Проект по технологии на тему резьба по дереву

Обновлено: 17.09.2024

2 Цель проекта: Изготовить разделочную доску, украшенную геометрической резьбой Задачи: Отработать навыки нанесения рисунка на заготовку; Закрепить умения резьбы по дереву по готовым заготовкам; Закрепить умения производить расчёты затрат при изготовлении разделочной доски, украшенной резьбой. Цель: изготовить разделочную доску, украшенную геометрической резьбой

3 Схема выполнения разделочной доски Разделочная доска Проблема Немного об истории Выбор материала Инструменты и приспособления Технология изготовления Себестоимость Правила безопасной работы Схема выполнения разделочной доски

5 Историческая справка по теме Историческая справка

6 Доски можно вырезать в форме рыб, животных, фруктов, разных геометрических фигур. Доски можно вырезать в форме рыб, животных, фруктов, разных геометрических фигур

7 Выбор древесины для изготовления разделочной доски Древесина Сосна Осина Ель Липа Выбор древесины для изготовления разделочной доски

8 Выбор оборудования, инструментов и приспособлений Ножовка Электролобзик Электрорубанок Вертикально-сверлильный станок Наждачная бумага Карандаш Линейка Циркуль Нож-косяк Стамеска Лак Морилка Кисть Выбор оборудования, инструментов и приспособлений

9 Факторы, которые следует принять во внимание при изготовлении изделия Разделочная доска Универсальность Технология изготовления Эстетичность Конструктивность Экологичность Экономичность Факторы, которые следует принять во внимание при изготовлении изделия

10 Технологическая карта для изготовления разделочной доски План работы Эскиз деталиИнструменты 1.Подобрать материал заданного размера Липа, ножовка, карандаш 2.Сострогать заготовку Электрорубанок 3.Вырезать доску по контуру Электролобзик Технологическая карта для изготовления разделочной доски

11 4. Просверлить отверстие Вертикально- сверлильный станок 5.Отделка изделия Наждачная бумага 6.Нанести морилку на водной основе Морилка, кисть 7.Разметить контур изделия Карандаш, линейка

12 8. Нанести рисунок на доску для резьбы Карандаш, линейка, циркуль, образцы 9. Вырезать орнамент Нож-косяк, стамески 10. Нанести на изделие лак Лак, кисть

13 Подсчёт себестоимости Наименование материала ЦенаРасходСтоимость Доска липовая8000 р.- 1 куб.м400х300х2025 руб. Наждачная бумага 100 руб.100х10010 руб. Лак бесцветный 120 руб.100 г.24 руб. Морилка на водной основе 120 руб.100 г.24 руб. Всего83 руб. Подсчёт себестоимости

14 Техника безопасности при резьбе по дереву Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться с ними нужно осторожно. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента. Не применять больших усилий при резании стамеской. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках. Каждому инструменту отводить своё место.

15 Техника безопасности при окраске Окраску изделий производить только на накладной доске; Не допускать попадания краски и растворителей на кожу рук и лица; Не окрашивать изделия и не хранить краску вблизи нагревательных приборов; Проветрить помещение, в котором проводится окраска; Руки после окрашивания вымыть с мылом.

16 Вывод Прошли века, изменилось мировоззрение людей, их быт. А изделия народных мастеров и сегодня по- прежнему восхищают нас своим совершенством. В наше время декоративное искусство не только сохраняется в музейных залах, оно живёт в народе. С чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 30

Клыпин Георгий Константинович

Сюмкин Демид Петрович

Оглавление

1.выбор и обоснование проекта ……………3-4

2.история происхождения развития

4.цели и задачи проекта………………….…12

5.выявление основных параметров и

6.выбор инструмента, выбор материалов …13

7.предварительная себестоимость изделия..14

изготовления изделия …………………….15-16

9.экономическое обоснование ………………..17

10.техника безопасности ………………………18

12вывод, заключение, оценка изделия …….19-20

13.фотография изделия ………………………. 20

Выбор и обоснование проекта.

Наступило то время, когда я могу полностью показать себя, на что я способен и чему научился за эти 8 лет учебы. Сейчас в обществе происходит постепенное возвращение к национальным техникам обработки материалов. Меня заинтересовал старинный русский промысел – резьба. Знакомился с историей промысла, выстраивая историческую линию по созданию и совершенствованию резьбы, я познакомился с новыми видами обработки материалов.

Мне самостоятельно захотелось сделать подарок маме к празднику. Я решил сделать кошку, мама их очень любит. С древних времен во многих странах кошку считали символом домашнего тепла и уюта. Они считались символами каких-то Богов. В древнем Египте кошку считали священным животным, возвышали до фараонов. Как Боги бывают злыми и добрыми к людям, так и кошки проявляют своенравный характер: то они грациозны, нежны и ласковы, то неподражаемо злы.

Приобрести статуэтку кошки нынче не составляет никакой проблемы. А как на счет того, чтобы смастерить такое украшение собственноручно? Сделанная своими руками поделка будет уникальным аксессуаром, которое не повторит ни одно фабричное изделие. Процесс изготовления изделия, как правило, не особо трудоемкий и длительный. Найти нужные материалы для изготовления такого украшения также не составит особого труда, зато по завершении работы красивый, абсолютно оригинальный аксессуар, да еще и удовлетворение от осознания своего мастерства обеспечены! Прорабатывая варианты изготовления изделия я решил остановиться на прорезной резьбе.

История происхождения развития прорезной

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Современная резьба по дереву имеет в наличии многие инструменты, например бензопилы и станки, которые были недоступны народным умельцам еще несколько десятков лет назад. Не смотря на такое отличие в технической базе, виды резьбы остались прежними и даже сохранили вековые традиции.

Прорезная резьба известна так же как сквозная и пропильная. Особенность этой резьбы состоит в том, что из изделия удаляется фон, это придает впечатление воздушности и легкости изделия. Прорезная резьба выигрышно смотрится в совмещении с рельефной и геометрической резьбой. В сочетании с рельефной резьбой прорезная резьба называется сквозной ажурной. Наиболее удобный способ выполнение резьбы с использованием эскизов.

Деревянное кружево отлично смотрится на оконных наличниках. Русинок на наличниках создается при помощи сквозных отверстий разной формы. Для создания разметки в процессе работы используют трафареты. Трафареты позволяют украсить одинаковым орнаментом все наличники в доме, что создает стилевое единство экстерьера. Прорезная резьба используется не только для украшения повторяющих элементов, она также используется для украшения отдельных элементов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Резьба по дереву. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом) Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: " Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен", или "Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми"! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы.

Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни. В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего. С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Орнаментальная резьба по дереву, выполняется мастерами высоким рельефом, отличается исключительным разнообразием растительных форм. Основная масса резьбы помещается на колоннах, кронштейнах, карнизах и вратах. Главный мотив резчиков – растительный мир: виноградная лоза, листья и ветки аканта, цветы, орехи в чашечках, которые переплетаются с завитками, бусинками, образуют богатую игру света и тени.

Условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба) глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы) скульптурная резьба домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа). Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба Сквозная (ажурная) резьба — подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы: контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма. скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы. геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

Геометрическая резьба Многие простейшие орнаменты, воспринимаемые современными людьми как немудреная попытка украсить вещь, в свое время несли символическое значение, в котором воплощались представления умельца – крестьянина о мироздании. Со временем магическая функция древней символики забылась, на первый план начала выступать ее эстетическая сторона. Еще в 20-х годах ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия , украшенные резьбой.

Творческий проект по технологии на тему

Проект выполнил учащийся 10 класса

Руководитель: учитель технологии

1. История деревообработки………………………………………….3 стр.

4. Звездочка обдумывания……………………………………………..5стр.

5. Экологическое обоснование………………………………………. 6стр.

7. Технологическая карта……………………………………………8 стр.

9. Правила техники безопасности ………………………………..10-11 стр.

10. Народное творчество………………………………………………..13стр.

14. Список используемой литературы………………………………. 17стр.

История деревообработки

П ервые инструменты для обработки дерева появились у пещерных людей несколько тысячелетий назад. Древние люди обладали определенными навыками деревообработки, что позволяло им строить деревянные дома, делать деревянную мебель, посуду и даже обувь. Шли годы, и из простого ремесла обработка дерева превратилась в искусство. Великолепные памятники деревообработки можно наблюдать в Ярославле, Вологде, в Кижах.

В древности все изделия из дерева изготавливали при помощи ручных инструментов. Сегодня процесс деревообработки практически полностью автоматизирован и механизирован. Появление специального деревообрабатывающего оборудования значительно упростило и облегчило труд рабочих, при этом объем производимой продукции из дерева существенно увеличился. Также заметно улучшилось качество деревянных изделий.

Деревообработка – сложный процесс, предусматривающий изменение цвета древесины, трансформацию величины и формы изделия из дерева. Для того чтобы изготовить деревянные изделия, например, деревянную мебель, двери из массива дерева, окна, элементы лестниц и прочее, требуется значительное количество древесины.

Современное деревообрабатывающее оборудование незаменимо в производстве оцилиндрованного бревна, в строительстве деревянных домов, изготовлении мебели, производстве таких материалов, как фанера, ДВП, ДСП и др. Особой популярностью сегодня пользуются специализированные линии ламинирования, облицовочное оборудование, прессы, обрабатывающие центры в Бердюжье Тюменской области. Для того чтобы получить столярные изделия используется оборудование для распилки, шлифовки, сушильное оборудование.

Однако на фоне растущей популярности деревообрабатывающего оборудования не потеряла свою актуальность и ручная работа. Талантливые мастера изготавливают деревянную продукцию по индивидуальным проектам. Красота и оригинальность дерева помогает воплощать в жизнь смелые дизайнерские проекты.

Обоснование

Человечество давно научилось использовать природные материалы для удовлетворения своих потребностей.

Дерево – это одно из чудес природы. Оно создает вокруг себя особые физические и биологические условия - микроклимат. В этом микроклимате становится возможным существование многих растительных и животных организмов – развитие жизни. Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают вредный для человека и животных – углекислый газ. Если учесть, что в настоящее время на Земле от вырубки и пожаров гибнет гораздо больше растительности, чем вырастает вновь, то становится понятной ценность каждого дерева.

Во время заготовок древесины стараются не портить плодородный слой почвы и не засорять его сучьями .

Выращиванием и охраной леса в нашей стране занимаются специальные государственные и муниципальные организации. Они осуществляют валку леса и заготовку древесины, посадку леса после вырубок, собирают семена деревьев и выращивают саженцы.

Я выбрал проект на тему обработка древесины, потому что мне эта тема близка, так как с детства я видел, как мой отец работает в лесу. Я наблюдал, как он умело обрабатывает бревна и превращает их в срубы для бань и домов. Он научил меня работать топором, пилить, строгать и выпиливать разные фигуры электролобзиком.

На уроках технологии мы больше работаем с обработкой древесины и данная тема мне ближе, и я без больших трудностей могу сделать нужную для меня работу.

Но и не только поэтому я выбрал эту тему, но и потому что мне нравиться работать с древесиной, выделывать из древесины разнообразные фигуры, расписывать их различными узорами.

Моя цель состоит в том, чтобы изготовить отличную и качественную работу, которую можно использовать в качестве сувенира и украшения интерьера любой кухни, а также опробовать свои полученные знания по ручной деревообработке древесины самостоятельно.

Читайте также: