Уроки по обработке дерева

Обновлено: 18.09.2024

Резание – это разделение какого-нибудь объекта на фрагменты (куски) или отделение от него небольших частей (стружек, образков) с помощью острого инструмента.

Пластичность – это способность материала без разрушения изменять свои размеры и форму под действием внешних нагрузок и сохранять эти изменения после прекращения их воздействия.

Пластическое формование – это придание изделиям или конструктивным элементам требуемой формы в процессе их изготовления.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Технологии ручной обработки древесных материалов включают, технологические процессы изменения формы, размеров и качеств материалов. Во время технологических процессов обработки материалов различными методами меняются форма и размер материала, а также могут меняться физико-механические свойства материалов.

Для обработки древесных материалов с целью их изменения и достижения поставленных целей применяются различные методы обработки материалов. Основными методами ручной обработки древесных материалов являются: пиление, резание, строгание, долбление, сверление.

В 5 классе мы кратко ознакомились с искусственными материалами – пластмассами, состоящими из сложных веществ – полимеров, получаемых на предприятиях химической промышленности. Эти материалы при изготовлении (формировании) изделий нагревают, в результате чего они становятся пластичными, а при охлаждении – стеклообразными.

Кроме полимера, пластмассы содержат добавки: наполнители, пластификаторы и др. Наполнители необходимы для придания пластмассе таких свойств, как прочность и устойчивость к высоким температурам. Пластификаторы повышают пластичность материала, а красители позволяют окрасить пластмассу в разные цвета.

Пластмассы хорошо обрабатываются, поэтому из них изготавливают разнообразные изделия: посуду, бытовые приборы, мебель, тубы, спортивны инвентарь, предметы интерьера и многое другое.

Технологический процесс не стоит на месте, с каждым днём происходит усовершенствование цифровых технологий, что позволяет использовать новшества в различных сферах жизни человека. Аддитивные технологии - одни из самых передовых и востребованных во всем мире. Аддитивные технологии (Additive Manufacturing – от слова аддитивность – прибавляемый) – это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3d технологий. Изобретение принадлежит Чарльзу Халлу, в 1986 г. сконструировавшему первый стереолитографический трёхмерный принтер. Что значит аддитивный процесс послойного создания модели и как он происходит? В современной промышленности это несколько разных процессов, в результате которых моделируется 3d объект:

  • UV-облучение; (для 3 d печати);
  • Экструзия; (для 3 d печати);
  • Струйное напыление; (для 3 d печати);
  • Сплавление; (для 3 d печати);
  • Ламинирование.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Припасовка
  2. Пиление
  3. Строгание
  4. Притирка
  5. Разводка
  6. Сверление

Правильный ответ: 2;3;6.

Возможности средств декоративно-прикладного искусства для формирования познавательного интереса у школьников к технологии обработки древесины.
Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса у школьников к технологии обработки древесины.

ВложениеРазмер
Процесс обучения учащихся технологии обработки древесины в основной школе 32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обучения учащихся технологии обработки древесины в основной школе

Возможности средств декоративно-прикладного искусства для формирования познавательного интереса у школьников к технологии обработки древесины. Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса у школьников к технологии обработки древесины.

Стремительное развитие технологий, их системное проникновение во все сферы профессиональной деятельности человека констатирует формирование принципиально нового статуса технологии как области научных знаний и деятельностному процессу, что соответственно, предъявляет новые требования к структуре и содержанию технологического образования всех уровней. Технологическая образованность и культура эволюционно становятся одними из ключевых компонентов общей культуры человека и оказывают самое существенное влияние на формирование таких значимых качеств личности подрастающего поколения как конкурентоспособность, адаптивность, социализация учащихся, их эффективное профессиональное самоопределение в условиях формирующегося рынка образовательных услуг, труда и профессий. Решению этих проблем посвящены исследования П.Р. Атутова, В.М. Жучкова, В.М. Казакевича, О.А. Кожина, В.П. Овечкина, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева.

Свершившийся переход от трудового обучения к технологическому образованию призван обеспечить учащимся не только познание и, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами технологического преобразования окружающей действительности и применение научных знаний на практике, но и способствовать формированию гармоничной и творчески активной личности.

Цель исследования - изучение дидактического обеспечение занятий по технологии обработки древесины как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся.

Объект исследования - процесс обучения учащихся технологии обработки древесины в основной школе.

Предмет исследования - дидактическое обеспечение занятий по технологии обработки древесины как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся

Сформулированные проблема и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

* выделить факторы, влияющие на формирование познавательного интереса у школьников основной школы к технологии обработки древесины в процессе обучения;

Теоретико-методологической базой исследования являются теория взаимодействия эстетики и технологии, психолого-педагогические и методические концепции формирования мотивации и познавательного интереса.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, учебной и специальной литературы; обобщение передового педагогического опыта.

Научная новизна исследования заключается в разработке научно-обоснованных подходов на занятиях по технологии обработки древесины, как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся и формирования познавательного интереса учащихся.

Теоретическая значимость заключается: в обосновании возможности оптимизации познавательной деятельности учащихся при помощи занятий по технологии обработки древесины.

1. Педагогические технологии занятий по технологии обработки древесины как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся

¦ Познавательные: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

¦ Регулятивные: уметь проговаривать последовательность выполнения работы; вырабатывать умение различать способ и результат действия.

¦ учебно - познавательный интерес к обработке древесины, как одному из видов изобразительного искусства;

¦ формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;

¦ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.

¦ развитие творческого потенциала ученика, активизация воображения и фантазии.

¦ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи

¦ развитие визуального - образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.

¦ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать информацию обработки древесины;

¦ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Углубленное и разноуровневое обучение по программе общеобразовательные учреждения осуществляют за счет использования времени регионального и школьного компонентов на их изучение. Школьным учебным планом устанавливается необходимое количество времени на общественно полезный труд, если он необходим, и другие компоненты углубленной трудовой и профессионально подготовки учащихся.

Исходя из этого, для организации целенаправленного процесса обучения учащихся сборке и отделке изделий из древесины нам необходимо проанализировать содержание обучения учащихся изготовления изделий из древесины. За исходными данными анализа обратимся к таблицам:

Таблица 1. Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки

Резьба по дереву для начинающих

Каждый человек обладает определенными талантами, одни приобретаются, другие даются от природы. В своем стремлении к прекрасному люди постоянно стараются сделать не только что-то новое, необычное, функциональное, но и красивое, эстетичное и прекрасное. Работа с деревом является одним из древнейших ремесел, которое остается популярным и актуальным и в наши дни. Те, кто желает научиться резьбе по дереву, должен освоить немало премудростей, понять технику и получить опыт, но для этого необходимы определенные знания.



Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.


Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.



Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.



Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Данный вид работ относится к геометрической резьбе и подразделяется помимо контурной на трехгранно-выемчатую и скобчатую техники.



Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Нельзя использовать наждачную бумагу или другие абразивные изделия для обработки заготовок, так как мелкие частицы будут мешать аккуратной резьбе и станут причиной того, что режущий инструмент затупится.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.


Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

Выполняя геометрическую резьбу, необходимо подобрать оптимальный рабочий материал и подготовить его, после чего нанести желаемый рисунок.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.


Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.


Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.


Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.



Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.


Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

На заготовке карандашом нужно наметить эскиз и стараться придерживаться его, чтобы изделие было симметричным и красивым.


Какое дерево выбрать?

Планируя попробовать свои силы в резьбе по дереву, важно понимать, что помимо таланта необходимо иметь при себе набор инструментов, а также использовать правильную древесину. Даже опытные мастера не смогут получить качественные результат, если для работы возьмут дерево, которое трудно поддается обработке.


Наиболее подходящими для резьбы считаются определенные виды древесины.

Каждый мастер должен хорошо знать особенности всех пород дерева и выбирать наиболее оптимальные варианты для работы.


Необходимые инструменты

Работа по обработке дерева предполагает наличие у мастера необходимого инвентаря, благодаря которому он может создавать любые изделия. Среди наиболее важных инструментов можно выделить:

  • острый перочинный нож;
  • пилу (поперечную, продольную, универсальную);
  • топор (колун);
  • тесло, топор с перпендикулярным топорищу лезвием, для создания фигурных и вогнутых изделий;
  • резец, рубанок – необходим для снятия стружки с заготовки
  • дрель;
  • дремель с насадками, для создания гравюр по дереву;
  • фрезу с набором лезвий;
  • напильник;
  • нож-косяк;
  • стамески – инструмент для обработки дерева (существуют плоские, полукруглые, угловые и скобчатые разновидности);
  • клюкарзы – стамеска, имеющая изогнутую форму (благодаря этому инструменту можно заниматься рельефной резьбой, сильно погружая стамеску в древесину);
  • ложкорезы – инструмент, благодаря которому можно создавать деревянные ложки, так как форма изделия способствует эффективному извлечению большого количества древесины за раз.


Для начинающего мастера по дереву достаточно будет иметь при себе столярный карандаш, несколько стамесок, нож-косяк и перочинный нож.

Очень важно, чтобы все инструменты были хорошо наточенными, не имели сколов и поломок, так как это может отразиться не только на красоте будущего деревянного изделия, но и на технике безопасности в процессе работы.


Требования к рабочему месту

Резьба по дереву должна проводиться в подготовленном месте, на прочном и устойчивом верстаке. Начинающие мастера могут использовать столешницу, главное, чтобы ее высота не превышала линию пояса. Главное требование к рабочей поверхности – это чистота и гладкость, в случае появления неровностей их нужно сразу убирать. Доску, на которой производится резьба, необходимо надежно закрепить струбцинами.

Сидеть на табурете, шатком стуле или работать на коленях ни в коем случае нельзя.


Для красивой и качественной работы над рабочей зоной необходимо установить хорошее освещение в виде 2-3 светильников или ярких ламп. Важным будет размещение света, его стоит выставлять под разным углом, выше уровня глаз резчика. На хорошо освещенном и правильно подготовленном рабочем месте даже новичок сможет освоить больше навыков и быстрее постичь азы мастерства.


Пошаговые схемы для новичков

Чтобы понять основы резьбы по дереву, стоит поэтапно осваивать уроки – от самых простых до более сложных. Для начинающих, а особенно для детей, стоит сразу рассказать о технике безопасности, чтобы предотвратить возможные травмы.

Чтобы научиться вырезать любые объекты своими руками, важно знать, что для этого нужно и какой должна быть последовательность действий.

Самая простая техника состоит в обучении контурной резьбе, для чего необходимо приготовить основной инвентарь:

  • деревянную заготовку;
  • стамески;
  • нож-косяк;
  • карандаш и бумагу для эскизов;
  • наждачную бумагу;
  • краски.



Чтобы правильно и красиво резать дерево, важно рассказать все о стамесках и показать их в работе. Ручная работа отличается тонкостью выполнения, потому не стоит спешить и начинать резать без эскиза. Чертежи готовятся на бумаге, тщательно продумываются, после чего переносятся на дерево.

Азы работы со стамесками и ножом-косяком проходят на заготовках с прямыми и волнистыми линиями.

Начинающий резчик должен почувствовать инструмент и научиться с ним работать. Как только начинает стабильно получаться, можно выбирать какой-то эскиз и пробовать воплотить его в жизнь. Наиболее распространенными темами для высечения являются животные и природные ландшафты с различными объектами. После того как работа окончена, заготовка шлифуется и окрашивается.

Распространенные ошибки

Резьба по дереву представляет собой сложный вид деятельности, для овладения которым требуется немало времени, а отсутствие ошибок существенно сокращает период обучения. Среди основных ошибок можно выделить:

  • использование сырого дерева, без просушки;
  • поспешное углубление в поверхность дерева, все движения должны быть медленными, с постепенным нажимом;
  • резьба в одном направлении и с одинаковым нажимом, без учета специфики древесины, нужно менять нажим и работать под разными углами, в зависимости от древесного материала;
  • отсутствие плана работ: без проработки эскиза, правильного нанесения и постепенного высечения узора, не получится добиться результата;
  • не стоит спешить освоить все умения сразу, начинать нужно с малого и легкого, постепенно повышая уровень мастерства.


Если начинающий мастер поставит перед собой правильные задачи и не будет совершать ошибок, то постепенно он научиться работать с разными видами дерева и создавать шедевры.

В следующем видео представлен урок резьбы по дереву для начинающих.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 1 урок.docx

Тема урока: ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Цели урока :

Воспитательная : прививать интерес к работе по обработке древесины, воспитывать высокий эстетический вкус, любовь к прекрасному, бережное отношение к оборудованию, инструментам и материалам, прививать учащимся аккуратность, точность, самостоятельность, осуществлять экологическое воспитание учащихся, прививать любовь к труду;

Развивающая: способствовать развитию технических и технологический знаний, умений и навыков учащихся.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Методы: беседа, конкурс-игра, практические задания.

Оборудование: таблицы, плакаты, инструкции по ОТ, инструкционные и технологические карты, оборудование мастерских, инструменты, материалы и приспособления, карточки с вопросами по теме, фишки лото, мишень с цифрами, табло с оценками, название команд, средства ТСО.

Ход урока.

Организационный момент

Для того, чтобы оценить ваши ответы, необходимо создать жюри. И так, члены жюри: Для проведения игры разобьемся на 2 команды по 8 человек.

Игра состоит из пяти туров. После окончания каждого тура жюри присуждает командам определенное количество баллов. В конце подводит итог. Объявляет победителя.

На столе разложены разнообразные инструменты. Приглашается по 1 участнику от команды. Им предлагается изделие из древесины. Он должен выбрать те инструменты и приспособления, с помощью которых изготовлено это изделие. Количество названых инструментов соответствует количеству присужденных балов. Подводится итог III тура. Подводится итог конкурса капитанов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Приглашается по 1 участнику от команды. Выполнить такое задание: Измерить длину, ширину и толщину бруска, рейки, доски. Записать данные.

На доске с простроганной поверхностью с помощью угольника, линейки и карандаша провести 5 параллельных линий через 20 мм друг от друга.

От базовой стороны на заготовке выполнить разметку с помощью линейки, угольника и карандаша: длина бруска - 120 мм, ширина 60 мм и толщина 20 мм

Пока участники выполняют задание - проведем У тур.

По очереди приглашаются по три участника от команды.

Жюри подводит итог всей игры, объявляет победителя.

Игра окончена. Учитель подводит итог урока. Отмечает, какие успехи были достигнуты учащимися., отмечает более активных игроков. Указывает на недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся. Дает рекомендации по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Читайте также: