Заготовка корня сосны для плетения

Обновлено: 18.09.2024

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива.

Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием. Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную.

Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Корневушки, выполненные в технике спирального плетения, можно разделить на три основных вида, отличающихся не только фактурой плетения, но также прочностью и плотностью.

К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.

Ко второму виду можно отнести корневушки, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корневушки намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.

Поверхность корневушек третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких корневушек уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели. Разумеется, такие корневушки могут плести только опытные мастера из отборного материала.

Отобранные мотки корней опустите в горячую воду. Через несколько минут вымоченные и распаренные корни станут гибкими и эластичными. Выньте их из воды и заверните во влажную тряпку. Прежде чем приступить к плетению, обратите внимание на одну закономерность. Каким бы толстым корень ни был у основания, постепенно диаметр его уменьшается к вершине, и на противоположном конце корень становится очень тонким.

Как уже отмечалось, это явление, характерное и для ствола, и для веток, называются сбежистостью. Ее нужно учитывать, особенно при плетении дна. Заплетать его нужно начинать с тонких концов. Дно корневушки может быть овальным или круглым. Заплетая овальное дно, согните кончик основы цельного круглого корешка, как показано на рисунке. От длины загнутого конца будут зависеть пропорции овального дна. Полученную петлю оплетите несколько раз, затем согните основу и обмотайте часть витка оплеткой. Просунуть оплетку между плотно прижатыми корнями почти невозможно без специального деревянного шила. Перед каждым протаскиванием оплетки щель между двумя рядами основы нужно расширять шилом.


Рис. 33. Спиральное плетение из корней: а, б, в – этапы работы: 1 – плетение овального донышка; 2 – плетение круглого донышка; 3 – плетение стенок корневушки и способ наращивания спирали; 4 – оплетение края корневушки

Шило нужно вырезать из твердой древесины бука, яблони, груши, дуба или самшита. Мягкую древесину применять не следует, – соприкасаясь с влажной древесиной корней, кончик шила размочаливается и быстро приходит в негодность. Чтобы шило было более прочным и не боялось влаги, пропитайте его два-три раза горячей олифой. Шило при работе следует постоянно держать в правой руке.

Начало плетения дна – наиболее сложная часть работы, но как только будут сплетены пять-шесть витков спирали, дело пойдет более споро (рис. 33).

Через какое-то время корешок основы или оплетка кончатся, их нужно уметь нарастить новыми корешками. Если раньше кончился корешок основы, срежьте ножом его конец под углом примерно 30° к середине. Под тем же углом срежьте ножом конец нового корня. Совместив срезы корней, прижмите их оплеткой и продолжайте плести дальше.


Рис. 34. Декоративный коврик из соломы и способ плетения детали коврика с помощью челнока

Если же кончится лента-оплетка, новую оплетку просуньте в щель между витками основы рядом с концом старой и продолжайте плетение в обычной последовательности. Получив дно необходимого диаметра, начинайте выплетать стенки корневушки. Если у сосуда форма строго цилиндрическая, то, постепенно оплетая один виток за другим, следите, чтобы витки были одинаковыми. Если форма стенок сосуда более сложная, ее получают, увеличивая или уменьшая диаметр каждой последующей спирали. У крупных сосудов спирали можно делать из заготовленных заранее ивовых прутьев. Заканчивая плетение стенок, срежьте последний виток под острым углом, постепенно сведя конец корня на нет. Затем, не останавливаясь, оплетите плотными рядами край корневушки. Это завершающая стадия, и после нее сосуд можно считать готовым. Если же к нему положена крышка, то ее плетите точно так же, как и сосуд, только не забывайте примерять ее к корневушке. Однако, красивые изделия можно сплести и из обычной соломы культурных и дикорастущих злаков, при этом также спиральным плетением. Жгуты из соломы можно оплетать самыми различными материалами, имеющими хорошую гибкость и прочность: мочалом, ивовой корой, берестой, конопляными и льняными нитями. В виде примера на рис. 34 показан декоративный коврик, выполненный плетением с помощью челнока.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Заготовка соломы

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Спиральное плетение

Спиральное плетение Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели

Корни ели, сосны, кедра и пихты

Корни ели, сосны, кедра и пихты В смешанном лесу или хвойном бору часто можно встретить вывороченные с корнем деревья – выворотни. Обычно их много на полянах или ближе к опушке – здесь есть где разгуляться буре. Больше других страдают от шквальных ветров ели, у которых

Плетение из соломы

Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним

Игрушки, фигурки и картинки из соломы

Игрушки, фигурки и картинки из соломы Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают

Изделия из рогоза и соломы

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Изделия из соломы

Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.

Подготовка корней и веток

Подготовка корней и веток Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной доработки. Иногда для того чтобы скульптура ожила, бывает достаточно одного штриха.Доработка включает полирование, подрезку и подточку отдельных деталей, а если необходимо, то и

Изделия из веток и корней

Изделия из веток и корней Если вглядеться в причудливый сук или корень дерева, то можно увидеть в них знакомые, уже полюбившиеся образы народных сказок – Бабу Ягу или Змея Горыныча и т. д. А может быть, корень напоминает грациозного оленя…Природа дает нам огромное

Сложное плетение из корня — мастер-класс докажет, что это просто и легко. Иногда вечером хочется отдохнуть от суеты и отдохнуть. Получить удовольствие от самостоятельной работы, поискать в интернете интересные статьи. И рукоделие — это действительно таблетка от плохого настроения. Сидишь, творишь.

Бывает, что даже лучше кино, прослушивания музыку и т.д. Трудно ли делать поделки? Смотря что. Например, плетение — это непростая, но качественная работа. Нужно лишь знать, что и как делать. Как же построить свою работу? Об этом поговорим в статье.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Истоки труда

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Использование корня сосны позволяет создавать настоящие шедевры. Их практически не купишь, поэтому лучше сделать самостоятельно. Их применяют для плетения поделок. Изделия радуют глаз и добавляют какую-то необычность.

Материал легко используется, потому что он плотный и стойкий, что говорит о долгосрочности изделия.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Нужно помнить, что у корней разные оттенки, толщина, размер, цвета и вид. Обращайте внимание на эти характеристики при выборе материала.

Например, ель, сосна, пихта имеют гибкие корешки.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Их легко связывать узлом. После высушивания они становятся довольно прочными, а поверхность при очищении имеет глянцевый оттенок. В древности плели из хвойных деревьев, потому что они лучше всего подходили для изделий.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

К примеру, крупеницы, корзинки называли корневушками. Для таких поделок применялась особая технология — спиральная. Спиральными витками укладывали толстый корень в качестве основы, а потом обвивали тонким корнем-оплеткой.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Рукодельницы делят корешки на несколько типов. Один их них, это плотные корни. Они подходят для сложных изделий, изготовление которых занимает много времени и сил. Второй тип — самые плотные. Они пропитаны влагой, поэтому считаются довольно прочными.

Мастера советуют добывать корешки самостоятельно, желательно на лесоповале или с упавших деревьев.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Инструкция по работе с материалами. Для начала подготовьте рабочее место. Желательно убрать лишние вещи, расчистить пространство. Если работаете на столе, то закройте его бумагой, чтобы земля с материалов не путалась под руками. Возьмите хорошее шило, заточите нож, в процессе работы лучше не отвлекаться на инструменты. Запаситесь терпением и временем, ведь с первого раза может не получится — нужна тренировка со сосновым корнем.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Подготовка и готовка

Готовим корешки. Очистите их от коры, они станут тоньше. Толстые корни разрежем на несколько частей. Разделите материал на несколько кучек по размеру, смотайте их в узелки-мотки.

Приготовьте схемы изделий, по которым планируете работать. Например, такая. МК по созданию красоты.

  1. Плетем овальное донышко. На схеме обозначен порядок действий.

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

  1. Обращайте внимание на простые мелочи: как согнут корень, сколько сантиметров нужно сгибать и где срезать.
  2. Плетем круглое дно.
  3. Затем стеночки изделия, наращиваем спираль.
  4. Доделываем край изделия своими руками.

Теперь можно изучить виды корневушек:

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

б — плотное плетение

в — самое плотное

Если заканчивается оплетка, то возьмите новую, вставьте в щель меж витками и продолжайте плетение. Следите за размерами витков, желательно соблюдать расстояния между ними.

Заканчивая работу, срезаем виток. После этого оплетаем рядами край изделия — готово!

Плетение из корня: мастер-класс с инструкцией, фото и видео

Техника очень простая. Основная задача мастерицы — подобрать одинаковые по размеру корешки. Тогда работать будет легче.

Не забывайте, что изделие нужно сушить после каждого витка. И края замачивать тоже обязательно.

К сожалению, сейчас уже реже делают изделия из такого материала. Чаще встречаются соломенные корзинки, шляпы, изделия из газетных трубочек, которые прекрасно имитируют коренья после покраски. Этот вид рукоделия постепенно уходит, но оставляет идеальные изделия, которым нет износу.

Видео по теме статьи

Самобытное, одно из древних народных ремесел – плетение из соснового корня зародилось давно, то ли на архангельской ,то ли на вятской стороне, а может в республике Коми, но главное - вдоль торговых путей с Северной Двины на Волгу.

На Вятке мастеров звали чарушечниками, по главному изделию-чаруше, в которой выпекали караваи хлебные; в конце Х1Х века в Вятском уезде было более ста мастеров, их изделия продавали даже за границу.

Вятская чаруша на фото:

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 1

В Северном крае изделия из корня называли коренниками, корневушками, использовали в хозяйстве, плели лишь в той местности, где рядом были сосновые боры.

Изделия из соснового корня экологически чистые, прочные и долговечные. Они пригодны для постоянного использования как предметы кухонного и столового обихода. Блюдо, поднос, корзинка, ваза – все подойдет для хлеба на столе, печенья, конфет, фруктов. Послужат подлинным украшением вашего интерьера эксклюзивные и оригинальные шкатулки, коробушки, скульптурные изделия ручной работы.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 2

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 3

Прочность и долговечность на десятилетия гарантируется оригинальной технологией ручной работы. От длительного времени древесина изделия только потемнеет, что не является препятствием его использования. В случае загрязнения – можно мыть водой с мылом мягкой щеткой или губкой, после чего высушить. Не забывайте: это дерево! При сильном ударе может сломаться. Вещи можно отремонтировать и пользоваться много лет

. Несложность промысла, отсутствие крупных приспособлений и незначительное количество инструментов дают возможность вести работу в жилых помещениях, не требуя отдельных мастерских. Материал: корень сосны, ели и ивовый прут для основы – в тайге не проблема. В настоящее время плетением занимаются в Кировской, Архангельской областях и в республике Коми – традиции возрождаются уже на современном уровне.

Подробнее о ремесле:

Привлекает это ремесло тем, что оно легко приспосабливается к житейским надобностям. Чего только не плели! Посуду и предметы интерьера, мебель, повозки, всевозможные рыбацкие и охотничьи приспособления.

Техника плетения передавалась из поколения в поколение, сохраняя древние традиции ремесла.

На русском севере наряду с другими видами плетения было распространено плетение из соснового корня.

Изделия из корня очень красивые и прочные. Изготовление таких предметов требует много времени и труда.

Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, корень становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно красива. Поэтому крестьянские умельцы не обошли корни своим вниманием.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 4

Если от плетеного сосуда требовалась высокая прочность, его плели из корней хвойных деревьев. Различную утварь из них – солоницы, крупеницы, корзины – называли корневушками. При выделывании корневушек применяли особую технику плетения – спиральную. Укладывая спиральными витками более толстый корень – основу, последовательно обвивали виток за витком тонким корнем – оплеткой.

Для изготовления различных видов изделий используются всего 3 вида плетения: овальное, круглое и прямоугольное.

Подробнее о них…

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 5

Для этого по спирали оплетается более толстый корешок — основа тонкими корешками, захватывая предыдущий ряд. На заплектку замачиваем круглый неслоеный корень нужного диаметра одновременно со слоеным корнем. Затем идет обычное плетение.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 6

Изделие сушится после каждого приема плетения. Для продолжения работы края снова замачиваются.

Сосновые корни прочные, упругие и гибкие, при высыхании затвердевают. Сосновый корень отличается долговечностью, из него делают изделия различного бытового назначения: корзины, хлебницы, шкатулки, короба, конфетницы, вазы, подносы и многое другое. Изделия отличает строгость форм и натуральный благородный цвет. Даже темнея с годами изделия только выигрывают. По времени изготовления на небольшую солонку требуется 2 дня, если плести не спеша и из уже подготовленного материала. На крупный короб уйдет 3-4 месяца.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 7

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 8

Из название понятно, из какого материала изготавливаются изделия. Ремесло уникально еще и тем, что промышленным способом сырье заготовить не удается. Это всегда тяжелый ручной труд .

В традиционной народной среде это ремесло было в основном мужским, поскольку для работы требуется большая физическая сила.

Забытое ремесло- плетение из соснового корня., фото № 9

Всё многоообразие изделий из соснового корня можете посмотреть в моем магазине. С уважением Евгений.

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России запись закреплена

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОСНОВОГО КОРНЯ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Подосиновский район расположен на перекрестке старинных торговых путей с запада на восток и с юга на север по речной системе Волги и Северной Двины, пересекающихся у Великого Устюга. Плетение из соснового корня распространено вдоль этих путей по всему Российскому Северу. Плели из корня там, где есть сосновые боры-беломошники, так как в них легкие песчаные почвы и корни находятся близко к поверхности. Это облегчает заготовку. В некоторых местах корень брали при расчистке леса под пашню. Изделия из корня имели бытовое назначение, плелись в небольшом ассортименте и количестве, в основном, для личного пользования, реже по заказам. Время возникновения ремесла определить очень сложно. Само плетение несложно, но трудоемко, поэтому не имело большого хозяйственного значения. К примеру, моя бабушка Нагаева Павла Александровна 1889 г.р. (д. Головино Яхреньгского с/с) получила от своего деда корзинку из корня, которая использовалась лишь для выхода по традиционным праздникам на кладбище. Этой вещи было под сто лет, когда я ее видел. У тети моего отца Иньковой Ольги Самуиловны (д. Красавино Яхреньгского с\с) были корневушки для выпечки хлеба. К сожалению, все эти вещи не сохранились до настоящего времени, так как потеряли свое первоначальное назначение. Само ремесло потихоньку забывалось, да и плести в деревне в трудные послереволюционные и военные годы было некогда.

Старинные изделия из соснового корня есть в небольшом количестве во всех музеях и центрах традиционной народной культуры Поюжья от г. Никольска до г. Великого Устюга, а также в Архангельской области и республике Коми. Форма изделий круглая, овальная, реже прямоугольная. Чаще всего встречаются изделия овальной формы. Это укладки для женского рукоделия, корзинки, тарелки, а также круглые чаши, конфетницы - вазы простые и с крышкой.

В настоящее время плетением из соснового корня занимаются в районе и сотрудничают с Домом ремёсел Шубин Станислав Евгеньевич (п. Пинюг), Нагаев Николай Михайлович (п. Ровдино), Соловьев Евгений Александрович (п. Подосиновец), Баёв Павел Юрьевич (п. Демьяново), Груздев Алексей Дмитриевич (с. Октябрь), Мавричев Валерий Сергеевич (п. Демьяново), овладели навыками ремесла Мальцева Елена Витальевна, Конева Анна Васильевна, Чебыкин Владимир Аркадьевич, Курилова Марина Сергеевна, Росляков Александр Львович (п. Подосиновец), Медведева Елена Николаевна (д. Низовское), Груздев Ю.Г. (с. Щёткино), Богатырёва Галина Васильевна (с. Заречье).

Прищепки бельевые, тугие. Кусачки использовать специальные или маникюрные, они даже удобнее. Брусок точильный средней жесткости.

Заготавливают корень в сосновом бору, лучше в беломошном, еще удобнее в пойменном, в редколесье с возрастом сосен 10 – 30 лет, корень у них более гибкий, иногда бывает и хрупкий, но очень редко. В таком случае, лучше сменить участок заготовки.

При недостатке времени собранные корни свертываем в пучки по 15-20 штук и связываем. Если вы не на машине, то учтите, что материал тяжелый – много не унести.

Заготавливать корень можно на участках, отведенных под песчаные карьеры, стройки или лесосеки; в обычных борах, где в противопожарных целях проходят ежегодно минеральные полосы. Их проводят мощным плугом, поэтому корень можно выбирать за ними, но это в течение 3-4 дней, корни быстро подсыхают.

По существу, при заготовке корня вреда деревьям заготовители не наносят, только пользу, так как семечко сосны прорастает лишь при попадании в почву, мы как раз создаем такие условия. Место заготовки в идеальном варианте желательно согласовать с местным лесхозом.

Время заготовки, хранение.

Корень можно заготавливать все теплое время года, как оттает земля и до заморозков. Есть отличие в качестве заготовленного в разное время корня.

Весной начинается сокодвижение, корень хорошо очищается от коры; но при заготовке кора сдирается, корень со смолой мажется от земли, потом его надо отмывать. В это время заготовлять корень надо на 2-3 дня работы с использованием сразу. Каждый очищенный от коры корешок надо протирать влажной тряпкой, стирая камбиевый слой и грязь, иначе корень будет темнеть, а иногда и покрывается плесенью.

При заготовке на длительное время очищенный и расщепленный корень лучше свернуть в колечки для хранения. Нельзя хранить в закрытой таре; может покрыться плесенью. На солнце корень приобретает другой цвет, он немного темнеет.

Лучший корень заготавливают осенью, даже поздней осенью, перед заморозками. Он выполнился, кора держится прочнее, гибкости корень не потерял. Да и комаров, овода почти нет, ничто не мешает. Разве что грибы отвлекают, совмещайте приятное с полезным. Осенний корень готовим на хранение точно также, но чаще оставляем в пучках, в отличии от очищенного корня храним в сарае, на морозе; можно уложить стопкой и сверху прикрыть мешковиной от высыхания. Временами пучки надо проверять, нет ли плесени, если есть, то эти корни использовать в первую очередь, убрать их в другое место. При поздней заготовке и правильном хранении на морозе корень не высыхает, поэтому хорошо очищается. Очищенный корень лучше хранить в сухом помещении.

Не забывайте, сухой корень хрупкий, обращаться с ним надо аккуратно. Перед работой корень замачивают: для очистки от коры и разделки иногда на 3- 12 часов, в зависимости от времени заготовки.

ПОДГОТОВКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, РАЗДЕЛКА КОРНЯ

Разделанный на отрезки корень очищаем от коры тупой стороной ножа или острие ножа отклоняем в обратную сторону. Почему не щемилкой? Попробуйте и убедитесь в преимуществе нашего способа. На корне есть боковые ответвления, их нужно подрезать острым ножом заподлицо, щемилкой такие места не прочищаются. Очищенный корешок расщепляем пополам, сделав надрез ножом до одного сантиметра. Если корень толстый, то каждую половинку еще раз расщепляем, можно не один раз. Получается рабочий материал: два горбылька и несколько досочек.

Корень расщепляем руками, но если он толще 1 см, то можно колунком на 3-4 части, с которых снимают горбыльки, а при хорошем материале и досочки. Обычно это делают при дефиците материала.

Разделанный корень сортируем, свертываем в кружочки, укладываем в коробку для дальнейшего хранения и использования. Закрывать коробку не надо.

Часть наиболее ровных корешков оставляем нерасщепленными, они потребуются на основу при заплетах изделий, тонкие корешки пойдут на плетение узоров.

Рабочее место небольшое, нужна коробка для мусора, фартук из прочного материала, о него приходится вытирать нож и корень, небольшой стол и стул.

ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ ИЗДЕЛИЯ

Основу изделия чаще всего составляет лоза (ивовый побег первого года), прут или в простонародье – вица. В старых изделиях прут неочищенный, так прочнее и гнуть легче. В современных изделиях прут очищен от коры (белый прут).

В летнее время при сокодвижении лозу можно заготавливать потребностью на 1-3 дня, затем она сохнет, чернеет или краснеет. Летний прут легко очищается от коры руками, щемилкой, ножом; но его надо очищать от камбиевого слоя ножиком или протирать тряпкой, иначе будет чернеть или краснеть в зависимости от вида ивы.

Осенью и зимой прут можно заготовлять на полную потребность до весны, но удалять кору с него перед употреблением, получается белый прут, если прут отваривают для скорости в очистке, то он будет коричневатым. Заранее окоренный прут храним в пучках, предварительно рассортировав по длине-толщине. Для работы его нужно замачивать.

Неочищенный прут тоже сортируем, связываем в пучки и храним в сарае на морозе, приносим в теплое помещение по мере надобности в необходимом количестве и оттаиваем при комнатной температуре не менее суток. Использовать прут можно 2-3 дня после оттаивания, иногда дольше, пока он чистится и остается гибким.

В работу берем лишь часть прута с наименьшей конусностью, комлевую и вершинную части выбрасываем.

Сосновый корень хорошо сочетается с берестой. При использовании бересты требуется пробойник или острое шило. О работе с берестой есть много пособий.

ПОДГОТОВКА К ПЛЕТЕНИЮ

Досочки готовят также, но мочить их надо меньше, они часто слоятся вдоль сердцевины. Особенно внутренние, на которых заметна коричневая полоска сердцевины корешка. Лучшая досочка первая от горбылька, внутренние чаще всего идут в отходы. Кроме заусениц на досочке есть утолщения, остатки боковых корешков, их удаляем ножом или отслаиваем руками. Заостряем также с боков и с нижней стороны корешка.

Подготовленные корешки сортируем, связываем в пучок или сразу плетем, окунув в воду на несколько секунд, выкладываем на подставку. Много корней мочить не надо, лучше добавить потом. Все равно лишние высохнут. Со временем на опыте уяснится, сколько надо на определенное время плетения. Таким образом, корень готов.

Но еще на заплет надо приготовить ивовый прут. Длинный прут прогибаем в руках, чтобы не сломался. Затем отрезаем лишнее и очищаем от коры. Вареную лозу заранее замачиваем и также прогибаем, и обрезаем. Если на заплет используем сосновый корень, то его тоже заранее замачиваем, очищаем от коры, подрезаем боковые выступы. Корень чаще используют на круглые заплеты и мелкие изделия.

В старинных изделиях в основе встречается прут черемуховый и рябиновый. Но большего диаметра, чем ивовый. Подготовка та же, но заплет делали из расщепленного корня, шаг плетения при этом получался широкий. Вещи получались прочнее, но менее изящные. Встречается в основе и часть соснового корня (сердцевина), с которой сняты горбыльки. По сравнению с черемухой и ивой сосна более хрупкая.

Читайте также: