Резьба по дереву кисть винограда

Обновлено: 15.09.2024

Мастер-класс несложный, но предполагает владение некоторыми техниками. Например, работу с лаковой распечаткой. Я не останавливаюсь на ней подробно, так как в интернете есть много подробных описаний данной техники. А также, лаковую распечатку всегда можно заменить любым другим изображением, имеющимся у вас. Ещё будет использоваться техника работы с запекаемой полимерной пластикой и браширование дерева с обжигом.

Что нам понадобится для выполнение этого мастер-класса:

- сама заготовка (сосна массив);

- деревянная накладка на короб (10см на 10см);

- акриловый лак (у меня Кива глянцевый);

- грунт белый (Тури);

- клей для декупажа (Тури);

- акриловые краски (коричневая, чёрная, умбра натуральная) (Тури, Ладога);

- медиум Plaid Flottage;

- морилка водная (у меня орех);

- полимерная глина запекаемая (Fimo soft);

- трафарет с виноградными листьями (Barocco);

- рельефная паста тонкая (Таир);

- горелка и газ к ней;

- щётка для брашировки;

- воск бесцветный (Стамперия);

- патина восковая (золото антик и медная);

- шкурки для шлифовки (400 и 600, нумерация может различаться).

У меня квадратная фанерная накладка (подставка под бокалы), её надо зачистить с двух сторон шкуркой. После этого, с одной стороны покрываем белым грунтом, хорошо просушиваем.

А с другой стороны красим коричневой краской. Это задник накладки и будет несимпатично, если сквозь рейки внутри короба будет просвечивать голая древесина. Если краска укрывистая, достаточно одного слоя. Сушим.

После просушки, если образовались неровности, немного обработаем шкуркой 600. Готовим лаковую распечатку.

Замочим лаковую распечатку минут на 20. Вместо распечатки, можно использовать салфетку, декупажную карту. Всё, что есть у вас отвечающее теме и с чем умеете работать.

Достаём из воды, расслаиваем и плёнку наклеиваем с помощью декупажного клея на нашу накладку, поверх белого грунта. Хорошо прижимаем к поверхности накладки, разглаживаем и откладываем сушить в естественных условиях.

После того, как лаковая распечатка немного просохнет, не дожидаясь окончательной просушки, можно сошкурит лишнее на краях.

Когда распечатка высохнет, накладываем несколько слоёв акрилового лака, для защиты с промежуточной сушкой и шкурением. Нам не нужна идеальная поверхность, поэтому количество слоёв на ваш вкус.

Готовую высохшую накладку состариваем по углам и рёбрам битумным воском. Излишки стираем тряпочкой пропитанной прозрачным воском. Откладываем нашу накладку, пусть ждёт своего часа.

Теперь дело за полимерной глиной. Пользуйтесь той, которая у вас есть, принципиальной разницы между ними нет. Нам нужна глина коричневого цвета, чтобы в дальнейшем было меньше проблем с закрашиванием. Коричневый можно получить путём смешивания красной и зелёной глины, или окрасить, например белую, добавив в неё капельку коричневой и чёрной масляной краски и хорошо вымесить. Размятая глина очень эластичная, раскатываем её в пластину толщиной 1-1,5 мм. Катать лучше на стекле или силиконовом коврике, стеклянной или, как у меня силиконовой скалочкой, чтобы не прилипала.

Берём трафарет с листьями, накладываем поверх раскатаной лепёшки и зубочисткой накалываем рисунок. Если умеем рисовать, можно нарисовать от руки и вырезать маленькими ножничками. У меня трафарет от Barocci.

Затем ножом или чем-нибудь острым обрезаем по контуру.

Острым предметом, можно зубочисткой наносим рисунок прожилок на листьях.

Листья надо сделать разного размера: 5 — больших, 3 — средних и 5 маленьких. Для того, чтобы придать им естественный форму, я их укладываю на подушечки из мятой фольги и несколько изгибаю кончики в разные стороны. Количество листьев зависит от вашего вкуса и размера декорируемой поверхности.

Делаем кисть винограда: катаем тоненькую колбаску, отрезаем от неё маленькие кусочки и скатываем шарики. Эту операцию, наверняка, проделывали в детстве с пластилином. Накладываем их друг на друга, придавая форму кисти винограда. Таких кистей делаем 5-6 штук. Теперь, все наши изделия укладываем на лист фольги и отправляем в духовку на 30 минут при 110-130 градусов. Смотрите градусы запекания на упаковке, это важно! Ваша может отличаться от моей.

После запекания вся пластика очень прочная. Края, если неровные, можете подшкурить маникюрной пилочкой. Соответственно нашей задумке окрашиваем все листья и ягоды коричневой акриловой краской.

После того, как краска высохла, сделаем патинирование чёрной краской смешанной с глейзингом. Можно просто развести немного чёрной краски с водой и пролить этим составом, в этом случае, я бы подстраховалась и покрыла бы заранее одним слоем лака.

Стираем лишнюю краску салфеткой или ветошью. Краска останется в углублениях. Оставим сушить.

После этого, можно покрыть все листья и ягоды одним слоем акрилового лака, строго следя, чтобы слой был тонкий и не затекал и не скапливался в углублениях.

Приступаем к брашировке нашего короба. Хотя, эту операцию мы можем сделать и в первую очередь. Так как у меня заготовка не очень хорошего качества, она сделана из клееного массива, обжиг делаю не очень глубокий в два этапа с промежуточной брашировкой и шкурением. В некоторых местах склейки образовались белёсые полосы, для того, чтобы выровнить цвет, особенно внутри короба, я тонировала водной морилкой цвета "Орех".

Так выглядит короб после первого обжига. Металлической щёткой вычёсываем мягкие волокна. Щётка двигается вдоль волокон. Затем, удаляем весь мусор из углублений жесткой щетинной кистью и наводим лоск шлифовальной шкуркой. Уже должна получится приятная на ощупь поверхность.

Так выглядит короб после брашировки и тонировки морилкой.

Готовый короб смазываем прозрачным воском (у меня Стамперия). Для того, чтобы воск хорошо впитался в древесину и запечатал все поры, я после этого прогреваю тёплым феном. Затем, беру шкурку и вновь начинаю шлифовать, вернее — полировать!

На одной из боковин мы будем крепить декор из листьев и ягод винограда. Для этого нам понадобится рельефная паста (у меня Таир тонкая), которую надо развести водой до консистенции жидкой сметаны.

Можно заменит на шпатлёвку смешанной с ПВА (50% на 50%). Немного подкрашиваем пасту умброй натуральной и чёрной краской. Заливаем во флакончик с тонким носиком. Советую пасту вмешивать в краску, а не наоборот.

Начинаем рисовать лозу там, где мы будем располагать листья и ягоды. Работает фантазия :)

Даём высохнуть, затем, тонкой кисточкой окрашиваем нашу лозу коричневой краской и немного тонируем разведённой чёрной краской. После высыхания, покрываем одним слоем лака (только лозу).

Клеим листья и ягоды, пытаясь изобразить стилизованную виноградную лозу. Я клею на клей "Титан", можно на "Момент-кристалл". Затем, берём восковую патину "золото антик" и проходимся пальчиком по выпуклым местам, на этом этапе, мне показалось маловато, добавила восковую медную патину чуть-чуть.

Теперь — что надо! Переливы стали глубже и богаче. Очень похоже на металл.

Декорируем ручку, обернём её льняным шпагатом.

Последний этап, клеим нашу фанерную накладку на фронтальныю часть и любуемся. Короб готов!

Надеюсь, кто-нибудь захочет сделать такой подарок своему мужчине. Восторг гарантирую!

А мне будет приятно услышать ваши коментарии и замечания, а может и вопросы.


Резьба по дереву - Виноград

Представляю Вашему вниманию работу по рельефной резьбе в виде виноградной лозы. Выполненная работа являлась пробой своих сил в данном направлении художественной обработки дерева.

Элемент виноградной лозы послужил отличной тренировкой своих сил перед более сложными работами. Для того что бы Вам было легче освоить данную технику, для первого раза советую сделать данное изделие из липы или осины, и уже после того как все приемы резьбы будут хорошо отработаны, будет целесообразнее перейти на более твердые породы древесины.

Такая работа послужит просто украшением, подарком, или может быть использована как вешалка для ключей, полотенец или кухонной утвари (конечно же при добавлении крючков любой формы и размера, которые можно стилизовать под элементы лозы).

Так же можно использовать "виноградную лозу" как элемент декора вашего домашнего мини бара. Прикрепив её на крышку или внешнюю стенку, как бы обозначая то, что вы храните в баре вино. Не сложными манипуляциями, доработав рисунок грозди винограда из данных элементов можно сделать рамку или блюдо - все зависит от вашей фантазии.

История возникновения резьбы

Данный вид резьбы отличается от других видов своей декоративностью и выразительностью. В старину в принципе как и в наше время рельефную резьбу применяют для украшения мебели, дверей, стеновых панелей, в качестве настенных панно, украшения интерьеров. Рельефную резьбу по дереву можно разделить на две условные группы:

  • Барельефная резьба (с низким рельефом)
  • Горельефная резьба (с высоким рельефом)

Барельефная резьба - главная характерная черта это то, что орнамент выступает не более чем на 1/2 глубины по отношению к линии фона.

Отличие Горельефной резьбы в том, что срез делается почти на всю глубину объема формы в орнаменте. Такая резьба требует более совершенного понимания форм орнамента.


Резьба по дереву - Виноград

Итак, для работы нам понадобятся следующие инструменты:

Инструмент для резьбы по дереву

Из инструментов, нам понадобится практически полный набор для резьбы по дереву.

  • Дрель для внутренних отверстий.
  • Лобзик для выпиливания основных контуров.
  • Нож-косячок для резьбы по дереву.
  • Несколько видов стамесок для резьбы по дереву с радиусом от 8 до 20 мм, так же я использовал угловую и плоские стамески.

Инструмент должен быть удобным и острым, в таком случае работа будет идти лучше, быстрее и приносить массу удовольствия.

Как и в предыдущих статьях, напоминаю Вам о том, что мы не забываем про технику безопасности, потому что наши ручки и пальчики нам нужны и важны!

Рабочее место как мы уже знаем должно быть достаточно освещенным, хорошо проветриваемым, заготовка должна быть хорошо закреплена, рабочую поверхность как и инструменты следует держать в порядке и стараться соблюдать чистоту, в таком случае вы всегда быстро найдете то что Вам нужно.

Заготовка под резьбу

Техника рельефной резьбы

Будущее изделие необходимо крепко закрепить на рабочем столе и поворачивать только при появлении надобности. Для рельефной резьбы по дереву есть много приемов, особенностей, различных техник которые облегчают и ускоряют процесс, но основные стадии остаются неизменными. Итак, этапы рельефной резьбы:

Рисунок переносится на заготовку в натуральную величину, использовать можно кальку, копирку. Так же можно использовать более современный метод переноса описанный тут.

Надрез производится точно по краям чертежа, при вертикальном положении косяка. Так же стоит использовать лобзик для более простой и качественной прорези контурной линии в местах где это возможно. Подрезка контура для данной работы не требовалась, но когда это необходимо делают ее стамеской под углом 45 градусов в сторону надрезанной линии, нужно добиться чтобы глубина подрезки была одинаковой.

Когда "виноградинка" надрезана по контурной линии рисунка следует выполнить подрезку "виноградинки" затем снять фаску по контуру ножом-косячком под углом 45 градусов, далее срезают верхнюю фаску и, наконец нижнюю. Подчистка линии контура "виноградинки" производится полукруглой стамеской.

Чистку фона начинают производить с наибольших по размеру участков, для этого используют широкую стамеску продвигаясь в нужном направлении вдоль волокон если это возможно, все зависит от формы и размера обрабатываемого участка. В труднодоступных местах применяется узкая стамеска.

Эта процедура заключается в нанесении тонких и мелких выемок - в частности прожилок листа (в данной работе нанесением прожилок я пренебрег). Сделать это можно было с помощью косячка или угловой стамески.

Финальный этап отделки


Резьба по дереву - Виноград

Рельефную резьбу шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Обратите внимание на то, что каждый элемент нужно шлифовать отдельно, учитывая кривизну рельефа и направление волокон. На мягких породах для шлифования стоит использовать более мелкую шкуркой. После шлифования при помощи жесткой щеточки удаляются пыль и ворс.

Далее: Виноградная лоза была покрыта морилкой на водной основе. В своей работе я использовал морилку под орех смешанную с морилкой под красное дерево. После того как работа была высушена производилась финальная шлифовка для "выбеливания" отдельных частей лозы - это сильнее подчеркивает и выявляет объем.

Виноградная лоза была покрыта матовым лаком серии ПФ. Постарайтесь выбрать хороший и качественный лак, как это не парадоксально, но работу можно испортить даже на последнем этапе покрытия лаком. Наносите лак при помощи хорошей кисти и не торопитесь. Старайтесь не оставлять видимых разводов пузырьков и ворсинок на поверхности, не заливайте работу и не допускайте подтеков. Альтернативой лаку, может послужить покрытие работы воском, смешанным со скипидаром.

Украшения на деревянных домах здесь завораживают. В них можно заметить отголоски старообрядчества и других древних культур. Читать древние символы на домах умеет художник-реставратор деревянного зодчества Святослав Шитов. Он рассказал про некоторые из них.



На наличниках по адресу Дзержинского, 34 представлены хорошие образцы домовой резьбы. Здесь можно увидеть изображение водоплавающей озерной лилии, ее еще называют кувшинкой. Она имела обереговый смысл. Интересно, что изображение листочков бывает разным — круглым или стрелообразным. Наличие таких цветков в наличнике говорит о том, что владелец верил в живительную силу природы, в то, что узор принесет ему счастье. Этот декор был заказан более 100 лет назад. Кстати, в доме на фото жил известный фотохудожник Лука Родионов, здесь он творил свои произведения. Теперь в этом месте располагается реставрационная мастерская деревянного зодчества.



Тему винограда в Тюмени можно встретить почти на каждом здании в декоре хорошего домового наличника. Элементы винограда — библейские символы. Раньше было принято, сравнивать человека с благодатным виноградным кустом, который украшает дом своими делами. Сухого человека приравнивали к смоковице, которую нужно сжечь. Развитие города — это заслуга купечества, поэтому виноград был у них в почете. Второе значение винограда — достаток и благополучие. Тюменские наличники — самые насыщенные в Сибири. Наличник, сделанный в стиле барокко, стоил в 3-4 раза дороже чем сам дом. Он мог весить около 200 кг.


Это символы, которые напоминают узелки счастья или трезубцы. Часто трезубцы говорят о том, что предки жителей дома выходили в море на промысел, ориентируясь по полярной звезде. Это очень древний символ, в нем есть руны, переплетающиеся между собой. Их смысл уходит во времена, когда еще не было крещения Руси.

КРУГ ИЛИ СОЛНЫШКО


Круг или полумесяц резмещались в верхней части наличника. Это символизировало небосвод, где изображали радугу со звездами. Наличник делили на несколько частей: верх — небосвод (микрокосмос), боковинки и пилястры — струи дождя, и нижняя часть (там помещался ромб) — земля и богатый урожай.


На некоторых наличниках можно найти зашифрованную криптограмму дерева жизни. Это старообрядческий рисунок, который имеется на домах в центре Тюмени по улице Тургенева, 12. Кстати, на этом доме есть несколько направлений резьбы — объемная, накладная, пропильная, глухая.


Сосновые шишки и экзотические фрукты — это переплетение стилей. Такие изображения появились благодаря тому, что в Тюмень приезжали мастера из разных мест. Они привносили в работу что-то необычное и нигде не повторяющееся.


Это очень интересный знак. В он имеет женскую голову, руки и ноги. Символ нес обереговый смысл, охранял семейное единство и благополучие. Берегиня охраняет семью, поэтому ее изображение может опоясывать весь дом. Все эти знаки очень древние. Своими корнями они уходят в каменный век. При проведении археологических раскопок в Сибири, находили много таких изображений в керамике и в кости. Тюменская резьба в корне отличается от любой другой. Есть три школы резьбы: тюменская, иркутская и томская. Томская резьба красивая и ажурная, но она не такая сложная. Тюменская школа — самая мощная.


Возможно, некоторые тюменцы еще не осознают, что им крупно повезло. На улице своего города они могут полюбоваться на резьбу, которая обычно представлена в Эрмитаже. Адреса некоторых домов, которые я советую посмотреть: Дзержинского, 34 Хохрякова, 19 Хохрякова, 24 Дзержинского, 13 Володарского, 27.


Советую всем погулять по улицам Тюмени) Кстати, в одной из местных газет, которая называется "Наша Газета Тюмень", вышла моя статья. Жаль,что в печатном виде я ее не увидела)

резной виноград

Резьба по дереву – это один из самых древних видов искусства, который берет свое начало в древности, с того самого момента, когда люди научились обрабатывать дерево. Стремление украсить обычные грубые деревянные предметы развивалось очень быстро, что позволило развиваться фигурной резьбе.

Один из оригинальных и распространенных видов резьбы по дереву – это виноградная лоза. Особой популярностью этот орнамент пользовался еще в средневековье и во времена античности. Сейчас же этот мотив используется в разнообразных изделиях из дерева и при оформлении больших строений.
Орнамент виноградной лозы символизирует собой плодородие и необузданную жизненную силу. Если же используется рисунок не только с виноградной лозой, но и с различными гроздьями, то это говорит о значимости плодородия и страсти.

Разнообразные узоры лозы с древних времен украшают собой посуду, деревянные стойки, столы и стулья.
Виноградная лоза относится к числу растительных орнаментов, которые составляются из различных по размеру и форме листьев, веток, гроздьев и цветов.

Резьбу по дереву в форме виноградной лозы очень часто можно встретить в оформлении разнообразных старинных соборов и церквей. Растительный мотив виноградной лозы, распространенный в Италии в 15-16 веках, берет свое начало на Руси в 17 веке и быстро приобретает заслуженную популярность.

Очень часто в орнамент к виноградной лозе вплетались изображения различных сказочных существ и птиц.
Виноградная лоза – это отличный орнамент, который при выполнении искусным мастером, украсит любое изделие. Данный мотив идеально подойдет для деревянных емкостей для вина, при украшении обеденных столов и стульев, а так же при украшении оформления домов.
При заказе изделия, мастера могут воплотить все пожелания заказчика, как при изготовлении мелких сувениров, так и при оформлении всевозможных обрамлений или для украшения готовых статуй во весь рост.

Читайте также: