Я посадил несколько деревьев любимых горацием

Обновлено: 19.09.2024

Изучайте английский язык с помощью параллельного текста книги "Отцы и дети". Метод интервальных повторений для пополнения словарного запаса английских слов. Встроенный словарь. Аналог метода Ильи Франка по изучению английского языка. Всего 814 книг и 2580 познавательных видеороликов в бесплатном доступе.

Arina Vlasyevna took no notice of Arkady and did not press him to eat; leaning her round face on her little fist, her full cherry-colored lips and the little moles on her cheeks and over her eyebrows adding to her extremely kind, good-natured expression, she did not take her eyes off her son and constantly sighed; she was dying to know for how long he would stay, but she was afraid to ask him.

Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить она его боялась.

After the roast Vassily Ivanovich disappeared for a moment and returned with an opened half-bottle of champagne.

После жареного Василий Иванович исчез на мгновение и возвратился с откупоренною полбутылкой шампанского.

“Here,” he exclaimed, “though we do live in the wilds, we have something to make merry with on festive occasions!”

He poured out three full glasses and a little wineglass, proposed the health of “our invaluable guests,” and at once tossed off his glass in military fashion and made Arina Vlasyevna drink her wineglass to the last drop.

When the time came for the sweet preserves, Arkady, who could not bear anything sweet, thought it his duty, however, to taste four different kinds which had been freshly made — all the more since Bazarov flatly refused them and began at once to smoke a cigar.

Когда очередь дошла до варенья, Аркадий, не терпевший ничего сладкого, почел, однако, своею обязанностью отведать от четырех различных, только что сваренных сортов, тем более что Базаров отказался наотрез и тотчас закурил сигарку.

Afterwards tea was served with cream, butter and rolls; then Vassily Ivanovich took them all out into the garden to admire the beauty of the evening.

Потом явился на сцену чай со сливками, с маслом и кренделями; потом Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5. Что означает слово нигилист? (От лат. nihil - ничего, это слово означает человека, который ничего не признает.)

6. К какому сословию принадлежит Е.В.Базаров? ( Разночинец)

7. В романе использована цитата:

Как грустно мне твоё явленье,

Весна, весна, пора любви.

9. Чем закончилась дуэль Базарова и Кирсанова?( Кирсанов был ранен на дуэли)

• Внимательно ли ты читал произведение?

1.Какого цвета глаза Базарова? ( Зеленоватые)

4.Почему имение Кирсановых называется Марьино? (Н.П. Кирсанов так назвал имение в честь умершей жены)

6.Сколько лет отцу Аркадия? (44)

7.На каком музыкальном инструменте играет Н.П. Кирсанов? (На виолончели)

8.Как звали отца Базарова? (Василий Иванович)

Наиболее подробно Василий Иванович описывается в главах 20 — 21 произведения.

Цитатная характеристика:

Возраст

Василию Ивановичу — 61 год, то есть он родился в 1797–1798 году:

Происхождение

Отец Базарова выходец из простого народа. В отличии от свей жены, Арины Власьевны, он не является потомственным дворянином:

Василий Иванович является скромным человеком:

Профессия

В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем, и судя по всему служил в дивизии генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова:

— А отец его где живет? — В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором.
— Тэ-тэ-тэ-тэ… То-то я все себя спрашивал: где слышал я эту фамилию: Базаров. Николай, помнится, в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Кажется, был.
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец. Гм! — Павел Петрович повел усами.
— Глава XXI. Из разговора Кирсановых

За время службы он много где побывал и многое видел:

Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой, вероятно во время вспышек заболеваний 1829 или 1837 года в Одессе:

Находясь в отставке Василий Иванович управляет имением жены, занимается садом и бесплатно лечит бедных крестьян:

Бедняки благодарят его за помощь и расплачиваются чем могут, но, по-видимому, плата эта крайне несущественна:

Но возраст дает о себе знать, и Василию Ивановичу уже сложно справляться с лекарской работой:

Финансовое положение

Родители Евгения Базарова живут небогато и просто, но это скорее не от бедности, а от армейского аскетизма:

Он уважает труд и считает, что во всем нужно полагаться на себя. Себя Базаров-старший сравнивает с древнеримским полководцем Квинкцием Цинциннатом, отошедшим от службы и обеспечивающим себя за счет огорода:

Он является прогрессивным хозяином. Так, еще до отмены крепостного права, он перевел крестьян с барщины на оброк — то есть, с принудительных работ, на выплату налога:

Характеристика

Василий Иванович — набожный человек:

Он любит свою супругу, с которой прожил всю свою жизнь:

Старик Базаров любит философствовать из знаком с античными философами:

«На сем месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием. "
— Глава XXI

О молодости Василия Ивановича почти ничего неизвестно, но в разговоре он обмолвился, что имел страсть к картам, и поплатился за это:

Отношения с сыном

Василий Базаров любит и гордится своим сыном Евгением, и ничего не жалел для его воспитания:

Базаров также говорит, что любит родителей:

— Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий!
— Они тебя так любят!
— Глава XXI

Но так как Евгений не любит проявления чувств, отец старается сдерживать свои эмоции:

Василий Иванович ничего не жалеет для своего сына:

Он дает сыну полную свободу:

К колкостям сына Василий Иванович относится снисходительно:

Евегений уважает родителей, и считает их хорошими людьми, особенно отца:

Внешность

Василий Иванович Базаров был человеком высокого роста и худощавым:

«Василий Иванович засмеялся и сел. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже, и рот немного шире, и он беспрестанно двигался, поводил плечами, точно платье ему под мышками резало, моргал, покашливал и шевелил пальцами, между тем как сын его отличался какою-то небрежною неподвижностию. "
— Глава XX

По прибытию в родительский дом, Евгений отмечает, что за три года которые он провел в Петербурге, его отец сильно поседел:

Из-за того что Василий Иванович курит трубку, его зубы потемнели и стали черными:

Одевается Василий Иванович по деревенски просто и небрежно:

Потом я задумался: а что, собственно, так меня задело? Почему именно на эти, далеко не самые яркие примеры штампов я среагировал так остро? Наверное, дело в том, что именно этот эпизод нельзя обсуждать так, здесь режет ухо не сам предлагаемый учителем текст, а контраст между авторским стилем (роман) и стилем разговора о нём (урок). Ну нельзя так обсуждать смерть Базарова — даже во имя экзамена или прохождения программы! Нельзя подменять вслушивание в тургеневский текст поиском опорной лексики и анализом синтаксических форм: всё это, конечно, должно быть — но в-десятых, а не “в-единственных”. И мягче, аккуратней, точнее, человечнее. Если к роману обращаться только за тем, чтобы “сгруппировать слова по близости лексического значения” и искать “подтверждения данной оценки личности героя”, если формулировать сами задания при помощи таких слов, то лучше было бы обойтись пересказом романа в одном из современных пособий для старшеклассников.

Одно это перевешивает в сцене смерти все приметы надвигающегося на Базарова ада: и красных собак, и жестокий жар, и зловещие красные пятна на теле. Или если не перевешивает, то, по крайней мере, не даёт читателю сконцентрироваться только на них.

Но пушкинский контекст романа не исчерпывается только указанными моментами. Стоит отдельно вспомнить Николая Петровича, для которого Пушкин — одна из основ существования, такая же, как музыка, природа, любовь. Интересно, что и отец Базарова тоже включён в пушкинский контекст — только так, на мой взгляд, можно объяснить один не совсем ясный эпизод романа. Василий Иванович” рассказывает Аркадию: “А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием”. — “Что за деревья?” — спросил Базаров. — “А как же… акации”, — ответил Василий Иванович. И — разговор пошёл дальше, словно бы и не было этого маленького диалога. А зачем же он тогда? В одной из статей мне как-то довелось прочитать, что акация — чуть ли не единственное дерево, которое ни разу не встречается у Горация, любившего называть деревья не обобщённо, а по породам. Диалог об акации, по мнению автора статьи, направлен на то, чтобы высмеять некогда “сильного латиниста” Василия Ивановича, показать: вот, мол, как на самом-то деле латинскую культуру знает. Но, согласитесь, чтобы читатель мог разделить с автором эту иронию (а иначе для чего ж она?), он должен знать, что у Горация нет упоминаний об акации. А на это рассчитывать вряд ли приходится, поскольку это знание уже даже не специфическое, а прямо какое-то экзотическое. Не работает в такой ситуации приём.

Для меня совершенно очевидно, что такая сеть ассоциаций и мотивов, уходящая внутрь текста и выводящая читателя за его пределы, и должна становиться предметом обсуждения (и зарождения) на уроках. Не на всех, конечно, — но, по крайней мере, на тех, где в центре разговора узловые моменты произведения. Учителю нужно (а это удаётся далеко не всегда) найти ту точку напряжения, от которой пойдут, как от места падения камня в воду, множество расширяющихся кругов. Пусть она и станет золотым зерном урока или — чтобы избежать ассоциаций с известной басней — золотым его сечением.

Мы бы хотели видеть среди своих материалов в первую голову именно такие, в которых читателям-коллегам предлагаются для построения уроков “точки удивления” внутри текста, а не безликие, сделанные по лекалам конспекты уроков, никак не могущие, несмотря на подчас солидный стаж работы их авторов, освободиться из кокона планов педвузовских времён.

Кстати говоря, часто именно в споре человек неожиданно позволяет самому себе заговорить своим голосом. А без этого, по-моему, идти на урок нельзя.

Читайте также: