В саду было куда темнее и росли большие деревья

Обновлено: 04.03.2024

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
Лида дрожала не то от холода не то от страха.
Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
Вокруг не только бело но и необычайно тихо.
Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
Человек снял шапку сунул ее под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц но и мельчайшие детали одежды шитьё на кафтанах.
Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
Осторожный ветер снимал с веток миллионы пушинок и по всем окрестным дворам и улицам начинала кружить медленная тополиная метель.
Наше командование интересовалось передвижением немецких кораблей а также обстановкой в портах.
Лена много была на воздухе каталась на санках лепила снежных баб и за всю зиму не болела ни разу.

6. 1.2.
1. Ночь похолодела, и от реки потянуло сыростью.
2. Лида дрожала не то от холода, не то от страха.
3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками, прилавками, возами и автомобилями.
5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское, гулял, предавался размышлениям.
7. 2. 4.
1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
2. Солнце опустилось в багровые тучи, и несколько раз принимался накрапывать дождь.
3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо, задумчиво лепетали, и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.
8. 2. 5.
1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
2. Вокруг не только бело, но и необычайно тихо.
3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки, а из глаз бежали струйки смеха, привета и чуть заметной умной хитрости.
4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.
9. 1. 3.
1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы, но из всех соседних посёлков.
2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать, зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя, и мокрые крыши домов, и чёрный бурлящий каньон в низине.
5. Человек снял шапку, сунул ее под мышку, вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.
10. 3. 4.
1. Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц, но и мельчайшие детали одежды, шитьё на кафтанах.
2. Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
3. Осторожный ветер снимал с веток миллионы пушинок, и по всем окрестным дворам и улицам начинала кружить медленная тополиная метель.
4. Наше командование интересовалось передвижением немецких кораблей, а также обстановкой в портах.
5. Лена много была на воздухе, каталась на санках, лепила снежных баб и за всю зиму не болела ни разу.

– Это не сад, – сказала Сьюзен внезапно, – а замок с внутренним двором.

– Пожалуй, ты права, – согласился Питер. – Вот остатки башни. Здесь должна быть лестница наверх. А эти широкие и низкие ступени вели к дверям в главный зал.

– Давным-давно, если судить по тому, как это выглядит, – сказал Эдмунд.

– Да, очень давно, – отозвался Питер. – Хотелось бы узнать. кто и когда жил в этом замке.

– Он вызывает у меня странное чувство, – сказала Люси.

– Да, Лу? – Питер обернулся и пристально поглядел на нее.

– И со мной творится что-то похожее. Это самое удивительное из всего, что случилось в этот странный день. Интересно, где мы, и что все это значит?

Разговаривая, они пересекли двор и прошли через дверной проем туда, где раньше был зал. Теперь зал тоже походил на двор, крыша разрушилась, а пол зарос травой и маргаритками, но зал был короче и уже, чем двор, а стены его – выше. В дальнем конце зала было подобие террасы, приподнятой на три фута от пола.

– Да, здесь был зал, – сказала Сьюзен. – А что это за терраса?

– Глупышка, – взволнованно отозвался Питер, – разве ты не понимаешь? Тут был помост, на нем стоял главный стол, где сидел король и знатные лорды. Можно подумать, ты забыла, как мы были королями и королевами и сидели на таком же помосте в нашем большом зале.

– В нашем замке в Кэр-Паравеле, – продолжила Сьюзен мечтательно и немного нараспев, – в устье Великой реки, в Нарнии. Как я могла забыть?

– Вот бы это вернуть! – воскликнула Люси. – Мы можем вообразить, что находимся в Кэр-Паравеле. Этот зал очень похож на тот, где мы пировали.

– К несчастью, без пира, – заметил Эдмунд. – Становится поздно. Посмотрите, какие длинные тени. И похолодало.

– Чтобы провести здесь ночь, – сказал Питер, – нужен костер. Спички у меня есть. Пойдемте, попробуем набрать сухого хвороста.

Вскоре после того как яблоки были съедены, Сьюзен пошла к колодцу, чтобы зачерпнуть воды и вернулась назад, неся что-то в руке.

– Смотрите, – сказала она сдавленным голосом, – что я нашла у колодца, – и отдала Питеру то, что держала в руке. Казалось, она вот-вот заплачет. Эдмунд и Люси взволнованно наклонились, чтобы разглядеть лежащую у Питера на ладони маленькую яркую вещицу, заблестевшую в свете костра.

– Разрази меня гром, – сказал Питер, и его голос тоже зазвучал как-то странно. Он протянул вещицу остальным.

И все увидели шахматного коня – обычного по размеру, но необычно тяжелого, потому что сделан он был из чистого золота. Глазами коня были два крошечных рубина, вернее один, потому что другой выпал.

– Как он похож, – закричала Люси, – на одну из тех золотых шахматных фигурок, которыми мы играли, когда были королями и королевами в Кэр-Паравеле.

– Не расстраивайся, Сью, – обратился Питер к другой сестре.

– Я ничего не могу с собой поделать, – отозвалась Сьюзен. – Все вернулось назад… О, какие это были прекрасные времена. Я вспомнила, как мы играли в шахматы с фавнами и добрыми великанами, а в море пели русалки, и мой прекрасный конь…

– Ну, – сказал Питер совсем другим тоном, – настало время всем четверым хорошенько подумать.

– О чем? – спросил Эдмунд.

– Разве никто из вас не догадался, где мы? – задал вопрос Питер.

– Продолжай, продолжай, – сказала Люси. – Мне уже несколько часов кажется, что это место хранит какую-то чудесную тайну.

– Давай, говори, Питер, – отозвался Эдмунд, – мы слушаем,

– Мы в развалинах Кэр-Паравела, – сказал Питер.

– Но послушай, – воскликнул Эдмунд, – почему ты так решил? Этот замок в развалинах уже многие годы. Посмотри на огромные деревья прямо посреди ворот. Посмотри на камни. Ясно, что никто не жил здесь сотни лет.

– Я понимаю, – сказал Питер, – тут-то и вся сложность. Давайте не будем об этом сейчас. Я хочу разобраться по-порядку. Первое. Этот зал точно такого же размера и формы, что и зал в Кэр-Паравеле. Вообразите, что над нами крыша, вместо травы мозаичный пол и гобелены на стенах, и вы получите наш королевский пиршественный зал.

Никто не возразил.

– Второе, – продолжал Питер. – Дворцовый колодец там же, где был – немного южнее большого зала и точно такой же формы и размера.

Снова никто не ответил.

– Третье. Сьюзен нашла одну из наших шахматных фигурок – или они похожи как две капли воды. И опять никто не ответил.

– Да, да, – воскликнула Люси и захлопала в ладоши.

– Но послушай, Питер, – начал Эдмунд. – Это все вздор. Начни с того, что мы не сажали деревья прямо в воротах. Не так уж мы были глупы.

– Нет, конечно, – ответил Питер, – но с тех пор сад разросся до самых ворот.

– И еще одно. – сказал Эдмунд, – Кэр-Паравел не был на острове.

– Да, этому я и сам удивляюсь. Но ведь тогда здесь был полуостров – почти то же самое, что остров. Разве он не мог с тех пор стать островом? Кто-то прорыл канал.

– Подожди минуту, – прервал его Эдмунд. – Ты говоришь, с тех пор. Но прошел только год, как мы вернулись из Нарнии. И ты думаешь, что за один год замок может развалиться, огромный лес – вырасти, а маленькие деревца, которые мы сами посадили, превратиться в громадный старый сад? Это невозможно.

– Вот что, – вступила в разговор Люси, – если это Кэр-Паравел, то здесь, в конце помоста, должна быть дверь. Мы сейчас, наверно, сидим к ней спиной. Помните – дверь в сокровищницу.

– Вероятно, здесь нет двери, – сказал Питер, подымаясь. Стена позади них была увита плющом.

– О, Боже, – воскликнул Эдмунд.

– Надо очистить плющ, – сказал Питер.

– Давайте отложим до утра, – предложила Сьюзен. – Если мы останемся здесь на ночь, не хочется иметь за спиной открытую дверь и огромную черную дыру, из которой может появиться что-нибудь похуже сквозняка и сырости. И скоро стемнеет.

– Сьюзен! Как ты можешь так говорить? – сказала Люси, бросая на сестру укоризненный взгляд. Мальчики же были слишком возбуждены, чтобы услышать Сьюзен. Они обрывали плющ руками, обрезали его перочинным ножом Питера, пока тот не сломался. Тогда они взяли нож Эдмунда. Скоро все вокруг было покрыто плющом и наконец они расчистили дверь.

– Заперта, конечно, – сказал Питер.

– Но дерево сгнило, – возразил Эдмунд. – Мы быстро раз ломаем дверь на куски и будут отличные дрова. Давайте.

Времени на это ушло больше, чем они ожидали, и прежде, чем они закончили, спустились сумерки и над головой показались звезды. Теперь не только Сьюзен чувствовала легкую дрожь. Мальчики стояли над кучей расколотого дерева, вытирая руки и вглядываясь в холодное темное отверстие.

– Сделаем факел, – сказал Питер.

– Какой в этом смысл? Эдмунд сказал… – начала Сьюзен.

– Сейчас я уже ничего не говорю, – прервал ее Эдмунд, – мне кажется, скоро все будет понятно. Спустимся вниз, Питер?

– Мы должны спуститься, – ответил Питер, – приободрись. Сьюзен. Не будем вести себя как дети, теперь, когда мы вернулись в Нарнию. Ты королева здесь. А потом, кто из нас сможет заснуть, не разрешив этой загадки?

Они безуспешно пытались сделать факелы из длинных веток. Если их держать горящим концом вверх, они гаснут, а если вниз, то обжигают руки, а дым ест глаза. В конце концов пришлось взять электрический фонарик Эдмунда; к счастью он получил его в подарок на день рождения всего неделю назад и батарейки еще не сели. Эдмунд шел первым и светил. За ним Люси, потом Сьюзен; Питер замыкал шествие.

– Я на верхней ступеньке, – сказал Эдмунд.

– Сосчитай их, – предложил Питер.

– Одна… две… три, – произносил Эдмунд, спускаясь вниз, и так до шестнадцати. – Я уже в самом низу, – закричал он.

– Тогда это действительно Кэр-Паравел, – сказала Люси. – Их было шестнадцать. – Больше она ничего не говорила, пока все четверо не собрались у подножия лестницы. Эдмунд медленно повел фонариком по кругу.

– О-о-о-о! – разом воскликнули дети.

Теперь все поняли, что действительно находятся в древней сокровищнице Кэр-Паравела, своего королевского замка. Посередине шел проход (как в оранжереях), и с обеих сторон стояли, как рыцари, охраняющие сокровища, богатые доспехи. Затем шли полки с драгоценностями – ожерельями, браслетами, кольцами, золотыми чашами и блюдами, брошами, диадемами и золотыми цепями. Неоправленные камни громоздились как куча картофеля – алмазы, рубины, карбункулы, изумруды, топазы и аметисты. На полу стояли большие дубовые сундуки, окованные железом и запертые на висячие замки. Было очень холодно и так тихо, что они слышали собст венное дыхание. Драгоценности были так покрыты пылью, что дети, узнав большинство вещей, с трудом признали в них драгоценности. Место было грустное и немного пугающее, казалось, что все это давным-давно заброшено. Несколько минут все молчали.

– Мы должны взять подарки. – сказал Питер. Давным-давно он, Сьюзен и Люси получили в Нарнии на Рождество подарки, которые ценили больше, чем все остальное королевство. Только Эдмунд не получил подарка, потому что не был с ними в те дни. (Это случилось по его собственной вине, и об этом написано в другой книге).

– Вот жалость-то, – сказала Сьюзен, подумав минуту, – я вспомнила. Я брала его с собой в наш последний день в Нарнии, когда мы охотились на Белого Оленя. Наверное, он потерялся, когда мы вернулись в другое место, я имею в виду, в Англию.

Эдмунд присвистнул. Это была обидная утрата, рог был волшебный; когда бы вы ни затрубили в него и где бы вы ни были, к вам приходила помощь.

– Он пригодился бы здесь. – заметил Эдмунд.

– Не беспокойся, – ответила Сьюзен, – у меня есть лук.

– Тетива не сгнила, Сью? – спросил Питер.

Наверно, в воздухе сокровищницы была какая-то магия – тетива была в полном порядке. (Сьюзен лучше всего удавались стрельба из лука и плавание.) Она моментально согнула лук и тронула тетиву. Тетива запела, звук заполнил всю комнату. И этот звук больше чем что-либо другое напомнил детям старые дни. Им вспомнились битвы, охоты, пиры. Она разогнула лук и повесила колчан через плечо.

Затем Питер взял свой подарок – щит с огромным алым львом и королевский меч. Он дунул и слегка стукнул их об пол, стряхивая пыль, надел щит на руку и повесил сбоку меч. Сначала он испугался, что меч мог заржаветь в ножнах. Но все было в порядке. Питер взмахнул мечом, и тот засверкал в свете фонарика.

– Мой меч Риндон, – сказал он, – которым я убил Волка. В его голосе появились какие-то новые интонации, чувствовалось, что он снова Питер, Верховный Король. После минутной паузы все вспомнили, что нужно беречь батарейки.

Они поднялись по ступенькам, развели большой костер и легли, тесно прижавшись друг к другу, чтобы не замерзнуть. Земля была жесткая, лежать было неудобно, но в конце концов все заснули.

– Здесь их десятки, – отозвалась Сьюзен, бросая серцевинку одного яблока и срывая второе. – Тут, наверно, был сад – давным-давно, до того как это место стало безлюдным и вырос лес.

– Значит, когда-то этот остров был обитаем, – сказал Питер.

– А это что? – закричала Люси, указывая вперед.

– Клянусь, это стена, – ответил Питер, – старая каменная стена.

Пробираясь между сгибающихся от яблок ветвей, они добрались до стены. Она была старой, полуразрушенной, покрытой мхом и вьюнками, но выше многих деревьев. А когда они подошли совсем близко, то заметили большую арку, в которой когда-то были ворота, теперь же ее заполняла самая высокая яблоня. Им пришлось обломать несколько веток, чтобы пройти. И тут они зажмурились от яркого света, ударившего в глаза. Они оказались на широкой площадке, со всех сторон окруженной стенами. Здесь не росли деревья, только трава и маргаритки, да плющ обвивал серые стены. Это было светлое, тихое, таинственное и немного грустное место. Все четверо вышли ка середину, радуясь, что могут выпрямить спину и размять ноги.

Глава 2. ДРЕВНЯЯ СОКРОВИЩНИЦА

– Это не сад, – сказала Сьюзен внезапно, – а замок с внутренним двором.

– Пожалуй, ты права, – согласился Питер. – Вот остатки башни. Здесь должна быть лестница наверх. А эти широкие и низкие ступени вели к дверям в главный зал.

– Давным-давно, если судить по тому, как это выглядит, – сказал Эдмунд.

– Да, очень давно, – отозвался Питер. – Хотелось бы узнать, кто и когда жил в этом замке.

– Он вызывает у меня странное чувство, – сказала Люси.

– Да, Лу? – Питер обернулся и пристально поглядел на нее. И со мной творится что-то похожее. Это самое удивительное из всего, что случилось в этот странный день. Интересно, где мы и что все это значит?

Разговаривая, они пересекли двор и прошли через дверной проем туда, где раньше был зал. Теперь зал тоже походил на двор, крыша разрушилась, а пол зарос травой и маргаритками, но зал был короче и уже, чем двор, а стены его – выше. В дальнем конце зала было подобие террасы, приподнятой на три фута от пола.

– Да, здесь был зал, – сказала Сьюзен. – А что это за терраса?

– Глупышка, – взволнованно отозвался Питер, – разве ты не понимаешь? Тут был помост, на нем стоял главный стол, где сидел король и знатные лорды. Можно подумать, ты забыла, как мы были королями и королевами и сидели на таком же помосте в нашем большом зале.

– В нашем замке в Кэр-Паравеле, – продолжила Сьюзен мечтательно и немного нараспев, – в устье Великой реки, в Нарнии. Как я могла забыть?

– Вот бы это вернуть! – воскликнула Люси. – Мы можем вообразить, что находимся в Кэр-Паравеле. Этот зал очень похож на тот, где мы пировали.

– К несчастью, без пира, – заметил Эдмунд. – Становится поздно. Посмотрите, какие длинные тени. И похолодало.

– Чтобы провести здесь ночь, – сказал Питер, – нужен костер. Спички у меня есть. Пойдемте, попробуем набрать сухого хвороста.

Вскоре после того как яблоки были съедены, Сьюзен пошла к колодцу, чтобы зачерпнуть воды, и вернулась назад, неся что-то в руке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 6 классе.

Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.

Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.

1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.

2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.

3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.

4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.

1.Над местоимениями надписать разряд.

2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.

3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.

1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.

2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 9 классе.

Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

сложносочинённого предложения(1 вариант),

сложноподчинённого предложения (2 вариант),

простого осложнённого (3 вариант).

2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.

3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 10 классе.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.

Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.

В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 8 классе.

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.

1.Подчеркните в тексте6

I вариант – обособленные обстоятельства;

II вариант - обособленные определения.

Краткое описание документа:

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 9 класса

Дубечня – так называлась наша первая железнодорожная станция – находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно – таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда – то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы – сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.

Сад, все больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега – принадлежало инженеру. (241 слово.)

II . Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца ( I вар.); второго предложения из последнего абзаца ( II вар.).

2. Выполнить фонетический разбор слов вправо ( I вар.), еще ( II вар.).

3. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).

4. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу ( I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу ( II вар.).

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 5 класса

Старая мышь Марфа Никитична и мышка Аленка поведали о своих заботах. На зиму заготовили они много всякого зерна: пшеницы, овса, ржи, ячменя. В кладовке у них полный порядок. Зерно хранится в лукошках, сырость его не берет.

Белочка Настя была большой любительницей орехов и грибов. В каждой ее истории речь идет о сыроежках, лисичках, маслятах и рыжиках.

А медведь Федор Федорович спит в своем кресле, храпит на весь дом. Но иногда и он просыпается и повествует о своих странствиях. Любил он ходить в глухие чащи за лесной малиной, за диким медом. Каждую тропочку, каждое дерево, каждый сучок знал.

А ежик Вася сидел в уголке, друзьями любовался и думал о близкой весне, о тихой речке, о жизни, о счастье.

1.Выполнить синтаксический разбор предложений.

2.Выполнить морфологический разбор местоимения.

Административный итоговый диктант по русскому языку

за III четверть для учащихся 8 класса

Русь деревянная.

Дерево! Древний, извечный материал русского народного зодчества.

Невозможно представить себе кижские церкви, эти вдохновенные народные поэмы в дереве, сделанными из другого материала. Они задуманы в дереве. Построены из него. Вся их красота – в стройных, могучих карельских соснах и елях, в непревзойденном искусстве простых мужиков с плотницкими топорами.

Топор и долото, сверло, скобель да отвес. Немудреные инструменты, а ведь с их помощью возвели они эту исполинскую громаду. Преображенская церковь!

Не всякое дерево годится на стройку. Валили только лучшую, очень крепкую мелкослойную сосну. Рубили, очищали от сучьев, сплавляли по рекам и озерам, сушили и тесали.

Каждый венец требовал от плотника громадного терпения, мастерства, исключительно точного глаза и твердой руки.

Топор в руках северного плотника – универсальное орудие. Наверное, удобное было перерезывать бревна пилой, но власть древних традиций была слишком велика, и бревна перерубали топором. И этим же топором да долотом плели тончайшее кружево орнаментальных подзоров.

В Преображенской церкви почти нет чисто украшательских деталей. Польза и красота. В древнерусской архитектуре они сплавлены воедино, неотделимо друг от друга.

Величественный монумент во славу родной земли! Уже два с половиной столетия стоит Кижах Преображенская церковь. Это удивительное создание рук человеческих, воплотившее в себе лучшие традиции народного зодчества.

По А. В. Ополовникову)

1.Надписать вид односоставных предложений.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 6 классе.

Уже вечерело, когда я вышел из дома. Приятным свежим ветерком подуло мне в лицо. На бледном вечернем небе показались первые звёзды. Луна выплыла из-за туч, застилавших дальнюю сторону небосклона. На низких местах забелел туман. В воздухе запахло вечерней сыростью. Одни кузнечики нарушали общую тишину. Их трещание с каждой минутой становилось сильнее, громче кричал на раздолье дергач в соседнем болоте.

Становилось всё свежее и свежее. Я простоял несколько минут. Я был очарован чудной картиной тихого летнего вечера. Тихо прошёл тропинкою которая была еле заметна при лунном освещении. Она пересекала небольшую берёзовую рощу и скоро вывела на широкое ржаное поле. Через полчаса я приближался к дому.

1.Выписать предложение с придаточным определительным, начертите его схему.

2.Найдите прилагательное в сравнительной степени.

3.Выпишите сложное предложение и выполните его синтаксический разбор.

4.Найти предложение с причастным оборотом, графически обозначь определяемое слово и границы причастного оборота.

1.Над местоимениями надписать разряд.

2.Выписать предложение с однородными членами и выполнить синтаксический разбор.

3.Найти причастие, разобрать его по составу и выполнить словообразовательный разбор.

1.Выполнить морфологический разбор одного местоимения и одного прилагательного.

2.Разобрать по составу слова: небольшую, лунном, приближался.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверть

для обучающихся в 9 классе.

Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синей зубчатой полоски далёкого леса выкатилось огромное красное солнце. В лучах утреннего солнца пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речки. Река ещё не очнулась от ночной дремоты. Но вот солнечные лучи пронизали пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-розовым паром, постепенно растаял, исчез и открыл водную гладь. В глубь реки заглядывают горделивые сосны. На одной из них проснулась крошечная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела ничего вокруг себя. И вот сейчас, когда ей исполнилось ровно год, перед шишечкой раскрылись картины одна лучше другой. Малютка смотрит на широкое поле за рекой, видит стройные ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крохотные нежные шишечки-сёстры, впервые увидевшие прекрасный мир.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

сложносочинённого предложения(1 вариант),

сложноподчинённого предложения (2 вариант),

простого осложнённого (3 вариант).

2.Придумать и записать предложения с прямой речью, чтобы слова автора находились в разных позициях.

3. Замените предложение с прямой речью предложением с косвенной речью.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 10 классе.

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы туда не ходили, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни.

Нечем ему было питаться в камне; капли дождя, упавшие с неба сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и рос помаленьку выше.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталость. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти.

В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

Текст итогового административного контрольного диктанта по русскому языку за курс изученного в III четверти

для обучающихся в 8 классе.

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и , преследуя её, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздражённые запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – всё мешало идти, но король всё-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырёх нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

1. Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поёживаясь и засунув руки в карманы.

2. Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище.

3. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.
4. Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев, что-то коченело в животе.

(Вариант 9 Цыбулько)
1. Дерево како не очень высокое, со стручками, растущими не на ветвях, а главным образом на стволе.

2. (В этом предложении также указать части речи)
Удивительно и то, что эти стручки, от оранжевых до коричневых, имеют разную степень зрелости, благодаря чему урожай их можно собирать каждый месяц.

Читайте также: