Зачем деды сажали деревья

Обновлено: 18.09.2024

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС.

ВложениеРазмер
v.solouhin_derevya.doc 53.5 КБ
vladimir_alekseevich_solouhin_derevya.ppt 514 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Анисимова Валентина Ивановна

1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; формировать систему читательских умений; совершенствование навыков выразительного и осознанного чтения, продолжать знакомство со стихотворениями о семье.

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. 3) Личностные: воспитывать культуру поведения.

УУД, формирующиеся на этом этапе

Методы и приемы

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностная: действия смысла образования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

– Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? – С хорошим. – Я, надеюсь, что с таким же настроением вы будете работать. Речевая разминка Проворонила ворона воронёнка - Прочитать медленно, постепенно ускоряя. - Прочитать с удивлением, грустно, радостно.

2. Проверка домашнего задания

Регулятивные: контроль, коррекция

3. Подготовка к работе на основном этапе

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения

– Какие деревья вы знаете? А кто их сажает? Какое дерево вам нравится?

- О чем мы будем с вами читать сегодня?

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

5. Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

6. Контроль и самоконтроль знаний, способов действия

Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном

Самостоятельное выполнение заданий в тетради с. 49-50 (по выбору) 1. Какое чувство передает поэт? Отметь ответ + или запиши свой. Радость гордость ___________ 2*. Объясни значение выражения. Сад полыхает - __________. 3. Зачем деды сажали деревья? Какой ответ дан в стихотворении? Найди и запиши. 4*. Какое деревце тебе хочется посадить в своем дворе?

Как-то я уже писала, что раньше во многих русских деревнях не было ни деревца, ни травинки. Только ровная, вытоптанная многочисленными людьми и животными земля. Я не буду повторять предположения, почему так происходило, почитать их можно по ссылке. Но самым популярным и рациональным объяснением является то, что многочисленная деревенская скотина выедала растительность, а деревья шли для хозяйственных нужд, и их вырубали нещадно.

На севере даже была распространена поговорка " у дома куст - настоится дом пуст ".

Фёдор Александрович Абрамов, русский писатель, который родился в 1920 году в селе Веркола Архангельской губернии упоминал этот момент в публикации "Братья и сестры":

"От леса кормились, лесом обогревались, но лес же был и первый враг . Всю жизнь северный мужик прорубался к солнцу, к свету, а лес так и напирал на него: глушил поля и сенные покосы, обрушивался гибельными пожарами, пугал зверем и всякой нечистью . Оттого-то, видно, в пинежской деревне редко кудрявится зелень под окном . В Пекашине и доселе живо поверье: у дома куст настоится, дом пуст".

Так вот, были и исключения. Видите, вполне себе кусты (или деревья) растут перед домом.

И тут просто заросли.

Казалось бы, эти фото опровергают предыдущую мысль, что в деревнях не было ни дерева, ни травинки, но на самом деле как раз наоборот, они ее подтверждают. Потому что деревья растут исключительно за оградой. И высажены они перед домом специально.

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Судя по всему, именно из-за того, что все свободно растущие в деревне травы, кусты, деревья быстро съедались, срубались, выкашивались и вытаптывались, любую растительность приходилось высаживать за оградой. В том числе и деревья.

Конечно, взрослые деревья скотина не съест. Хотя, если сажать дерево из невысокого саженца, то животные, наверное, вполне могли его объесть или затоптать.

Еще, возможно, ограда показывала принадлежность деревьев? Если дерево растет за палисадником, то его уже никто посторонний не срубит, потому то оно явно принадлежит конкретному хозяину.

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Хотя, ограду ставили не всегда. Вот тут ограды нет, но деревья явно посажены специально.

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Это фото сделал Щенников Клавдий Васильевич в 1913 году. Сняты они в деревне Бор, у реки Шелони, в Новгородской губернии

Зачем их так сажали? У меня только одно предположение: для защиты от солнца. Мы сами живем в вологодской деревне и летом в доме находится, бывает, просто невыносимо. При этом на участке деревьев нет, только три березы, неподалеку от дома. Если же деревья высадить вот так, то они как раз и создадут тень, защитив от палящего солнца, которое в Новгородской и Вологодской губернии бывает довольно жарким.

Хотя, против этой версии говорит то, что такие высадки напротив дома, все-таки редкость, и я их мало встречала. Так что вопрос — зачем перед домом сажали деревья, да еще и зачастую ограждая их палисадом, будто клумбы, остается открытым.

Деревья у каждого дома хранят память о тех людях, которые их сажали, о дедах.

Хлопковая - хлопк - корень; ов - суффикс; ая - окончание.
Хлопчатника - хлопч - корень; ат - суффикс; ник - суффикс; а - окончание.
Хлопкоробам - хлопк - корень; о - соединительная гласная; роб - корень; ам - окончане.

Коробочка - короб - корень; очк - суффикс; а - окончание.
Коробка - короб - корень; к - суффикс; а - окончание

1)Театр— зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр

2)Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки

3)Ария — законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра

Красота - это сущ., т.к.:
1. Обознач. предмет
2. а) Н.Ф. (Это что?) - красота
Б) Пост. призн.: нариц., неодуш., жен. род, 1 скл., ед. ч.
В) Непост. призн.: В Имен. падеже
Сон - это сущ., т.к.:
1. Обознач. предмет
2. а) Н.Ф. (Это что?) - сон
Б) пост. призн.: нариц., неодуш., муж. род., ед. ч., 2 скл
В) непост. призн.: в Имен. падеже
Окно - это сущ., т.к.:
1. Обознач. предмет
2. а) Н.Ф. (Это что?) - окно
Б) пост. призн.: нариц., неодуш., сред. род., ед. ч., 2 скл
В) непост. призн.: в Имен. падеже
Кукла - это сущ., т.к.:
1. Обознач. предмет
2. а) Н.Ф. (Это что?) - кукла
Б) Пост. призн.: нариц., неодуш., жен. род, 1 скл., ед. ч.
В) Непост. призн.: в Имен. падеже
Девица - это сущ., т.к.:
1. Обознач. предмет
2. а) Н.Ф. (Это кто?) - девица
Б) Пост. призн.: нариц., одуш., жен. род, 1 скл., ед. ч.

От имён существительных образуй и запиши имена прилагательные во множественном числе . Слова : Зелень. бег. труд. ученье.

Помогите,прошу. Пожалуйста,мне завтра надо сдавать. Продолжение высказывание. 1.Распространёнными назы

Помогите! Составьте предложения со словосочитаниями нет трёх мальчиков , благодаря четырем девочкам , ждать трое суток , вокруг

У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинули ветви
Большие деревья.

Их деды сажали
Своими руками
Себе на утеху
И внукам на память.

Сажали, растили
В родимом краю.
Характеры дедов
По ним узнаю.

Вот этот путями
Несложными шел:
Воткнул под окном
Неотесанный кол,

И хочешь не хочешь,
Мила не мила,
Но вот под окном
Зашумела ветла.

На вешнем ветру
Разметалась ветла,
С нее ни оглобли
И ни помела.

Другой похитрее,
Он знал наперед:
От липы и лапти,
От липы и мед.

И пчелы летают
И мед собирают,
И дети добром
Старика поминают.

А третий дубов
Насадил по оврагу:
Дубовые бочки
Годятся под брагу.

Высокая елка —
Для тонкой слеги.
Кленовые гвозди —
Тачать сапоги.

Обрубок березы
На ложку к обеду…
Про все разумели
Премудрые деды.

Могучи деревья
В родимом краю,
Характеры дедов
По ним узнаю.

А мой по натуре
Не лирик ли был,
Что прочных дубов
Никогда не садил?

Под каждым окошком,
У каждого тына
Рябины, рябины,
Рябины, рябины…

В дожди октября
И в дожди ноября
Наш сад полыхает,
Как в мае заря!

Читайте также: