Потом начали разрастаться деревья и кусты которые

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22

г. Ульяновска имени Василия Тезетева

с углубленным изучением иностранных языков

Проект урока русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Ульяновск 2014 год

- сформировать у учащихся

а) знание пунктограммы на стыке союзов при разрыве предложений;

б) знание отличий одиночных и двойных союзов;

в) умение находить место разрыва в предложении и определять границы придаточных предложений;

г) умение находить место разрыва предложения в речи;

д) умение выделять запятыми границы придаточных предложений на письме;

е) умение интонационно выделять при чтении место разрыва в предложении.

а) устную и письменную речь;

б) логическое мышление;

в) умение использовать сложные конструкции в речи.

- воспитывать чуткое отношение к языку писателей.

Проверка домашнего задания:

1 уровень сложности: № 544 (1 человек у доски выполняет упражнение).

3 творческий уровень. Сочинение-миниатюра с использованием предложений с разными видами связи. (1 человек с мета зачитывает сочинение).

Графический диктант. Учитель читает предложение. Учащиеся чертят схему предложения в тетради.

1. Буревестник – интересная птица.

2. При взлёте буревестник напоминает самолёт: он не может сразу оторваться от воды, ему нужен разбег.

3. Обтекаемые и прямые в полёте крылья делают его похожим на истребитель – техника полёта у него просто изумительная.

4. А на воде он совсем другой: тут он похож на большого смирного голубя.

5. Увидит буревестник в небе добычу – смирный голубь превратится в хищника.

Учащиеся сверяют свои работы с написанным на доске. Сами определяют свой уровень.

У доски отвечает 3 ученика.

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы, объяснит орфограммы и знаки препинания. Найти грамматические основы, объяснить знаки препинания.

Солнце спряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика.

( Повествовательное, невосклицательное, сложное состоит из 3 частей, с разными видами связи, союзное, 1,2 сложносочиненное, одновременность, 1-2, 3 – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным времени;

1 – простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

2- простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, неосложненное;

3 - простое, двусоставное, личное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими).

2 уровень сложности. Составить схему, дать характеристику этого же предложения.

3 творческий уровень. Составить схему по условию:

1. 3 части и 1 запятая.

2. 2 части и ни одной запятой.

4. 2 части и 2 запятые.

Загорелый, озарять, коснуться, склонять, располагать, вымокнуть, сровнять (с землёй), равнение ( в рядах), росток, зарастал, запереть, постилать, начинать.

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы или 2 подчинительных союза.

Нужно ли ставить между ними запятые? При каких условиях? На доске записаны 2 пары предложений. Рассмотрим первую пару. В чем их сходство и различие с точки зрения построения? Понаблюдайте за интонацией.

1. По небу носились тучи, и, хотя шёл третий час дня, было темно.

2. По небу носились тучи, и хотя шёл третий час дня, но было темно.

В этих предложениях по три части. В этих предложениях разная последовательность частей: в 1- третья часть разрывает вторую; во 2 – части следуют друг за другом. В 1-м предложении есть запятая между союзами, во втором нет. В 1-м предложении два одиночных союза, а во втором один двойной.

Попробуйте сделать вывод: на стыке союзов при разрыве предложения запятая ставится, если нет второй части двойного союза.

Можно использовать прием проверки: приём перестановки (переставить придаточное предложение).

Проверка: 1. По небу носились тучи, и было темно, хотя шёл третий час дня.

Во 2 предложении этого не получится.

Рассмотрим вторую пару предложений:

1. Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне.

2. Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

Анализируем по той же схеме.

Первичное закрепление (для всех уровней № 547).

1. Списывание с грамматическим заданием: сделать анализ предложения, используя алгоритм, составить схему. (Отвечают два ученика с места).

Вывод: при разрыве предложения на стыке союзов, если есть вторая часть двойного союза, будем ставить запятую.

2. Отвечаем на вопрос из упражнения № 548.

Чтобы проверить, нужно ли ставить запятую между двумя рядом стоящими подчинительными союзами, исключим придаточное, которое начинается со второго союза.

Если предложение исключается, ставим запятую.

3. 3. А материале № 545 ( 4 предложение) докажем, что запятой не нужно, с помощью перестановки придаточного предложения.

Вторичное закрепление (проходит по уровням).

1 уровень сложности: № 547 (3, 4, 5). Осложнённое списывание: списать, расставить знаки препинания, графически выделить грамматические основы предложений, союзы, указать номера частей. Сделать орфографический разбор.

2 уровень сложности6 № 547 (3,4,5). Списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические, основы, составить схемы предложений.

3 творческий уровень: № 547 (3, 4, 5). Составить схемы предложений, не записывая предложения в тетрадь. К одной из них придумать своё предложение.

Проверка задания проходит у доски. Отвечают по одному ученику с каждого уровня. Один ученик – 3-е предложение, второй – 4-е предложение, третий – 5-е предложение.

Комплексное применение знаний с использованием дидактического материала.

1). Потом я простился сказал что если можно завтра снова зайду и ушёл.

2). Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение.

2 уровень. Мысленно делая графический разбор, расставьте знаки препинания и определите, к какому предложению относится эта схема.

1) Николай то умолял мать простить его и Моню и согласиться на их брак то угрожал матери тем что ежели Соню будут преследовать то он сейчас же женится на ней тайно. (Л.Толстой).

2) Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках вышла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого она отравилась бы потому что жизнь её пуста. (М.Булгаков).

3 уровень. Выпишите только те элементы предложения, которые влияют на пунктуацию. Не забудьте поставить знаки препинания!

Ключ к заданию с обратной стороны карточки.

1) Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и чем больше темнел воздух тем белее становились предметы. (А.Чехов).

2) Мело весь месяц в феврале

И то и дело

Свеча горела на столе

Свеча горела. (Кто автор?)

1. Мы знаем, что, когда берёшь грибы, лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землёй, так что, если вы увидите стайку ландышей в лесу, надо иметь в виду, что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь, одуванчики закрывают свои цветы и гаснут.4. Вот вам три охоты потому, что если называть охоту собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи. 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые, как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В.Солоухин).

1. [- = ], (что, (когда…), …), (потому что…).

2. [- = ], (так что, (если…), …), (что…).

4. [- = ], (что если …), то (…).

5. [- = ], (которые, ( как …), …).

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. (Л.Толстой).

Упражнение 2.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел чтобы подстригали деревья деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого-либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и есть что ему вздумается

Мы узнаем ,что когда берешь грибы ,лучше их срезать ножом, ежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается.
Растение живёт и плодится под земле ,так что ,если вы увидите стайку ландышей в лесу, необходимо иметь в виду ,что вы видите одно растение.
Сходство меж цветами дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит навечно либо на ночь, одуванчики покрывают свои цветочки меркнут.
Вот для вас три охоты ,поэтому что если называть охотой собирание грибов, то чем хуже земляника и орешки!
Позже начали разрастаться деревья и кустики ,которые, как редко я их ни сажал ,через три года перепутались, образовали густоту.

Составьте пожалуйста схему предложений)Буду очень признательна))

[Мы узнаем] , (что, (когда берешь грибы) , лучше их срезать ножиком), (нежели выдирать с корнем), (потому что грибница разрушается).

[ ] ,( что, (когда ), ), (ежели), ( потому что )

[Растение живёт и размножается под земле] ,(так что , (если вы увидите стайку ландышей в лесу), необходимо иметь в виду) , (что вы видите одно растение).

[ ], ( так что, (если ), ), (что )

[Сходство меж цветами дополняется еще и тем], (что, (когда солнце уходит навечно либо на ночь), одуванчики накрывают свои цветочки гаснут)

[ ], (что, (когда ), ).

[Вот для вас три охоты] , (поэтому что (если нарекать охотой собирание грибов), то чем хуже земляника и орешки!)

[ ], (поэтому что ( если ),то )

[Позже начали разрастаться деревья и кустики] , (которые, (как изредка я их ни сажал) ,через три года перепутались, образовали густоту).

A. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые я посадил три года назад.

B. Через час явилась возможность ехать метель утихла небо прояснилось и мы поехали.

C. Желтыми огнями загорелась осень частыми дождями заплакало небо и быстро стали пустеть дачи как будто непрерывный дождь и ветер гасили их точно свечи.

D. Музей воспринимается как исторически сложившийся комплекс и его залы кажутся зрителю естественным обрамлением для всего прекрасного что их наполняет.

E. Смотрю лес кончился и несколько казаков выезжают из него на поляну.

Цель: повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме.

I. Проверка домашнего задания

Работа с домашним упражнением (читаем упражнение, даем комментарий).

- Какими знаками препинания отделяется придаточная часть от главной?

- Назовите условия постановки запятой в СПП.

- Назовите условия постановки тире в СПП.

- Когда запятая в СПП не ставится?

Самостоятельная работа Списать, расставить знаки препинания.

Приеду в Москву скоро но неизвестно когда. (А. Чехов) 2. Уля не сразу сообразила что произошло. (А. Фадеев) 3. Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди. (А. Фадеев) 4. Как рассказывал учитель долго слушал у окна я. (А. Плещеев) 5. Конечно хорошо что он с ней венчается а как жить будут кто знает. (М. Горький) 6. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты когда перед ним отдергивается розовый флер сквозь который он смотрел надела и чувства человеческие. (М. Лермонтов)

Ключи к упражнению

Приеду в Москву скоро, но неизвестно когда. 2. Уля не сразу сообразила, что произошло. 3. Им не было никакого дела, слушают ли их и смотрят ли на них люди. 4. Как рассказывал учитель - долго слушал у окна я. 5. Конечно, хорошо что он с ней венчается, а как жить будут - кто знает. 6. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда перед ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие.

II. Повторение ранее изученного материала

Определите вид подчинения в последнем предложении. (СПП с однородным соподчинением и последовательным подчинением.)

[. ], (когда), (когда), (который).

- Какие виды подчинительной связи вы помните?

1. Однородное подчинение:

Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою ее я видел в последний раз. (И. Тургенев)

2. Параллельное подчинение:

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. (М. Горький)

3. Последовательное подчинение:

Княжна Мария умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ней.

4. Смешанное подчинение - разные комбинации подчинительной связи в пределах одного сложноподчиненного предложения.-

Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так расстревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л. Толстой).

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

- Если придаточные однородные и между ними нет сочинительного разделительного союза:

Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодна, что чай не согрел меня. (К. Аксаков)

- Если придаточные однородные, но между ними есть повторяющиеся сочинительные союзы:

Простота украшает. А все-таки должно в человеке присутствовать что-то невидимое с первого взгляда, о чем можно лишь догадываться, и что рано или поздно удивит нас, и что человек заставит нас по-новому взглянуть на этого человека. (С. Залыгин)

- Если придаточные присоединены по способу последовательного или параллельного (неоднородного) подчинения:

Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его. (А. Чехов)

Запятая не ставится:

- Если однородные придаточные соединены одиночным неповторяющимся сочинительным соединительным или разделительным союзом:

Буду работать, пока у меня пальцы смогут держать перо, и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни. (К. Паустовский)

- На стыке сочинительного и подчинительного союзов, а также на стыке двух подчинительных союзов, если есть вторая часть сложного союза то, как и т. д.: . что если . то . . Но если вторая часть союза отсутствует, то запятая ставится: что, если, .

Проверить себя можно применив метод изъятия: если часть можно отбросить без искажения смысла предложения, то запятая на стыке союзов ставится, если такое изъятие невозможно, запятую на стыке союзов ставить не нужно:

Мечик почувствовал, что если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. (А. Фадеев)

(Придаточное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится.)

Я думал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже в последствие времени мне будет трудно освободиться от его опеки. (А. Пушкин)

(Придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, т. к. рядом окажется сочетание что . то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.)

- Если части СПП с несколькими придаточными значительно распространены, то ставится точка с запятой.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, используя схемы. Назовите вид предложений с учетом ведущей связи между их частями.

1. Мы узнаем что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2. Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3. Сходство между цветами дополняется еще и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4. Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5. Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту.

Ключи к упражнению:


Выполнить полный синтаксический разбор данных предложений.

В детстве мы впервые узнавали что мир гораздо шире комнаты с игрушками что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы неповоротливые медведи и хитрые лисицы. (В. Песков)

Ключи к варианту 1

В детстве мы впервые узнавали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы, неповоротливые медведи и хитрые лисицы.

(Повеств., невоскл., сложное. Вторая часть соединяется с первой с помощью подчинительного союза что, третья часть соединяется с первой с помощью подчинительного союза что. Значит, предложение сложноподчиненное: 1 ч.- главное предл., 2 и 3 - придаточные изъяснительные. Так как придаточные одного вида, то это СПП с однородным подчинением. Далее характеризуются части сложного предложения как простые.)

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги чтобы подарить их старику но не знали куда их положить футляр от скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко на подножии памятника почти рядом с Пушкиным. (А. Платонов)

Ключи ко варианту II

Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

(Повеет., невоскл., сложное, т. к. состоит из пяти частей. Первая и вторая части соединены подчинительным союзом чтобы> первая и третья - союзным словом куда, третья и четвертая - объяснительной интонацией, четвертая и пятая - сочинительным противительным союзом а. Значит, в этом предложении присутствует подчинительная бессоюзная и сочинительная связи. Ведущей связью является бессоюзная. Первая часть соотносится с СПП с параллельным подчинением придаточных. Связь главного предложения с придаточными:

1, чтобы 2 - соотносится с СПП с придаточным цели, которое присоединяется с помощью подчинительного союза чтобы ко всему главному предложению и отвечает на вопрос зачем?

1, куда 3 - соотносится с СПП с придаточным изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова куда к сказуемому в главном предложении и отвечает на вопрос чего?

Вторая часть (4 и 5) соотносится с СПП с сопоставительными отношениями, т. к. части соединены сочинительным противительным союзом а.)

Далее анализируем простые предложения, входящие в состав сложной синтаксической конструкции.

Выписать из художественной литературы одно СПП с несколькими придаточными, выполнить синтаксический разбор.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: