В саду росло дерево чью верхушку срезало молнией

Обновлено: 07.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На уроке нужно показывать тонкие семантические оттенки, которые присущи языковым единицам, зависимость их смысла от используемых слов и конструкций. Такая работа позволит глубже усвоить структуры предложений, формирует пунктуационные навыки.

Первый вид ошибок – придаточная часть вынесена в начало предложения: Которые еще не сдали деньги на билеты, сдайте до двух часов.

В художественной литературе также предложения этого типа используются авторами для подчеркивания характера речи персонажа: которые местные, здешние крестьяне, те уже, привыкли на своем веку к частым переменам (В. Быков).

Порядок следования частей в СПП определительных предложениях обусловлен тем, что придаточная часть прикрепляется к существительному в главной части. Поэтому она не может находиться в препозиции, а либо следует за главной, либо внутри нее.

Второй тип ошибок связан – отрыв придаточной части от слова, к которому она относится, пример: А мальчики вернулись, которые ходили в поход.

Усвоению порядка следования частей в СПП с придаточным определительным способствует такая работа.

Выполнить синтаксический разбор предложений.

Это напоминало мальчику день, когда он впервые увидал город с берега реки. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. А еще не бывало такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем. На обрыве, что возвышался сзади в светлом небе, чернела одинокая скамья.

Продолжить пословицы, охарактеризовать их с синтаксической точки зрения.

Каков привет… (таков и ответ). Каков Дема… (таково у него и дома). Каков мастер… (такова и работа).

Недолгий южный снег давно сошел

которым мальчику так и не пришлось насладиться в этом году

Нежнейшие сорта винограда были жадно

втиснуты в грубые ивовые корзинки.

каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства

Это мгновение решило дело в его пользу

стройный силуэт которого вырисовывался в ночи

Славы города никому и ни за что ты не отдашь

в течение которого Валя рассмотрела паренька

Один из людей взглянул на арку ворот

где сражались мы

Таежными тропами вел Левинсон своих партизан

где много лет уже не ступала нога человека

Я все упражнения выполнил, которые нам задавали. Нам больше всех нравится вожатый второго отряда, который хорошо плавает и умеет играть в футбол. В группу юных следопытов входят ученики 5-7 классов, которые любят эту работу и относятся к ней с большим интересом и добросовестностью. Мы внимательно слушаем объяснения учителей, которые проводятся на уроках. За кабинетом следит класс, который за ним закреплен.

Недавно я читал книгу, в которой рассказывается о героических подвигах советского народа в годы Великой Отечественной войны. Недавно я читал книгу, которая рассказывает о героических подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Ошибка и такая: на этой полке стоят книги, которые (которых) я еще не читал.

Я увидел птенца, который выпал из гнезда (именно этого птенца). Снегопад, какого не бывало, начался ночью (подобного не бывало). Да, это была Лиза, какой он ее знал более двадцати лет назад (подобная той). Вот, наконец, я вижу и синее море, какого вы не видели никогда (подобного этому). В доме у доктора все светилось такой удивительной чистотой, какая бывает только в домах северян (подобная другим).

Во дворе росло дерево, чью верхушку срезало молнией. Есть такой народ в краю у нас, сердцем не стареющий нимало, чья большая юность началась музыкой. Пусть тот, чья честь не без укора, страшится мнения людей.

Дом, где бабушка рассказывала мне сказки, хорошо сохранился. (Дом – место действия). Дом, о котором рассказывала мне бабушка, хорошо сохранился. (Дом – объект речи).

Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги. Случилось это в тот великий год, когда восстал и победил народ. Но страшен миг, когда стремленья нет.

Для формирования умения правильно употреблять союзные слова в СПП предложениях с придаточным определительным и для усвоения стилистической функции различных союзных слов можно выполнять упражнения. Примеры.

И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. Наша торопливая, подчас небрежная разговорная речь, которой мы пользуемся в быту для утилитарных целей, часто обесцвечивает и обеззвучивает слова, превращая их в служебные термины, в какой-то условный код.

Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. У меня тут целый пук писем от такой девушки, какой в целом свете не найдешь подобной. Евгений был в том счастливом состоянии, в каком чувствуешь себя способным горы ворочать. В старом парке все оставлено в таком виде, в каком было при Вашингтоне.

Всегда та милей сторона, где родился и рос. Несколько раз он оглядывался на окна скучного дома, где ветер даже не шевелил занавески. Пусто в избе, где я живу. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. Сегодня нам открыли таинственную комнату рядом с коридором, куда раньше никого не пускали. Отец поднял бинокль и посмотрел в ту сторону, откуда мы только что прибежали.

Утро, когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но теплое. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Разнообразие и сила освещения вызывали у Чайковского состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо.

Из двух предложений составить одно СПП с придаточным определительным, используя соответствующее союзное слово.

Я подошел к дому. Во дворе было особенно много народа.

Нередко в вагоне происходят интересные разговоры. Их не услышишь даже в кругу друзей.

Надо чаще говорить об очевидных ошибках прошлого. Их повторение может жестоко отозваться на благосостоянии потомков.

Стояла глубокая ночь. Ее тишину нарушали только идущие вдали поезда.

Я смотрел в морскую даль. Там мелькают силуэты судов.

Лучшим местом на земле назвал К. Паустовский холм под стеной Святогорского монастыря на Псковщине. Там похоронен Пушкин.

Вставьте союзные слова, объясните свой выбор.

На обрыве, …возвышался сзади, в светлом небе чернела одинокая скамья. Любой уголок земли, …ты встречаешь друзей, становится родным. Был хмурый холодноватый день, …иногда выдаются среди лета. В тот же вечер Муравьев без всякого сожаления бросил в печку, …жарко трещали сухие березовые дрова, все написанное за последние дни в Москве. Бывают дни, …жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной. Есть мгновения, …ни единого звука нельзя вымолвить.

Выберите нужное союзное слово.

1) Старинная книга, которую мне часто показывала бабушка по материнской линии, хорошо сохранилась.

Основы: книга сохранилась; бабушка показывала

[ __ , (какая?) ( которую == __ ) , == ] .

2) Пусть в вашей жизни не будет ни одного такого дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.

Основы: не будет ни дня (односоставное); вы не прочли

. дня (какого?) придаточное определительное

3) В саду росло дерево, чью верхушку срезало молнией.

Основы: дерево росло; срезало (односоставное)

. дерево (какое?) придаточное определительное

4) Дом, где бабушка рассказывала мне сказки, хорошо сохранился.

Основы: дом сохранился; бабушка рассказывала

Дом (какой?) придаточное определительное

5) Случилось это в тот великий год, когда восстал и победил народ.

Основы: это случилось; народ восстал, победил (однородные сказуемые)

. год (какой?) придаточное определительное

[ == __ ] , ( когда == и == __ ) .

6) Мы увидели птенца, который выпал из гнезда.

Основы: мы увидели; который выпал (союзное слово является подлежащим)

. птенца (какого?) придаточное определительное

7) Но страшен миг, когда стремленья нет.

Основы: миг страшен; нет (односоставное)

. миг (какой?) придаточное определительное

1) Часто в поезде происходят интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

2) Я подошёл к дому, где во дворе было много народа.

3) Стояла глубокая ночь, тишину которой нарушали только идущие вдали поезда.

4) Мы смотрели в морскую даль, в которой мелькали силуэты пассажирских судов.

5) Лучшим местом на земле называл К. Паустовский холм под стеной Святогорского монастыря на Псковщине, где похоронен Пушкин.

6) Стоит чаще говорить об очевидных ошибках прошлого, повторение которых может жестоко отозваться на благосостоянии потомков.

Надежда Щупачко

Упражнения по теме "Сложноподчинённые предложения"

СПП1. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы. Дайте характеристику каждому предложению.

1. Я соб..ралась встать как вдруг глаза мои ост..новились на (не)подвижном человеческом образе.
2. Я вгл..делась то была молодая красивая девушка.
3. Она с..дела в двадцати шагах от меня задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
4. А левый дальний берег (по)прежн..му тонул во тьме и тьма рисовала там огромные (не)лепые фигуры.

СПП2. Перепишите предложения, расставив знаки препинания. Выделите грамматические основы. Задайте вопрос к каждой придаточной части и укажите её вид.
1. Вечером я встретился с другом который меня уже ждал в том кафе где мы условились увидеться.
2. В тот час когда солнце всходит птицы поют звонче.
3. Он виртуозно показывал как шумит ручей.
4. Мы не спросили чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.
5. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов на поляне раскинувшейся за моим окном.
6. Ученик готовился к контрольной работе так как советовал учитель.
7. Мы плывём наудачу так как темнота после зарниц кажется ещё гуще.
8. Всюду где только лес был пореже лежали на земле тени.
9. У казака такой конь что сам везде знает дорогу.
10. Человек не может жить если не верит в завтрашнее счастье.
11. Пока мечтаешь о работе так и паришь орлом.
12. Иван Иваныч приехал на охоту чтобы подышать свежим воздухом.

Найдите граммат ические основ ы предл ожений, у кажите вид придат очног о.

1) Старинну ю кн игу, которую мне часто показывала бабушка по материнской

линии, хорошо сохранилась. 2) Пусть в вашей жизни н е будет ни о дного такого д ня,

когда бы вы не пр очли хо ть одной стр анички из н овой книги. 3) В сад у росло

дерево, чью верхушку срезало молнией. 4) Дом, где бабушка рассказывала мне

сказки, хорошо сохранился. 5) случилось это в тот великий год, когда восстал и

победил народ. 6) Мы увидели п тенц а, который выпал из гнезда. 7) Но страше н миг ,

1) Был серый, промоз глый день, (как ие, которые) иногда выдаются среди

лета. 2) Осеннее утро было великолепное, (какое, которое) бывает только на юге. 3)

Он поднял глаза и увидел красавицу, (которой, какой) ещё не видывал отрод у. 4)

нарисован образ Пугачёва, была со зда на в последние годы жизни великого поэта. 5)

Необходим о воспитывать в себе умение находить такой ритм, такой словарь, такое

сочетание слов, (какие, которые) вызывали бы у читателя нужные эмоции, ну жное

настроение. 6) С негопад, (ка кого, кот орого) не бывал о, начался в полночь.

Подберите по дходящие с оюзные слова, объясните сво й выбор.

1) В то т же ве чер он без всякого с ожаления бросил в печ ку, … жар к о

трещали сухие берёзовые дрова, всё написанно е за последние дни в городе. 2) На

обрыве, … возвышался сзади, в светлеющем н ебе черн ела одинокая скамья. 3)

Любой уголок земли, … ты встречаешь друзей, становится родным. 4) Был хмурый,

холодный день, … иногда слу чаются среди лета. 5) Есть мгновения, … ни единого

звука нельзя вымолвить. 6 ) Бывают дни, … жизнь представляется нам невероятно

Из 2 - х простых предложен ий составь те слож ноподчинённое с придаточ ным

1) Часто в поезде происходят интересные разговоры. Их не услышишь

даже в кругу др узей. 2) Я подошёл к дому. Во дворе б ыло много народа. 3) Стояла

глубокая ночь. Её тишину нарушали только идущие вдали п оезда. 4) Мы смотрели в

морскую даль. Там мелькают силуэты пасса жирских судов. 5) Лучшим местом на

земле называл К. Паустовский холм под стеной Святогорского монаст ыря на

Псковщине. Там похоронен Пу шкин. 6) Стоит чаще говорить об очевидных

ошибках прошлого. Их повторение может жестоко отозваться на благосостоянии

1) Я все у пражнения выполнил быстро, которые нам задали н ам. 2) Нам

больше всех нравится ученик выпу скного класса, который хорошо плавает и умеет

играть в ф утбол. 3) В отряд юных следопытов вошли ученики пятых, шестых,

седьмых классов, которые любят эту рабо ту и относятся к ней с большим интересом

и добросовестн остью. 4) За школьным кабинетом следит класс, кото рый за ним

закреплён. 5) Школьники внимательно слушают объяснения учителей, которые

проводятся на урок е. 6) На нижней пол ке стоят книги, которые я уже прочитал. 7)

Недавно я читала книгу, в которой рассказывает ся о героических по двигах

Читайте также: