Высоко в небе стремительно пролетели стрижи ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья

Обновлено: 18.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по русскому языку в 8 классе

Тип урока : комбинированный.

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка;

показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;

воспитывать любовь к родному языку;

развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.

Материалы и оборудование : таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.

Предварительная подготовка : повторить, что такое предложение, какие бывают типы предложений, что такое главные и второстепенные члены предложения.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Повторение.

В зависимости от наличия второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения.)

- Приведите примеры (Ученики отвечают)

- Что такое второстепенные члены предложения? (Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство).

- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее сказуемое)

-На какие вопросы отвечает подлежащее, какой частью речи выражается? (КТО?ЧТО? выражается им.существительным или местоимением в И.п. Кроме того, в роли подлежащего могут выступать некоторые другие части речи, а также имена собственные.)

- На какие вопросы отвечает сказуемое, какой частью речи выражается? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? КАКОВ? Оно выражается глаголом или глаголом- связкой с именной частью).

- Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они служат для пояснения главных или других членов предложения).

- Расскажите о дополнении. ( Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Оно выражается сущ-м, наречием, местоимением, числительным, прилагательным.)

- Расскажите об определении. ( Определение служит для описания свойств предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?ЧЕЙ? Оно может выражаться прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, сущ-м и некоторыми другими частями речи).

- Расскажите об обстоятельстве. (Оно указывает на признак действия, поясняет сказуемое и другие члены предложения КАК?КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? Может выражаться наречием, сущ-м, деепричастием или деепричастным оборотом.)

Также предложения бывают двусоставные и односоставные, простые и сложные, полные и неполные.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Спишите. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены и подчеркните их соответствующими линиями.

Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. За лугом расстилалось большое озеро. По дороге устало шли несколько грибников. Над цветком неторопливо кружил мохнатый шмель. Ручеек с приглушенным журчанием быстро бежал по гладким камешкам.

4.Изучение нового материала.

Мы вспомнили, что такое предложение и из чего оно состоит. А теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Вы уже знаете, что в немецком или английском языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений.

Однако следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания. Например, в предложении Мать любит дочь подлежащим является слово мать , а дочь – дополнение. При перестановке этих слов слово дочь является подлежащим, а мать - дополнением. Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.

В других предложениях такой зависимости нет, например: Вчера было холодно, или Холодно было вчера , или Было холодно вчера . В предложениях , в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности : На заседании было тридцать человек и На заседании было человек тридцать.

Перестановка слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения: Сегодня очень тепло и Очень тепло сегодня.

Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов или инверсией.

Прямой порядок слов

Подлежащее – сказуемое: солнце светит

Сказуемое – дополнение: светит в небе

Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце

Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца

Обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.

Упражнение 2

Сделайте перестановки в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается(т.е. на них падает логическое ударение). Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и подчеркните их соответствующими линиями. ОБРАЗЕЦ: Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра приходи ко мне в гости.

Дети украсили класс осенними листьями.

Ветер завывает в трубе.

По улице проехала новая машина.

Далеко за рекой пели птицы.

Среди травы скакали огромные кузнечики.

Маша хорошо подготовилась к уроку.

Исследователи работали на торфяных болотах.

От брошенного в воду камня по темной поверхности озера разбегались широкие круги.

5. Подведение итогов.

На уроке мы повторили, что такое предложение, вспомнили, какие бывают предложения и из каких членов они состоят. Узнали о значении порядка слов в предложении и закрепили полученные знания в ходе выполнения письменного задания.

6.Домашнее задание.

Ответ:

Высоко( _ . _ ) в небе( _ . _ ) стремительно( _ . _ ) пролетели(=) стрижи. Ветер срывал(=) с деревьев( _ . _ ) пожелтевшие(~~~) листья(- - -). Раскаты грома(~~~) прозвучали(=) совсем( _ . _ ) близко( _ . _ ). За лугом( _ . _ ) расстилалось(=) большое(~~~) озеро. По дороге( _ . _ ) устало( _ . _ ) шли(=) несколько грибников. Над цветком( _ . _ ) неторопливо( _ . _ ) кружил(=) мохнатый(~~~) шмель. Ручеек с приглушенным(~~~) журчанием( _ . _ ) быстро( _ . _ ) бежал(=) по гладким(~~~) камешкам( _ . _ ).

Объяснение:

Второстепенные члены: дополнение(- - -), определение(~~~), обстоятельство( _ . _ ).


Цели: 1. Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. 2. Воспитывать любовь к русскому языку. 3. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. 4. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. 5. Закрепить знания о простом предложении.


Слайд 3

Прочитайте, пожалуйста, два предложения: 1. 2. Анна пошла в сад. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?


Слайд 4

В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. 2. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. 3. Раскаты грома прозвучали совсем близко. 4. По дороге устало шли несколько путников.


Слайд 5

Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое: солнце светит Сказуемое – дополнение: светит в небе Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места: был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.


Слайд 6

Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. ПахнУл в лицо мне воздух чистый. Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. АпУхтин)


Слайд 7

Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. 1. Приходи ко мне в гости завтра. 2. Дети украсили класс осенними листьями. 3. Ветер завывает в трубе .


Слайд 8

Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!


Слайд 9

Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).


Полный текст материала Презентация по русскому языку "Порядок слов в предложении" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

1 . Спишите, обозначая грамматические основы и в скобках указывая тип предложения (или части сложного предложения): двусоставное или односоставное (его вид); полное или неполное.
Образец записи: Вот и наш дом (односоставное, назывное, полное). Кругом тихо (односоставное, безличное, полное), только едва слышится шелест листьев (двусоставное, полное), а где−то совсем рядом — трель соловья (двусоставное, неполное).
1 ) Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали. (В. Астафьев) 2 ) Дедушка рассказывал нам сказки, а отец — истории из своих путешествий. 3 ) Снегом пушистым лёд замело. (Ю. Визбор) 4 ) Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются. (И. Крылов) 5 ) Быть грозе! Я вижу это в трепетанье тополей. (М. Лохвицкая) 6 ) Все уезжали домой, один я не уезжал. 7 ) Весной дождик шальной. Захочет — всё смочит. (И.Эренбург) 8 ) Как назвать котёнка? Тигром иль мышонком? Пупсом или Маем? Или Дзинь Ли−дзянь? (С. Чёрный)
2 . Подготовьтесь к чтению двух предложений (на выбор): обозначьте паузы, восходящую и нисходящую интонацию.
3 . Определите, каким морфемным моделям соответствуют выделенные слова. Приведите примеры других слов, соответствующих этим моделям. В чём сходство и в чём отличие слов каждой группы?

Решение

Решение рисунок 1

1 − 2 .
1 ) Листья с деревьев срывало (односоставное, безличное, полное)/, кружило жаром вверху (односоставное, безличное, полное)/, и там они истлевали (двусоставное, полное). //
2 ) Дедушка рассказывал нам сказки (двусоставное, полное)/, а отец // — истории из своих путешествий (двусоставное, неполное). //
3 ) Снегом пушистым лёд замело (односоставное, безличное, полное).//
4 ) Над хвастунами хоть смеются (односоставное, обобщенно−личное, полное)/, а часто в дележе им доли достаются (односоставное, обобщенно−личное, полное).//
5 ) Быть грозе !// (односоставное, безличное, полное) Я вижу это в трепетанье тополей . // (двусоставное, полное)
6 ) Все уезжали домой (двусоставное, полное)/, один я не уезжал (двусоставное, полное). /
7 ) Весной дождик шальной (односоставное, назывное, полное).// Захочет // — всё смочит . // (двусоставное, неполное)
8 ) Как назвать котёнка (односоставное, безличное, полное)?// Тигром иль мышонком (односоставное, безличное, неполное)?// Пупсом или Маем (односоставное, безличное, неполное)?// Или Дзинь Ли-дзянь (односоставное, безличное, неполное)?//
В неполных предложениях отсутствуют некоторые структурно необходимые члены, которые легко восстанавливаются по речевой ситуации, а в односоставных предложениях нет необходимости во втором, отсутствующем главном члене.
3 .
Выделенные слова соответствуют модели
.
Хвастунами, врунами, скакунами, мышонком, индюшонком, собачонкой.
Отличие в значении словообразовательных суффиксов. Суффикс −ун− образует существительные со значениями лица по действию (врун) или животных по характерному признаку (скакун). Суффикс −онк− образует существительные, обозначающие детенышей животных.

 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №1
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №2
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №3
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №4
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №5
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №6
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №7
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №8
 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении , слайд №9

Вы можете ознакомиться и скачать Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении . Презентация содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

 Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении

Слайд 1

 Цели: Цели: Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. Закрепить знания о простом предложении.

Слайд 2

Цели: Цели: Познакомиться с особенностями порядка слов в предложении, характерным для русского языка, показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи. Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение. Закрепить знания о простом предложении.

 Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Анна пошла в сад. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?

Слайд 3

Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Прочитайте, пожалуйста, два предложения: Анна пошла в сад. В сад пошла Анна. Чем различаются эти предложения?

 В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. По дороге устало шли несколько путников.

Слайд 4

В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. По дороге устало шли несколько путников.

 Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое: солнце светит Сказуемое – дополнение: светит в небе Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места: был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.

Слайд 5

Прямой порядок слов Подлежащее – сказуемое: солнце светит Сказуемое – дополнение: светит в небе Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца Сказуемое – обстоятельство места: был дома Другие обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.

 Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. ПахнУл в лицо мне воздух чистый. Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. АпУхтин)

Слайд 6

Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. Разобрать предложения, определить порядок слов в них, выразительно прочитать. ПахнУл в лицо мне воздух чистый. Уж сумерки зависли над землёй. Трещит мороз, и пылью серебристой Ложится снег на гладкой мостовой. (А. АпУхтин)

 Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Приходи ко мне в гости завтра. Дети украсили класс осенними листьями. Ветер завывает в трубе .

Слайд 7

Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Сделайте перестановку в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается. Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения, подчеркните их, укажите, чем они выражены. Приходи ко мне в гости завтра. Дети украсили класс осенними листьями. Ветер завывает в трубе .

 Ф.И. Тютчев Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!

Слайд 8

Ф.И. Тютчев Ф.И. Тютчев Весенняя гроза (отрывок) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам!

 Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).

Слайд 9

Домашнее задание: Найти и записать небольшое, понравившееся вам стихотворение, разобрать предложения по членам, указать, чем они выражены, определить прямой и обратный порядок слов и роль инверсии в этом стихотворении. Научиться выразительно его читать (желательно наизусть).

Читайте также: