Урок технологии осеннее дерево

Обновлено: 07.09.2024

Автор: Ярошинская Светлана Эдмундовна

Населенный пункт: г. Омск

(разработанный в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант).

Тема урока

Цель

Изготовление аппликации осеннего дерева

Задачи урока:

Образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные:

-научить создавать образ осеннего дерева,

делать траву из цветной бумаги, сложенной гармошкой, листочки- нарезанные высушенные листья (природный материал)

-развивать мелкую моторику рук, чувство цвета и формы,

-закреплять навыки и умения работы с ножницами

-воспитывать умение видеть красоту природы,

усидчивость и аккуратность в работе

Формирование базовых учебных действий (БУД)

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

- выполнять анализ объектов и явлений с целью выявления общих признаков и отличительных особенностей;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией

- расширять представления о сезонных представлениях в природе;

внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе

- осуществлять контроль собственной деятельности

- слушать и вступать в диалог с учителем;

- участвовать в выполнении задания

Оборудование: лист картона, цветная бумага, собранные осенью и высушенные листья, простой карандаш, линейка, ножницы, клей.

Перед началом работы сообщается детям, какие виды деревьев растут в Омской области, почему они желтеют и оголяются осенью.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий обучения:

• положительный эмоциональный настрой на уроке;

Формы и методы:

1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2. Наглядный метод

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настроение на положительные эмоции, способствование созданию внутреннего комфорта

Учащиеся настраиваются на урок

Проблемная ситуация

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Осень - красавица к нам пришла,
Кисти и краски собой принесла,
Стало она вокруг рисовать,
Красным и жёлтым всё заливать.

Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто же нам его написал. Вот это сюрприз. Давайте прочтем его.

Мотивация деятельности детей.

Что же будем делать? А с чего начнем? (ответы детей, нужно найти подсказки осени)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Какое время года наступило?

А как мы об этом узнали?
Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. Какого цвета листочки на деревьях?
Да, листья осенью краснеют, желтеют.

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Явление природы, когда листья облетают с деревьев, называется листопад.

Ребята, злой ветер-ураган, унес с деревьев все листья, и теперь деревья стали какими?

Что такое листопад?
Представьте, что ваши кисти рук — это листья. Раздвиньте паль­чики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена.) Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (Педагог проверяет напряженность пальцев.) Хорошо. А теперь листоч­ки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение еще раз. Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной. (Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону.) Теперь листики дрожат на ветру. (Быстрые движения пальцами рук.)

Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? Тогда давайте мы с вами сделаем свои осенние деревья, которые будут радовать нас своей красотой.

Для этого нам понадобится: шаблон дерева, коричневый карандаш, клей – карандаш, цветная бумага, высушенные листочки.

Ваши работы я сфотографирую и отправлю письмом в осенний лес к лесным зверям, для того, чтобы как вернуть наряды деревьям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

2. Формировать умения о творческом применении основных свойств при выполнении технических приемов выдавливания, скручивания, раскатывания, разрезания.

Уч-ся получат возможность научиться:

- узнать о творческом применении основных свойств при выполнении технических приемов выдавливание, скручивание, раскатывание, разрезание.

1. Формировать умение самостоятельно выделять и и выполнять действия по алгоритму;

2. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи.

- выполнение действий по алгоритму;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- владеть диалогической формой речи;

1. Воспитывать учебно -познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- Интерес к декоративно-прикладному искусству.

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая): фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: картон, паспарту, пластилин, подставка, нож, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, экран.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный (беседа, рассказ)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

- У вас на столах уже все готово к уроку.

- Для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- О чем это стихотворение?

-Верно. Какие признаки характерны для осени?

-Как можно назвать осень по-другому?

-Листья на деревьях осенью не только желтеют. Как они еще меняют цвет?

-Деревья надевают разноцветный наряд. Послушайте и скажите, что это за явление:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад-

-Сегодня я вам предлагаю поучаствовать в создании своего листопада.

-Наступают холода, листья желтеют и опадают и т.д.

-Становятся разноцветными, багряными.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи (К)

Самооценка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, а кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Предположите, что мы сегодня будем изображать?

- Какую цель мы поставим перед собой?

-Да, и сегодня я вам предлагаю поучаствовать в создании осеннего дерева, при помощи пластилина. Силуэт дерева будет выпуклым, и сохранять объём.

-Сегодня будем изготавливать осенние дерево.

-Научиться изготавливать из пластилина осенние дерево.

Узнают о новом материале калька.

Владеть диалогической формой речи (К)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализаци (Р).

3. Проблемное объяснение нового материала.

Словесный (рассказ). Наглядный

Посмотрите, как выполнено это дерево, из каких частей оно состоит?

Ствол, к вершине постепенно утончается, у земли наоборот шире. Ветки отходят от ствола с двух сторон, снизу более длинные, а к верху покороче. По бокам основных веток расположены маленькие ветки.

-Каким цветом может быть ствол дерева?

-Каким цветом могут быть листья деревьев?

Берем пол брусочка коричневого пластилина и выдавливаем через чеснодавилку. При этом можно добавить немного черного цвета. С помощью стека обрезаем, то что выдавилось. Теперь низ бедующего ствола немного закручиваем, а верх расправляем и получаются ветки дерева. Получился ствол.

Теперь возьмите желтый цвет, чуть меньше белого и совсем немного черного цвета. Смешайте эти три цвета. Должен получиться болотный цвет (оливковый). Теперь возьмите желтый, зеленый цвет и оливковый (тот, который смешали). Теперь необходимо с помощью скалки раскатать(сплющить) каждый кусок пластилина. Возьмите половинку от мультифоры. Положите пластилин, накройте и раскатайте скалкой.

Возьмите пластилин и сложите их слоями. Зеленый желтый и оливковый. Теперь необходимо скрутить получившиеся слоя. Как будто скатываете рулет.

Теперь необходимо наш рулет разрезать, на тонкие кусочки. У вас на партах лежит нож, с помощью него и будем резать. Посмотрите, как это делаю я. Получились листья.

Части дерева готовы. Теперь необходимо собрать композицию. Расположите ствол на картонной бумаге. Расправьте ветки. Не забывайте, что к низу дерева ветки длиннее, а к вверху они будут короче. Затем необходимо расположить листья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по трудовой деятельности в нетрадиционном стиле. Предполагает использование аппликации: пластилин и сухие осенние листья.Урок очень интересный и полезный для детей.

Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)

УМК (программа) трудовая деятельность под редакцией В. В. Воронковой

Тип урока получение новых знаний

Задачи : изготовление аппликации осеннего дерева нетрадиционным способом( пластилинография, сухие листья)

Образовательные:

-учить создавать образ осеннего дерева, закреплять навыки умения работать с пластилином, клеем ПВА,

Коррекционные:

развивать речь детей, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Технологии и методы работы

технологии: элементы ИКТ, элементы здоровьесберегающих, игровых.

Методы: создание проблемной ситуации, иллюстративно- наглядные, словесные(беседа)

Этапы урока (занятия)

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1этап

Организацион- ный момент

Прозвенел звонок и смолк,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

-Сегодня у нас необычный урок технологии: к нам пришли гости.Посмотрите на них,поздоровайтесь

Ученики настраиваются на работу, выполняют действия под руководством учителя

Личностные УУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом

2этап

Вводная беседа

Цель урока: изготовление осеннего дерева при помощи пластилинографии и сухих листьев.

-Ребята, какое сейчас время года?(ответы детей)

-Назовите приметы осени? Назовите осенние месяцы по порядку.Какой по счёту наступил осенний месяц? Как он называется? Я предлагаю подойти к окну и посмотреть на осенние деревья.Почему деревья сбрасывают листву?(ответы:готовятся к зиме)

Почему к зиме деревья раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!(В.Орлов)

Ребята, деревья спят также , как и люди.Автор сравнивает деревья с людьми.

Фронтальная беседа

Ребята отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

научатся моделировать свой ответ

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседников

Основная часть

А теперь тихонько сели за парты.Сегодня мы будем выполнять аппликацию осеннего дерева. ( Вывешиваю образец всех этапов работы)У вас лежат шаблоны деревьев.

1.Обводим простым карандашом на листе картона.

2. Затем берём коричневый пластилин и выполняем пластилинографию ствола и ветвей.

3.Берем сухие листья и крошим их ладошками на маленькие кусочки и оставляем на тарелочке.

4.Теперь наносим клей под веточками. Сюда мы и приклеим раскрошенные кусочки сухих листьев и прижмем их салфеткой, а оставшиеся листики аккуратно стряхнем.Всё.Осеннее дерево готово.Можно нанести мазки клея на картоне и показать как листья летят, падают.

Ученики рассматривают этапы работы

Учащиеся отвечают на вопросы.

Метапредметные результаты:

-овладевают логическими действиями сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД:научатся моделировать свой ответ

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседников

Практическая работа

А сейчас повторим правила работы с пластилином и клеем.

Работа детей. При необходимости помогаю детям.

«Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели,

Называют и повторяют правила работы с пластилином и клеем.

Смотрят на показ .

Выполняют практическую работу.

Учащиеся выполняют физминутку

Личностные УУД:

готовность слушать собеседника, вовремя вступать в диалог.

Метапредметные результаты:

-овладевают логическими действиями сравнения, обобщения.

Коммуникативные УУД:

готовность слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

6этап. Рефлексия урока

Работы вывешиваются на доске. Дети убирают рабочие места.

-Чем сегодня мы занимались на уроке? Что сегодня изготовляли? Каким способом? Вам понравилась такая работа? Что понравилось больше всего? В чём затруднялись? Оцените свои работы.

Ребята, теперь уберём рабочее место.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Смотрят на показ и выполняют практическую работу

Отвечают на вопрос

Выполняют действия под руководством учителя.

Отвечают на вопросы.

Под руководством учителя убирают рабочее место.

Регулятивные УУД:

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

-овладевают логическими действиями сравнения, обобщения.

-научатся устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог

Цель: познакомить с технологией изготовления изделия из обрывной бумаги.

  • Образовательная: Повторение ранее усвоенных знаний о бумаге; закрепление понятий о цвете; формирование представлений о физических свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий; обучение приему разрывания бумаги на 2 части по линии сгиба;
  • Развивающая: Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений; формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя;
  • Воспитательная: Воспитание умения видеть красоту окружающей природы.

Оборудование: учебник для 1 класса Л.А. Кузнецова “Технология. Ручной труд”, цветная бумага (жёлтая, оранжевая, зелёная), иллюстрация-заготовка для выполнения практического задания, клей, кисточка для клея, тряпочка для вытирания рук, экран, компьютер, проектор, наглядные пособия, презентации (Приложение 1, Приложение 2).

Изделие: “Осеннее дерево”.

Снег на полях. Лед на реках.
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)

Солнце печет. Липа цветет.
День прибывает. Когда это бывает? (Лето)

– Какое время года изображено на картинках? Почему? Какого цвета осенью листья?

– Что происходит осенью с листьями?

– Как называется это явление?

– Назовите осенние месяцы.

– На картинках – осень. Деревья стоят разноцветные.

– Листья осенью опадают.

– Это явление называется “листопад”.

2. Беседа “Как работать с клеем и кистью”. (Учебник, стр. 48.)

3. Выполнение заданий по разрыванию листа бумаги по линии сгиба и без нее.

Читайте также: