Выжигание по дереву на уроках технологии

Обновлено: 18.09.2024

Способность удивляться и восхищаться – ценнейшая из способностей человека. Если один из учеников не удивляется, нас это должно волновать - значит, у него нет вкуса к познанию, нет перед ним интересных задач.

“Без ремесла – без рук” - гласит народная пословица. Каждый человек богат талантами. О многих из них, прожив век, мы даже не подозреваем. Важно, чтобы у каждого ребёнка была возможность найти себя. Участие детей в различных сферах деятельности позволяет попробовать им свои силы и раскрыть свои способности. Детей необходимо включать в творческую деятельность, благодаря которой развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке.

Представленная методическая разработка урока по теме: “Пирография”, составлена и разработана для учащихся 5 классов, в соответствии с общеобразовательной программой “Технология”, раздела “Технология обработки древесины”.

Целью данного урока является обеспечение усвоения учащимися технологии приёмов выжигания. Учащиеся получают первоначальные представления о техники выжигания, закрепляют знания и умения по зачистке поверхности деревянных деталей. В практической части занятия учащиеся овладевают навыками работы выжигателем.

Для успешного проведения занятия рекомендую подготовить бригадира (инструктора), который будет помогать учителю в ходе урока. При опросе и закреплении нового материала подготовить для слабослышащих учащихся раздаточный материал. При ознакомлении с правилами ТБ целесообразно провести индивидуальную работу со слабослышащими учащимися по разъяснению новых терминов.

Между теоретической и практической частью уроку, а также при выполнении практической работы необходимо провести гимнастику для глаз по схеме, представленной на интерактивной доске (Гимнастика для глаз проводится на каждом занятии).

Занятие способствует формированию у учащихся художественной культуры, творческой активности; воспитанию чувства ответственности, взаимовыручки, трудолюбия, самостоятельности.

Данный конспект урока может быть использован учителями технологии в общеобразовательных, неделимых и интегрированных классах, где есть дети с нарушениями органов слуха.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Основной метод: репродуктивный

  • учащимся уже известны породы древесины, способы зачистки поверхностей изделия;
  • учащиеся умеют работать с копировальной бумагой

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися технологии и приёмов выжигания

  • Научить учащихся технологии и приёмам выжигания.
  • Способствовать формированию у учащихся знаний и умений, способствующих самостоятельно оформлять изделия.
  • Создать условия для развития творческого мышления и эстетического вкуса. Воспитывать трудолюбие.
  • Ориентировать учащихся на выбор профессии.

Инструменты и оборудования: верстаки, выжигательные приборы, шлифовальная шкурка, линейка (из расчёта на каждого ученика), интерактивная доска.

Наглядные пособия: образцы работ, фотографии детских работ.

Раздаточный материал: копировальная бумага, карандаши, рисунки, памятка по ТБ, карточки-задания, тесты.

Объект работы: доска разделочная.

Межпредметные связи: математика, русский язык, литература, черчение, изобразительное искусство.

  1. Организационная часть.
  2. Проверка пройденного материала.
  3. Объяснение темы и постановка цели урока. Изучение нового материала.
  4. Закрепление полученных знаний.
  5. Практическая работа. Вводный инструктаж.
  6. Текущий инструктаж.
  7. Обобщение и систематизация.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обоснование
1 Организационная часть Приветствие учащихся.
  1. Какими инструментами зачищают деревянные поверхности?
  2. Из каких частей состоит напильник?
  3. В чём различие шлифования большого и маленького изделия?

Развивать у учащихся умение выделять основную мысль.

Выжигание – это один из видов декоративной отделки поверхностей древесины. Его применяют при изготовлении сувениров, картин, оформлении домашней утвари (Слайд 5). Наилучший материал для выжигания – фанера, заготовки из липы и ольхи. (Учитель демонстрирует материал). Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (пирограф) (Слайд 6).

Метод урока: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.

Инструменты и оборудование : электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, линейка, набор рисунков, образцы материалов для выжигания.

1. Организационный момент ( 2 мин.)

2. Повторение пройденного материала (8 мин.)

а) фронтальный опрос:

  • Для чего применяется отделка изделий из древесины?
  • Какие виды отделки изделий из древесины вы знаете?
  • Какими способами наносятся лаки и краски на изделие?
  • Где расход краски будет меньше – на грубой шероховатой поверхности или на гладкой ошкуренной?

б) карточки – задания для работы на местах.

3. Актуализация темы урока (5 мин)

Свой урок я хочу начать с видеоролика, а вы просмотрите его и догадайтесь, чем мы будем заниматься на уроке и что для этого надо знать и уметь.

-Итак, ребята, вы догадались, чему мы будем учиться на уроке?

- А что для этого надо знать и уметь? ( Технологию и приёмы выжигания, устройство выжигателя; Т.Б)

- А ещё сегодня на уроке каждый из вас сделает проект.

Учитель совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока.

  • Научиться технологии и приёмам выжигания по дереву.
  • Научиться приемам выжигания;
  • Научиться технике выжигания;
  • Овладеть безопасными приемами работы с выжигателем.

4. Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

  • История развития выжигания;
  • Устройство выжигателя и правила безопасной работы;
  • Виды выжигания;
  • Приемы и техника выжигания.

Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности древесины (слайд №2).

Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили до красна, употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.

Выжигать можно на поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены, например, кость, кожа, пробка, но наиболее доступным материалом является древесина. Лучшим материалом, позволяющим получить качественные рисунки, являются берёза, липа и ольха (слайд №4).

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя (слайд №5).

Он состоит из корпуса в котором находится понижающий трансформатор (до 6-12 вольт), электрошнура, ручки со штифтом и регулятор нагрева наконечника (слайд №6).

Наконечник изготавливается из нихромовой проволоки.

Виды выжигания (слайд №9)

Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида:

контурное, силуэтное и декоративное (художественное).

Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.

Контурное выжигание – этот вид используют многие начинающие. Он относительно прост, т.к напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта лёгкость только кажущаяся. Особое внимание нужно обратить на правильное рабочее положение руки, она не должна быть скованной и иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется кончиком иглы. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу, нужно слегка касаться поверхности и двигать иглу плавно и равномерно. При контурном выжигании нужно избегать появления точек, которые получаются при остановке иглы (либо вначале линии, либо в конце отрезка).

Декоративное выжигание Технические приёмы этого вида выжигания базируются на приемах контурного и силуэтного выжигания. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее с изображения геометрических тел простой формы: цилиндра, шара, конуса. Эта работа познакомит вас с такими понятиями как свет и тень.

Задача худ. выжигания в том, чтобы передать не линию, а объёмную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделяют самую тёмную тень, затем постепенно переходят к полутонам, а закончив част этой работы, вы дойдёте до самых светлых мест. Очень важно проработать и фон, т.к он играет роль пространства, в котором находятся предметы.

Технология выжигания (слайд №10)

Перед выжиганием поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Затем переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Затем приступают к выжиганию. Рукоятку эл.выжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании. Рука устойчиво опирается на изделие. Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.

Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник эл.выжиг. быстро перемещают по поверхности.

Для получения толстой линии наконечник ведут медленно.

Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.

Когда выжигание закончено, лист фанеры вторично шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой и лакируют изделие.

Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием, и для этого используют акварельные краски или фломастеры. А затем лакируют изделие.

5. Вводный инструктаж

Перед тем как мы перейдём к практической работе, мы должны познакомиться с правилами безопасной работы. У вас на столе лежат памятки, давайте с ними ознакомимся (слайд №8).

-Итак, вы готовы к созданию проекта.

Прошу включить выжигатели и приступить к работе.

(Уч-ся выполняют ТВ.работы)

Через 5 мин. Разминка + выжигание

7.Представление проектов учащимися.

9.Рефлексия: Итак, ребята, вам понравился урок? Что понравилось? Чему научились?

- Мне очень понравилось с вами работать! У меня вот такое настроение (показываю смайлик). А у Вас?

-Вы сегодня молодцы!

10.Оценивание практической работы (3 мин.)

Выставление оценок за урок.

11. Домашнее задание: раскрашивание изделия, лакирование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год".

план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.

план-конспект открытого урока в 2-ом классе.

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока по английскому языку. Тема урока: "Путешествие". .

план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"

Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?".


План-конспекта открытого урока "Этапы создания изделий из древесины"

План-конспект урока "Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта" для учеников 5 класса (мальчики).


Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Художественно-прикладная

обработка материалов

Разработал учитель технологии:

Алиев Абдулла Гаджикурбанович

План конспект урока

Тема урока: Выжигание по дереву

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.

Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.

Количество часов: 2 урока (80 мин.)

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности.

Развивающая – развивать моторику рук, продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

Методы проведения занятия: объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Объект труда: Рисунок на фанере.

Межпредметные связи: рисование – соблюдение пропорций; черчение - геометрические тела и фигуры (разметка).

Материально техническое оснащение:

- оборудование учебных мастерских;

- инструменты и приспособления.

Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.

Ознакомить с историей выжигания по дереву.

Развивать у учащихся:

Осмысленное выполнение поставленной задачи;

Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

Организационная часть – 3 мин.

Повторение пройденного материала – 5 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Ознакомление с ходом работы – 3 мин.

Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.

Самостоятельное выполнение задания учениками – 40 мин.

Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.

Оценивание работы, отчет учащихся – 6 мин.

Уборка класса, окончание урока – 3 мин.

Оборудование, материалы, инструменты:

Мультимедийная установка (проектор, экран, компьютер).

Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.

Рисунки размером 14х20;

Копировальная бумага, карандаши;

Фанера берёзовая для каждого учащегося размером 14х20;

Выставка работ учащихся.

Презентация к занятию

Организационная часть.

обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Что собой представляет фанера?

Фанера – листовой древесный материал получаемый путем наклеивания перпендикулярно друг другу листов шпона.

Какие породы древесины вы знаете и назовите их?

Хвойные(ель, сосна, кедр, пихта) и лиственные (береза, осина, липа, дуб и другие).

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические (без нанесения на материал любых нагрузок).

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в массе древесины.

Механические (воздействие на материал механических нагрузок).

Прочность – способность выдерживать нагрузки (предел прочности).

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.

3. Объяснение нового материала.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. (Слайд. 2)

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. (Слайд.3)

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. (Слайд.4)

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки. (Слайд.5)

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Слайд. 6,7)

Выбор рисунка в соответствии с размером и формой изделия. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.

Перевод рисунка на заготовку. (Слайд.8). Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности: 1. Контур рисунка;

2. Мелкие детали рисунка.

В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу. Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

Сегодня мы научимся плоскому способу выжигания:

Изображение, получившееся в результате плоского выжигания, находится на плоскости, а рисунок состоит из контурных линий, штрихов, точек. Получить различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала - проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться: от светлых тонов до темно-коричневых тонов. (Слайд.9)

Выжигание. Для выполнения работы мы возмем выжигатели и необходимые инструменты: 1) Электрические выжигатели;

2) Металлические подставки для выжигателя;

3) Розетка 220 В.

Техника выжигания. (Слайд. 10, 11, 12, 13, 14)

Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине.

Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.

При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.

4. Практическая работа.

Ход работы (мультимедийная презентация);

Устройство выжигательного аппарата;

Вот так должен выглядеть окончательный этап выполненной работы (Слайд. 16)

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

Шлифование поверхности пиломатериала шлифовальной шкуркой;

Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;

Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).

Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.

Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.

Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.

Перевод рисунка на изделие выполнили ранее с помощью копировальной бумаги.

Выжигание по контуру.

Давайте остановимся на основных правилах

техники безопасности при выжигании (Слайд.15)

1) Выжигать можно только по сухой древесине.

2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.

3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.

5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.

6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

5. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании.

- включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

- периодически при выжигании проветривать помещение;

- не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

- оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

- во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

5. Закрепление знаний. Тестирование (2-5 мин.)

1. Выжигание – это:

А – один из видов столярных работ.

В – один из видов слесарных работ.

С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Д – один из видов укрепления поверхности древесины.

2. Наилучший материал для выжигания

3. Перед выжиганием поверхность

А – шлифуют напильником

В – шлифуют наждачной бумагой

С – обрабатывают рубанком

4. Для выжигания подходит древесина деревьев

А – лиственных пород

В – хвойных пород

Д – тропических пород

5. К лиственным породам деревьев относятся

А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственница

В – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вяз

С – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственница

Д – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз

6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам

А – текстура, твёрдость, цвет, направление волокон

В – текстура, запах, твёрдость, цвет

С – твёрдость, запах, цвет, количество колец

Д – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость

7. Фанеру получают путём

А – поперечного распиливания бревна

В – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона

С – прессования и склеивания измельчённой древесины

Д – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы

8. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

В – ксероксных листов

С – копировальной бумаги

Д – прозрачной бумаги

9. Тонкую линию получают при

А – медленном движении пера

В – быстром движении пера

С – плавном движении пера

Д – движении пера рывками

10. Рисунок сначала выжигают

А – по внутренним линиям

В – по выпуклым поверхностям

С – по внешнему контуру

Д – по вогнутым поверхностям

17. Каким должен быть цвет пера при выжигании?

В – тёмно-красный

7. Подведение итогов (рефлексия) (5 мин.)

1. Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева – выжиганием.

2. Давайте посмотрим, что у нас получилось (обсуждение готовых изделий).

3. Такие изделия покрывают лаком, чтобы они не испортились. Этому мы научимся на следующих занятиях.

Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы пробрели на этом уроке. Где пригодятся вам приобретена практические навыки?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ Красноватрасская СШ

План- конспект урока технологии в 6 классе

с использованием электронно- образовательных ресурсов ( ЭОР).

по разделу

Учитель технологии:

Щетинкина Ольга Ивановна

Цель урока : приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.

Образовательные задачи

Научить способам переноса эскизов на древесину.

Научить приемам выжигания по древесине.

ознакомить учащихся с историей выжагания.

Развивающие задачи

Развивать представление о способах художественной обработки древесины.

Развитие творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы

Воспитательные задачи

любовь и интерес к культуре;

воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия

Дидактические средства обучения: мультимедийная презентация .

Инструменты и оборудование: электровыжигатели, эскизы рисунков, образцы готовых изделий, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, надфили, шлифовальная шкурка.

Формируемые УУД : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Организационная часть.

Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев

Что собой представляет фанера?

Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

Какие породы древесины вы знаете?

Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в массе древесины.

Прочность – способность выдерживать нагрузки.

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.

Работа над новым материалом.

1)История техники выжигания .

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.

В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

( Мультимедийные слайды).

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).

Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

2) Подготовка к работе .

Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;

2 Перевод рисунка через копировку;

3) Устройство выжигательного аппарата (Слайд)

-Правила выжигания (Слайд)

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).

Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.

Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.

Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.

-Инструктаж по охране труда ( слайд)

-Тестирование ( на закрепление полученных знаний) ( Приложение1)

4. Практическая работа

Учитель показывает приёмы выполнения различных линий и фоновых штриховок, технику нанесения теней разными насадками. Учащиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ: переводят заранее приготовленный рисунок на изделие, выжигают его и оформляют.

5. Текущий инструктаж

Следить, чтобы учащиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.

6. Заключительная часть

На классной доске прикрепляются законченные лучшие работы. Учащиеся убирают рабочие места и помещение мастерской.


развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, стимулировать развитие художественных способностей учащихся при выпол­нении практических работ.

Ход урока.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

Учитель. Оцените качество склеенных вами деталей на преды­дущем уроке, проанализируйте характерные допущенные ошибки.

- Объясните назначение шлифовальной колодки.

- Как контролируется поверхность после шлифования?

2. Самоанализ и самооценка качества склеенных деталей.

II. Изложение программного материала.

1. Иллюстративный рассказ с элементами беседы.

Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность.

Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)

Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу.

Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунка­ми; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллю­страции из книг и журналов.

Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папирос­ную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифован­ную шкуркой.

При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошли­фованную поверхность древесины и обводят карандашом.

Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. На­нося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображае­мых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утом­ляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать не­большие перерывы для отдыха.

Выжигание производится с помощью электровыжигателя.

Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.

Необходимая степень накала устанавливается регулятором.

2. Инструктирование о правилах безопасности при вы­жигании.

Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:

1. Выжигать можно только по сухой древесине.

2. Для получения тонкой линии электровыжигатель следует пе­редвигать быстро.

3. Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

4. Начинать выжигание нужно с контурных линий.

5. Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.

Читайте также: