Профессия резчик по дереву описание

Обновлено: 15.09.2024

Резьба по дереву - одно из более фаворитных художественных ремесел. С незапамятных времен люди оборудование и инструмент для резьбы по дереву декорировали
резьбой по дереву свои жилья, предметы труда и быта. И на севере, где человека окружали большенные леса, где все постройки и практически все предметы обихода делались из дерева, и на юге нашей страны, где деревьев было незначительно, в городках и деревнях - практически всюду люди занимались резьбой по дереву.

Но вот неудача - резное дерево даже при очень бережном хранении иногда разрушается. А для многих таких произведений просто нереально сделать подходящих критерий. Большущее их число было уничтожено либо повреждено в периоды стихийных бедствий и войн. Вернуть людям утраченную красоту могут современные мастера - резчики по дереву. Другое направление их деятельности - выполнение декоративных работ для компаний торговли и публичного питания, Дворцов бракосочетания и клубов, театров, концертных залов самоучитель художественная резьба по дереву татьянка, музеев и т.д.

Эти мастера трудятся в художественных и оформительских комбинатах, на предприятиях народных художественных промыслов, в организациях, занимающихся реставрацией древних построек, вещей.

В большинстве случаев резчик по дереву работает за верстаком, устроенным так же, как и столярный верстак. Работа делается стоя либо сидя. Для фиксирования больших изделий при их обработке могут применяться разные приспособления. В ряде всевозможных случаев резчики работают конкретно на месте реставрации либо установки произведения резьбы по дереву.

Резьба делается приемущественно с помощью разных стамесок. Прямые стамески в главном необходимы для зачистки фона в рельефной резьбе, но могут потребоваться и в других случаях. Стамески с прямым, скошенным под углом 60-70° в конечной части полотном именуются резаками и применяются при неглубокой резьбе геометрического орнамента. Полукруглые стамески делятся на отлогие, средние и крутые. Форма полукруглой стамески определяется радиусом извива полотна и шириной полотна резьба по дереву фото картинки и наброски бензопилой по прямой полосы. У отлогих стамесок радиус извива полотна приблизительно в два раза больше его ширины, у средних - равен ширине полотна, и у крутых - в два раза меньше ширины.

Другой вид стамесок - царазики; по собственной форме они очень похожи на узенькие полукруглые стамески, но в поперечном разрезе не считая крутого извива полотна имеют вроде бы стены. Царазики служат для прорезки жилок.

Для прорезки линий и жилок служат V-образные стамески. Угол появляется резко перегнутым по длине полотном, любая из сторон которого равна 5-15 мм.

Клюкарзы - это любые стамески с очень маленьким полотном и длинноватой, изогнутой около полотна шеей ножики для резьбы по дереву своими руками чертежи. Они используются для выполнения глубочайшей барельефной резьбы.

От правильного подбора стамесок зависит качество и быстрота выполнения работы. Некие резчики, заботливо собирающие инструмент, располагают несколькими сотками самых различных стамесок.

Почти все в работе резчика зависит и от подбора материала. Дерево очень многообразно по своим свойствам.

Познакомимся с лежащей при мастерской древесной породой. Обратим внимание на толстый обрубок какого-то светлого, не имеющего приметной текстуры дерева. Проведем ногтем по его поверхности. Дерево так мягкое, что на нем ясно обозначился ясный след от ногтя. Это липа, - пожалуй, более нередко применяемое резчиками дерево. Древесная порода липы просто и чисто режется. Выполненные из нее произведения не достаточно подвержены растрескиванию и короблению. Рядом с липой - большой комель желтовато-бурого дерева с большой, ярко выраженной текстурой. Пред нами дуб - жесткое, очень долговременное дерево, приобретающее с течением времени прекрасный черный тон.

Принимаются преимущественно юноши. Он имеет светлую, чуток черепашка из дерева резьба желтовато-розовую плотную древесную породу. Работая с кленом, резчику приходится прикладывать значимые физические усилия, но зато этот материал передает тончайшие движения инструмента.

Далее мы узрели широкие доски дерева ярко выраженного красного оттенка. Это красное дерево (махагони). Оно хорошо режется, но требует осторожности, потому что при небрежной работе какая-то часть изображения может отколоться. А вот и другое, чуть красноватое дерево. Оказывается, такой вид имеет древесина ольхи; она очень мягкая, хорошо режется, мало коробится. Ольху можно полировать и, окрасив, имитировать красное или черное дерево. Рядом с ольхой - брусок коричневатого дерева. Это орех. Для резчика орех - благодатный материал: он хорошо режется во всех направлениях, редко скалывается, передает самую тонкую резьбу.

Затем резчик обращается к рельефу орнамента. Стамеску он держит в правой руке, а пальцы левой руки кладет на ее лезвие на расстоянии 2-3 см от режущего конца, нажимая ими во время работы на поверхность чернение резьбы по дереву стамески. При обыкновенных срезах он просто проталкивает лезвие вперед; при изогнутых же срезах, помимо поступательного движения, производится к тому же боковое движение. А изгиб составляет третье по направлению движение. Эти три различных движения слагаются в одно и применяются одновременно; такое суммированное непрерывное движение и дает изогнутый срез.

Чтобы каждый срез был отчетлив, резчик аккуратно удаляет дерево, не оставляя череповец резьба по дереву задирин. Для достижения этого он следит за направлением волокон дерева в том месте, где режет; продольное оно или поперечное.Пока общее моделирование листа не закончено, резчик не сглаживает художественная скульптурная резьба по дереву поверхность. Завершая работу, он приступает к удалению следов от инструмента. Это он делает с помощью стамески, наклонив ее под углом 45°.

При резании вдоль волокон или несколько наискось всякое дерево режется лучше, с меньшею склонностью к заершиванию. Направление, в каком дерево режется более гладко, резчик определяет сразу, по результатам нескольких срезов. Если окажется, что дерево склонно заершиваться, то мастер режет его с противоположной стороны, используя левую руку вместо правой, а если резать в обратном направлении ему неудобно, переворачивает изделие на верстаке.

Работа резчика требует высокой точности движений. Ему необходимо чувствовать силу сопротивления дерева, давление инструмента и направление его движения. Хорошо сформированные двигательные навыки, высоко координированные движения рук - основа умеренной, артистичной работы.

Точное различение пространственного расположения элементов резьбы, направления, ширины и длины линий, обрабатываемых на этот момент, определение пропорций и рисунка выполняемых деталей, высокий уровень пространственных представлений, развитое образное мышление и хороший эстетический вкус позволяют резчику воплощать художественные представления в материале.

Формированию образа будущего изделия способствует выполнение предварительных эскизов в глине или пластилине, набросков на бумаге. Многие резчики хорошо владеют рисунком и лепкой. Успехи в этих занятиях могут явиться одной из предпосылок выбора данной профессии.

При резьбе по дереву необходимо постоянно учитывать особенности материала и формы изделия. Поэтому резчику нужно уметь сосредоточивать внимание. На выполнение произведений резьбы по дереву затрачивается много труда. Настойчивость и усидчивость, эмоциональная стабильность, умение целиком отдаваться самому процессу резьбы эскизы узоров для резьбы по дереву лобзиком и работать спокойно, без суеты также необходимы будущему резчику.

Очередной предпосылкой является способность переносить резьба по дереву инструменты образцы резьбы довольно значительное физическое напряжение, которое может быть связано с выполнением ряда видов резьбы. Поэтому не следует рекомендовать выбор этой профессии людям с выраженными сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Получить специальность резчика по дереву можно в среднем профессионально-техническом училище № 61.Случаем мы стукнули по какому-то стволу, который ответил нам ясным программки дополнительного образования резьба по дереву, ясным звуком. Означает, мы отыскали клен. Дальнейшей школой могут стать Художественное училище имени В.А. Серова, Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Примерно в 15 веке мастера-резчики по дереву украшали резными узорами церкви, барские дома, дворцы и другие деревянные постройки. В конце 15 века Амвросий (инок Троице-Сергиевой лавры) объединил западный, восточный и русский орнаменты, что оказало сильное влияние на развитие резного дела. Позже появились фряжские травы (травяные узоры), пришедшие из Италии. Немецкая резьба появилась в России во второй половине 17 века и украсила собой царскую столовую, созданную немецким архитектором Декенпином.

Работа резчик по дереву является уникальной, ведь все изделия неповторимы, и мастер вкладывает частичку своей души в каждое из них. Чтобы сделать изделие из дерева, необходимо сначала сделать эскиз и продумать, какой материл лучше подойдет, только потом можно приступать непосредственно к резке.

Инструменты резчика

Инструменты резчика по дереву разнообразны по форме и назначению. Резаки имеет режущий угол 35 градусов, они выполняют основную и самую тонкую работу. Ножи-косяки нужны для прорезки длинных прямых линий и для обработки боковых стенок пазов. У косяков режущий угол равен 60-ти градусам. Также используются различные стамески для зачистки и выравнивания поверхностей, штихеля, ложечные ножи, гейсмусы и другие инструменты.

Основное обучение резчик по дереву проходит на практике, т.к. чтобы стать профессионалом своего дела, нужно постоянно оттачивать свое мастерство.

Работа для резчика по дереву является не просто профессией, а состоянием души и даже смыслом жизни. Как правило, со временем мастер выбирает одно из направлений резки и совершенствуется в нем. Это может быть домовая, скульптурная и другие виды резьбы по дереву.


Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создает Богдан, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот Богдан способен чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.

Богдан Грицак согласился рассказать нам о своей профессии во всех деталях.


Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?

То, чем я занимаюсь, называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!


Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?


Где можно научиться резьбе?

Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попал в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер. У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.


Проводите ли вы мастер-классы?

Мастер-классы провожу крайне редко. На это не хватает времени – много своих проектов, которые нужно реализовать. Я планирую построить творческий фундамент, который в дальнейшем, думаю, даст возможность более основательно подойти к обучению!


Какие сложности вы бы отметили на этом профессиональном пути?

Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.

Кто ваши клиенты?

Настоящие ценители ручной работы. Люди, которые любят качественный эксклюзив. Коллекционеры.

Без чего не обойтись резчику?

Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.

Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

DESIGNERS FROM RUSSIA

РЕДАКЦИЯ СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ


Резчик по дереву работает на художественных и оформительских комбинатах, предприятиях народно-художественных промыслов, в организациях, изготавливающих мебель, реставрационных мастерских. Он выполняет художественную резьбу различной сложности на поверхностях скульптурных изделий, игрушек, объемную резьбу композиций с отдельной проработкой декоративных элементов и скульптурных форм, резьбу декоративных панно, ларцев, шкатулок.

Размечает основные линии, наносит на заготовку контуры рисунков и орнаментальных композиций с введением изображений фигуры человека, зверей, птиц и архитектурных форм. С помощью специальных инструментов выполняет ажурную художественную резьбу и тиснение. Производит окончательную отделку изделий: шлифует и грунтует изделие, для предохранения дерева от воздействия внешней среды покрывает его отделочными материалами (лаком, воском, морилкой и др.).

В процессе работы резчик использует ручные и электрофицированные инструменты (ножи, стамески, электрорубанки, деревообрабатывающие станки и др.). От правильного выбора инструмента зависит качество и быстрота выполнения работы.

Работает в бригаде или индивидуально, в зависимости от вида изготавливаемого изделия стоя или сидя, в неблагоприятных условиях (пары лакокрасящих веществ, древесная пыль).

Профессия имеет 1-6 разряды.

Должен знать: основы рисования, черчения, построения национальных арнаментов; основные породы и свойства древесины; приемы выполнения различных видов резьбы; правила техники безопасности при работе с режущими и электрофицированными инструментами, их назначение. Для успешного освоения профессии тактильная чувствительность пальцев рук, зрительно-двигательная координация, точный глазомер, наглядно-образное мышление, пространственные представления, творческое воображение, настойчивость, усидчивость, художественный вкус.

Профессия резчика не рекомендуется людям, имеющим заболевания: опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; органов дыхания с частыми обострениями типа хронического бронхита, бронхиальной астмы; нервной системы, проявляющиеся приступами головокружения и потерей сознания; а также имеющие значительное снижение остроты зрения и аллергию на древесную пыль и лакокрасочные материалы.

Работа резчика по дереву может быть рекомендована инвалидам с дефектами нижних конечностей.

Родственные профессии: модельщик по деревянным моделям, реставратор деревянного зодчества, столяр.











Все права защищены. Любое копирование собственных материалов сайта разрешено с обязательным использованием ссылки на ресурс.

Читайте также: