В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха

Обновлено: 15.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 9 классе

Тип урока: изучение нового материала.

1. Фаза -вызов.

Вводная часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Создание проблемной ситуации.

- Я начну с крылатой фразы:

"Не стыдно не знать, стыдно не учиться".

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом.

1. Перед вами лист с заданиями. Посмотрите на 1 задание. У вас дано предложение.

2. Рассмотрите (разберите) данное предложение с синтаксической точки зрения.

3. Ответы по рядам.

4. Что вы можете сказать о таких словах как (-----)

А. Отвечают на один вопрос?

Б. Являются одним членом предложения?

В. Являются одной частью речи?

Так что же это за слова такие?

  1. Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
  2. То, как зверь, оназавоет, то заплачет, как дитя.
  3. Красные, желтые и рыжиелистьякачались на синей воде озера.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.

1. Теперь посмотрите внимательно на ряд слов.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами с обобщающим словом.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

О обобщающих словах при однородных членах предложения.

Смотрим ролик

2.Фаза- осмысление.

Закрепление

2. Задание :

- Первый ряд: записать номера предложений, в которых обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения ,

- Второй ряд: обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.;

- Третий ряд: обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.

2. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн – зеленели приветливо и свежо.

3. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах.

4. Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнется.

5. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, треск сучка, шелест земли, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом.

6. На красноватой траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые.

8. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

9. И утесы, и море, и горы, и берег – все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску.

10. Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.

11. Лиственные деревья: осины, ольха, березки – еще голы.

12. В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.

Ключ : I – 5, 7, 8, 12; II – 1, 4, 6, 9, 10; III – 2, 11.

1. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверобой бессмертник мышиный горошек.

2. Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

3. Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

Верный вариант:

1. Летом в лесу можно увидеть разные цветы: лесную гвоздику, ромашку, колокольчик, зверобой, бессмертник, мышиный горошек.

2. Сосна, ель, пихта - все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

3. Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно.

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

- Передайте содержание текста одним предложением, в котором должно быть обобщающее слово. Запишите предложение.

( Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых коленьях).

- Это один из приемов сжатия текста, который поможет нам при подготовке к ОГЭ. (Замена ряда простых предложений одним предложением, осложненным однородными членами).

- Сегодня я узнал …

1.Однородные члены отвечают….

2.Часто однородные члены предложения выражаются …

3.Однородные члены соединены или могут быть соединены.

a) одной и той же частью речи

b) сочинительными союзами

c) на один и тот же вопрос

4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

5.Однородными членами могут быть

6.Однородные члены выполняют ….

a) одну и ту же синтаксическую функцию в предложении

b) любые члены предложения

1.Если обобщающее слово стоит перед однородными членами,

2.Если обобщающее слово стоит после однородных членов,

3. Если обобщающее предшествует однородным членам, а после них предложение продолжается,

a) тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.

Читайте также: