Рисунок по отрывку елка из повести в катаева белеет парус одинокий

Обновлено: 18.09.2024

В комментариях ко всем моим статьям о советской детской литературе всегда встречается упоминание об одном писателе. Его называли классиком советской литературы , а кое-кто нарекал лучшим детским писателем эпохи. Кто я такая, чтобы спорить? Но, чтобы поддерживать разговор, надо хотя бы знать, о чем идет речь. Так Валентин Катаев попал в мой список для чтения.

Впору удивиться, как случилось, что я не познакомилась с ним раньше? Но что говорить о человеке, который и "Дорогу уходит в даль" в детстве не читал, и "Четвертую высоту"? В 90-е годы Катаева в школьной программе уже не было, вскользь называли "Сына полка " (но не читали, иначе я была бы первой, кто познакомился с книгой). И уж, конечно, я ничего не слышала о тетралогии "Волны Черного моря ". Коль уж я пишу о детской литературе, а Катаев не списан со счетов, нужно восполнять пробел и знакомиться. Начать решила с первой части тетралогии - повести " Белеет парус одинокий" : пишут, что это самое известное и сильное произведение автора.

На чтение у меня ушло три вечера, и это были не худшие моменты жизни. Чувства остались смешанные и противоречивые. Писать правду немного страшновато, а хорошо лгать не получается. Может, пара вводных слов смягчит реакцию на мои выводы. Перед тем как читать дальше, вспомните, что я человек другого времени (не лучше и не хуже, просто другого), я познакомилась с повестью в сознательном возрасте, и все детские книги я рассматриваю через призму возможности предложить их ученикам и получить пользу. Итак.

Валентин Катаев "Белеет парус одинокий"

Прочитала недавно размышления-сожаления одного блогера о том, что эта книга незаслуженно забыта. Но как можно считать забытой книгу, напечатанную в последние годы десятками разных издательств? Я полчаса выбирала для себя подходящий экземпляр. Значит, издатели повесть не забывают, печатать не боятся, знают, что она будет востребована покупателем. Откуда такая уверенность? Разберемся.

В центре повествования история двух мальчишек - интеллигента Пети Бачея и босяка Гаврика - и их семей, разворачивающаяся на фоне революции 1905 года. Место действия - Одесса.

Для меня в этой книге есть два несомненных плюса, которые ставят повесть в один ряд с такими классическими произведениями, как "Дети подземелья" В. Короленко или "Кавказским пленником" Л. Толстого (может, не самые удачные сравнения, помогайте в комментариях подобрать лучше)

Первое.

Повествование ведётся от 3-го лица, но глазами ребенка. Мне кажется, такой прием я встречаю впервые. Что это значит? В поле зрения попадает и интерпретируется только то, что заметил герой-ребенок. Когда Петя возвращается из экономии в Одессу и их повозка по пути подбирает пленного матроса, мы не видим никаких размышлений о его политических взглядах, судьбе и прочем. Мы видим только усталого и какого-то опасного взрослого, поэтому Петя инстинктивно прячет поглубже под скамейку свои сокровища (стёклышки и камни). Социальное расслоение на корабле также показано детским взглядом: девочка, с которой хотел подружиться Петя, ехала 1 классом (а они 2-ым), поэтому даже общаться с ним не стала.

Гаврик, сын трудового народа, понимает побольше, но все равно в его восприятии нет взрослых знаний, а лишь детская интуитивная мудрость. Он не оскорбляет мадам Стороженко на рынке, потому что понимает: их семья зависит от ее благосклонности.

Когда они с дедушкой подбирают неудачливого пловца, мальчик уверен, что говорить об этом нельзя, хотя его не предупреждали.

Взрослые слова "стачка", "революция" "маёвка" не всегда понятны ему, но вызывают прилив воодушевления, потому что произносит их старший брат Терентий.

В этом детском взгляде на взрослые вещи для меня неоспоримое достоинство повести. Часто серьезные, большие люди решают свои важные дела, и вроде бы все нормально. Но только взглянув на них глазами ребенка, понимаешь, какая это дичь и жуть. Помните момент, когда Усатый пытается заболтать Гаврика и выведать у него ценные сведения о матросе, полагая, что дети подчас очень наблюдательны и в то же время падки на подарки? Гаврик оказался умнее и попытался запутать сыщика, но это сыграло с ним злую шутку: в момент погони Усатый так выкрутил мальчику ухо, что чуть не оторвал, а ребенок даже оглох на время. Как на глазах ребенка бьют его старого деда.

Самый жуткий для меня момент повести - еврейский погром и то, как видел его Петя. Читаешь - и мурашки бегут по телу.

Между тем пение становилось все явственнее. Тогда Петя с полной ясностью увидел, что та низкая и темная туча, которая лежала на горизонте Куликова поля справа от вокзала, вовсе не туча, а медленно приближающаяся толпа.

И бешенство учителя Бачея, не желающего участвовать в этом зверстве и выставлять иконы на окно, чтобы не тронули (громили только евреев). И униженные просьбы семьи Коганов укрыть их. И поющая толпа, издалека напоминавшая мирный крестный ход, и большая усатая баба, ударившая отца по уху.

. невыносимая боль охватила сердце мальчика. В эту минуту он готов был умереть, лишь бы папу больше не смели трогать.

Все это чудовищно! Если бы автор писал от лица взрослого, здесь непременно были бы вставлены рассуждения о несправедливости, возмездии, причинах. Но для ребенка все это неважно, происходящий ужас он воспринимает органами чувств, а не умом. И мы следом.

Однако в другие, мирные, моменты этот детский взгляд просто очарователен! Петя вспоминает о своих отношениях, которых было очень много. Одну девочку он любил целый вечер! И дико страдал, когда ее увели спать. С другой целовался в ночном саду и подарил сокровища, наутро любовь прошла, и мальчику осталось только сокрушаться о своей щедрости. А момент с дневником! Несколько недель Петя приносил пустой дневник, а тут вдруг получил сразу несколько записей. Счастливый, он ворвался домой и поспешил поделиться радостью с тетей. А в дневнике-то сплошные неуды. "Чему же ты радуешься, дурачок?" - спросила тетя. "Отметкам! Это мои первые отметки в дневнике!" - ничто не омрачило детского счастья. Или то, как трехлетний Павлик все лето помнил оставленную дома лошадку Кудлатку. А сам Петя утром не мог поверить, что оставляет экономию на девять месяцев. А уже вечером в Одессе чувствовал, как будто и не было никакой экономии. Так мог описать только человек, хорошо понимающий детскую душу.

Второе

Полноценный действующий герой повести - Одесса . Читая, я запоминала улицы и районы, а после чтения полезла искать информацию об истории города, открыла карту, нашла многие географические объекты, проследила путь на корабле из Аккермана (видимо, это Белгород-Днестровский), только вот экономию не нашла, лишь предположила, где она.

4 Валентин Петрович КАТАЕВ

5 1. Как одет Петя, как одет Гаврик? 2. Какие книги читает Петя? 3. Где живет Петя? Гаврик? 4. Из каких семей мальчики?

7 - Чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика? - Что можно сказать о каждом из мальчиков? - С какими героями из прочитанного их можно сопоставить и почему?

8 Напишите небольшое рассуждение (работа в парах). Один пишет образ моря глазами Пети, другой – Гаврика. Заканчиваем выводом: море – это…

10 По какой причине одни и те же события совершенно по-разному воспринимаются Петей и Гавриком?

11 - С какими событиями сталкиваются Петя и Гаврик в повести? - Могут ли они полностью осмыслить то, что происходит в стране? - Какое несоответствие существует между событиями и героями повести?

12 Большие события и маленькие дети

13 Б ЕГЛЕЦ - Что вызывает ужас и отчаяние Пети? Почему? - Как влияет на детей поведение отца? Чем оно вызвано? Докажите, что отец скрывает беглеца не потому, что испугался его.

16 Гаврик, конечно, морально взрослее Пети, но Петя так же любит улицу, её жизнь, её законы, приключения и странствия, он готов прийти другу на выручку, у него живое и яркое воображение.

- Научить определять и объяснять своё эмоциональное состояние к прочитанному.

-Расширять знания детей о животном мире морского побережья.

-Совершенствовать технику чтения.

-Пополнять словарный запас детей.

-Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-Воспитывать умение вести диалог

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка.

- Как вы думаете, кому он посвящён? (Предположения ребят.)

2. Актуализация знаний учащихся.

- Дома вы прочитали несколько глав из этого произведения, познакомились с её героями.

- На предыдущем уроке мы с вами предположили, о чём может быть это произведение.

- Оправдались ваши ожидания? (Нет.)

- Насколько ваш вариант соответствует авторскому?

( Частично, так как в повести говорится не только о мятежном корабле, о море, но и о дружбе двух мальчиков.)

- Из повести мы узнаём, что Петя и Гаврик дружат. А что объединяет этих героев?

(Оба они фантазёры и любители приключений. Их объединяют общие интересы и тайны. Оба мальчика жили на берегу моря.)

(Простор, горизонт, сила, мощь, великолепие, богатство, тайна.)

- Морю посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и художники. Например, Куинджи и Айвазовский. У Айвазовского есть целый цикл картин, посвящённых морю.

- Посмотрите на них, пожалуйста.

(Страшное бушующее море и терпящий бедствие корабль.)

3. Новая тема. Осмысление.

А) Работа с учебником. Первичное чтение с остановками.

- Маслина – вечнозелёное южное дерево семейства маслиновых, с мелкими душистыми цветками и съедобными, видом напоминающие сливы плодами.

Тропинка была очень извилистая, со множеством поворотов.)

- Э, будь что будет! – Что хотел подчеркнуть этими словами автор?

Каролино – Бугаза – пляж в 60-и километрах от Одессы.

ГИРЛО – (укр. происхождения) – название рукава или протоков в дельтах крупных рек, впадающих в Чёрное и Азовское моря.

- Почему В. Катаев сравнил своего героя с Робинзоном Крузо?

( В этот утренний час Петя был один наедине с природой.)

(Майн Рид – автор приключенческой литературы. С интересом, увлечением, внимательно.)

(Штиль – полное безветрие на море, когда поверхность воды гладкая)

(Выражается настроение мальчика. Он пришёл попрощаться с морем, так как уезжал с отцом домой.)

- Кто знает, из какого стихотворения эти строки?

- Чем море могло заинтересовать Петю?

- Какую тайну может хранить оно в своих пространствах?

- Почему появление взбунтовавшегося корабля было тоже тайной?

(Этот корабль никто не видел. В основном о нём только говорили.)

- Почему писатель сравнивает море с пустыней?

(На первый взгляд, такое же бескрайнее и безжизненное, как и пустыня, но вмещающее в себя много тайн и загадок.)

(Мятежник - ,революционер, бунтарь, инсургент, смутьян; участник мятежа, восстания.)

- Для чего В. Катаев так подробно описывает вид мятежного корабля?

Давайте посмотрим, что говорит об этом автор.

(Упоение – воодушевление, восторг.)

(Для него упоением являлась встреча с морем; ему нравилось купаться в его водах, нырять)

- Почему мальчик не испугался старого краба?

(Мальчик вырос на море и умел их ловить.)

- Что может доставить человеку радость?

- Почему стайка морских коньков взволновала Петю?

- Давайте прочитаем ответ на этот вопрос в тексте и проверим, насколько справедливо наше предположение.

- Для чего писатель так подробно описывает занятия мальчика?

(Подчёркивает его тягу к приключениям и любознательность.)

- Почему мальчик не торопится к отцу?

(Ему не хотелось расставаться с тем местом, где ему так понравилось отдыхать. Именно поэтому мальчик примчался к морю перед отъездом, чтобы последний раз насладиться встречей с ним и попрощаться.)

- Как мальчик относится к морю?

(Эта глава знакомит нас с одним из главных героев повести, вводит в обстановку, предшествовавшую грозным событиям, а также позволяет остановиться на картинах моря.

СЛАЙД 9 ФИЗ. МИНУТКА.

Б) Работа с тетрадью на печатной основе.( стр. 23-24)

- Ребята, вероятно многие из вас видели море, любовались им.

- Чем оно вас поразило? Что вы чувствовали тогда?

На предыдущем уроке мы узнали, как относился к морю Гаврик. Сегодня мы пытались понять, как к морю относится Петя.

- Давайте посмотрим на два описания моря в повести Катаева ещё раз.

Выполнение задания № 1.

- Одинаково мальчики к нему относятся? (Нет.)

Выполнение задания № 2.

- Так почему же Петя и Гаврик по-разному видят море? ( вывод на стр. 24)

В) Сравнительный анализ.

- Морем восхищается не только герой повести Петя, но и сам писатель.

Рисуя море, Катаев тонко и живописно передает игру его красок (светло-голубое. ярко-синее. темно-индиговое. малахитовое). Он одухотворяет море, наделяя его свойствами живого существа. Оно может быть ласковым, может сердиться, гневаться. В хорошую погоду море играет барашками; в шторм — взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина.

- О чём свидетельствует такое описание?

( О том , что писатель был очень внимателен в изображении моря, об умении передавать свои чувства и переживания.)

- В своей повети писатель использует много пейзажных зарисовок.

- А что такое пейзаж?

(Пейзаж - 1. Общий вид какой-н. местности. Волжский п.

  1. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание

природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников.

П. в романах Тургенева.)

- Для чего писатель включает в своё произведение пейзажные зарисовки?

(Пейзаж помогает писателю не только рассказать о месте и времени изображаемых событий, но и глубже понять переживания героев. Так, прощаясь с морем, Петя грустит. Он вспоминает стихотворение Лермонтова:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Эти строки раскрывают печальную взволнованность мальчика, его нежелание покинуть полюбившиеся места.)

- Как вы думаете, чьё восприятие моря ближе к авторскому?

(Гаврика, так как писатель сам родился и вырос в Одессе на берегу моря; он каждый день наблюдал за тяжёлой работой рыбаков, которые вынуждены были много трудиться, чтобы прокормить семью. Но переживания Пети ему тоже были близки, потому что Катаев умел радоваться тем тайнам, которые дарило море.)

- Что общего в изображении моря Катаевым и Айвазовским?

(У них общий сюжет. Катаев и Айвазовский изображают разное море)

- Итак, мы видим, что каким бы не изображали море писатели и художники: спокойным или бушующем, меняющимся каждый час или темнеющим каждую минуту, но, без сомнения, каждый из них старался подчеркнуть в нём какую-то тайну и очарование.

4. Итог урока и оценивание.

- Нет сомнения, что картины Айвазовского помогают нам представить то, что изобразил В. Катаев в своём произведении, что ощущал он и его герои.

- Каким было море у В. Катаева? ( Разное)

- Итак, мы завершаем наш разговор о море, о чувствах автора и героев, о красках, используемых для изображения моря.


Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Имена прилагательные помогает писателю наиболее точно передать настроение моря.

Читайте также: