Уборка аварийных деревьев в городском поселении

Обновлено: 18.09.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 9 декабря 2020 года N 2047

В соответствии со статьей 60_3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации доложить в Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2022 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

3. Настоящее постановление действует с 1 января 2021 г. по 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 декабря 2020 года N 2047

Правила санитарной безопасности в лесах

1. Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

2. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесозащитное районирование;

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах, в том числе:

рубку аварийных деревьев - рубку деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан;

агитационные мероприятия, в том числе профилактические беседы с населением о санитарной безопасности в лесах, проведение открытых уроков в образовательных учреждениях о санитарной безопасности в лесах, развешивание аншлагов и плакатов, а также размещение информационных материалов в средствах массовой информации о необходимости соблюдения правил санитарной безопасности в лесах.

3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства.

4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

б) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и земель обороны и безопасности, предназначенных для лесовосстановления, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, предназначенных для лесовосстановления, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

5. Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) в лесах, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта лесных участков:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, предназначенных для лесовосстановления, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, осуществление полномочий по защите которых изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, предназначенных для лесовосстановления, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и земель обороны и безопасности, предназначенных для лесовосстановления, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

6. Порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Обязательному представлению для внесения в государственный лесной реестр в установленном порядке подлежит документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в пункте 2 настоящих Правил:

а) о выявленных при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований погибших (в том числе в результате лесных пожаров, воздействия ветров) лесных насаждениях;

б) об изменениях количественных и качественных характеристик насаждений, произошедших в том числе в результате проведения в них мер предупреждения распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах.

8. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

9. Предупреждение распространения вредных организмов и иные меры санитарной безопасности в лесах организуются и осуществляются исходя из санитарного и лесопатологического состояния лесов. Определение и оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов осуществляются при государственном лесопатологическом мониторинге и проведении лесопатологических обследований в соответствии со шкалой категорий санитарного состояния деревьев, приведенной в приложении N 1.

10. Санитарное состояние лесов (лесных насаждений) определяется на основании соотношений запасов произрастающих в них деревьев различных категорий санитарного состояния.

Оценка санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части осуществляется исходя из средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений на лесотаксационном выделе или его части, определенной исходя из категорий санитарного состояния деревьев каждой древесной породы в лесных насаждениях на соответствующем лесотаксационном выделе или его части.

По санитарному состоянию лесные насаждения подразделяют на здоровые, ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие. Ослабленные, сильно ослабленные, усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к лесным насаждениям с неудовлетворительным санитарным состоянием. Ослабленные, сильно ослабленные лесные насаждения относят к поврежденным лесным насаждениям. Усыхающие и погибшие лесные насаждения относят к погибшим лесным насаждениям. Расчет средневзвешенной категории санитарного состояния лесных насаждений приведен в приложении N 2.

Ухудшением санитарного состояния лесного насаждения на лесном участке или отдельном лесотаксационном выделе (либо его части) является образование патологического отпада (деревья, заселенные стволовыми вредителями, сухостой, ветровал, бурелом), объем которого в лесных насаждениях на лесотаксационном выделе или его части в 2 и более раз превышает объем естественного отпада (деревья, отмершие в результате самоизреживания древостоя), величина которого определяется по таблицам хода роста древостоя, отражающим закономерности хода роста лесных насаждений на соответствующей территории.

11. Лесопатологическое состояние лесов (лесных насаждений) определяется по наличию или отсутствию в них очагов вредных организмов.

Ухудшением лесопатологического состояния лесного насаждения на лесном участке или отдельном лесотаксационном выделе (либо его части) является возникновение очагов вредных организмов и (или) увеличение площади существующих очагов вредных организмов в лесных насаждениях на лесном участке, лесотаксационном выделе или его части.

Оценка лесопатологического состояния лесных насаждений осуществляется путем выявления и учета деревьев, поврежденных (пораженных, заселенных) различными вредными организмами. При определении лесопатологического состояния насаждения подлежат определению биологический вид вредного организма (каждого из видов вредных организмов), численность (плотность) популяции вредного организма (популяции каждого из вредных организмов) и интенсивности (степени) повреждения (поражения, заселения) насаждения вредными организмами. Лесные насаждения на лесотаксационном выделе, части лесотаксационного выдела или совокупности лесотаксационных выделов и их частей, на которых в результате массового размножения или распространения того или иного вредного организма имеются или ожидаются в ближайший вегетационный период повреждения, ухудшающие санитарное состояние, угрожающие жизнеспособности насаждений или выполнению ими целевых функций, относят к очагам соответствующего вредного организма. Учет и инвентаризация очагов вредных организмов осуществляется при государственном лесопатологическом мониторинге.

12. Учет санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений в лесах осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления при осуществлении ими полномочий, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящих Правил.

13. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации или уполномоченные на обеспечение проведения лесопатологических обследований и мер по предотвращению распространения вредных организмов в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (далее - уполномоченные органы). Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований.

Проверка информации об обнаружении погибших и поврежденных насаждений, поступившей в пределах срока проведения лесопатологических обследований, установленных в соответствии с положениями абзаца первого пункта 17 настоящих Правил, осуществляется уполномоченными органами в 30-дневный срок со дня регистрации указанной информации.

Проверка информации об обнаружении погибших и поврежденных насаждений, поступившей за пределами срока проведения лесопатологических обследований, установленных в соответствии с положениями абзаца первого пункта 17 настоящих Правил, осуществляется уполномоченными органами в 30-дневный срок со дня начала срока проведения лесопатологических обследований.

15. В случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований.

Уполномоченные органы обязаны в 10-дневный срок со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений проинформировать лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, о необходимости проведения лесопатологического обследования на соответствующем лесном участке.

Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.

16. Уполномоченными органами обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не.позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования.

17. Лесопатологические обследования проводятся в отношении лесных насаждений во время вегетационного периода с момента полного распускания листвы (хвои) и до начала массовой сезонной дехромации (изменение цвета хвои и листвы, являющейся естественным процессом подготовки листопадных деревьев к зимнему периоду). В вечнозеленых лесных насаждениях (8 единиц и более вечнозеленых и хвойных (за исключением лиственницы) пород в породном составе), а также в лесных насаждениях, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом) и верховыми пожарами, лесопатологические обследования проводятся в течение года.

Обследование аварийных деревьев проводится вне зависимости от вегетационного периода и времени года.

Сроки проведения лесопатологических обследований, установленные в соответствии с положениями абзаца первого настоящего пункта, определяются исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

19. В сильно ослабленных, усыхающих и погибших лесных насаждениях осуществляются мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.

В случае гибели лесных насаждений или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами.

20. В лесах не допускается:

а) загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;

б) ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;

в) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

г) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

д) уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.

21. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых лесных насаждениях.

При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса). При проведении рубок в очагах вредных организмов порубочные остатки подлежат сжиганию, измельчению, обработке пестицидами или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины.

Куда обращаться, чтобы спилили дерево у жилого дома, на территории предприятия, в парке, на участке и других неожиданных местах? В Российской Федерации по закону самовольная вырубка запрещена. Даже спил аварийных деревьев осуществляется профессионалами по установленным правилам. Чтобы не получить серьёзный штраф или другое наказание, важно знать базовые аспекты своих прав и обязанностей, всё оформлять не нарушая закон.

Вы из Курской области?

Законно спилить деревья помогут специалисты компании СпилКурск.ПРО!

Спиливание деревьев у дома – нормативные акты и правила

Существуют правила содержания, пересадки, охраны и порубки, чётко закреплённые в кодексах, законах и нормах России, и города Москвы (нормативно-правовые акты столицы существенно отличаются от региональных законов). Они регулируют любые действия с зелёными насаждениями, определяют, кто должен спилить дерево около многоквартирного дома, в парке, СНТ или на другой территории.

Разрешённые законодательством случаи вырубки

  • реализуется строительный проект, имеющий план, положительное заключение экспертизы и разрешение на реализацию;
  • нарушены нормы СанПиН 2. 1. 2. 2645-10, СП 42.13330.2016 и действующие ранее – ствол дерева находится ближе 5 м от дома. Для выявления нарушения требуется заказ экспертизы в Роспотребнадзор;
  • в результате чрезвычайной ситуации дерево пришло в аварийное состояние, мешает проезду, упало на машину, балкон и т.п. Нужно вызвать сотрудника из отдела экологического контроля Департамента природопользования на место. Вместе с собственником или балансодержателем территории составляет акт, на основании которого начинается вырубка. Порубочный билет выдаётся не позднее 72 ч со времени начала работ и не требует закрытия.

Типы деревьев, подлежащие санитарной вырубке:

  • хвойные: усыхающие, сухостой прошлых лет или текущего года;
  • лиственные: усыхающие, аварийные, аварийные, больные, сухостой текущего года, сухостой прошлых лет.

Характеристики каждого типа даются в законодательном акте, которым руководствуется Департамент природопользования при принятии решения в выдаче порубочного билета.

Куда обратиться, когда дерево мешает гражданину у дома?

Чтобы спилить дерево у дома человеку нужно прийти с заявлением в управляющую компанию, представитель организации – в Департамент природопользования. Документ подаётся в свободной форме, но с обязательным указанием следующих данных:

  • паспортные данные заявителя;
  • данные руководителя управляющей компании или председателя ТСЖ (если от физического лица);
  • причину, по которой нужно срубить дерево;
  • что конкретно просят сделать управляющую компанию на придомовой территории или планирует осуществить организация;
  • дата и подпись.

Правила законного спила организациями и юридическими лицами

Получить разрешение на спил дерева можно по заявлению в Департамент природопользования. Указываются данные организации или компании, обосновывается необходимость спила и указывается, что конкретно планируется сделать. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. За это время представители Департамента отбирают и помечают отобранные заказчиком деревья, составляют ведомость и дают заключение.

Если дерево затеняет окно, способствует разрушению здания (строения) или на его ликвидацию/пересадку оформлено предписание надзорных органов – дополнительно должно быть оформлено заключение по дендрологической части проекта. Срок действия – 2 года с даты оформления. Если предписание было выдано в результате плановых проверочных работ Департамента, заключение не требуется.

Вы из Курской области?

Законно спилить деревья помогут специалисты компании СпилКурск.ПРО!

Компенсационное озеленение

Обязательная процедура. Проводится владельцем порубочного билета не позднее года с момента информирования ответственных органов о порубке. В случае ликвидации деревьев – новые высаживаются на том же участке в такой же площади. Если выбирается другое место – обязательно в том же административном округе, высаживается на площади в 2 раза больше и в 2 раза больше деревьев. Особо ценные деревья могут быть застрахованы городом или собственником земли. В случае их повреждения компенсационное озеленение производится за счёт страхового покрытия.

Если работы, проводимые на определённой территории, повредили деревья на прилегающих площадях – за счёт заказчика порубочных работ производится восстановление зелёных насаждений в сроки не позднее 6 месяцев с момента повреждения. По окончании необходимых действий порубочный билет необходимо закрыть в организации его выдачи.

Штрафные санкции

Максимальный срок извещения о начале работ по порубочному билету – 5 дней. Информация передаётся владельцем билета в отдел экологического контроля выдавшего Департамента. Билет должен быть и закрыт вовремя. При невыполнении этих условий согласно ст. 4.22 КоАП Москвы выплачиваются штрафы: должностными лицами – 30 тыс. рублей, юридическими лицами – 200 тысяч. Самовольная пересадка карается штрафом согласно ст. 4.23 КоАП Москвы – по 20 и 200 тысяч рублей должностным и юридическим лицам соответственно.

Если работы по порубочному билету не были проведены должным образом, сотрудник отдела экологического контроля Департамента природопользования выдаёт предписание с составлением плана-схемы, где по территории обозначены деревья, подлежащие вырубке или обрезке. Предписание подписывают сотрудник контроля и владелец/балансодержатель территории, который ответственен за его выполнение.

Имейте ввиду, что в случае выявления нарушений при работах, Департамент может отказаться закрывать билет и примет меры административного воздействия.

Коровин Максим Арборист. Руководитель компании СпилКурск.ПРО

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред причинённый муниципалитету, в ведении которого находятся зелёные насаждения, возмещается в полном объёме. Кроме штрафа или других санкций, придётся возместить:

  • выращивание саженца;
  • его перевозку к месту высаживания;
  • высаживание и уход до полного укоренения.

После устранения нарушения определение о закрытии билета на порубку направляется в адрес владельца в течение 10 дней с даты закрытия административного производства. Лично обращаться в Департамент о закрытии не требуется. Если работы продолжаются после истечения срока действия порубочного билета или разрешения – виновные лица наказываются.

При незаконном спиле нескольких деревьев или ценного экземпляра может применяться ст. 167 УК РФ. Возмещение различается от степеней ущерба. По ст. 260 УК РФ предусмотрены штрафы:

Ущерб Сумма ущерба Штраф
незначительный До 5000 -
значительный Более 5000 До 500000
Крупный 50000 До 1,5 млн.
Особо крупный 150000 До 3 млн.

Если человек делает это намеренно, использует служебное положение и помощников – наказание может ужесточиться.

Рубка в лесопарковых зонах города

По новым изменениям Лесного кодекса гражданам разрешено собирать для себя валежник. Поэтому в теории сухое, гнилое, наклонившееся или упавшее дерево можно срубить. Но если нет запретов и ограничений местных властей. Если таковые имеются, могут применяться штрафы ст. 260 УК РФ, 8.28 КоАП РФ, ст. 4.18 КоАП Москвы или принудительные работы.

Деяние Штраф (в тыс. руб.)
Незаконное вырубание, повреждение, выкапывание Граждане – до 4, должностные лица – до 40, юридические – до 300.
То же, но с применением техники или в лесопарковой зоне Граждане – до 5. (Москва – до 4.5), должностные лица – до 50, юридические – до 500 (Москва – до 300). С конфискацией техники

В целом, в лесах лесопарковых зон сплошные рубки деревьев запрещены. Вопрос необходимости рубки решает муниципалитет и всё тот же Департамент природопользования. Поэтому если гражданин считает, что дерево в парковой зоне представляет угрозу, он должен обратиться с заявлением в муниципальные органы власти, указав все необходимые пункты, о которых говорилось ранее.

Когда на участке растут растения, занесённые в Красную книгу Москвы категории редкости 1-2, рубки ухода и санитарные разрешаются только для поддержания и восстановления необходимого количества солнечного освещения для охраняемого вида.

Лесовосстановление производится в приоритетном порядке и не позднее, чем через год с момента вырубок.

Правила спила на собственном участке

Спил деревьев на участке в собственности точно также регулирует закон. Собственность позволяет согласно ст. 209 и 261 ГК РФ распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Но! Если хозяин спиливает дерево из списка ценных пород, его настигают последствия статей 8.28 КоАП РФ и 260 УК РФ.

Список ценных пород составляется местным руководством населённого пункта, поэтому может отличаться даже в двух соседних сёлах. Поэтому перед организацией работ нужно поинтересоваться, к какой категории относится ваше дерево и получить разрешение на его спил или перенесение на другое место. Для этого посетить администрацию муниципального образования сельского поселения.

За уничтожение дерева ценной породы штраф доходит до 4 тысяч рублей. Когда таковых насаждений несколько – штраф выписывается до полумиллиона.

Обязательно соблюдение СНиП 30-02-97, посвящённых планировке и застройке территорий садоводческих дачных объединений граждан. В них указано, что высокорослые деревья должны находиться от соседнего участка на удалении до 4 м, среднерослые – 2-х м. Решение о предоставлении участка на землях лесного фонда не является достаточным основанием для бесконтрольной рубки деревьев, находящихся на участке!

Можно ли вырубать деревья на арендованном участке?

Дерево можно вырубить по основаниям, прописанным в законе: представление угрозы жизни, сильное затенение участка или частного дома, чрезвычайная ситуация. Если в договоре аренды с владельцем участка прописано право обращение с деревьями на усмотрение арендатора, получением разрешения на спил можно заниматься самостоятельно. Когда это не прописано – заявку на сруб должен подавать владелец или арендатор по доверенности от владельца. В заявке в местные органы власти обязательно должны быть добавлены:

  • ведомость с указанием деревьев, которые планируется спилить;
  • план местности с указанием тех же деревьев;
  • договор на спил деревьев (в копии) с организацией, которая будет этим заниматься.

План и ведомость подписывает хозяин. В разных регионах могут быть добавлены иные документы. Разрешение или порубочный билет будет выдан только после оформления Акта оценки. На арендованных участках лесного фонда рубка деревьев разрешается только после получения проекта освоения участка, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы. Отсутствие проекта, нарушение сроков его исполнения, технологий заготовки, неподача отчёта об использовании лесов квалифицируются по ст. 8. 25 КоАП РФ.

Применение ст. 260 УК РФ или ст. 8.28 КоАП РФ разграничивают по значительности причинённого вреда.

Спил деревьев на участке СНТ

Владельцы и пользователи земли на загородных участках также обязательно должны знать, куда обращаться, если появилось аварийное дерево и нужно, чтобы его срочно спилили. Всё зависит от уровня его угрозы. Это могут быть местные органы власти, электросети (если дерево угрожающе наклонено к ним) или даже МЧС – в случае непосредственной угрозы здоровью или жизни людей. Если гражданин знает, как спилить дерево рядом с домом на личном участке, в парке или у подъезда многоквартирного дома законно, он сделает это без выплаты штрафов и проблем с органами контроля за экологией.

Сохранить статью

Автор

Арборист. Вальщик леса шестого разряда. Руководитель организации СпилКурск.ПРО, оказывающей услуги по уходу за зелёными насаждениями.

Как правильно спилить дерево

Как правильно спилить дерево

Методы спила профессиональных арбористов.

Удаление пней

8 способов удаления пней

От ручного корчевания до химического выжигания.

Обрезка плодовых деревьев

Как обрезать плодовые деревья

Советы профессионального садовника.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra euismod odio, gravida pellentesque urna varius vitae, gravida pellentesque urna varius vitae. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra euismod odio, gravida pellentesque urna varius vitae. Sed dui lorem, adipiscing in adipiscing et, interdum nec metus. Mauris ultricies, justo eu convallis placerat, felis enim ornare nisi, vitae mattis nulla ante id dui.

6 марта 2021 года

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra euismod odio, gravida pellentesque urna varius vitae, gravida pellentesque urna varius vitae.

Как добиться сноса аварийного дерева?

Объясняем, к чьей зоне ответственности относится уход за зелёными насаждениями в городе.

– У нас рядом с домом стоит старый тополь. Уже который год его осенью и зимой во время ветра качает так, что страшно мимо ходить, но его почему-то не сносят. Сейчас скоро тепло закончится, станет ветрено, и он опять закачается, если вовсе не рухнет сам. К кому нужно обращаться, чтобы его наконец снесли?

Согласно п. 11.3 Правил внешнего благоустройства Кирова ответственность за сохранность зелёных насаждений и уход за ними распределяется в зависимости от территории, на которой они расположены:

в парках, скверах, лесопарках, зонах отдыха - на организации, за которыми закреплены эти территории;

на дворовых территориях - на собственников земельных участков, управляющие и обслуживающие жилищный фонд организации, ТСЖ, ЖСК;

на закреплённых территориях - на владельцев этих территорий;

на территориях застройки - на руководителей компаний, которым предоставлен земельный участок, а со дня начала строительных работ - на строительные организации;

на территориях с ограничением по использованию охранных зон инженерных коммуникаций - на владельцев этих коммуникаций.

Кто должен ремонтировать тротуары во дворе?

10819 9

В то же время пп. 4 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса говорит о том, что земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства относится к к общему имуществу собственников помещений на правах долевой собственности. Ещё одна статья ЖК РФ - ст. 39 - возлагает бремя материальной ответственности за общедомовое имущество на собственников помещений в многоквартирном доме (МКД).

Таким образом, если аварийное дерево находится на придомовой территории и земельный участок, на котором расположен дом, сформирован, то его снос ложится на плечи жильцов и собственников нежилых помещений в МКД. В этом случае, чтобы инициировать снос дерева, нужно сначала организовать общее собрание собственников и двумя третями голосов принять решение о необходимости таких действий, способе финансирования и выборе подрядчика. Далее протокол собрания передаётся в управляющую организацию.

– Если в договоре управления прописан спил деревьев, то средства можно взять со счёта дома, если их достаточно. Если же эти работы не оговаривались, то деньги придётся дополнительно собирать с жильцов.

Кроме того, по словам эксперта, если дерево было официально признано аварийным, то есть угрожающим жизни и здоровью людей и их имуществу, то управляющая организация обязана изыскать средства на его спил, даже если они не были предусмотрены договором управления.

– Это в интересах самой же УК, потому что если дерево упадёт и случится что-то серьёзное, например, тополь повредит машину или вообще упадёт на человека, то последствия будут намного серьёзнее, чем убытки от спила дерева, - поясняет Андрей Воробьев.

Кто должен проверять и ремонтировать мой балкон?


4777

Стоимость вырубки аварийного дерева зависит от многих условий: места его расположения, толщины и высоты ствола, наличия рядом с ним проводов и т.д. Поэтому цена может сильно отличаться в каждом конкретном случае.

А вот за бюджетный счёт снос аварийных деревьев возможен только на муниципальной территории. То есть убрать старое дерево с придомовой территории за счёт города можно только в том случае, если земельный участок не сформирован и принадлежит муниципалитету.

Если вы сомневаетесь, находится ли дерево именно на вашем земельном участке, или не знаете, определены ли границы участка, можно взять выкопировку земельного участка в городском управлении градостроительства и архитектуры - в ней помимо прочего отмечаются и все зелёные насаждения на участке. Ещё один способ - обратиться в администрацию.

Если же со стороны жильцов все необходимые меры были приняты, а опасное дерево всё равно продолжает стоять на территории, то нужно писать заявление в правоохранительные органы: если территория принадлежит городу, то нужно писать заявление в прокуратуру; если же участок сформирован и отвечает за него УК, то действовать нужно через суд.

Коротко о главном:

1. Ответственность за зелёные насаждения лежит на собственниках земельных участков, на которых они расположены.

2. Если земельный участок под домом сформирован, деревья на нём относятся к зоне ответственности УК и собственников жилья. Если нет, это отвественность города.

3. На собрании собственников нужно принять решение о необходимости сноса дерева, способе финансирования и выбрать подрядчика, а затем уведомить о своём решении УК.

4. Если в договор управления включён спил деревьев, деньги можно взять со счёта дома. Если нет, средства придётся дополнительно собирать с жильцов.

5. Если дерево официально признано аварийным, то УК обязана найти средства на его снос, даже если это не предусмотрено договором.

7. Если администрация города или УК затягивают со сносом дерева, нужно подавать заявление в прокуратуру или иск в суд.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Я ИП, арендую помещение под кафе. Администрация требует от меня написать им письмо и запросить разрешение на спил ветвей дерева, которое растёт вблизи здания, где я являюсь арендатором. Но предполагается, что спил будет произведен за мой счет. Насколько это законно?

Добрый день, Ольга!

Из положения п. 6.1 Правил создания охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. следует, что обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Землепользователем обычно выступает управляющая компания. Если у вас заключен договор с УК, уточните обязанности УК по договору. Но, как правило, договор с УК заключает собственник. Собственник в вашем случае, вероятно, администрация, которая пошла по пути наименьшего сопротивления. Ей легче заставить вас, чем УК. Расчёт идёт на то, что вам нужно будет перезаключать договор аренды, который администрация может не продлить строптивому арендатору.

Уточните также содержание вашего договора аренды, где обязанность ухода за участком перед кафе может быть возложена на вас. +

4.35. Спил и кронирование деревьев осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами один раз в год в период с ноября по апрель.

4.36. Упавшие деревья должны быть удалены правообладателем земельного участка немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий — в течение 6 часов с момента обнаружения.

4.37. Пни, оставшиеся после вырезки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток с улиц города Сочи и в течение трех суток — с дворовых территорий.

4.38. Ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается: 4.38.1. По тротуарам и газонам в границах прилегающей территории — на юридических и физических лиц, в границах мест общего пользования — на подрядные организации, осуществляющие уборку и содержание проезжей части;

Таким образом, установите правообладателя земельного участка и переадресуйте ему требование администрации. +

Сегодня убрать дерево возле дома, не спиливая его, практически невозможно без соответствующей разрешительной документации и взаимодействия с правоохранительными органами. Поэтому вопрос, как производится уборка аварийных деревьев, актуален, как и то, куда обращаться и жаловаться на отсутствие рубки. Об этом далее.

Как производится уборка


Аварийное зеленое насаждение

Аварийным называют дерево, которое предоставляет угрозу для окружающей среды. Это растение, из-за падения которого может быть причинен непоправимый вред жизни и здоровью человека, а также его имуществу. По законодательству, это растение должно быть убрано в самое короткое время.

Аварийное — это, то валкое деревцо, которое может в скором времени упасть из-за соответствующих признаков и то, что нужно скорее вырубать. Вероятность его падения в таком случае велико и поэтому его нужно вырубить. Это старые с сухими, трухлыми, расколовшимися, повреждёнными деревьями, деревянные ветви которого висят на проводах или других конструкциях.

Стоит указать, что к этой категории относятся все деревья, вне зависимости от их нахождения. Аварийным признается даже то растение, которое находится на частной территории или в саду. Оно опасно, если ствол находится от земли под углом в 60 градусов. Зачастую на даче или в коттедже такие объекты удаляют из-за заражения и болезни. К примеру, вопрос вырубки актуален, если древесина содержит в себе вирусы, грибковые инфекции и вредителей.

Обратите внимание! Необходимо отметить, что существуют признаки и классификация, по которым определяется факт необходимости срочной вырубки. Так, это признак сухости, трухлявости, и наличие звонкости при повреждении ветви. Отдельные сухие ветви, как и вся крона опасна, поскольку из-за внезапного порыва ветра может произойти обвал. В результате это может привести к опасной ситуации, в результате которой пострадает человек.

Некроз у растений

Также признак немедленного удаления растения это трещины и глубокие расколы стволов. Эти факторы указывают на то, что дерево начало умирать и в конечном счёте будет обрушено. Трещины могут быть косвенным признаком начала гибели живого. Это фактор начавшегося структурного нарушения и сигнал для необходимости срочной вырубки. Стоит указать, что нередко трещины создаются из-за действия опасных вирусов с грибками и другими болезненными микроорганизмами, поражающими корневища и надземную часть. В итоге, ствол с ветками меняют свою структуру. Появляются дупла с расколами и ссадинами.

Рассматривая детально подобную тему, необходимо дать определение некроза. Это болезнь, сопровождающаяся появлением язв на коре или же следствие механических действий. Некроз это сигнал к срочной вырубки представителя флоры из-за появления большего процента вероятности разрушения ствола из-за падения. Если такое повреждение уже находится на 80% коры, то опасность в два раза выше.

Обратите внимание! Аварийные деревья опасны тем, что при резкой смене климата, наступлении штормового ветра, урагана или бури, они упадут даже в летнее время, просто из-за тяжести листвы с плодами.

Причины нарушения их целостности заключаются в уничтожении корневища из-за частичного удаления иди повреждения кроны в момент строительных или ремонтных работ. Нередко причина заключается в езде рядом крупной техники и авариях, связанных с транспортом.

Существует три способа устранения проблемы. Так деревья валят, устраняют наполовину или обрезают местами. Работа при этом регламентируется Федеральным законом от 2002 года N 7, приказом государственного строя России об охране зелёных насаждений, гражданским, земельным и лесным кодексом и федеральным законом об местном самоуправлении. Нередко, когда ещё берется в расчет СНиП градостроительства.

Куда звонить если происходит незаконная вырубка


Составление заявления для выполнения всех необходимых работ

Самопроизвольное произведение каких-то работ, касающихся удаления посаженных деревьев запрещено. Нарушители предписанного законодательством норматива получают административный штраф. При обращении в специальную организацию,которая занимается уничтожением нежелательных с опасными зелёными насаждениями, получить разрешение на ликвидацию насаждения можно быстро. Как правило, ответственность будет переложена на эту инстанцию.

При их отсутствии участковый составляет протокол и выписывает штраф. Если из-за своевольных действий был нанесен ущерб имуществу или человеку, то составляется уголовное дело.

Как убрать дерево возле дома по закону

Ответить на вопрос, как убрать дерево возле дома не спиливая его, просто. При нахождении опасного объекта около жилья или детского учреждения, больницы, магазина, ресторана или офиса, необходимо обратиться в жилищно-эксплуатационную контору или ЖЭК для создания заявления. По нему будет составлен акт экспертизы и будет проведена работа. Бывают моменты с затягиванием решения подобной проблемы.

В результате опасность сохраняется и приумножается. Тогда нужно написать заявление или позвонить в более вышестоящую инстанцию. Нужно пойти в отделение управления коммунального хозяйства. Там написать для городского зеленстроя. В случае с поселками или деревнями, можно обратиться в местную администрацию. Будет назначена комиссия, которая сделает экспертизу и выдаст разрешительную документацию на обрезку сухостоя.

Обратите внимание! Стоит указать, что если и подобные меры ничем не кончились и ответа не поступило,тогда можно обратиться в правоохранительные органы. Там будет составлен протокол нарушения прав жильцов и дан толчок для более быстрого разрешения дела. Особенно это эффективная мера обращения, когда дерево уже было повалено из-за продолжительного рассмотрения заявления и соответствующие меры не были приняты. Результативнее такие моменты решаются при наличии пострадавших.

Кто защищает деревья в городе


Обслуживающая управляющая компания как орган защиты зеленых насаждений

На данный момент в черте города защитой зелёных насаждений и сохранением чистоты и порядка занимается местная власть. Она заключает договор оказания услуг с обслуживающей организацией. Как правило, эта компания обслуживает административные объекты и главные улицы города. Что касается придомовых территорий, здесь ответственность несёт другая организация, а именно управляющая компания. Вблизи поселка осуществляет вырубку аварийных деревьев, операцию валки, спиливания и охранный уход за здоровыми насаждениями администрация, к примеру, Перми. В деревнях назначается ответственное подотчетное лицо.

В целом, сделать вырубку деревьев в городе или же уборку поваленных деревьев можно только при помощи разрешительного документа. Самовольное действие в частном секторе также запрещено. Получить разрешение на то, чтобы срезать, спилить или срубить насаждение, сложнее, чем вызвать обслуживающую организацию. Поэтому чтобы удалить насаждение под корень, вне зависимости от его местонахождения, необходимо написать обращение в государственные структуры. Те, в свою очередь, могут предоставить смету работ и начать срубать насаждения.

Читайте также: