем непобедимый (без не не употребляется) 6. Если при причастиях и отглагольных прилагательных на -мыйесть слова с НИ: не делимое никемнаследство, ни на минуту не прекращавшийся дождь.
С КРАТКИМИ ПРИЧАСТИЯМИ
Есть приставка недо-: план недовыполнен,роман недооценёнкритикой. Книгане прочитана.
СЛЕДУЕТ РАЗЛИЧАТЬ
краткое прилагательное: Девушка была необразованна(сама). краткое причастие: Группа для поездки в Москву не образована (кто-то не образовал).

64.Вставьте пропущенные буквы, обьясните орфограмму.

Не…проверенная, а начатая работа, не…замеченная ошибка, уроки не…сделаны, ошибки не…исправлены, ошибка не…замечена, не…замеченная учителем ошибка, не…продуманный ответ, не…продуманный точно ответ, вовсе не…бесполезные труды, ничем не…объяснимый шаг, ещё не…выполненные задания, не…видимая сторона Луны, не…видимая никем сторона Луны, не…видимая в телескоп сторона Луны, не…видимая для человека сторона Луны, не…сравнимый ни с чем.

65.Объясните написания НЕ с причастиями.

(Не)прочитанная повесть, (не)навидящий ложь, (не)думать над (не)решенной проблемой, никогда (не)улыбающийся человек, (не)скошенная трава, (не)разрушенный, а целый, (не)защищенное от ветра лицо, урок (не)выучен, вовсе (не)изученный вопрос.

66.Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ ОБОСОБЛЯЕТСЯ,
1. если стоит послеопределяемого слова (сущ.): Цветок, расцветший на заре, удивил всех.
2. если относится к личному местоимению: Утомленной долгой дорогой,я быстро уснул. Я, утомлённый дорогой, быстро уснул.
3. если имеетдополнительное обстоятельственное значение (причины, уступительное или временное): Овеянные первой оттепелью,хорошо пахнут вишнёвые сады.

1. Письма, |отправленные с фронта|, ждали в каждой семье. Сущ, |причастный оборот|, …

2. |Отправленные с фронта | письма ждали в каждой семье. Причастный оборот| сущ.

3. |Привлечённые светом|,бабочки кружились около фонаря. (Бабочки какие? Кружились почему?)

4. Он, |убаюканный сладкими надеждами|, сладко спал. Личн. мест. причастный оборот|, …

5. Полный раздумий|, шел я однажды по большой дороге. Причастный оборот|, личн. мест.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ,
1. если относится не только к сказуемому, но и к подлежащему: До дома мы добежали промокшие насквозь.
2. если ПО стоит перед определяемым словом и не имеет добавочных обстоятельственных значений: Покрытые снегом деревья белели вдали.
3. если относится к личному местоимению и стоит в В. п.: Мы видели его лежащего на снегу.
ПРИЧАСТИЕ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СИНОНИМИЧНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ КОТОРЫЙ + ГЛАГОЛ Ср.:Педагог,не любящийдетей,есть нелепость. Педагог, который не любит детей, есть нелепость. ! ПО может находиться перед или после определяемого слова, но не должен включать в себя определяемое слово. Ср.: луг, пестреющий цветами; пестреющий цветамилуг; пестреющий луг цветами – грамматическая ошибка (определяемое слово внутри ПО)

67. Прочитайте лингвистическую сказку. Сделай те выводы о роли причастий в речи.

В давние времена в далекой стране правил король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно: Который изучает , Который рассказывает, Который смеется… Даже те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен. Невеселая была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения Который…, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое… Солнце, которое всходило; цветы, которые расцветали; птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: - Я король, который любит. - Любящий, – поправила она. - Я тот, который восхищается вами. - Восхищающийся, – вторила она. - Годы, которые мне остались… -Оставшиеся… - Я хочу посвятить вам. - Хорошо, – ответила принцесса, – но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или тот, который знает, или знающий. Представьте, как обрадовались подданные короля!

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Читайте также: