Посади дерево помоги планете

Обновлено: 18.09.2024

Как лес меняет климат

Ещё в школе нам рассказывали, что деревья поглощают углекислый газ (СО₂), чтобы расти. Взамен они дают нам кислород (О₂). И чем больше на планете деревьев, тем больше они поглощают СО₂, который выделяется за счёт естественных процессов (дыхание животных и растений, выбросы вулканов, гниение и разложение органики) и из-за деятельности человека (работа транспорта, заводов и производств, сжигающих ископаемое топливо).

СО₂ — это парниковый газ. Сейчас его в окружающей среде так много, что все леса в мире не успевают его поглощать. Поэтому он накапливается в атмосфере, нагревает планету и приводит к климатическому кризису. И вдруг родился миф: чтобы замедлить изменение климата, нам просто нужно сажать много, очень много деревьев. В реальности дело не только в количестве, но и в качестве. Хорошие посадки деревьев действительно помогут климату, бесполезные не сделают ничего, а плохие могут даже навредить. Вот только чем они отличаются?

Бесполезные посадки для климата

Представьте здоровый смешанный лес — там растут мощные ели и сосны, стройные берёзы и осины. Такой лес — чистое благо для климата: пока он жив, он поглощает углекислый газ. Но в лес внезапно приходит лесозаготовитель и решает провести сплошную рубку, то есть вырубить все деревья на определённой территории.

Такой лес больше не поглощает углекислый газ, ведь и леса-то уже нет. От него остались только порубочные остатки — отходы древесины, образовавшиеся после рубки. В процессе горения или гниения они начинают возвращать накопленный СО₂ обратно в атмосферу. Для климата это плохо, ведь в атмосфере и так углекислого газа — в избытке.

Что ждет этот лес в будущем? Есть два варианта развития событий.

Молодой лес спустя четыре-пять лет после сплошной рубки. Чувашская республика. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Молодой лес спустя четыре-пять лет после сплошной рубки. Чувашская республика. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Спустя время лес возобновится сам. На вырубленный участок прилетели семена с соседних деревьев и засеяли его. Там, где несколько лет назад были одни пеньки, уже выросли маленькие сосны и берёзы. Такие молодые деревья уже сейчас поглощают СО₂. Но первые десятки лет жизни им придётся потратить на то, чтобы возмещать потери углерода, которые произошли из-за рубки леса.

Вариант №2. Заняться лесовосстановлением — посадить лес там, где в недавнем прошлом он уже был (как на сплошной вырубке).

Но климату от этих посадок лучше не станет. Предположим, мы высадили на таком участке сосну. Вокруг смешанный лес — совсем неподалёку растут берёзы и осины, которые непременно раскидают свои семена и засеят ими бывшую вырубку. И саженцам сосны придётся расти рядом с очень непростыми соседками.

Наглядный пример разницы в скорости роста между берёзой и сосной. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Наглядный пример разницы в скорости роста между берёзой и сосной. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Чтобы сосна выросла, ей нужно помочь — прополоть высокую траву и выкосить или вырубить соседние берёзы. Это называется осветление, первая рубка ухода. Выращивая таким образом сосновый лес, мы замедляем процесс поглощения углерода из атмосферы, так как быстрорастущая молодая берёза поглощает СО₂ быстрее, чем сосна.

Кстати, чаще всего осветление молодых сеянцев в России не проводится. Они зарастают высокой травой, быстрорастущей берёзой или осиной и погибают в их тени, не принося вообще никакой пользы, в том числе климату.

Этому сеянцу сосны уже два года, но он совсем не вырос, потому что высокая трава заслоняет ему солнечный свет. Долина реки Смородинки, Ленинградская область. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Этому сеянцу сосны уже два года, но он совсем не вырос, потому что высокая трава заслоняет ему солнечный свет. Долина реки Смородинки, Ленинградская область. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Но это не значит, что выращивание соснового леса — вредная и бесполезная затея. Сосна — это одна из наиболее востребованных пород деревьев в лесной промышленности. И если выращивать и восстанавливать сосновые леса после рубок, то у людей не будет потребности добывать древесину в диких лесах — наиболее ценных с точки зрения сохранения биоразнообразия и сохранения климата.

Вредные посадки для климата

Если не выращивать хозяйственно ценный лес с нужной человеку структурой и составом, то посадки, о которых мы говорили выше — просто пустая трата времени. Климат не получит от них ничего. Но помимо них есть посадки, от которых бывает не просто нулевой, а отрицательный эффект. То есть только вред.

Предположим, 15-20 лет назад в лесу прошёл пожар. За это время повреждённая территория успела восстановиться и самостоятельно зарасти молодым лесом. Не смотря на этот факт, по документам этот лес всё ещё принадлежит к фонду лесовосстановления, то есть здесь предполагается проводить посадки, хотя нужды в них уже нет.

В конце концов какая-нибудь компания инициирует акцию лесовосстановления. Приходят люди, уничтожают крупной техникой лес и сваливают его в большие валы (кучи). Там деревья остаются гнить, а на расчищенной территории заново высаживают лес.

Для климата от такой посадки — только вред. Лес, который столько времени прекрасно рос и поглощал углекислый газ, теперь лежит в кучах. Ещё примерно 15 лет он будет гнить и отдавать СО₂ обратно в атмосферу. Новый лес здесь, конечно, вырастет, но с большой задержкой, и поначалу будет поглощать куда меньше углерода. Выбросы парниковых газов от такой посадки увеличиваются, а поглощающая способность леса — уменьшается. Ничего хорошего.

Пример вредной посадки в Иркутской области: молодой лес уничтожен и сложен в валы. Бульдозеры нарушили верхний слой плодородной почвы, напахали борозды. На такой территории посадили маленькие сосенки, некоторые из них уже погибли. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Пример вредной посадки в Иркутской области: молодой лес уничтожен и сложен в валы. Бульдозеры нарушили верхний слой плодородной почвы, напахали борозды. На такой территории посадили маленькие сосенки, некоторые из них уже погибли. Фото © Татьяна Хакимулина / Greenpeace

Отдельный вид вредных и даже опасных посадок — это посадка леса там, где его вообще быть не должно, например в степях. Естественных степей сохранилось даже меньше, чем диких лесов, каждый такой участок имеет большое природоохранное значение. Поэтому сажать лес в естественных степях нельзя.

Полезные посадки для климата

Когда лес сажают там, где в недавнем прошлом его не было и без нашей помощи он бы там не появился — это хорошие посадки для климата. Их называют лесоразведением.

Так лес можно сажать на заброшенном поле или на непригодных для сельского хозяйства землях. Там уже не вырастет ни картошка, ни морковка, а вот лес расти будет. Если не забывать ухаживать за ним — защищать от весенних пожаров, когда начинают жечь сухую траву, такой молодой новый лес будет сразу работать на смягчение и стабилизацию климата.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день.

Повышение экологической грамотности детей и их родителей;

• Формирование осознанно-правильного отношения к природе;

• Создание экологически-развивающей среды на участке дошкольного отделения;

• Повышение интереса и активности детей и их родителей к участию в благоустройстве участка детского сада и территории района посредством высадки молодых саженцев деревьев (в том числе, участие в акциях " Наш лес. Посади свое дерево" и "Лес Победы").

Мероприятия, проведенные в рамках проекта :

Посадка саженцев деревьев

на участке детского сада.

Охват проекта :

Дети старшей группы, родители и сотрудники детского сада.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Город Заречный Свердловской области

Цель: создание комфортной экологической среды на территории детского сада.

Задачи акции:

– привлечение детей к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической обстановки в детском саду;

– обучение детей трудовым умениям и навыкам;

– воспитание у детей экологической культуры, бережного отношения к высаженным деревьям.

Проблема вырубки лесов актуальна во всём мире. Леса способны возобновляться, но проблема заключается в том, что объёмы вырубки во много раз превышают объёмы воспроизводства.

Дети, участвующие в посадке растений, становятся созидателями, а не потребителями, творцами, а не разрушителями. Став взрослыми, дети не будут вырубать леса, убивать животных и отравлять воздух и воду. Поэтому, организуя акцию, педагогический коллектив ставил цель: развитие у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание в детях заботливого отношения к природе, озеленение территории детского сада.

К этой акции мы готовились с Майских праздников. Несколько веточек от спиленных деревьев поставили укореняться 5 апреля. Следили за развитием озеленения и укоренения веточек. И одна нас порадовала, она-то и стала саженцем. Так же было проведено занятие по заданной теме и был изготовлен плакат.

На территории детского сада был посажен саженец лиственницы С большим интересом дети с педагогами планировали посадку дерева на территории детского сада, определяли место, где молодому саженцу будет комфортно расти.

Совместная деятельность детей и взрослого доставила массу приятных моментов, каждый вносил свой вклад в озеленение территории. Дети с большим удовольствием помогали воспитателю копать ямку, носить воду, придерживать саженец, поливать.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность темы

Среди глобальных экологических проблем, на первое место мировое сообщество ставит изменение климата. Изменение климата в истории человечества - одна из самых важных и вместе с тем наиболее естественная характеристика естественной среды. За 200 млн. лет климат Земли непрерывно менялся, но никогда это не происходило столь быстро, как сейчас. За последнее столетие климат на земле потеплел на 0,5 0 С - факт беспрецедентный в геологической истории нашей планеты. Резкое изменение климата сказывается уменьшением количества морозных зим. За последние 25 лет средняя температура приземного слоя воздуха возросла на 0,7 0 С. В экваториальной зоне она не изменилась, но чем ближе к полюсам, тем потепление заметнее.

На сегодняшний день причина быстрого роста концентрации парниковых газов в атмосфере -хозяйственная деятельность человека. Среди существующих парниковых газов в изменении климата превалирующая роль отведена диоксиду углерода. Источниками выбросов которого является промышленность, использующая сжигание угля, нефти, природного газа, а также транспортные выбросы.

Диоксид углерода является постоянным компонентом атмосферного воздуха. Его концентрация в доиндустриальную эпоху составляла около 0,03%. Однако, интенсивный рост промышленности в 19 и особенно 20 столетии привел к заметному повышению концентрации СО2 в атмосфере. По данным [1] за период с начала промышленной революции до 1994 года концентрация углекислого газа в атмосфере возросла почти на 30%. Следует отметить, что ежегодно в атмосферу выбрасывается до 6 Гт С/год, что привело к росту содержания диоксида углерода в атмосфере до 1,5-1,7 ррm в год. В ближайшие 50-100 лет специалисты прогнозируют удвоение данных показателей.

Согласно расчетам, глобальная тенденция изменения климата - катастрофическое нарушение климатического равновесия. Прежде всего, прогнозируется потепление, причем будет теплеть сильнее в высоких широтах и в теплое время года, чем в низких и в холодное время, соответственно в Южном полушарии потепление должно быть несколько больше, чем в Северном. Это может привести к таянию полярных льдов с последующим повышением уровня мирового океана и затоплением низменных частей суши. К числу последствий следует отнести изменение режима циркуляции атмосферы, изменения режима осадков, сдвиг климатических поясов и появлению новых пустынь на планете. Можно ожидать возрастания неустойчивости погодных явлений вследствие увлажнения атмосферы (ливни, ураганы, наводнения). Кроме того, стоит выделить и социально-экономические проблемы, связанные с миграцией населения и значительным увеличением расходов на устранение последствий глобального потепления. [1]

По мнению экспертов, стратегия борьбы с усилением парникового эффекта должна заключаться в принятии следующих мер:

Сокращение использования ископаемых источников энергии: угля, нефти и газа;

Более эффективное использование энергии;

Широкое внедрение энергосберегающих технологий;

Широкое применение альтернативной энергетики (использование возобновляемых источников энергии);

Развитие новых экологически чистых и низкоуглеродных технологий, в частности – применение хладагентов и вспенивателей с низким (нулевым) потенциалом глобального потепления; [2]

Борьба с лесными пожарами, восстановление лесов – природных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

Что мы – школьники можем сделать? Вырастить деревья!

Один из путей решения - посадка деревьев (природных поглотителей углекислого газа из атмосферы)

Растения и деревья абсорбируют CO2 в процессе фотосинтеза. Увеличение зеленого покрова Земли может снизить концентрацию парниковых газов,

Цель: вырастить саженцы катальпы великолепной из семян и внести вклад в озеленение школьного двора.

Задачи:

1. Изучить биологические особенности катальпы

2. Собрать нужные материалы для посадки деревьев.

3. Посадить саженцы, соблюдая условия, необходимые для выращивания экзотического растения.

4. Сформировать умения ухаживать за растением, бережное отношение к природе и окружающему миру у учащихся нашего класса.

5.Представить результаты работы в виде презентации.

Гипотеза: Возможно ли выращивание детьми саженцев деревьев с минимальными затратами.

Объект-катальпа

Предмет- выращивание катальпы

Методы:

Вид проекта: групповой, долгосрорчный

1.1Биологические и морфологические особенности катальпы

Катальпа великолепная (Catalpa speciosa)

– быстрорастущее дерево, ежегодный прирост ее ствола может составлять 1 метр. Растение прекрасно прижилось в климатических условиях средней полосы России. Достигая в высоту 10 метров, характеризуется стройным прямым стволом, широкой кроной и крупными, около 25 см, овальными листьями, которые распускаются на порядок раньше, чем у остальных видов.посадка катальпы Катальпа великолепная засухоустойчива, светолюбива, негативно относится к прилегающим близко к поверхности грунтовым водам. К середине июня покрывается многочисленными метелками светло-кремовых и розовых соцветий, в желтую полоску и коричневую крапинку. Цветение, в зависимости от региона, длится от 2 недель до 1 месяца (Пр 1)

. Виды размножения катальпы.

Выращивание катальпы следует производить на хорошо освещенном месте, защищенном от холодных ветров, которые могут ломать большие листья дерева. Саженец требуется высадить в посадочную яму, глубина которой составляет 70-120 см. При посадке нескольких деревьев расстояние между ними не должно быть меньше 3 метров. В качестве почвы подойдет смесь из песка, торфа, листовой земли и перегноя в соотношении 2:1:2:3. Очень кстати будет внесение в посадочную яму 5-7 кг древесной золы. После посадки катальпа, саженцы которой рекомендуется сразу полить и замульчировать в приствольных кругах торфяной землей, начинает активно расти при правильном уходе за ней. Особенности ухода за катальпой Катальпа, размножение которой производится черенками, отводками, семенами, спокойно относится к пересадке, которую лучше производить ранней весной. Поливать растение рекомендуется раз в неделю, 15-18 литров под единицу растения. Катальпа, как и любое растение, хорошо относится к подкормкам, которые рекомендуется производить 2-3 раза за сезон. Результативным будет внесение навозной жижи (ориентировочно под 1 дерево – 5 литров). Важным элементом ухода за катальпой является обрезка, направленная на удаление сухих ветвей и формирование кроны. Требуется ее проводить ежегодно, ранней весной. На зиму молодые саженцы катальпы рекомендуется укрывать; сделать это можно при помощи мешковины или мульчи в приствольных кругах.

Читайте также: