Потом начали разрастаться деревья и кусты которые я посадил три года назад

Обновлено: 18.09.2024

Документ предоставляется как есть, мы не несем ответственности, за правильность представленной в нём информации. Используя информацию для подготовки своей работы необходимо помнить, что текст работы может быть устаревшим, работа может не пройти проверку на заимствования.

Можно ли скачать документ с работой

Да, скачать документ можно бесплатно, без регистрации перейдя по ссылке:

1. Укажите количество запятых в предложении:
Взимая немалые деньги за услуги менялы помогали разменять крупные деньги поменять одни на другие рассчитывали сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами так как простой человек не всегда мрг сориенироваться в огромном количестве разнообразных монет.
А) 6
В) 7.
С) 3
D) 5
Е) 2
Правильный ответ: D.
2. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме: […], […], и […],(…).
А) Жёлтыми огнями загорелась осень частыми дождями заплаколо небо и быстро стали пустеть дачи как будто непрерывный дождь и ветер гасили их точно свечи.
В) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые я посадил три года назад.
С) Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы поехали.
D) Музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс и его залы кажутся зрителю естественным обрамлением для всего прекрасного что их наполняет.
Е) Смотрю лес кончился и несколько казаков выезжают из него на поляну.
Правильный ответ: А.
3. Найдите сложное предложение, соответствующее схеме: […]:[…],и[…].
А) Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы поехали.
В) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые я посадил три года назад.
С) Смотрю лес кончился и несколько казаков выезжаютиз него на поляну.
D) Музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс и его залы кажутся зрителю естественным обрамлением для всего прекрасного что их наполняет.
Е) Жёлтыми огнями загарелась осень чатыми дождями заплпкало небо и быстро стали пустеть дачи как будто непрерывный дождь и ветер гасили их точно свечи.
Правильный ответ: С.
4. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видела с кем говорила и кому кланялась моя мать.
А) 3 запятых.
В) 6 запятых.
С) 4 запятых.
D) 5 запятых
Е) двоеточие, 2 запятые.
Правильный ответ: С.
5. Выберитеправильный вариант расстановки знаков препинания:
Как ни был он подготовлен сердце его ёкнуло всё – таки большое событие.
А) тире, 2 запятых.
В) 2 запятых.
С) запятая, двоеточие.
D) запятая, тире.
Е)двоеточие, 2 запятых.
Правильный ответ: С.
6. Количество пропущенных знаков препинания:
Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед вами.
А) 2 запятые.
В) 3 запятые.
С) 5 запятых
D) 4 запятые.
Е) 4 запятые, двоеточие.
Правильный ответ: А.
7. Выберите правильное количество знаков препинания:
Солнце стоявшее в небе светит так что если закрыть на минуту глаза сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
А) 3
В) 7
С) 5
D) 4
Е) 6
Правильный ответ: С.
8. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Он стал рассказывать почему не вышло кругом всё уже было заминировано и для того чтобы прорваться в Сальково осталась только узкая полоса в несколько десятков метров.
А) 4 запятые.
В) 4 запятые, двоеточие.
С) 6 запятых.
D) 3 запятые, двоеточие.
Е) 5 запятых.
Правильный ответ: В.
9. Пропущены знаки препинания:
Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнёмся на лодку брошенную на берегу.
А) 1 запятая, двоеточие.
В) 2 запятые, тире.
С) 3 запятые.
D) 3 запятые, двоеточие.
Е) 2 запятые.
Правильный ответ: D.
10. Пропущены знаки препинания:
Теперь ей самой не понять как она сбилась с тропы проглядев в кустарнике очередной поворот или возможно та просто исчезла под снегом.
А) 3 запятые.
В) 4 запятые.
С) 6 запятых
D) 7 запятых
Е) 5 запятых
Правильный ответ: Е.
11. Пропущены знаки препинания:
Некоторые слушатели вынимали деньги чтобы отдать их старику но не знали куда их положить футляр скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко на подножье памятника почти рядом с Пушкиным.
А) 6 запятых.
В) 4 запятые, двоеточие.
С) 5 запятых, двоеточие.
D) 7 запятых.
Е) 3 запятые, двоеточие.
Правильный ответ: С.
12. Пропущены знаки препинания:
Сердце моё трепыхалось от радости на каждом листке на каждой хвоинке травке в венцах соцветий и на стволах деревьев повсюду мерцали светясь и играя капли росы которые казались блестящими бусинками.
А) 7 запятых
В) 6 запятых, тире.
С) 5 запятых, тире, двоеточие.
D) 6 запятых, двоеточие, тире.
Е) 6 запятых, двоеточие.
Правильный ответ: D.
13. Выберите схему, соответствующую предложению:
Мальчик прислушался и сквозь дальний городской шум ему внезапно показалось что он слышит как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава.
А) […],и (…),(что…),(как…).
В) […]и,[…],[что…],(как…)
С) […], (что…),(как…).
D) […],[…],(что…),(как…).
Е) […]и[…], (что…),(как…).
Правильный ответ: D.
14. Укажите знаки препинания:
Случилось то чего я опасался пока нас не было произошёл обвал.
А) запятая, запятая, двоеточие.
В) Запятая, двоеточие, запятая.
С) запятая, запятая, тире.
D) запятая, тире, запятая.
Е) запятая, запятая, запятая.
Правильный ответ: В.
15. Знаки препинания:
Предчувствия его не обманули через несколько минут они увидели небольшой хуторок который состоял из нескольких хат.
А) запятая, запятая.
В) двоеточие, тире.
С) двоеточие, запятая.
D) запятая, двоеточие.
Е) тире, запятая.
Правильный ответ: С.
16. Укажите знаки препинания:
Вообще в гостиной была простота отношений входили уходили кто с кем хотел тот с тем и разговаривал.
А) двоеточие, запятая, запятая, запятая.
В) запятая, запятая, запятая, двоеточие.
С) двоеточие, запятая, запятая, двоеточие.
D) запятая, запятая, запятая, запятая.
Е) тире, запятая, запятая, запятая.
Правильный ответ: А.
17. Знаки препинания:
Жара жарой но ещё смертельно хочется спать встали чуть свет а время к обеду.
А) запятая, двоеточие, запятая.
В) запятия, запятая, запятая.
С) тире, запятая, запятая.
D) запятая, запятая, двоеточие.
Е) двоеточие, запятая, запятая.
Правильный ответ: А.
18. Знаки препинания:
Когда Вильгельм возвращался домой его окрикнул голос дквушки он посмотрел мимо проехала Дуня.
А) запятая, двоеточие, запятая.
В) запятая, запятая, запятая.
С) запятая, запятая, двоеточие.
D) запятая, запятая, тире.
Е) запятая, двоеточие, запятая.
Правильный ответ: С.
19. Знаки препинания:
Тётка была права Вильгельм был сильно влюблён и от него можно было ожидать всяких глупостей.
А) тире, запятая.
В) двоеточие, запятая.
С) запятая, запятая.
D) запятая, двоеточие.
Е) двоеточие, тире.
Правильный ответ: В.
20. Знаки препинания:
Всех разбросало Пушкин в ссылке ты уезжаешь.
А) двоеточие, тире.
В) запятая, запятая.
С) запятая, тире.
D) тире, запятая.
Е) двоеточие, запятая.
Правильный ответ: Е.
21. Количество запятых:
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он притворился спящим и на другой день рано утром стараясь не видеть его ушёл из палатки.
А) 7
В) 4
С) 6
D) 8
Е) 3
Правильный ответ: С.
22. Количество запятых:
Генерал стал расспрашивать меня о судьбе Ивана Кузьмича которого называл кумом и часто прерывал мою речь дополнительными вопросами и нравоучениями которые если не отличали в нём человека сведущего в военном искусстве то по крайней мере обнаруживали сметливость и природный ум.
А) 7
В) 9
С) 10
D) 8
Е) 6
Правильный ответ: А.
23. Количество запятых:
И затем уже при знакомстве с труппой Шакен Айманов не раз убеждался в том что основоположники театра и первый казахский режиссёр Жумат Шанин не ограничились чисто интуитивным постижением национальных традиций эстетических и этических идеалов любя родное слово они понимали и чувствовали его образную силу и несли в народ его волшебную красоту.
А) 6
В) 5
С) 3
D) 7
Е) 4
Правильный ответ: А.

24. Количество запятых:
Будь любезен сходи в библиотеку поройся в специальной литературе почитай о том что тебя больше всего интересует и в Италии тебе не придётся задавать вопросов на которые ты можешь найти ответы и дома.
А) 8
В) 7
С) 5
D) 10
Е) 6
Правильный ответ: Е.
25. Количество запятых:
Я конечно не мог найти да и не искал того кабачка где машинист пел песни и играл на гитаре со своими друзьями но я был в другом в который он мог зайти.
А) 4
В) 6
С) 5
D) 2
Е) 3
Правильный ответ: В.
26. Количество запятых:
Принимать участие в дискуссии в которой между тобой твоими оппонентами и зрителем находится пусть даже самый превосходный как было например у нас переводчик очень трудно.
А) 5
В) 8
С) 4
D) 7
Е)6
Правильный ответ: Е.
27. Количество запятых:
Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлёпали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.
А) 7
В) 6
С) 4
D) 5
Е) 3
Правильный ответ: D.
28. Количество запятых:
Солнце жгло его руки и колени земля горячо дышала было даже видно что над ней жаровней дрожит воздух.
А) 5
В) 6
С) 4
D) 7
Е) 3
Правильный ответ: А.
29. Укажите вид связи в сложном предложении:
Уже давно село солнце, но лес не успел стихнуть, горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.
А) сочинение и подчинение.
В) сочинение.
С) подчинение.
D) подчинение и бессоюзная связь.
Е) сочинение и бессоюзная связь.
Правильный ответ: Е.
30. Укажите вид связи в сложном предложении:
Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
А) сочинение.
В) сочинение и бессоюзная связь.
С) подчинение и бессоюзная связь.
D) сочинение и подчинение.
Е) подчинение.
Правильный ответ: D.
31. Количество запятых:
Конечно в душе он рассчитывал на помощь сына наверное для того и вызвал его телеграммой но в тот вечер так ему ничего и не сказал надеялся что догадается сам предложить помощь.
А) 7
В) 5
С) 6
D) 8
Е) 4
Правильный ответ: С.
32. Количество запятых:
Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шёл к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность: он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные.
А) 3
В) 6
С) 4
D) 7
Е) 5
Правильный ответ: В.
33. Количество запятых:
Но и этот огонь и эта вода и тишина эта и буря и всё что есть в природе и чего мы даже не знаем всё входило и соединялось в мою любовь обнимающую весь мир.
А) 7
В) 5
С) 8
D) 9
Е) 6
Правильный ответ: С.
34. Количество запятых:
Супруги пришли к заключению что танкисты конечно хорошие люди но и лётчики им нисколько не уступают если к ним внимательно приглядеться.
А) 4
В) 3
С) 5
D) 6
Е) 2
Правильный ответ: С.
35. Количество запятых:
Наступила полутьма уже разжиженная хмурым рассветом зазвенели комары которые составляли пожалуй единственное неудобство этого славного лесного жилья.
А) 3
В) 2
С) 4
D) 5
Е) 6
Правильный ответ: D.
36. Количество запятых:
Выйдя на двор Левин как дерево весною ещё не знающкк куда и как разрастутся его молодые побеги и ветви заключённые в налитых почках сам не знал хорошенько за какие предприятия в любимом его хозяйстве он примется теперь.
А) 4
В) 7
С) 8
D) 6
Е) 5
Правильный ответ: С.
37. Количество запятых:
Увлечённый я не заметил за книгой как опустился вечер а затем наступила ночь.
А) 1
В) 4
С) 3
D) 2
Е) 5
Правильный ответ: С.
38. Количество запятых:
Зависит не от нас когда на свет родиться вступить в открытый мир зимой или весной но каждый может так пройти свой круг земной чтоб и начальныхтроп под старость не стыдиться.
А) 5
В) 1
С) 3
D) 2
Е) 4
Правильный ответ: Е.
39. Количество запятых:
Молчит опаловая даль моря певуче плещут волны на песок и я молчу глядя в даль моря.
А) 1
В) 4
С) 2
D) 3
Е) нет знаков.
Правильный ответ: D.
40. Укажите тип предложения:
Зимой берёзы таятся в хвойном лесу а весной когда листья разворачиваются кажется будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
А) сложносочинённое.
В) бессоюзное.
С) сложное с разными видами связи.
D) сложноподчинённое.
Е) простое.
Правильный ответ: С.

41. Количество запятых:
Далеко-далеко раскинулось поле покрытое снегом что ковром и звёзды зажглись и месяц что лебедь плывёт одиноко над сонным селом.
А) 4
В) 6
С) 8
D) 7
Е) 5
Правильный ответ: В.
42. Количество запятых:
Перейдя по доске доктор тоже остановился потому что дорога была занята и глянув из-под полей своей шляпы прямо в лицо Орленеву улыбнулся.
А) 5
В) 2
С) 1
D) 4
Е) 3
Правильный ответ: А.
43. Количество запятых:
Махамбет больше не мог как прежде беззаботно предаваться наслаждениям не мог видеть склонённые перед ханом головы его бесила угрюмость и подавленность слуг.
А) 3
В) 2
С) 5
D) 4
Е) 1
Правильный ответ: D.
44. Количество запятых:
Он рисовал всё что было вокруг и то что ещё никто никогда не видел самолёты похожие на огромные стрелы и корабли похожие на самолёты и воздушные дворцы и мосты из стекла.
А) 9
В) 5
С) 7
D) 6
Е) 4
Правильный ответ: А.
45. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Мигание звёзд шорох речной волны шелест трав стук копыт коней таинственные звуки степи и тихий голос Сакыш всё слилось в единую музыку.
А) двоеточие, 2 запятые.
В) 6 запятых
С) 4 запятые, тире.
D) 4 запятые.
Е) тире, 3 запятые.
Правильный ответ: С.
46. Количество знаков препинания:
То и дело оглядываясь без всякой надобности он лениво шёл по дороге и повидимому раздумывал куда ему идти.
А)4
В) 3
С) 2
D) 5
Е) 1
Правильный ответ: А.
47. Объясните расстановку знаков препинания:
Сейчас, отложив перо, он принялся вновь за живопись, родные его счастливы.
А) Вводное слово, однородные члены, предложение бессоюзное сложное.
В) Бессоюзное сложное предложение, вводное предложение, обособленное дополнение.
С) Обособленное обстоятельство, бессоюзное сложное предложение.
D) Обособленное обстоятельство,однородные члены, вводное предложение.
Е) Однородные члены, вводное предложение.
Правильный ответ: С.
48. Определите структуру предложения:
Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен что, если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие.
А) Сложное предложение с вводными словами.
В) Сложное предложение с разными видами связи.
С) Сложноподчинённое с тремя придаточными, вводное предложение.
D) Сложноподчинённое с двумя придаточными, однородные члены.
Е) Сложноподчинённое и сложносочинённое предложения.
Правильный ответ: В.
49. Определите структуру предложения:
Музыка в бою нужна и полезна, и надо, чтобы она была самая громкая.
А) Простое предложение с противопоставлением.
В) Сложноподчинённое предложение с однородными членами.
С) Сложное предложение с разными видами связи (сочинением и подчинением).
D) Простое предложение с обособленными членами.
Е) Сложносочинённое предложение с однородными членами.
Правильный ответ: С.
50. Определите структуру предложения:
Я верю твёрдо и светло: на свете есть такая сила, что победит любое зло, на помощь двинется к тебе, когда ослабнешь ты в борьбе.
А) Сложноподчинённое предложение с обособленными членами.
В) Сложное предложение с различными видами связи.
С) Сложноподчинённое и сложносочинённое предложения.
D) Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
Е) Сложносочинённое предложение с обособлением.
Правильный ответ: В.

Мы узнаем ,что когда берешь грибы ,лучше их срезать ножом, ежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается.
Растение живёт и плодится под земле ,так что ,если вы увидите стайку ландышей в лесу, необходимо иметь в виду ,что вы видите одно растение.
Сходство меж цветами дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит навечно либо на ночь, одуванчики покрывают свои цветочки меркнут.
Вот для вас три охоты ,поэтому что если называть охотой собирание грибов, то чем хуже земляника и орешки!
Позже начали разрастаться деревья и кустики ,которые, как редко я их ни сажал ,через три года перепутались, образовали густоту.

Составьте пожалуйста схему предложений)Буду очень признательна))

[Мы узнаем] , (что, (когда берешь грибы) , лучше их срезать ножиком), (нежели выдирать с корнем), (потому что грибница разрушается).

[ ] ,( что, (когда ), ), (ежели), ( потому что )

[Растение живёт и размножается под земле] ,(так что , (если вы увидите стайку ландышей в лесу), необходимо иметь в виду) , (что вы видите одно растение).

[ ], ( так что, (если ), ), (что )

[Сходство меж цветами дополняется еще и тем], (что, (когда солнце уходит навечно либо на ночь), одуванчики накрывают свои цветочки гаснут)

[ ], (что, (когда ), ).

[Вот для вас три охоты] , (поэтому что (если нарекать охотой собирание грибов), то чем хуже земляника и орешки!)

[ ], (поэтому что ( если ),то )

[Позже начали разрастаться деревья и кустики] , (которые, (как изредка я их ни сажал) ,через три года перепутались, образовали густоту).

E.\t\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u044e: \u043b\u0435\u0441 \u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f, \u0438 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u0430\u0437\u0430\u043a\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0435\u0437\u0436\u0430\u044e\u0442 \u0438\u0437 \u043d\u0435\u0433\u043e \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044f\u043d\u0443. ">,

E.\t[\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u044e]: [ \u043b\u0435\u0441 \u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f], \u0438 [\u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043a\u0430\u0437\u0430\u043a\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0435\u0437\u0436\u0430\u044e\u0442 \u0438\u0437 \u043d\u0435\u0433\u043e \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044f\u043d\u0443]. ">]" data-testid="answer_box_list">

E. [Смотрю]: [ лес кончился], и [несколько казаков выезжают из него на поляну].

samsonkin2003

E. Смотрю: лес кончился, и несколько казаков выезжают из него на поляну.

Новые вопросы в Русский язык

Золотое кольцо России — так называют извес..ный тур..стический м..ршрут, включающий в себя др..внейшие города России : Сергиев Посад, Переславль-Залес … ский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль. Золотое кольцо маршрут, проложе(нн,н)ый по историч..ским г.родам, проходит по те(pp,p)итории пяти областей — Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской . На реке Каменке стоит город Суздаль. Он известен с 1024 года. Туристы пр. езжают сюда, чтобы открыть кр..Соту (Д,д)ревней (Р,руси. Стари(нН,н)ые маст..ра во(3,c)водили в городе высокие К..локольни выклад..вали проч(?)ные каменнн)ые стены и башни, с к..торых жители отр..жали натиск орд монгольского хана Батыя. Еще когда в..езжаеш.. в город, со всех сторон в..дны золоче(нН,н)ые купола и шпили церквей! Милости просим в Суздаль — на осмотр церквей, действующих монастырей, уникальных икон и других достопр..мечательностей!​ вставьте пропущенные буквы и. ​

Издавна принято считать, что трусливее зайца зверя нет, что он боится даже своей тени. Не всегда он бросается в бегство от опасного врага. Затаившись … где-нибудь в сугробе под кустом, терпеливо и упорно выжидает, высматривает: авось не заметят. Лежит, сжавшись в упругий, мускулистый комок. Убедившись, что опасность миновала, снова спокойно укладывается отдыхать. Невольно удивляешься – какая выдержка, какие крепкие нервы! Нередко заяц заглядывает в деревню, чтобы поживиться чем-нибудь в огороде или в саду.помогите найти основную мысль текста и тему .пожалуйста.даю20баллов​

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали св … ой выбор. 1. Сентябрь время боровиков груздей рыжиков. 2. Первый снег пушистый и мягкий. 3. Храбрость сестра победы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

г. Ульяновска имени Василия Тезетева

с углубленным изучением иностранных языков

Проект урока русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Ульяновск 2014 год

- сформировать у учащихся

а) знание пунктограммы на стыке союзов при разрыве предложений;

б) знание отличий одиночных и двойных союзов;

в) умение находить место разрыва в предложении и определять границы придаточных предложений;

г) умение находить место разрыва предложения в речи;

д) умение выделять запятыми границы придаточных предложений на письме;

е) умение интонационно выделять при чтении место разрыва в предложении.

а) устную и письменную речь;

б) логическое мышление;

в) умение использовать сложные конструкции в речи.

- воспитывать чуткое отношение к языку писателей.

Проверка домашнего задания:

1 уровень сложности: № 544 (1 человек у доски выполняет упражнение).

3 творческий уровень. Сочинение-миниатюра с использованием предложений с разными видами связи. (1 человек с мета зачитывает сочинение).

Графический диктант. Учитель читает предложение. Учащиеся чертят схему предложения в тетради.

1. Буревестник – интересная птица.

2. При взлёте буревестник напоминает самолёт: он не может сразу оторваться от воды, ему нужен разбег.

3. Обтекаемые и прямые в полёте крылья делают его похожим на истребитель – техника полёта у него просто изумительная.

4. А на воде он совсем другой: тут он похож на большого смирного голубя.

5. Увидит буревестник в небе добычу – смирный голубь превратится в хищника.

Учащиеся сверяют свои работы с написанным на доске. Сами определяют свой уровень.

У доски отвечает 3 ученика.

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы, объяснит орфограммы и знаки препинания. Найти грамматические основы, объяснить знаки препинания.

Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.

( Повествовательное, невосклицательное, сложное состоит из 3 частей, с разными видами связи, союзное, 1,2 сложносочиненное, одновременность, 1-2, 3 – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным времени;

1 – простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

2- простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

3 - простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими).

2 уровень сложности. Составить схему, дать характеристику этого же предложения.

3 творческий уровень. Составить схему по условию:

1. 3 части и 1 запятая.

2. 2 части и ни одной запятой.

4. 2 части и 2 запятые.

Загорелый, озарять, коснуться, склонять, располагать, вымокнуть, сровнять (с землёй), равнение ( в рядах), росток, зарастал, запереть, постилать, начинать.

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы или 2 подчинительных союза.

Нужно ли ставить между ними запятые? При каких условиях? На доске записаны 2 пары предложений. Рассмотрим первую пару. В чем их сходство и различие с точки зрения построения? Понаблюдайте за интонацией.

1. По небу носились тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно.

2. По небу носились тучи, и хотя шёл третий час дня, но было темно.

В этих предложениях по три части. В этих предложениях разная последовательность частей: в 1- третья часть разрывает вторую; во 2 – части следуют друг за другом. В 1-м предложении есть запятая между союзами, во втором нет. В 1-м предложении два одиночных союза, а во втором один двойной.

Попробуйте сделать вывод: на стыке союзов при разрыве предложения запятая ставится, если нет второй части двойного союза.

Можно использовать прием проверки: приём перестановки (переставить придаточное предложение).

Проверка: 1. По небу носились тучи, и было темно, хотя шёл третий час дня.

Во 2 предложении этого не получится.

Рассмотрим вторую пару предложений:

1. Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне.

2. Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

Анализируем по той же схеме.

Первичное закрепление (для всех уровней № 547).

1. Списывание с грамматическим заданием: сделать анализ предложения, используя алгоритм, составить схему. (Отвечают два ученика с места).

Вывод: при разрыве предложения на стыке союзов, если есть вторая часть двойного союза, будем ставить запятую.

2. Отвечаем на вопрос из упражнения № 548.

Чтобы проверить, нужно ли ставить запятую между двумя рядом стоящими подчинительными союзами, исключим придаточное, которое начинается со второго союза.

Если предложение исключается, ставим запятую.

3. 3. А материале № 545 ( 4 предложение) докажем, что запятой не нужно, с помощью перестановки придаточного предложения.

Вторичное закрепление (проходит по уровням).

1 уровень сложности: № 547 (3, 4, 5). Осложнённое списывание: списать, расставить знаки препинания, графически выделить грамматические основы предложений, союзы, указать номера частей. Сделать орфографический разбор.

2 уровень сложности6 № 547 (3,4,5). Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические, основы, составить схемы предложений.

3 творческий уровень: № 547 (3, 4, 5). Составить схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. К одной из них придумать своё предложение.

Проверка задания проходит у доски. Отвечают по одному ученику с каждого уровня. Один ученик – 3-е предложение, второй – 4-е предложение, третий – 5-е предложение.

Комплексное применение знаний с использованием дидактического материала.

1). Потом я простился сказал что если можно завтра снова зайду и ушёл.

2). Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение.

2 уровень. Мысленно делая графический разбор, расставьте знаки препинания и определите, к какому предложению относится эта схема.

1) Николай то умолял мать простить его и Моню и согласиться на их брак то угрожал матери тем что ежели Соню будут преследовать то он сейчас же женится на ней тайно. (Л.Толстой).

2) Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках вышла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого она отравилась бы потому что жизнь её пуста. (М.Булгаков).

3 уровень. Выпишите только те элементы предложения, которые влияют на пунктуацию. Не забудьте поставить знаки препинания!

Ключ к заданию с обратной стороны карточки.

1) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и чем больше темнел воздух тем белее становились предметы. (А.Чехов).

2) Мело весь месяц в феврале

И то и дело

Свеча горела на столе

Свеча горела. (Кто автор?)

1. Мы знаем, что, когда берёшь грибы, лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землёй, так что, если вы увидите стайку ландышей в лесу, надо иметь в виду, что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы и гаснут.4. Вот вам три охоты потому, что если называть охоту собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи. 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые, как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В.Солоухин).

1. [- = ], (что, (когда…), …), (потому что…).

2. [- = ], (так что, (если…), …), (что…).

4. [- = ], (что если …), то (…).

5. [- = ], (которые, ( как …), …).

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. (Л.Толстой).

Цель: повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме.

I. Проверка домашнего задания

Работа с домашним упражнением (читаем упражнение, даем комментарий).

- Какими знаками препинания отделяется придаточная часть от главной?

- Назовите условия постановки запятой в СПП.

- Назовите условия постановки тире в СПП.

- Когда запятая в СПП не ставится?

Самостоятельная работа Списать, расставить знаки препинания.

Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (А. Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло. (А. Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А. Фадеев) 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. (А. Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. (М. Горький) 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел надела и чувства человеческие. (М. Лермонтов)

Ключи к упражнению

Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда. 2. Уля не сразу сообразила, что произошло. 3. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. 4. Как рассказывал учитель - долго слушал у окна я. 5. Конечно, хорошо что он с ней венчается, а как жить будут - кто знает. 6. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.

II. Повторение ранее изученного материала

Определите вид подчинения в последнем предложении. (СПП с однородным соподчинением и последовательным подчинением.)

[. ], (когда), (когда), (который).

- Какие виды подчинительной связи вы помните?

1. Однородное подчинение:

Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою ее я видел в последний раз. (И. Тургенев)

2. Параллельное подчинение:

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (М. Горький)

3. Последовательное подчинение:

Княжна Мария умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ней.

4. Смешанное подчинение - разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения.-

Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так расстревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л. Толстой).

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

- Если придаточные однородные и между ними нет сочинительного разделительного союза:

Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня. (К. Аксаков)

- Если придаточные однородные, но между ними есть повторяющиеся сочинительные союзы:

Простота украшает. А все-таки должно в человеке присутствовать что-то невидимое с первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано или поздно удивит нас, и что человек заставит нас по-новому взглянуть на этого человека. (С. Залыгин)

- Если придаточные присоединены по способу последовательного или параллельного (неоднородного) подчинения:

Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его. (А. Чехов)

Запятая не ставится:

- Если однородные придаточные соединены одиночным неповторяющимся сочинительным соединительным или разделительным союзом:

Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо, и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни. (К. Паустовский)

- На стыке сочинительного и подчинительного союзов, а также на стыке двух подчинительных союзов, если есть вторая часть сложного союза то, как и т. д.: . что если . то . . Но если вторая часть союза отсутствует, то запятая ставится: что, если, .

Проверить себя можно применив метод изъятия: если часть можно отбросить без искажения смысла предложения, то запятая на стыке союзов ставится, если такое изъятие невозможно, запятую на стыке союзов ставить не нужно:

Мечик почувствовал, что если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. (А. Фадеев)

(Придаточное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится.)

Я думал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже в последствие времени мне будет трудно освободиться от его опеки. (А. Пушкин)

(Придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, т. к. рядом окажется сочетание что . то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.)

- Если части СПП с несколькими придаточными значительно распространены, то ставится точка с запятой.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, используя схемы. Назовите вид предложений с учетом ведущей связи между их частями.

1. Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4. Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту.

Ключи к упражнению:


Выполнить полный синтаксический разбор данных предложений.

В детстве мы впервые узнавали что мир гораздо шире комнаты с игрушками что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы неповоротливые медведи и хитрые лисицы. (В. Песков)

Ключи к варианту 1

В детстве мы впервые узнавали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы, неповоротливые медведи и хитрые лисицы.

(Повеств., невоскл., сложное. Вторая часть соединяется с первой с помощью подчинительного союза что, третья часть соединяется с первой с помощью подчинительного союза что. Значит, предложение сложноподчиненное: 1 ч.- главное предл., 2 и 3 - придаточные изъяснительные. Так как придаточные одного вида, то это СПП с однородным подчинением. Далее характеризуются части сложного предложения как простые.)

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги чтобы подарить их старику но не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко на подножии памятника почти рядом с Пушкиным. (А. Платонов)

Ключи ко варианту II

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

(Повеет., невоскл., сложное, т. к. состоит из пяти частей. Первая и вторая части соединены подчинительным союзом чтобы> первая и третья - союзным словом куда, третья и четвертая - объяснительной интонацией, четвертая и пятая - сочинительным противительным союзом а. Значит, в этом предложении присутствует подчинительная бессоюзная и сочинительная связи. Ведущей связью является бессоюзная. Первая часть соотносится с СПП с параллельным подчинением придаточных. Связь главного предложения с придаточными:

1, чтобы 2 - соотносится с СПП с придаточным цели, которое присоединяется с помощью подчинительного союза чтобы ко всему главному предложению и отвечает на вопрос зачем?

1, куда 3 - соотносится с СПП с придаточным изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова куда к сказуемому в главном предложении и отвечает на вопрос чего?

Вторая часть (4 и 5) соотносится с СПП с сопоставительными отношениями, т. к. части соединены сочинительным противительным союзом а.)

Далее анализируем простые предложения, входящие в состав сложной синтаксической конструкции.

Выписать из художественной литературы одно СПП с несколькими придаточными, выполнить синтаксический разбор.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: