Выберите сочетание мотивов характерное для абрамцево кудринской техники резьбы по дереву

Обновлено: 19.09.2024

Узор из диковинных веток кажется бесконечным во времени и пространстве. Фигурки зверей, птиц, рыб предстают в обрамлении из цветов, листьев, завитков. Каждый элемент композиции оказывается вовлечёнными в удивительный хоровод. Плавные, как бы текучие очертания и особый ритм делают стиль очень узнаваемым. Абрамцево-кудринская резьба по дереву не устаёт изумлять своей выразительностью. История у промысла тоже очень своеобразная.

Сплав традиций

Недалеко от Сергиева Посада расположен посёлок Абрамцево. Там находится усадьба, принадлежавшая известному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Зарождение промысла связано с деятельностью абрамцевского кружка, который объединил многих знаменитых деятелей искусств. В 1882 году художница Елена Дмитриевна Поленова организовала в усадьбе столярную мастерскую, в которой трудились умельцы из окрестных сёл.

Там же была открыта школа. Ученикам, кроме резьбы по дереву, преподавались рисунок и основы живописи. Произошёл своеобразный сплав академических традиций и народного творчества. Одним из лучших учеников школы был Василий Ворносков. В 1890 году он основал собственную мастерскую. В процессе работы формировался неповторимый стиль, оттачивались технические приёмы.

Виртуозные фантазии

Абрамцево-кудринская резьба относится к плоскорельефному типу. Материалом для создания изделий служит древесина ольхи, липы, иногда осины. Она отличается пластичностью, благодаря чему становится возможным вырезать причудливые изображения с мелкими деталями. Резьба выполняется при помощи стамесок. Они могут быть разного размера, что позволяет добиться особой виртуозности исполнения.

На деревянную поверхность наносится рисунок. Затем выполняется наколка элементов будущей композиции. Потом вокруг них срезается фон, а каждая деталь тщательно прорабатывается. Готовая резьба шлифуется и тонируется. В конце работы на поверхность наносится прозрачное защитное покрытие. Орнаментальные композиции часто покрывают собой всё изделие. Очень красивы резные подносы, шкатулки, ларцы, стаканы, ковши, декоративные тарелки.

Традиционным является растительный орнамент. Однако мастера продолжают творческий поиск и стремятся к разнообразию тем и сюжетов. Нередко перед зрителями предстают целые сценки. Но обрамляет их всё тот же неизменный узор. Диковинные гирлянды из причудливых лепестков тянутся из прошлого в будущее. Удивительное искусство продолжает развиваться и радовать всех ценителей прекрасного. Это своеобразный шлейф красоты, который оставил в наследство абрамцевский кружок.

За долгий период существования этого стиля резьбы мастера не только сохранили, но и усовершенствовали способы и технологию.

Основное же осталось так, как задумал Ворносков — сохранение красоты деревянной фактуры, пластика узора, витиеватый объёмный орнамент которого напоминает хохломской.

Процесс создания

Выбор древесины

Процесс создания резной вещи начинается с выбора древесины: при изготовлении изделия с крупной резьбой мастер выбирает мягкое дерево, для мелкой резьбы – вязкие и твердые породы дерева.

На подготовленное к резьбе изделие – дощечку, шкатулку, ложку – наносится легкий узор карандашом: мастер размечает рисунок.

Со стороны орнамента контур режут и заоваливают круче, со стороны фона – более отлого. Такая обработка придает узору пластичность, подчеркивает объем изображения, дает мягкие переходы от света к тени.

Создание эскизов, прорисовка

Абрамцево-кудринские мастера постоянно прибегают к подготовительным рисункам и эскизам. Работа над предварительным эскизом признается художниками различной выучки и поколений, представляется им нужной стадией, неотделимой от работы ножом, резцом, стамесками.

Сам факт существования предварительного рисунка отнюдь не свидетельствует о творческой связанности, несвободности резчика. Все дело в характере рисунка, в том, какие цели ставит перед собой художник, создавая его.

Если это хороший рисовальщик, но неопытный резчик, тщательно выполненный эскиз резьбы будет для него догмой, которой он станет скрупулезно следовать. Иное дело, если речь идет об умелом мастере резьбы. Его рисунок будет лишь намеком, предварительной прикидкой, мастер вовсе не следует за штрихом карандаша, движение его инструмента свободно, органично.

Отделка

Многое зависит и от отделки изделия. Так, механическая полировка способна загубить, загладить любую резьбу. Сейчас же, особенно в малосерийных и уникальных вещах, мастера применяют только ручную полировку. Такое бережное отношение к пластике дерева не могло не принести своих результатов.

ВИДЫ РЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЫ

Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

В резьбе с подборным фоном, как и следует из названия, фон подбирается, то есть срезается во всех участках на одинаковую глубину, а элементы узора возвышаются над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем с подушечным.

Часто в терминологии резчиков встречается выражение « заоваленная резьба с подобранным фоном.

Авторские права

Связанные статьи

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Возникновение промысла связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

абрамцево-кудринская резьба ларец

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.

деревянная композиция - цветущий папортник

Деревянная резанная доска

В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom2.jpg

Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom4.jpg

Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

деревянный черпак

Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom5.jpg

Кустари-резчики. Стоят (слева направо): В. П. Ворносков, М. П. Ворносков, В. И. Хрустачев. Сидят: А. Хрустачев, Н. А. Александров, К. И. Хрустачев, Н. И. Рыжов

В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы

В. Ворносков (отец). Крышка коробки. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Крышка коробки

К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины.

П. Ворносков (сын). Упоры для книг. (Резьба по дереву.)

П. Ворносков (сын). Упоры для книг

В. Ворносков (сын). Застава. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (сын). Застава

П. Ворносков (сын). Кашпо

В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и другие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка на подготовленное изделие. Обычно это делается с помощью копирки.

деревянная шкатулка

тарелка с кудринской резьбой

Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom7.jpg

Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom6.jpg

Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак.

Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента.

http://www.stfond.ru/images/load/Image/2013/04/abram090403.jpg

Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву: в чём её своеобразие?

Мастера продолжают творческий поиск и стремятся к разнообразию тем и сюжетов. Нередко перед зрителями предстают целые сценки.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Но обрамляет их всё тот же неизменный узор. Диковинные гирлянды из причудливых лепестков тянутся из прошлого в будущее.

Удивительное искусство продолжает развиваться и радовать всех ценителей прекрасного. Это своеобразный шлейф красоты, который оставил в наследство абрамцевский кружок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Абрамцево-Кудринская резьба

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

Содержание:

История промысла

Деревянная резанная доска

(Деревянная, украшенная резанным рисунком, доска)

В 1882 году художники И.Е.Репин и В.Д.Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве.

Василий Петрович Ворносков

( Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы )

Один из учеников стал впоследствии самостоятельным известным мастером, который в своем селе Кудрино начал работать по заказам мастеров из Абрамцево. Звали этого мастера В. П. Ворносков и он считается основоположником стиля Абрамцево-Кудринской резьбы. В 1936 году мастера этого промысла создали уникальный резной шедевр: оформили вход на выставку народных промыслов в Третьяковской галерее. В 1937 году множество резных предметов этого стиля мастера-резчики представили на Международной выставке в Париже.

Элементы промысла

деревянная шкатулка

деревянная композиция - цветущий папортник

(Деревянная композиция - цветущий папортник)

Техника изготовления

деревянный черпак

Резьбу в Абрамцево-Кудринском стиле наносят на разные предметы быта: ковши, солонки, вазы, блюда, бочонки, тарелки и т.д.

Прежде всего, будущее изделие обтачивают на станке. Затем мастер наносит контуры рисунка. Резьба производится только вручную. После того, как мастер закончил резьбу, он зачищает изделие, наносит тонировку, которая подчеркивает и оттеняет природную красоту дерева, а затем покрывает прозрачным лаком. Потом выпуклые части резного орнамента полируют, а фон остается матовым, чем подчеркивается рельефность резной композиции. Морилки и тонировки используются разных цветов и оттенков, от желтых и коричневых, до темно-вишневых.

Читайте также: