Влияние природных условий и ресурсов на развитие промысла резьба по дереву

Обновлено: 18.09.2024

\u0425\u043e\u0445\u043b\u043e\u043c\u0430 - \u043f\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430 \u0438\u0437 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430, \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c (\"\u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u044b\u043c\") \u043b\u0430\u043a\u043e\u043c, \u0440\u0430\u0441\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u043a\u0430\u043c\u0438. \u041f\u043e\u0441\u0443\u0434\u0443 \u043e\u0431\u0436\u0438\u0433\u0430\u043b\u0438 \u0432 \u043f\u0435\u0447\u0430\u0445 - \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0438\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0441\u043e\u0431\u043e\u0433\u043e \u0446\u0432\u0435\u0442\u0430 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.\u00a0\u00a0\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043b\u0435\u0441\u043e\u0432 \u0438 \u043e\u0442\u0441\u0443\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043b\u0438\u043d \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u043b\u043e \u043a \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044e \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0441\u043b\u0430. \u0420\u043e\u0441\u043f\u0438\u0441\u044c \u044f\u0440\u043a\u0430\u044f - \u0434\u043b\u044f \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u044b - \u043a\u0430\u043a \u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 - \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0435\u043d\u0442\u043d\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.
\u0414\u044b\u043c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0438\u0433\u0440\u0443\u0448\u043a\u0430 - \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0441\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439 - \u0434\u0435\u043b\u0430\u043b\u0438 \u0441\u0432\u0438\u0441\u0442\u0443\u043b\u044c\u043a\u0438 \u0438 \u0440\u0430\u0441\u043a\u0440\u0430\u0448\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0438\u0445. \u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u043c \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u0438\u043c \u0438\u0433\u0440\u0443\u0448\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439, \u0442.\u043a. \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u0435 \u0431\u0430\u0437\u0430\u0440\u044b, \u0433\u0434\u0435 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c\u00a0\u0438\u0433\u0440\u0443\u0448\u043a\u0438 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0434\u0430\u043b\u0435\u043a\u043e (\u0433\u0435\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 - \u0443\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043e\u0442 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u043e\u0432 \u0442\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438). \u0412\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430 - \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0433\u043b\u0438\u043d\u044b, \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0434\u043b\u044f \u0438\u0437\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438\u0433\u0440\u0443\u0448\u0435\u043a (\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043b\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430, \u043e\u0441\u0430\u0434\u043e\u0447\u043d\u0430\u044f \u0433\u043e\u0440\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430)">]" data-testid="answer_box_list">

МиссМаруся

Гжель - несколько деревень, где производят глиняную посуду. Глина - осадочная горная порода - результат работы древнего ледника, который спускался с северо-запада (неоднократно). Глина очень качественная, с тонкой структурой. Из такой глины получается красивая фарфоровая посуда, которую научились местные жители обжигать в русских печах. Востребованность высокая в Москве и области (нет такого качества глин). Поэтому развитие получило производство посуды из этой глины.
Хохлома - посуда из дерева, обработанная специальным ("пищевым") лаком, расписанная красками. Посуду обжигали в печах - для придания особого цвета и прочности. Большое количество лесов и отсутствие качественных глин привело к развитию этого промысла. Роспись яркая - для красоты - как следствие - высокая конкурентноспособность.
Дымковская игрушка - появилась сначала для развлечения детей - делали свистульки и раскрашивали их. Местным жителям приходилось делать самим игрушки для своих детей, т.к. большие базары, где можно купить игрушки находились далеко (географическое положение - удаленность от центров того времени). Вторая причина - большое количество глины, пригодной для изготовления игрушек (действие ледника, осадочная горная порода)

milKO39

Новые вопросы в География

Користуючись даними календаря погоди, побудуйте графік температур повітря за жовтень 2021 року, зробіть аналіз;​

Из какой природной зоны в какую переместится путешественник, совершив перелет по маршруту А - В, показанному на карте Африки?​

якою буте температура на вершині гори Джомолунгма, якщо біля підніжжя (2620 м) вона становить +15 С.(СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ГЕОГРАФИЮ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮ)​

Влияние природных условий и ресурсов на развитие промыслов: роспись по дереву, резьба по дереву, лаковая живопись, роспись по металлу и изделие из металла, керамика, оформление ткани, кружевоплетение, вышивка.

Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа или Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т. к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Так следствием развития овцеводства и разведенияверблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения, перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми) . Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана) . Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие сответствующей местности. Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

 Народные промыслы Центральной России

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Народные промыслы Центральной России

Народные промыслы Центральной России

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разн.

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству.


История возникновения Промыслы и р.

Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов.

Промыслы в начале ХХ века Перечислим наиболее известные виды промысла( к.

Промыслы в начале
ХХ века

Перечислим наиболее известные виды промысла( к началу ХХ века). В лесных районах, в Заволжье главный поделочный материал было дерево. Из него изготавливали- колеса, дешевую мебель, например:
( ложкарный промысел, ныне Хохломская роспись); игрушки( Сергиев Посад); суда и баржи( на реках Унже в Ветлуге).
Natalia_Kirsanova

В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, к.

В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в селах Павлово и Ворсма- замки, ножи; вблизи Осташкова-серпы и косы; в районе г. Кимры - кожаная обувь; в Гжельском районе- глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Хохлома Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII ве.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.

Палех Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-1.

Палех
Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это время и образовался современный центр русской культуры - село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. миниатюра с использованием черного лака и папье-маше.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседн.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.

Богородская игрушка Сергиев Посад и его окрестнос.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабави.

Русская матрешка русская деревянная игрушка в виде расписной куклы.

русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад

Городецкая роспись Этот народный художественный про.

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце Нижегородской области. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла

Шемогодская резная береста Шемогодская резьба — традицио.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, круг.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Гжель фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не толь.

Гжель
фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Дымковская игрушка Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной г.

Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы.

Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участн.

Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Скопинская керамика Примерно с середины XIX в. в пр.

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное масте.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты.

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка — русская глиняная игр.

Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими а.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Павловопосадские платки Павловский Посад известен многим.

Павловопосадские платки
Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.

Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть.

Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.

Оренбургские пуховые платки Вязаный плато.

Оренбургские пуховые платки
Вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Вологодское кружево Вологодское кружево - русское кружево.

Вологодское кружево
Вологодское кружево - русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Елецкое кружево Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся н.

Елецкое кружево
Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

Жостовские подносы Расписные подносы из Жостово знакомы мног.

Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.

Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатул.

Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.

Ростовская финифть Центры народных промыслов Централь.

В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с укра.

В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков.

Скань Ажурный или напаянный на металлический фон узор из т.

Скань
Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Каслинское литьё Художественные изделия (скульптура, решётки.

Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Гусевской хрусталь Изделия, изготовленные на хрустальном заводе г.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Тульский пряник Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душис.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом

Читайте также: