У самых источников росли прекрасные деревья тополи дубы ели

Обновлено: 18.09.2024

2 вариант.
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений, постройте схемы.

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта глаза оскал нового коня всё было изящно и резко выражено как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть есть ли корм у лошадей.

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы. [ ], (которую . ) - придаточное определительное

2. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь. [ ], (когда. ) - придаточное определительное

3. Сыплется величественный гром украинского соловья - и чудится, что месяц заслушался его посреди неба. [ ] - и [ ], (что. ) придаточное изъяснительное

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе чернела одинокая скамья. [ ,(что. ) , ] - придаточное определительное

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. [ ,(где. ) , ] - придаточное определительное

6. Копыта, глаза, оскал нового коня - всё было изящно и резко выражено, как бывает только у лошадей самой чистой крови. [ ], (как . ) - придаточное обстоятельственное

7. На обочине, куда только падали лучи солнца, снег переливался, искрился. [ ,(куда . ), ] - придаточное определительное

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись. [ и, (если. ) , ] - придаточное условное

9. И сердце вновь горит и любит от того, что не любить оно не может. [ от того] , (что . ) - придаточное причины

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей. [ ], (ли. ) придаточное изъяснительное

1. Чичиков подошёл к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы.

2. Как весел грохот летних бурь, когда, взметая прах летучий, гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь.

3. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба.

4.На обрыве, что возвышался сзади, на светлом небе, чернела одинокая скамья.

5. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

6. Копыта, глаза, оскал нового коня- всё было изящно и резко выражено, как бывает только у лошадей самой чистой крови.

7. На обочине, куда только падали лучи солнца, снег переливался, искрился.

8. Олень раскапывал передней ногой снег и, если есть корм, начинал пастись.

9. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может.

10. Мне вздумалось заглянуть под навес и посмотреть, есть ли корм у лошадей.

2. Как весел грохот летних бурь, когда.. .
6.Копыта, глаза, оскал нового коня - все было изящно и резко выражено,
как бывает только у лошадей самой чистой крови.
7. На обочине, куда только падали лучи солнца, снег переливался, искрился.
10. Мне вздумалось заглянуть под навс и посмотреть, есть ли корм у лошадей.
1- прид. опред. , 2- времени, 3- изъяснит. , 4,5 - опред. , 6 -образа действ. , 7 - места, 8 - условия, 9- причины, 10 - изъяснит.
Схемочки - уже сама!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Однородные члены предложения. Тренировочные упражнения.

Цель: углубить знания об однородных членах предложения и обобщающих словах, знаках препинания при них; формировать навыки находить предложения с однородными членами и обобщающими словами, выделять их в устной речи интонацией, а на письме – знаками препинания; воспитывать внимание, наблюдательность, развивать культуру речи.

Актуализация опорных знаний . Знаки препинания при ОС и ОЧП.

Проверка домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Слово учителя. Интонация в предложениях с ОС такова: после ОС голос понижается, затем следует пауза, после которой ОЧ произносятся с интонацией перечисления. Если же ОС стоит после ОЧ, то после перечисления следует пауза, а к концу предложения голос понижается.

Лингвистическое конструирование. Дополните предложения ОЧ так, чтобы выделенные слова стали обобщающими; определите синтаксическую роль ОС и ОЧП. Объясните постановку знаков препинания.

1 вариант – 1. Начинают появляться перелётные птицы . 2. В недрах гор много полезных ископаемых . 3. В Северный Ледовитый океан впадают огромные реки .

2 вариант – 1. Маленький пруд населён большим количеством живых существ . 2. Каждый должен знать имена русских писателей-классиков . 3. Пушкин написал несколько драматических произведений .

Работа у доски . Записать предложения, объяснить знаки препинания при обобщающих словах и ОЧП. Начертите схемы предложений. Прочитайте предложения с интонацией.

Нужные книги с закладками, цитаты на отдельных листках – всё под рукой. Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках, в шахты, ни на переездах – не видно было даже проблеска света. На следующих станциях жадно хватали все газет: центральные, местные, краевые. Жалованье, паёк и случайные посылки – всё делилось поровну. Нетронутый валялся скудный ужин: консервы, сало, хлеба два куска. Песок, груды камней и рытвины – вот что предстало нам. У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва.

Работа с учебником . Выполнение упражнения 443, стр.172.

Выпишите предложения

1 вариант – с нераспространёнными ОЧП; 2 вариант – с распространёнными ОЧП.

Перевод на русский язык , введите в предложения ОС.

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он всегда запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон.

Корни этого поступка не просто в звании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, всё дело в мыслях и побуждениях.

А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Подведение итогов . Составьте вопросы по теме урока и задайте их друг другу.

Перепишите, употребляя местоимение 3-го лица в нужной форме.

1. Поблизости рос колючий кустарник, а рядом с (он) поросль рябины, за (она) ольховник (Арс.). 2. Три выстрела в стаю хищников уложили двух из (они) (Обр.). 3. На высоте метров двадцати над (они) реяло огромное животное (Обр.). 4. Вдалеке виднелся лесок, а напротив (он) небольшое селение. 5. Солнце наполовину вышло из моря, и навстречу (оно), рассекая волны, гордо бежал белокрылый корабль. 6. Брат плохо слушался сестры и нередко все делал на­перекор (она). 7. Заметив большую группу туристов, мы прибавили шагу и пришли на станцию раньше (они). 8. После засухи начались обильные дожди, и благодаря (они) посевы поправились. 9. Хорь много знал, и от (он) я многому научился (Т.).

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В п. I поставьте ударение в отрицательных место­имениях.

I. (Н…)чего беспокоиться, (н…)чего не выяснить,
(н…)кому поручить, (н. ) (к)кому обратиться, (н…)кому
не рассказывать, (н. ) (к) кому не обращаться, (н…)чем
заменить, (н…)чем не восполнить, (н…) (о) чем спорить,
(н…) (о) чем не сожалеть, (н…)каких новостей, не ду­мать (н…) (о)каком отступлении, не рассчитывать (н. ) (на)какую поддержку, не пренебрегать (н…)чьими интересами, не отвергать (н…)чьих советов, (н…)чье имущество, не считаться (н…) (с)чьим мнением, (н…)(на)что опереться, вернуться (н. )(с)чем.

II. Выяснить (кое)какие детали, (кое) (о)чем сооб­щить, с кем (либо) посоветоваться, (кое) (с) кем пере­говорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возра­жения, (кое) (в)ком ошибиться, (кое) (на) кого на­деяться, о чем(то) договориться.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните неопределенные местоимения.

1. Поминутно что (то) потрескивает, поскрипывает, позвякивает (Е. Н.). 2. Дядя Сергей был большой вы­думщик и всегда что (ни) будь пр…возил из лесу (Е.Н.). Путешественников пор…зило отсутствие чего (либо) похожего на улицы (Обр.). 4. Ей казалось, что перед (она) открывается (н…)что новое и ш…рокое (Ч.). 5. На­стенька почти непр…метно заставила Фому (кой)что уступить и (кое) (в)чем покориться (Дост.). 6. Стоило кому (ни) будь прославиться хоть немно. ко и заставить говорить о себе, как она уже знакомилась с (он) (Ч.). 7. А ведь, пожалуй, (кое) (в)чем он был прав, этот не в меру бойкий казач…к (Шол.). 8. Это (не) родственник ли ваш? (Ч.)

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в отрицательных местоиме­ниях.

1. Обыватели не делали (н. )чего, решительно (н…)чего, и не интересовались (н…)чем (Ч.). 2. (Н…)ко­му было пожаловаться, (н. ) (у) кого искать защиты (С.-Щ.). 3. Княжне Марье в Москве (н. )(с)кем было поговорить, (н. )кому поверить своего горя (Л. Т.). 4. Тяжелее всего, что работаешь и (н. ) (в)ком не встре­чаешь соч…ствия, (н…) какого соч…ствия! (Ч.) 5. Да ведь (н. )чьим мнением я особенно не интересуюсь (Дост.). 6. Швейцару дан был стр…жайший пр…каз не принимать (н. ) (в) какое время и (н…) (под) каким видом Чичикова (Г.). 7. Спицын отвечал безо всякого смысла и с ужасом поглядывал на учителя, который тут же сидел, как (н. ) (в)чем не бывало (П.) 8. Раскольников чуствовал, что пор…жен, что в пр…знани… Николая есть что (то) необъяснимое, удивительное, чего теперь ему не понять (н. ) (за)что (Дост.). 9. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть (н. )кто другой (Л. Т.). 10. Предлагаемая статья есть (н. )что иное, как только введение в статью собственно о Пушкине (Бел.). 11. Гость был (н. )кто другой, как наш почтенный, д…вно оставленный нами Павел Иванович Чичиков (Г.).

Перепишите, вставляя вместо точек сочетания (н..) что иное (другое), (н. ) кто иной (другой).

1. Ромб представляет собой . как параллелограмм с равными сторонами. 2. Звук - это . как механические колебания упругой среды, воспринимаемые слу­хом. 3. Основные черты природы Центральной Азии были описаны . как Н.М. Пржевальским. 4. Исследо­ватели к концу дня нередко так уставали, что не могли думать . кроме сна. 5. . как В. К. Арсеньев, предпринял ряд крупных экспедиций для изучения различных районов Дальнего Востока. 6. . так, как эксперимент, не заставляет человека прилагать максимум усилий для подтверждения своих предположений.

Определительные и отрицательные местоиме­ния, а также существительные в предложении часто употребляются в качестве обобщающих слов при однородных членах. Прочитайте, найдите в предложениях обобщающие слова и объясните пунктуацию при них. Объясните также употребление запятой при повторяющихся союзах, связывающих однородные члены предложения.

1. У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва (Гонч.). 2. Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении (Пауст.). 3. Берега ручья, скаты, горы - все потонуло в зелени (Гонч.). 4. Ничто не шеве­лилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней части дерева (Т.). 5. От зноя все стало желтым: и небо, и поля, и воздух (Пауст.). 6. Ни дерево, ни вода не ше­лохнутся (Т.). 7. Юные деревца: ель и сосна, осина и бе­реза - растут дружно и тесно (Пауст.).

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Однородные члены предложения и обобщающие слова подчеркните.

1. Все было в росе перила проволочная решетка вдоль борта и плетеные кресла (Пауст.). 2. Брезенты палуба чемоданы все было мокро от тумана (Л. Н. Т.). 3. Все это и ночь и дали и горы и звезды казалось мне исполненным невиданной прелести (Кор.). 4. Нигде на берегах Японии моряки не видели (н…)каких стад ни лошадей ни коров ни овец (Н. Чук.). 5. Ни справа ни слева ни на берегу ни на воде (н. )кого не было (Гайд.). 6. Все скуч…ли и говорили вяло и нехотя (Ч.). 7. Все вещи диваны столы и стулья были сделаны из светлого дерева (Пауст.). 8. (Н..)чего не хотелось ни тепла ни пищи ни питья ни общества себе подобных (Наг.). 9. Ни знатный род ни кр…сота ни сила (н…)что беды не может миновать (П.).

Прочитайте. Определите стилистическую при­надлежность текста. Мотивируйте свой ответ. Перепишите, встав­ляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостаю­щие знаки препинания.

С чего нач…нается любовь к Родине к своей земле С деревца посаженного у нашего окна первого ра. света встречаемого на опушке леса с тропинк… на реке. Человек связан с природой тысячами невидимых но прочных нитей (н. )кто из людей не может существовать без нее.

Березовые рощи Подмосковья и голубые озера Каре­лии м…гучая тайга и бескрайни… украински… степи ледя­ные шапки Кавказского хребта и д…лины Средней Азии живые об…татели лесов, полей и рек все это и есть (н. )что иное, как природа наше национальное богатст­во и гордость.

Однако природа не только источник …доровья и ра­дости духовных ценностей каждого человека но и сыр. е для промышленности кладовая материальных благ об­щества.

Пусть каждый из нас покажет личный пр. мер береж­ного отношения к флор… и фаун… . Пусть (н. )кто не забывает о том что все богатства природы леса и реки поля и горы наше общее достояние которое перейдет детям и внукам нынешнего поколения.

Цель: продолжить формирование практических умений и навыков работы с обобщающими словами при однородных членах предложения, совершенствовать умения учащихся в пунктуации; развивать устную и письменную речь, обратить внимание на правильное интонирование предложений; воспитывать у школьников внимание, наблюдательность, развивать культуру речи, интерес к изучению творчества знаменитых писателей.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица, портрет А.С. Пушкина, толковый словарь.

Делать легко то, что для других трудно,— это талант; делать то, что для таланта невозможно,— это гений.

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с таблицей.

(Ученик дает ответ у доски.)

2. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

— Определите место обобщающего слова по отношению к однородным членам. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — перед однородными членами. Б — после однородных членов. В — перед однородными членами, но предложение ими не оканчивается. (Нужно поставить двоеточие и тире.).)

1) Знать, желать, делать — все это взаимосвязано в человеке.

2) Все начинается с того: с мечты, с желанья, с жажды.

3) Нужные книги с закладками, цитаты на отдельных листках — все под рукой.

4) Пусть достанутся мальчикам самые лучшие книги: описание неба, строений и горных пород, трудовых инструментов — от камня до первой мотыги, незнакомых народов и климатов разных широт.

6) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках, в шахты, ни на переездах — не видно было даже проблеска света.

7) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.

8) На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.

9) В коридоре, в классе ли — всюду стены красили.

10) Тут засмеялись зрители: и дети, и родители.

11) Все люди знакомые были: Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский.

12) По обеим сторонам Кильского канала тянется однообразный пейзаж: поля, рощи, редкие селения с высокими готическими крышами.

1) Сараи, бани, чердаки, амбары, сеновалы — все было приспособлено под жилье.

2) Все это: озера, и речки, и леспромхоз, и строительство на торфе — покоилось в море лесов.

3) В палатках появились разные усовершенствования: гвозди для полотенец, полочки, веники.

4) Жалованье, паек и случайные посылки — все делилось поровну.

5) Нетронутый валялся скудный ужин: консервы, сало, хлеба два куска.

6) Голубая майка, юбчонка, стриженые волосы — все промокло вмиг.

7) Сколько смысла и значенья вижу я сейчас во всем: и в твоем прикосновении, и в молчании твоем.

8) Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые.

9) Песок, груды камней и рытвины — вот что предстало нам.

10) В комнате все стало серым: и окна, и мебель, и лица.

11) В жизни он хотел быть всем: художником, артистом, писателем, инженером, профессором, моряком, путешественником.

12) У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва.

Правильные ответы для взаимопроверки

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое конструирование.

— Дополните предложения однородными членами так, чтобы выделенные слова стали обобщающими.

— Определите синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов предложения.

— Объясните постановку знаков препинания.

1) Начинают появляться перелетные птицы.

2) В недрах гор много полезных ископаемых.

3) В Северный Ледовитый океан впадают огромные реки.

4) Маленький пруд населен большим количеством живых существ.

5) Каждый должен знать имена русских писателей-классиков.

6) Пушкин написал несколько драматических произведений.

— Прочитайте предложение, правильно его интонируя. Запишите, расставив знаки препинания.

— Выполните синтаксический разбор предложения, начертите его схему.

— Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

— Почему определения являются однородными?

— Выполните морфологический разбор двух—трех частей речи на выбор.

— Что вам известно об А. С. Пушкине?

Пушкин в литературе все вместил и всему положил начало и русскому гибкому красивому пластичному стиху и русской прозрачной точной отзывчивой реалистической прозе.

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

4. Работа с текстом.

— Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

— Объясните постановку кавычек.

— Какие слова в последнем предложении связаны сочинительной связью, какие — подчинительной? Подчеркните грамматическую основу этого предложения.

— Дайте толкование слова родоначальник.

Лев Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России призн..вали Пушкина своим духовным родоначальником.

Музыка использовала в форме опер целый ряд вещей Пушкина. Руслан и Людмила Пиковая дама Дубровский Евгений Онегин Золотой петуш..к Царь Салтан Борис Годунов, Цыганы, Моцарт и Сальери Скупой рыцарь Алеко все эти оперы напис..ны на текст Пушкина крупнейшими композиторами России Глинкой Чайковским Мусоргским Римским-Корсаковым, Рахманиновым.

Его поэмы Цыганы Братья разбойники Кавказский пленник все это классические образцы русского слова и стиха.

Творчество Пушкина широкий ослепительный поток стихов и прозы.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

Використовуючи сайт ви погоджуєтесь з правилами користування

Віртуальна читальня освітніх матеріалів для студентів, вчителів, учнів та батьків.

Наш сайт не претендує на авторство розміщених матеріалів. Ми тільки конвертуємо у зручний формат матеріали з мережі Інтернет які знаходяться у відкритому доступі та надіслані нашими відвідувачами.

Якщо ви являєтесь володарем авторського права на будь-який розміщений у нас матеріал і маєте намір видалити його зверніться для узгодження до адміністратора сайту.

Ми приєднуємось до закону про авторське право в цифрову епоху DMCA прийнятим за основу взаємовідносин в площині вирішення питань авторських прав в мережі Інтернет. Тому підтримуємо загальновживаний механізм "повідомлення-видалення" для об'єктів авторського права і завжди йдемо на зустріч правовласникам.

Копіюючи матеріали во повинні узгодити можливість їх використання з авторами. Наш сайт не несе відподвідальність за копіювання матеріалів нашими користувачами.

Читайте также: