Работа с деревом на уроках технологии

Обновлено: 18.09.2024

Автор: Суриков Александр Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: школа - интернат
Населённый пункт: посёлок Кавалерово
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с древесиной на уроках технологии
Раздел: среднее образование

Новокузнецкий ГО

Конкурсная работа

«Творческая мастерская

Андреянова Ольга Алексеевна,

учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 9

Паспорт проекта

Наименование

проекта
Андреянова Ольга Алексеевна, учитель технологии
Тема

образовательного

изменения
Создание особых условий для духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся, создание творческой мастерской .
Цель проекта
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи проекта
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Нормативно-

обоснование

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения.
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактиче ского материала д у хо в н о нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельно сти педагогов и обучаемых по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса.
На уровне города (района)
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще воспитательную и образовательную функцию.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в создании образовательной творческой мастерской с целью духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся.
Актуальность проекта.
Во ФГОС НОО одной из задач является духовно-нравственное воспитание школьников. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение братства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из 4
поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные в ручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах. Знания по ознакомлению с традиционной народной куклой представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп. Таким образом, в практике работы в школе не вызывает сомнения значимость изучения народной тряпичной куклы, как одной из интереснейших страниц в истории русской культуры. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает трудолюбие, терпение, любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества.
Цель и задачи проекта.

Цель:
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи:
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Этапы реализации проекта.
5

Содержание этапа

Диагностический
Изучение культурной традиций с целью организации Творческой мастерской Сентябр ь 2015
2

проекта
Проведение согласно п л а н у направления работы мероприятий, направленных на реализацию проекта 2015- 2016 учебный год
4

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактического материала духовно нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельности педагогов и обучающихся по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса .
На уровне города (района).
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще и образовательную функцию.
Оценка результатов.
Мы понимаем, что процесс становления осознанно-правильного отношения к культуре сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его воспитанности. Поэтому методами оценки могут быть как педагогические наблюдения, беседы, викторины, проекты, творческие работы самоанализ, самооценка.
Пролонгация проекта
, на наш взгляд, приведет к следующим результатам:
1)
повысится культура учащихся школы;
2)
сформируется устойчивый познавательный интерес к истории и культурным традициям русского народа;
3)
повысится количество учащихся, желающих заниматься творческой и социальной деятельностью; 7

Литература для учителя.
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.:2010 2.Кацюба Д. Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965. 3.Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. Кемерово. Кузбасс, 2004. 4. Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 5. Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Литература для обучаемых.
1.Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 2. . Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Видеоматериалы

Образовательные: получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Технология обработки древесины ”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое мышление и творческие способности, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно выбрать заготовку, прострогать базовую кромку и разметить заготовку по шаблону.

Воспитательные: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию изучения этапов изготовления объектов труда, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Для лекции: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Художественная резьба по дереву”.

Для практической работы: проектор, компьютер, презентация в Power Point “Технология обработки древесины”. Проектная деятельность по изготовлению разделочной доски”, верстаки, наборы столярного инструмента, измерительный инструмент, технологические карты, образцы изделий, заготовки.

Предполагаемый результат:

  1. Разметку, проведение линий.
  2. Разметку центров отверстий.
  3. Нахождение центра отверстий на торце цилиндрических заготовок.
  4. Сверление отверстий.
  5. Точение цилиндрических и фасонных поверхностей.
  6. Зачистка поверхностей деталей. Снятие заусенцев.

Место урока в учебном плане. Тема “Изготовление разделочной доски ” рассматриваются в разделе “Технология обработки древесины”. Эта тема расширяет кругозор учащихся и дает более глубинное понимание структуры материи. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по труду.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, целей задачей урока.

II. Повторение ранее изученного материала.

  • что называется древесиной;
  • на какие два вида делятся все древесные породы, приведи примеры;
  • как подразделяется древесина по твердости, приведи примеры;
  • что такое текстура дерева;
  • какие пороки бывают у древесины;
  • разметочный инструмент, инструмент для пиления.

Затрагивается тема “Материаловедение”, где рассматриваются понятия о строении древесины, породы и их применение. Тема “Пиломатериалы и древесные материалы” позволяет изучить сорта материалов и способы их производства.. Тема “Графическая документация” содержит понятия в техническом изображении изделия, видах графических документах их построении и чтении. Тема “Строгание”, “Пиление”, “Разметка”, “Сверление”, “Зачистка”знакомят с этапами изменения формы , размеров, и чистоты поверхности заготовки с применением столярных инструментов.

III. Изучение нового материала.

Во время объяснения нового материала идет демонстрация слайдов презентации “Художественная резьба по дереву”.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд. Изучив основы технологии обработки древесины, и вы сможете самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения ,орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло Солнца, тепло человеческих рук, работавших с ним.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера.

Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

Мы имеем честь представить совершенно новую технологию обработки дерева. Теперь Художник не занимается тиражированием своей работы: но при этом изобретённая нами технология позволяет в точности передать тончайшие детали прихотливой авторской резьбы.

Деревянные изделия сохраняют индивидуальность и неповторимость авторской работы и живого материала – но при этом становятся серийными. И, в отличие от ручной работы, стоят тем дешевле, чем больше их нужно изготовить.

Мы не преувеличиваем, говоря об изобретении: патентный поиск показал, что такой технологии нет нигде в мире.

Далее материал включает в себя сведения о ручной и механической обработке древесины, применяемых материалах, инструментах и станках; основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность.

Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие, дают представления об общих закономерностях и процессах, характерных для ручного производства изделия из древесины.

Процесс изготовления изделия. Технологическая карта.

В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы.

Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.

Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.

Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.

Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.

Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.

Работа у верстака. Короткая беседа о необходимости выполнения правил техники безопасности.

Добрый совет – не трогай того, о назначении чего имеешь слабое представление!

IV. Практическая работа.

Ученики самостоятельно выполняют творческую практическую работу, согласно своим технологическим картам, соблюдая правила техники безопасности. Учитель проводит текущий инструктаж и проверяет ход их творческой работы.

Если ошибки присущи большинству учащихся, то необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В текущем инструктаже необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.

В конце урока учитель оценивает работу класса, демонстрирует лучшие изделия, т.е. те, которые выполнены в срок в соответствии с техническими требованиями, сообщает, обобщает типичные ошибки, вскрывает их причины и рассматривает способы их предупреждения.

V. Закрепление материала.

Ученики повторяют последовательность выполнения работы.

Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить проект, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка учащихся, обсуждение ошибок.

Выставление оценок. Выполненная деталь является материалом для творческого проекта учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями обработки твердых пород древесины. Выполнить практические упражнения операций по обработке древесины твердых пород.

Задачи урока:

Образовательные: дать определение свойствам твердых пород; объяснить особенности обработки твердых пород древесины; выполнить практические упражнения по обработке.

Коррекционно – развивающие: способствовать развитию навыков самоорганизации и самоконтроля; учить сравнивать результаты обработки мягких и твердых пород древесины; создавать условия для безопасной работы учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать бережное отношение к инструменту.

Тип урока: комбинированный.

Педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесбережение.

Материально – техническое оснащение: мультимедийная презентация, образцы твердых пород древесины, карточки, заготовки из твердых(ясень, дуб) и мягких(сосна, липа) пород древесины, пилы, рубанок.

Организационный момент.

По этой теме мне известно

По этой теме на уроке я хочу знать

Актуализация опорных знаний и мотивация познавательной деятельности.

Постановка вопросов для повторения.(разноуровневое обучение- вопросы для сильного и работа по карточкам для слабого ученика)

Назовите основные части дерева.

На какие группы делятся древесные породы.

Какие породы древесины относятся к твердым.

Определите по образцу и назовите твердые лиственные породы.

Назовите основные свойства твердых пород древесины.

Работа по карточке для слабого ученика.


Подчеркни лиственные породы.

Подчеркни свойства твердых пород.

- прочная, гибкая, тяжелая, пористая, плотная,
легкая, вязкая.

Объяснение нового материала.

Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске.

Ребята, мы с вами знаем, что к твердым породам древесины относятся – дуб, ясень, бук, клен, орех, груша, граб, рябина. Давайте рассмотрим, какими свойствами обладают твердые породы древесины и в чем же заключается сложность обработки.

Как определить что перед нами твердая порода? Прежде всего, по весу. И доска, и заготовка будут тяжелыми. Это зависит от плотности древесины. Плотность древесины зависит от ее влажности: с увеличением влажности плотность древесины возрастает. Существует тесная связь между плотностью и прочностью древесины. Более тяжелая древесина, как правило, является более прочной. Прочностью древесины называют ее способность сопротивляться разрушению под действием механических нагрузок.

Твердостью называют способность древесины сопротивляться внедрению в нее более твердых тел.


Для того чтобы определить твердость древесины применяют метод Бринелля.р

Метод Бринелля заключается в следующем. Берется стальной шарик диаметром 10 мм и вдавливается в поверхность с определенной силой и продолжительностью. На основе глубины получившейся вмятины и рассчитывается твердость по Бринеллю. Чем меньше след от шарика, тем выше твердость дерева и показатель на шкале Бринелля.


Графическая схема измерения твердости древесины по:

а)Бринеллю; б) Роквеллю; в) Виккерсу.

Давайте рассмотрим, где применяются наиболее распространенные твердые породы древесины.

Ясень – тяжелая и твердая древесина схожа с дубовой. Применяют для изготовления мебели, спортивного инвентаря – лыжи, теннисные ракетки, весла.

Граб – имеет высокую твердость, не поддается ударным нагрузкам. Используют для изготовления ручек для инструментов, клюшек для гольфа, разделочные доски, детали пианино, мебели.

Клен – плотная, прочная, тяжелая древесина. Используется для изготовления лестниц, лыжи, весла, рукоятки инструмента, изготовление шпона.

Орех – вязкая и тяжелая древесина. Часто используют как шпон, а так же для изготовления эксклюзивных элементов.

Дуб – используют для изготовления мебели, лестниц, паркета, применяют в строительстве.

Бук – используется для изготовления лестниц, различной мебели, строганного шпона, бочек- из-за своей хорошей способности к гнутью.


Самое твердое дерево в России – береза Шмидта. Растет на Дальнем Востоке.

Эта береза – один из представителей, так называемых железных деревьев. Из-за чрезвычайной твердости древесины, пули от нее отскакивают, она моментально тонет в воде, не гниет и превышает по прочности в 1,5 раза чугун. Железная береза достигает высоту 25м., но крона начинается на высоте 8м. Эти деревья считаются долгожителями, в среднем 350 лет. Свое название получила в честь открывшего ее ботаника по фамилии Шмидт. Она настолько прочна, что из нее можно делать даже гвозди и подшипники для машин.

Под окошком возле сада

Клены выстроились в ряд (встают)

Ветер кленами играет (махи поднятыми руками)

Клены листьями шуршат (круговые движения руками)

Ветер не кончается

Клены наклоняются (наклоны вперед)

Твердость древесины имеет существенное значение при обработке ее режущими инструментами.

Для обработки древесины твердых пород используют все инструменты нашей столярной мастерской. Но есть и некоторые особенности. Сложность обработки из-за повышенной прочности. На обработку тратится больше времени, физических усилий, чаще приходится затачивать инструмент. Например, для резания приходится затрачивать больше усилия, чем при обработке древесины мягких пород, и работа продвигается медленнее. Поэтому надо чаще затачивать инструмент, снимать очень тонкую стружку. В этом случае для пиления применяют инструменты с мелким зубом и малым разводом.

Угол заточки ножей строгального инструмента (рубанок, фуганок и т.д.) и стамесок делают равным 30 градусов. Причем желательно брать режущие инструменты, изготовленные из наиболее качественной стали.

Запомните: Древесина твердых пород легко обрабатывается только остро наточенным и правильно отрегулированным инструментом. Припуск на строгание заготовок из древесины твердых пород оставляют не более 2-3 мм, чтобы меньше тратить усилий на обработку.

Выполнение практического упражнения.

(разноуровневое обучение. Помогать слабому, уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех)

Пробное пиление заготовок одинакового размера из древесины мягких и твердых пород, сравнить результаты.

Строгое соблюдение техники безопасности при пилении(здоровьсбережение)

Пользоваться можно только исправными, хорошо заточенными пилами, с правильно разведенными зубьями.

Необходимо прочно зажимать обрабатываемый материал в тисках верстака или другими способами.

Соблюдать правильную позицию и правильно держать инструмент; быть внимательным и аккуратным в работе.

Наиболее опасным при пилении является момент, когда полотно пилы направляется по риске при помощи большого пальца; нельзя допускать рывков пилы, особенно вперед, при запиле.

Аккуратно вести пиление без рывков и изгибов пильного полотна в пропиле.

Пробное строгание заготовок из древесины мягких и твердых пород, сравнить результаты. Строгое соблюдение техники безопасности при строгании(здоровьесбережение)

Перед строганием заготовку необходимо прочно закрепить в зажиме верстака.

Работать можно только правильно настроенным и исправным инструментом.

Не ставить строгальный инструмент на подошву, чтобы не повредить лезвие, а класть его на бок подошвой от себя.

Строгать деталь можно только вдоль верстака.

Переносить рубанок с места на место только в опущенной руке.

При строгании деталей с сучками надо соблюдать особую осторожность, лезвие инструмента выпускать очень незначительно.

Закрепление новой темы.

Из древесины каких пород можно изготовить ручки к столярным инструментам?

Как подбирают инструмент для обработки древесины из твердых пород?

Почему припуск на обработку заготовок из твердых пород древесины нужно делать очень небольшим?

Почему при обработке заготовок из твердых пород древесины нужно чаще затачивать инструмент?

Древесина, так же как проволока и металлоконструктор, и! пользуется на уроках трудового обучения сравнительно редко. Связано это не только с определенной трудностью работы сданными видами материалов, но и с довольно серьезной подготовкой учителя и наличием необходимых инструментов для обработки дерева.

Занятия, обучающие работе с древесиной, помогают решить следующие задачи: закрепить умение анализировать и сравнивать изделие с образцом, техническим рисунком, планировать рабо­ту, давать словесный отчет о выполнении трудового задания в процессе обработки древесины; расширить и уточнить круг пред­ставлений учащихся о видах трудовой деятельности взрослых, о профессии столяра, дать элементарные представления о назначе­нии и применении древесины в народном хозяйстве; познако­мить школьников со свойствами древесины, технологическими особенностями изготовления из нее изделий и простейшими ин­струментами ручной обработки.

Успешное решение этих задач должно вооружить учащихся жизненно необходимыми знаниями и умениями, в определен­ной степени подготовить к следующему этапу трудового обуче­ния. Работа с древесиной имеет ряд особенностей, которые не­обходимо учитывать при подготовке к уроку и в процессе его проведения.

Основная особенность состоит в том, что данный вид работы является для учащихся новым. Они знакомятся с неизвестными раннее материалами, инструментами, приспособлениями, приемами работы. С одной стороны, новая работа интересна учащимся, они с большим желанием приступают к изготовлению изделий из древесины. Но многие приемы работы (забивание гвоздей, зачистка древесины, завинчивание винтов и др.) представляют для них определенные трудности. Поэтому учителю важно поддержать интерес к данному виду работы, выработать у ребят уверенность в явственных силах, дать возможность проявить положительные качества в труде.

Другая особенность заключается в том, что этот вид труда требует тесной взаимосвязи работы педагога младших классов с учителями профессионально-трудового обучения столярному делу. Наиболее удобной формой такого взаимодействия является проведение семинаров для учителей младших классов. На семинаре, который проводит преподаватель столярного дела, педагоги на­чальных классов изучают приемы обработки древесины, реко­мендованные программой, делают изделия, которые потом могут использоваться как образцы. Специально для них уточняется объем технической терминологии, планируются отдельные уроки.

Кроме того, работа с древесиной требует наличия профессио­нального оборудования, и в том числе готовальни, представляющей собой набор полуфабрикатов древесины (куб, брусок, пластины разных размеров), готовальни для хранения инструментов, где собраны инструменты для ручной обработки древесины (отвертка, молоток, нож, напильник, клещи, шило,

На данный раздел программы отводится немного учебного времени, поэтому учителю необходимо очень точно и продуманно спланировать каждый урок ,

Занятия по обработке древесины создают благоприятные возможности для установления взаимосвязи трудового обучения с предметами общеобразовательного цикла. Очень четко прослеживается связь с уроками развития речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности. На занятиях развития речи школьники знакомятся с образом дерева, учатся распознавать лиственные и хвойные породы. На уроках трудового обучения эти знания закрепляются, уточняются, расширяются.

Ряд работ предусматривает разметочные и вычислительные операции, которые дают возможность закрепить знания, полученные на уроках математики.

Первоначальные задания не представляют особой сложности и носят тренировочный, ознакомительный характер. Значительно сложнее организовать и провести уроки по разделам, где рекомендованы сборочные работы по изготовлению изделий из полуфабрикатов древесины. Трудности возникают при правильной разметке деталей, точной установке деталей так, чтобы не было сдвигов и перекосов в расчете силы удара молотком.

Для того чтобы сформировать приемы работы с гвоздями и шурупами с использованием соответствующих инструментов, в программе предусмотрены предварительные (тренировочные) упражнения.

Первоначально при выполнении изделий из древесины педагог должен оказывать учащимся максимальную помощь. Постепенно по мере овладения учащимися трудовыми приемами помощь учителя должна уменьшаться.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Задачи: закрепить умения учащихся анализировать образец и технический рисунок; планировать работу с опорой на словесный план; закрепить знания о видах мебели и пространственные понятия (сверху, снизу, в середине, с края); научить давать словесный отчет о выполненной работе без опоры на план.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог предлагает детям осмотреть вокруг и назвать предметы мебели, находящиеся в классе, спрашивает, из каких материалов изготавливают мебель. Далее учитель рассказывает о том, что мебель делают из таких пород деревьев, как дуб, сосна, береза. Кроме натуральной древесины для изготовления мебели используют древесно-стружечный материал, пластик и другие заменители. Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке они будут собирать стул из готовых деталей.

3. Ориентировка в задании.

Ориентировка в задании происходит по образцу. Выясняется, из скольких деталей состоит стул, как они называются, какую форму имеют, из какого материала выполнены.



Особое внимание уделяете взаимному расположению деталей образца, способу их крепления. Уточняется количество гвоздей, необходимых для соединения деталей стула.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с опорой на технический
рисунок. Учитель сопоставляет образец с техническим рисунком, обращает внимание детей на то, что для удобства соединения деталей пластина (спинка стула) накладывается на деревянный куб (сиденье) таким образом, как показано на техническом рисунке (рис. 5). Еще раз уточняется способ соединения деталей, место забивания гвоздей. Учитель обращает внимание школьников на то, что пластина прибивается к выструганной стороне куба, а торцевые его стороны
располагаются внизу и вверху. Далее учитель говорит о том, что, после того как пластина будет прибита, необходимо произвести зачистки изделия, чтобы оно выглядело аккуратным и имело законченный вид. Параллельно с установлением порядка изготовления изделия учитель показывает каждую операцию. После этого один из учеников должен повторить план работы целиком.

5. Практическая работа.
В соответствии с планом учащиеся самостоятельно отбирают из готовален

детали для сборки стула (куб, пластина) и необходимый ин­струмент (молоток, клещи, наждачная бумага, гвозди). Первый гвозди вбивается в центре куба, после чего необходимо проверить, не сдвинулась ли пластина, затем вбить остальные гвозди. Если в процессе работы гвозди погнулись, необходимо достать их клещами и вбить новые.

6. Отчет о проделанной работе.

Ученики отчитываются самостоятельно. Учитель следит за правильной последовательностью перечисления операций, приемов, материалов и инструментов.

7.Оценка качества выполненной работы.

8.Подведение итогов урока.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие задачи решаются на уроках трудового обучения при работе с древесиной? Расскажите о них.

2.В чем заключаются особенности уроков трудового обучения при работе с древесиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3.Какие изделия из древесины выполняют учащиеся на уроках трудового обучения?

ГЛАВА 3


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: