Солнце взошло и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев

Обновлено: 15.09.2024

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца. И светлые лучи, пролетающие над головами детей, еще не грели. Болотная земля была вся в ознобе, мелкие лужицы покрылись белым ледком.

Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

В ответ на это первое чуфыканье Косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на Косача.

Затаив дыхание сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню. В ответ ему тут где-то вблизи сидящие на земле десятки таких же птиц, тоже каждый петух, вытянув шею, затянули ту же самую песню. И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем побежал по невидимым камешкам.

Сколько раз мы, охотники, выждав темное утро, на зябкой заре с трепетом слушали это пение, стараясь по-своему понять, о чем поют петухи. И когда мы по-своему повторяли их бормотанья, то у нас выходило:

Так бормотали дружно тетерева, собираясь в то же время подраться. И когда они так бормотали, случилось небольшое событие в глубине еловой густой кроны. Там сидела на гнезде ворона и все время таилась там от Косача, токующего почти возле самого гнезда. Ворона очень бы желала прогнать Косача, но она боялась оставить гнездо и остудить на утреннем морозе яйца. Стерегущий гнездо ворона-самец в это время делал свой облет и, наверно, встретив что-нибудь подозрительное, задержался. Ворона в ожидании самца залегла в гнезде, была тише воды, ниже травы. И вдруг, увидев летящего обратно самца, крикнула свое:

Это значило у нее:

– Кра! – ответил самец в сторону тока, в том смысле, что еще неизвестно, кто кому оборвет круты перья.

Самец, сразу поняв, в чем тут дело, спустился и сел на тот же мостик, возле елки, у самого гнезда, где Косач токовал, только поближе к сосне, и стал выжидать.

Косач в это время, не обращая на самца вороны никакого внимания, выкликнул свое, известное всем охотникам:

И это было сигналом ко всеобщей драке всех токующих петухов. Ну и полетели во все-то стороны круты перья! И тут, как будто по тому же сигналу, ворона-самец мелкими шагами по мостику незаметно стал подбираться к Косачу.

Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная, тропа шла направо, другая, слабенькая, – прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:

– Нам надо по этой на север.

– Это не тропа! – ответила Настя.

– Вот еще! – рассердился Митраша. – Люди шли, – значит, тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

– Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде.

И ее самец мелкими шажками перебежал ближе к Косачу на полмостика.

Вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надвигаться серая хмарь. Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

Было уже десять часов вечера () и над садом светила полная луна.
1.простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2.простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
3.сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4.сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

Солнце взошло () и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев.
1.союз И соединяет однородные члены в простом предложении, перед союзом И нудна запятая.
2.союз И соединяет однородные члены в простом предложении, перед союзом И не нужна запятая.
3.сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4.сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

1) 3 (2 основы, нет общих частей предложения)
2) 2 (одна основа с двумя сказуемыми)


Задание 2 № 21287

Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:

а) нужно; б) не нужно.

1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.

2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни еди¬ного облачка, но цвет его был странный.

3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникаю¬щий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.

6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.

7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.

8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приве¬дет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.

9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вы¬рубке, все пни покрыты мелкими опятами.

Презентация на тему: " 1.свеч..й 2. певуч.. 3.ж..лудь 4.сожж..нный О 1. свеч О й (не от гл.) Е 2. певуч Е Ё 3. ж Ё лудь (желудиный) Ё 4. сожж Ё нный (от гл.)" — Транскрипт:

4 1.свеч..й 2. певуч.. 3.ж..лудь 4.сожж..нный О 1. свеч О й (не от гл.) Е 2. певуч Е Ё 3. ж Ё лудь (желудиный) Ё 4. сожж Ё нный (от гл.)

5 кое то либо нибудь де таки ка с с

6 (пол-уха) (пол-Ялты) ЛЛ ЯЯ (пол-листа) ЮЮ

7 Задать от 2 слова вопрос к 1. ( Технически сложный)- сложный (как?) технически 2. Историко-философский (и исторический и философский) 3. Железнодорожный ( ни 1, ни 2)

8 1.(чуть)чуть, (тёмно)вишнёвый, (по)весеннему лесу 2.(в)третьих классах, (древне)греческий, (куда)либо 3.(еле)еле, (русско)французский, (ярко)красный 4.(диван)кровать, решать (по)деловому, (средне)европейский

9 Кем? Чем? н Кем? Чем? продумано Кем? Чем? От глагола Не от глагола НН: сов. в. + искл. ова- (-ёва-) ова- (-ёва-) зависимое сл. зависимое сл. Н: несов. в. Н: несов. в. нет 2 условий нет 2 условий Смышленый (мыслить) Приданое (дать) НН Н НН Н -енн-/-онн- -ан-/-ян-/-ин- н н н н Искл.: Искл.: ветреный стеклянный NB! NB! оловянный безветренный деревянный

10 1. Ученик отвечал очень пута..о. 2. По лесу было рассея..о несколько десятков палаток. 3. Все оживле..ы приходом весны. 4.Неожида..о в дверь постучали.

12 Ввиду Вроде Вследствие Навстречу Наподобие Наперекор Насчет сверх В виде В отношении В заключение В течение В продолжение В связи По причине За исключением За счет В виде В отношении В заключение В течение В продолжение В связи По причине За исключением За счет

14 1. В течение всей дороги он молчал. 2. В продолжение дня он был задумчив. 3. В заключение он поблагодарил всех присутствующих за поздравление. 4. Вследствие дождей дороги размыло. 1. В течении этой реки нет крупных поворотов. 2. В продолжении романа появились новые персонажи. 3. В заключении статьи был сделан интересный вывод. 4. В следствии по делу выяснилось

16 1.(В)СВЯЗИ с ремонтными работами движение по шоссе прекращено. 2.(НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на шум в классе, Петр Саввич продолжал писать на доске формулы. 3. Рейсы отменены (В)ВИДУ нелётной погоды. 4. Отец всю жизнь работал (НЕ)ПОКЛАДАЯ рук.

17 1 ) пролито 2) отнят 3) взяты 4) заперта

18 1) накачаны 2) проходивший 3) называемый 4) исхожены

19 1. говорил улыбаясь 2. предоставить жилплощадь 3. крыша над головой 4. поселить у себя

21 1. Снег покрыл всё : и деревья, и дома, и стога сена. 2. На деревьях, стогах, домах везде лежал снег. 3. Везде : на деревьях, стогах, домах лежал снег. 1. Снег покрыл всё : и деревья, и дома, и стога сена. 2. На деревьях, стогах, домах везде лежал снег. 3. Везде : на деревьях, стогах, домах лежал снег. : _.. :, _. Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены, стоящие при обобщающих словах. Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены, стоящие при обобщающих словах.

22 1. Мне нужны некоторые инструменты, например : молоток, напильник, ножовка. 2. Молоток, напильник, ножовка словом, некоторые инструменты мне нужны. 1. Мне нужны некоторые инструменты, например : молоток, напильник, ножовка. 2. Молоток, напильник, ножовка словом, некоторые инструменты мне нужны.

23 1)Препираясь они не замечали даже, что ветер, сгибавший струю фонтана, сыплет на них сеяную водичку. 2)Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зерна. 3)Вы, я думаю, привыкли к этой великолепной природе. 4)И вода, и берег, и туча – все сливалось в непроницаемый мрак.

24 ТИРЕ сущесинфин числит сущес инфин числит

25 Отриц.Союз Вводное слово сущесинфин числит сущес инфин числит

26 1. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 2. Читать лежа вредно. 3. Без пользы жизнь безвременная смерть. 4. Он хирург.

28 1., И. 2. И. 3. И 4. И 1., И. 2. И. 3. И 4. И _._

29 1. простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая 2. простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая не нужна 3. сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая 4. сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна Солнце взошло ( ) и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев.

32 1. Не все, кто был в зале, заметили, что произошло на сцене. 2. Преобразуя прямую речь в косвенную, часто требуется замена личных местоимений. 3.Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространенному в лесной зоне. 4. На заседании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с транспортом.

36 На крыльце развалился [1] разморенный солнцем [2] рыжий кот[3] похожий на огромную рысь [4] спящую после охоты.

37 По ночам мы любовались звёздами, зарницей и вспыхивающими, как бенгальские огни, метеорами. 1)однородными членами и обособленными определениями 2)однородными членами и сравнительным оборотом 3)обособленными определениями и сравнительным оборотом 4)однородными членами, обособленным определением и вводными словами

38 Слова, выражающие чувств говорящего или его отношение к высказываемому К сожалению, к несчастью, к счастью К счастью, пробил третий звонок, и поезд тронулся. Слова, выражающие оценку реальности сообщаемого Конечно, возможно, вероятно, очевидно и т. п. Мать, наверно, приехала усталой, раздраженной Слова, указывающие на источник высказывания Говорят, по-моему, по словам и т. п. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых… Слова, указывающие на последовательность выказывания, на связь мыслей Во-первых, итак, наконец, кстати, главное, стало быть и т.п. Итак, прелесть и драгоценность водоема прояснилась с первых минут.

39 Слова, употребляемые с целью привлечения внимания собеседника, чтобы внушить ему определенное отношение к сообщаемому Видишь ли, простите, допустим, предположим и т. п. Ну, положим, пусть…это правда;но с какой стати? Слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей Словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее и т. п. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой. Слова, указывающие меру того, о чем говорится По крайней мере, самое большое и т. п. Три дня, по крайней мере, ушло на закупку снаряжения. Слова, выражающие экспрессивность Честно говоря, смешно сказать и т. п. По правде, я не люблю зимнюю рыбалку.

40 1. Митю увлекали всякие необыкновенные путешествия, открытия, приключения – одним словом романтика. 2. Я читаю английских писателей, но конечно, со словарем. 3. Трудно передать одним словом моё впечатление от выставки. 4. Марк Твен (настоящее имя писателя, Самюэль Клеменс) считается классиком американской литературы.

41 (1)Почему яйцо имеет форму овала? (2)Попробуйте покатить по большому столу яйцо и круглый шарик от пинг-понга. (3)Шарик по прямой докатится до края стола и упадёт. (4)… яйцо, благодаря своей удлинённой форме, опишет на столе дугу и не упадёт. (5)Значит, овальная форма не случайна: она защищает от падения яйца птиц, которые гнездятся на скалах и обрывистых берегах. Какой(-ие) союз(-ы) уместно использовать в начале предложения 4? 1)И 2)А 3)Или 4)Так как 5) Так что 6)Если 7)Несмотря на то что (1)Почему яйцо имеет форму овала? (2)Попробуйте покатить по большому столу яйцо и круглый шарик от пинг-понга. (3)Шарик по прямой докатится до края стола и упадёт. (4) А яйцо, благодаря своей удлинённой форме, опишет на столе дугу и не упадёт. (5)Значит, овальная форма не случайна: она защищает от падения яйца птиц, которые гнездятся на скалах и обрывистых берегах. Какой(-ие) союз(-ы) уместно использовать в начале предложения 4? 1)И 2)А 3)Или 4)Так как 5) Так что 6)Если 7)Несмотря на то что

42 (1)Почему яйцо имеет форму овала? (2)Попробуйте покатить по большому столу яйцо и круглый шарик от пинг-понга. (3)Шарик по прямой докатится до края стола и упадёт. (4) А яйцо, благодаря своей удлинённой форме, опишет на столе дугу и не упадёт. (5)Значит, овальная форма не случайна: она защищает от падения яйца птиц, которые гнездятся на скалах и обрывистых берегах. Выделенные слова в предложении 4 замените причастием. Запишите причастие в той падежной форме, которая требуется в предожении. (1)Почему яйцо имеет форму овала? (2)Попробуйте покатить по большому столу яйцо и круглый шарик от пинг-понга. (3)Шарик по прямой докатится до края стола и упадёт. (4) А яйцо, благодаря своей удлинённой форме, опишет на столе дугу и не упадёт. (5)Значит, овальная форма не случайна: она защищает от падения яйца птиц, гнездящихся на скалах и обрывистых берегах.

44 Использованные материалы: 1. Диагностика образовательных достижений обучающихся в городе Москве в учебном году./-М.: Московский центр качества образования, 2010.

Читайте также: