Высоко в небе стремительно пролетели стрижи ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья
Обновлено: 18.09.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок по русскому языку в 8 классе
Тип урока : комбинированный.
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка;
показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
воспитывать любовь к родному языку;
развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование : таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.
Предварительная подготовка : повторить, что такое предложение, какие бывают типы предложений, что такое главные и второстепенные члены предложения.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Повторение.
В зависимости от наличия второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения.)
- Приведите примеры (Ученики отвечают)
- Что такое второстепенные члены предложения? (Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство).
- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее сказуемое)
-На какие вопросы отвечает подлежащее, какой частью речи выражается? (КТО?ЧТО? выражается им.существительным или местоимением в И.п. Кроме того, в роли подлежащего могут выступать некоторые другие части речи, а также имена собственные.)
- На какие вопросы отвечает сказуемое, какой частью речи выражается? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? КАКОВ? Оно выражается глаголом или глаголом- связкой с именной частью).
- Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они служат для пояснения главных или других членов предложения).
- Расскажите о дополнении. ( Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Оно выражается сущ-м, наречием, местоимением, числительным, прилагательным.)
- Расскажите об определении. ( Определение служит для описания свойств предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?ЧЕЙ? Оно может выражаться прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, сущ-м и некоторыми другими частями речи).
- Расскажите об обстоятельстве. (Оно указывает на признак действия, поясняет сказуемое и другие члены предложения КАК?КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? Может выражаться наречием, сущ-м, деепричастием или деепричастным оборотом.)
Также предложения бывают двусоставные и односоставные, простые и сложные, полные и неполные.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Спишите. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены и подчеркните их соответствующими линиями.
Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. За лугом расстилалось большое озеро. По дороге устало шли несколько грибников. Над цветком неторопливо кружил мохнатый шмель. Ручеек с приглушенным журчанием быстро бежал по гладким камешкам.
4.Изучение нового материала.
Мы вспомнили, что такое предложение и из чего оно состоит. А теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Вы уже знаете, что в немецком или английском языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений.
Однако следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания. Например, в предложении Мать любит дочь подлежащим является слово мать , а дочь – дополнение. При перестановке этих слов слово дочь является подлежащим, а мать - дополнением. Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.
В других предложениях такой зависимости нет, например: Вчера было холодно, или Холодно было вчера , или Было холодно вчера . В предложениях , в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности : На заседании было тридцать человек и На заседании было человек тридцать.
Перестановка слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения: Сегодня очень тепло и Очень тепло сегодня.
Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов или инверсией.
Прямой порядок слов
Подлежащее – сказуемое: солнце светит
Сказуемое – дополнение: светит в небе
Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце
Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца
Обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Упражнение 2
Сделайте перестановки в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается(т.е. на них падает логическое ударение). Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и подчеркните их соответствующими линиями. ОБРАЗЕЦ: Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра приходи ко мне в гости.
Дети украсили класс осенними листьями.
Ветер завывает в трубе.
По улице проехала новая машина.
Далеко за рекой пели птицы.
Среди травы скакали огромные кузнечики.
Маша хорошо подготовилась к уроку.
Исследователи работали на торфяных болотах.
От брошенного в воду камня по темной поверхности озера разбегались широкие круги.
5. Подведение итогов.
На уроке мы повторили, что такое предложение, вспомнили, какие бывают предложения и из каких членов они состоят. Узнали о значении порядка слов в предложении и закрепили полученные знания в ходе выполнения письменного задания.
6.Домашнее задание.
Ответ:
Высоко( _ . _ ) в небе( _ . _ ) стремительно( _ . _ ) пролетели(=) стрижи. Ветер срывал(=) с деревьев( _ . _ ) пожелтевшие(~~~) листья(- - -). Раскаты грома(~~~) прозвучали(=) совсем( _ . _ ) близко( _ . _ ). За лугом( _ . _ ) расстилалось(=) большое(~~~) озеро. По дороге( _ . _ ) устало( _ . _ ) шли(=) несколько грибников. Над цветком( _ . _ ) неторопливо( _ . _ ) кружил(=) мохнатый(~~~) шмель. Ручеек с приглушенным(~~~) журчанием( _ . _ ) быстро( _ . _ ) бежал(=) по гладким(~~~) камешкам( _ . _ ).
Объяснение:
Второстепенные члены: дополнение(- - -), определение(~~~), обстоятельство( _ . _ ).
Цели: 1. Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. 2. Воспитывать любовь к русскому языку. 3. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. 4. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. 5. Закрепить знания о простом предложении.
Слайд 3
Прочитайте, пожалуйста, два предложения: 1. 2. Анна пошла в сад. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?
Слайд 4
В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. 2. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. 3. Раскаты грома прозвучали совсем близко. 4. По дороге устало шли несколько путников.
Слайд 5
Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое: солнце светит Сказуемое – дополнение: светит в небе Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места: был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Слайд 6
Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. ПахнУл в лицо мне воздух чистый. Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. АпУхтин)
Слайд 7
Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Приходи ко мне в гости завтра. 2. Дети украсили класс осенними листьями. 3. Ветер завывает в трубе .
Слайд 8
Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!
Слайд 9
Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).
Полный текст материала Презентация по русскому языку "Порядок слов в предложении" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
1 . Спишите, обозначая грамматические основы и в скобках указывая тип предложения (или части сложного предложения): двусоставное или односоставное (его вид); полное или неполное.
Образец записи: Вот и наш дом (односоставное, назывное, полное). Кругом тихо (односоставное, безличное, полное), только едва слышится шелест листьев (двусоставное, полное), а где−то совсем рядом — трель соловья (двусоставное, неполное).
1 ) Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали. (В. Астафьев) 2 ) Дедушка рассказывал нам сказки, а отец — истории из своих путешествий. 3 ) Снегом пушистым лёд замело. (Ю. Визбор) 4 ) Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются. (И. Крылов) 5 ) Быть грозе! Я вижу это в трепетанье тополей. (М. Лохвицкая) 6 ) Все уезжали домой, один я не уезжал. 7 ) Весной дождик шальной. Захочет — всё смочит. (И.Эренбург) 8 ) Как назвать котёнка? Тигром иль мышонком? Пупсом или Маем? Или Дзинь Ли−дзянь? (С. Чёрный)
2 . Подготовьтесь к чтению двух предложений (на выбор): обозначьте паузы, восходящую и нисходящую интонацию.
3 . Определите, каким морфемным моделям соответствуют выделенные слова. Приведите примеры других слов, соответствующих этим моделям. В чём сходство и в чём отличие слов каждой группы?
Решение
1 − 2 .
1 ) Листья с деревьев срывало (односоставное, безличное, полное)/, кружило жаром вверху (односоставное, безличное, полное)/, и там они истлевали (двусоставное, полное). //
2 ) Дедушка рассказывал нам сказки (двусоставное, полное)/, а отец // — истории из своих путешествий (двусоставное, неполное). //
3 ) Снегом пушистым лёд замело (односоставное, безличное, полное).//
4 ) Над хвастунами хоть смеются (односоставное, обобщенно−личное, полное)/, а часто в дележе им доли достаются (односоставное, обобщенно−личное, полное).//
5 ) Быть грозе !// (односоставное, безличное, полное) Я вижу это в трепетанье тополей . // (двусоставное, полное)
6 ) Все уезжали домой (двусоставное, полное)/, один я не уезжал (двусоставное, полное). /
7 ) Весной дождик шальной (односоставное, назывное, полное).// Захочет // — всё смочит . // (двусоставное, неполное)
8 ) Как назвать котёнка (односоставное, безличное, полное)?// Тигром иль мышонком (односоставное, безличное, неполное)?// Пупсом или Маем (односоставное, безличное, неполное)?// Или Дзинь Ли-дзянь (односоставное, безличное, неполное)?//
В неполных предложениях отсутствуют некоторые структурно необходимые члены, которые легко восстанавливаются по речевой ситуации, а в односоставных предложениях нет необходимости во втором, отсутствующем главном члене.
3 .
Выделенные слова соответствуют модели
.
Хвастунами, врунами, скакунами, мышонком, индюшонком, собачонкой.
Отличие в значении словообразовательных суффиксов. Суффикс −ун− образует существительные со значениями лица по действию (врун) или животных по характерному признаку (скакун). Суффикс −онк− образует существительные, обозначающие детенышей животных.
Вы можете ознакомиться и скачать Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении . Презентация содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайд 1
Слайд 2
Цели: Цели: Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. Закрепить знания о простом предложении.
Слайд 3
Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Анна пошла в сад. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?
Слайд 4
В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. По дороге устало шли несколько путников.
Слайд 5
Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое: солнце светит Сказуемое – дополнение: светит в небе Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места: был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Слайд 6
Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. ПахнУл в лицо мне воздух чистый. Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. АпУхтин)
Слайд 7
Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Приходи ко мне в гости завтра. Дети украсили класс осенними листьями. Ветер завывает в трубе .
Слайд 8
Ф.И. Тютчев Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!
Слайд 9
Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).
Читайте также: