Узнай по описанию деревья

Обновлено: 15.09.2024

Правило - искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,

Чтобы ребятам было интересно искать по описанию можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что-либо спрятать.

Результат – дети отыскали по описанию деревья , выбрали из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки.

Дидактическая задача - описать деревья и кустарники по описанию.

Игровое действие – загадать загадку и описать деревья с кустарником.

Правило – описать деревья с кустарником не показывают свои карточки.

Результат – дети описывая , что они видят на карточках , закрепляют умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.

Дидактическая задача - развивать умение анализировать и синтезировать названия деревьев по существенным признакам.

Педагог настраивает детей на игру.

- Перед вами лес, проснувшийся весной. Солнышко разбудило его своими теплыми лучами, растопило снег, побежали веселые ручейки и напоили землю. Лес начинает оживать. Как вы думаете, как узнать, что деревья и кустарники проснулись?

- Кто спрятался в этих почках, в этих домиках?

- Давайте подберем каждому дереву и кустарнику соответствующую одежду. Кого вы хотели бы нарядить?

Дети высказываются и начинают наряжать выбранные ими деревья и кустарники по описанию.

Правило игры: определить, какое дерево или кустарник вы хотите нарядить в весенний наряд. Выбрать весенние листочки, соответствующие данному дереву или кустарнику по описанию. Количество играющих 5-6 человек; если игра идет по командам, то 3 команды по 2-3 человека. Победителями считаются те дети, которые быстро, правильно и аккуратно выполнили задание.

Результат: нарядить в весенний наряд деревья и кустарники в нашем лесу.

Дидактическая задача- группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровое действие - убежать от лисы.

Правило - искать дом после сигнала, правильно найти дом.

Результат – дети находят где можно укрыться

Дидактическая задача - тренировка в быстром нахождении названного дерева.

Игровое действие - убегать от водящего к названному дереву.

Правило - воспитатель часто меняет название растении. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.

Результат – дети внимательно слушали воспитателя и перебегали к разным деревьям одного названия.

Дидактическая задача - закреплять знания о дереве и формировать новые знания, развивать память, мышление.

Игровое действие – называть части дерева.

Результат – дети рассмотрели деревья и закрепили знание о дереве , где , что находится.

Дидактическая задача - дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Игровое действие – бежать к своим местам.

Результат – прибежать к правильному стульчику .

Дидактическая задача – развить умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.

Игровое действие – рассмотрение картинок

Правило – рассмотреть картинки и назвать , что на них изображено.

Результат – исключение лишней картинки.

Дидактическая задача - различать и называть листья знакомых деревьев.

Игровое действие – соединение цветочков с правильными деревьями .

Правило - соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.

Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.

1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.

Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.


2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.

Листья: дубовый, кленовый, берёзовый, ивовый.


3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.

Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.


Результат – дети соединили листочки с правильным деревом.

Дидактическая задача - логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

Игровое действие – собрать картинку

Правило - детям раздают игровые карточки, разрезанные на 3, 4, 5 частей. Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.

Деревья

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы
Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Физкультминутка -логоритмика

Дети проговаривают вслед за логопедом стихотворение. Они поднимаются на носочки с вытянутыми вверх руками, затем приседают и т. д.

На дереве — птички,

Под деревом — лисички,

На дереве — листочки,

Под деревом — грибочки.

Ведущий читает текст. Дети показывают с помощью пластики рук идущего человека, солнечные лучи, ветки, небо, ручей, птиц.

Чтобы сделать волшебным весенний рассвет,

Надо долго, долго идти.

И охапку сияющих желтых лучей

Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим желтым лучам

Охапку зеленых веток,

Краешек неба и пенье ручья,

И маленьких птиц всевозможных расцветок.

Все это перемешать,

И почти не дышать.

Клянусь, это будет чудесным рассветом,

Если никто не забудет при этом

Крикнуть: «Доброе утро, солнце!

Доброе утро, небо!

Доброе утро, птицы!

Доброе утро, цветок!

Доброе утро, кошка!

– Кто обитает в лесу?

1.Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы?
(белка)

2.Лесом катится клубок.
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

3.Четыре лепестка
Шевелились у цветка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

4.Рога раскинув широко,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
(олень)

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек
(Лес)

Встал стеною до небес
Перед нами чудо. лес.

Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает. (Лес.)

Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона, как шатер. (Сосна.)

А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор или краснолесье.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)

– А почему в ельнике так сыро и темно? Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки. (Кедр.)

Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу.

Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки – опадают все иголки. (Лиственница.)

Чем отличается елка от лиственницы? Что используются в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу.) – Слой, расположенный между корой и древесиной. Эту бумагу использовали при порезах и нарывах. Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой Расту под горой . (Береза.)

Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

Как называется лес, в котором растут одни березы? Березняк, березовая роща.

Что весной собирают с деревьев березы? – Березовый сок, это явление называется “сокодвижением”. Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких. После сбора сока что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).

Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Угадай дерево по описанию

Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты. (Ель)

Это – высокое дерево. Любит солнце, поэтому нижних веток нет. Оно очищает воздух от микробов. Смола очень полезна. (Сосна)

Это – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. (Береза)

Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков, их любят клевать птицы. (Рябина)

Знаете ли вы птиц?

– Какие перелетные птицы умеют танцевать?
– Какая птица сама не высиживает яйца, а подкладывает их другим?
– Какую птицу называют лесным доктором и почему?

Жизнь леса

1. Кто охраняет лес? (Лесник.)

2. Что грозит лесу? (Пожар.)

3. Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)

4. Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда.)

5. Красавица русского леса? (Береза.)

6. Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (Береза.)

7. Что означает плач березы? (Сокодвижение.)

8. Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)

9. Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется.)

10. Какое дерево называют музыкальном? (Ель.)

11. Когда можно охотиться на зверей и животных? (Зимой.)

ВИКТОРИНА - ЗАГАДКА

Деревья

Белый низ, зеленый верх в летней роще краше всех! На стволах полоски. Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет, желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб. С ним знакомы - это. (дуб)

Ветви в воду опустила, и о чем-то загрустила. Посмотрите, как красиво, над рекой склонилась. (ива)

Над ее густой листвой, в зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа, вкусным медом лечит. (липа)

Кто и летом, и зимой, в колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель, не снимает шубку. (ель)

Деревца в лесу стоят, даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки, шелестят листвой. (осинки)

На ветвях в весенний вечер, белые раскрылись свечи. Держит свечи великан. Как зовут его? (каштан)

Задачи. Формировать умение детей узнавать деревья по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Игровые правила:

• внимательно слушаем загадку;

• пока загадку читают, молчим;

• хором отвечаем, дерево называем.

Жарким летом он зелёный,

с шаровидной, пышной кроной.

Осенью янтарный, золотой,

славится своей листвой.

Листья его большие,

на Руси славится.

Стоит на поляне

в белом сарафане.

Летом зелёные серёжки,

осенью золотые одёжки.

Зимой не боится мороза,

плечи расправил вширь.

Темной покрыт корой,

лист красивый, резной.

А на кончиках ветвей

зреет много желудей.

Лесным жителям люб

птицам очень нравится.

Ягод красные рубины

Городские защитники стоят,

Пухом покрыта земля,

кудри в речку опустила.

Всегда печальна, молчалива,

над рекой склонилась …

От нечистой силу защищает,

от плохой энергии очищает.

Но сама постоянно дрожит,

и листвой шелестит.

Что у тебя за кручина,

Ароматна, когда цветёт,

сладкий мёд она даёт.

И спасает нас от гриппа,

Ажурной кроной восхищает,

сложным листом удивляет.

Семенам крылья подарил,

в мир светлый отпустил.

Строен и прекрасен

— Берёза, дуб, рябина, липа, клён, тополь, осина, ясень, ива – это… деревья.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, деревья по описанию узнали.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Картотека дидактических игр о деревьях

2. Деревья: клён, берёза, ива, дуб.
3. Деревья: каштан, ольха, ель, липа.
Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.

Цель закрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.

Правила игры: Выбрать из предложенных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.

Дидактическая задача.

Найти предмет по описанию.

Игровое действие .

Угадывание растений по описанию.

Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация).

Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,

Дети с помощью воспитателя (наводящие вопросы, подсказки) узнают знакомые деревья и рассказывают о них.

Какие они? (Красивые, легкие, прозрачные, висят парами)

Зачем семена нужны дереву? (Чтобы из него выросли новые деревья)

Какое это дерево? (Клен)

Как выглядит ствол тополя? (Он толстый, имеет светло-коричневую окраску с зеленым отливом)

Сравним: отличаются ли стволы старого и молодого тополя? (Ствол старого тополя темнее и более толстый, чем у молодого деревца)

Это береза. На ней отличаются от других деревьев почки. Покажите, где на березке почки, и расскажите, как они выглядят. (У березки почки продолговатой формы, большие, они шершавые на ощупь, покрыты словно чешуей. Почки березового дерева напоминают украшение - серьги.)

Цель: Развитие умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.

Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением деревьев и кустарников. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке. Например: Это дерево. У него белая кора с чёрными полосками. Ветви свисают вниз. Весной на них набухают липкие почки и появляются серёжки. Это дерево считают символом России. (Берёза). У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту, В высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна). Желто-красная одежка, Каждый листик, как ладошка. Осенью всех ярче он. Догадались? Это. (Клен) Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день, Глаз наш радует. (Сирень) Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это. (Дуб)

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания. Развивать память, мышление.

Такой листок, лети ко мне"
Цель. Закрепить знание внешнего вида листьев, умение их отличать, рассказывать о признаках.
Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.
Игровое действие . Подбежать к водящему.
Игровое правило . Правильно определить лист, рассказать о его признаках.
Ход игры.
Детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.
Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.

Читайте также: