Здесь птицы не поют деревья не растут автор

Обновлено: 07.09.2024

Самой этой батальонной песни поначалу не было. По задумке режиссёра картины Андрея Смирнова, песню такого содержания должен был написать фронтовик. Шло время. Уже была отснята добрая половина будущего фильма, а песню всё никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне.

В апреле 1942 года семнадцатилетний Булат добровольцем ушел на фронт. Его направили в десятый Отдельный запасной миномётный дивизион. После двух месяцев обучения он попал на Северо-Кавказский фронт миномётчиком. В декабре того же года под Моздоком Окуджава был ранен. Из госпиталя вернулся на передовую радистом в тяжёлой артиллерии. Военная тематика не была в новинку для поэта — своё первое стихотворение о войне он написал на фронте в 1943 году.

В скором времени Окуджава принёс готовую песню. Послушать её собралась вся киногруппа.
«Я, признаться, растерялся, — рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. — Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь…

Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный, но все-ж бессилен он
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
Десятый наш, десантный батальон.
Десятый наш, десантный батальон.

Едва огонь угас, звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.
Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим.
Так значит, нам нужна одна победа.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла война нас довела
До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.

Нам нужна одна победа

Требуется обновление Для воспроизведения аудио вам необходимо обновить браузер или установить Flash-плагин.

Нам нужна одна победа - текст

Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы, к плечу плечо Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей Родиною дым, И значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев: Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный, Десятый наш десантный батальон. Десятый наш десантный батальон. Лишь только бой угас, Звучит другой приказ, И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет неутомим, И значит нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот. Такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это, И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев

Обратиться за помощью к Булату Окуджаве догадался сценарист Вадим Трунин. Смирнову идея понравилась. Его подкупала идея, что песню напишет бывший фронтовик, прошедший через жестокие сражения.

Сначала Окуджава наотрез отказался браться за музыкальную композицию к фильму. Послушаем воспоминания Андрея Сергеевича:

История создания песни

Андрей Смирнов все же упросил его ознакомиться со сценарием, но Булату Шалвовичу не пришелся по душе сюжет кинокартины. Затем режиссер убедил его съездить на киностудию:

Впоследствии знаменитый бард рассказывал, что ему импонировала мысль о песне, которую обычные солдаты могли петь в окопах. Поэт долго разрабатывал тему, но дальше работа пошла быстрее:

Вскоре Булат Шалвович принес композицию на прослушивание. Исполнять ее пришлось перед все съемочной группой. Также присутствовал композитор Альфред Шнитке.

Позже Окуджава вспоминал:

Когда поэт закончил петь, аудитория растерянно молчала, но Альфред Шнитке взял ситуацию в свои руки. Он сам сел за фортепьяно и предложил остальным спеть песню хором. Тут стало ясно, что композицию идеально соответствует духу картины.

Требовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается — как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слезы. А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой…

Каждый раз мурашки и комок в горле.

Сцена плавит камни - проверено.

Фильм в коллекции. Был безумно рад когда вышел в ХД.

Шеф, когда статья пишется, то пробелов в информации не оставляют, "Когда (так когда?!) Андрей Смирнов начал снимат. "

Но тема шикарна, за статью спасибо огромное, особенно вот это вот впечатлило:

"Тебовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается — как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слезы. "

По-ходу они там все уревелись, настолько песня за душу берёт.

Интересно, Мосфильм разорится, если я увижу здесь этот отрывок из фильма ?

Вот что цензура животворящая делает. А потом цензуру отменили и из Смирнова полезло интеллигентское животное нутро.

Безотносительно к достоинствам песен, "прошедший через жестокие сражения фронтовик" шароёбился по тылам, тащемта. Зачем врать на эту тему - непонятно.

Мы с моим другом Юрием Попенянцем получили направление в 10-й Отдельный запасной минометный дивизион. В Кахетии он располагался.

Это был апрель 42-го года. Мы ходили в своем домашнем, присяги не принимали, потому что формы не было.

— Вы так и не успели повоевать толком?

— Нет. Месяца полтора. Я вообще в чистом виде на фронте очень мало воевал. В основном скитался из части в часть. А потом — запасной полк, там мариновали. Но запасной полк — это просто лагерь. Кормили бурдой какой-то. Заставляли работать. Жутко было.

Ковырялся я там, пока у меня не открылась рана. Отправили в госпиталь, а потом дали отпуск по ранению на три месяца, и я поехал в Тбилиси.

А тут как раз и война закончилась.

Интервью вапще прекрасно, кстати, - творец раскрылся во всей красе.

От этой песни каждый раз слезы наворачиваются. Какая сила слова! Как передан этот героизм солдат, офицеров и тех, кто буквально ковал Победу в тылу! Это великая песня.

Мама Урганта с надрывом исполняет, а сынуля этот период жизни ненавидит из каждой передачи. Лицемерием исполнителей сила слова умножается на ноль.

поправьте если ошибаюсь, но по факту воевал здесь только Папанов

Да, хорошая песня, чтобы плавить мозги нашим ватникам. Как много пушечного мяса можно на ней вырастить!

Помню. как ребенком смотрел первый раз "Белорусский вокзал".

По-детски удивился тогда, - какие они негероические по внешнему виду. Обычные. Как все люди которых видел ежедневно.

Потом уже понял - такие и воевали. Обычные. Такие. как те, которых ежедневно вижу на улице, в магазинах. Которые идут с работы и на работу, отводят детей в детский сад и ходят на родительские собрания в школы.

В 70-х к нам на пионерские сборы приходили участники Войны.

Тоже помню, как удивлялся, что не было никого, кто прошел всю Войну. Обычно - с 1943 до Победы. Тоже уже потом понял. что практически все, кто начал воевать в 1941-м - практически не имели шансов дожить до Победы. Таких. как Никулин - ничтожный процент. Но он артиллеристом был, не в пехоте.

Прошу прощения. что не пояснил сразу.

Никулин в тексте - это общеизвестный и общеуважаемый Юрий Никулин. который служил артиллеристом срочную с 1938 года, оборонял Ленинград, вернулся с войны живым один из немногих своих ровесников.

Просто в комментах непонятки.

Легендарному фильму "Белорусский вокзал" 50 лет

Как отбирали актёрский состав и интересные факты со съёмок.

Родившимся после 1965 года не представить, что в день Великой Победы не было ежегодных встреч ветеранов войны по всей стране возле Вечного Огня, парада на Красной площади…

И что уже совсем за гранью добра и зла – этот день был рабочим! Да и самого Вечного Огня не было…

Легендарному фильму

Эта картина – без единой сцены боевых действий и, все-таки, о войне, гениальная история о мужской, фронтовой дружбе. Она не наяву, она осталась в душах людей, прошедших через страшные годы, но сохранивших чистоту помыслов и верность фронтовому братству.

Битва за сценарий

Да и содержание сюжета отдавало героизмом в голливудском стиле. Ветераны вступают в драку в ресторане с молодыми людьми, насмешливо высказавшимися о фронтовиках, а затем кладут на лопатки приехавшую на вызов милицию…

Легендарному фильму

Бои местного значения за актерский состав

Легендарному фильму

Евгений Леонов

В качестве командира роты, а позднее – директора завода, Алексей Глазырин оказался убедительнее Михаила Ульянова и Эльдара Рязанова.

Легендарному фильму

Алексей Глазырин

Легендарному фильму

Анатолий Папанов

Всеволод Сафонов обошел Армена Джигарханяна и Юрия Каюрова. Выбор Маргариты Тереховой на эпизодическую роль принес актрисе больше популярности, чем предыдущие три главные роли в неудачных фильмах.

Легендарному фильму

Легендарному фильму

Больше всего копий было сломано по поводу образа сестры милосердия Раи. Чистые сияющие глаза Нины Ургант режиссер отметил сразу, но ее категорически забраковал худсовет. А как же? Министр культуры Фурцева требовала снимать Инну Макарову! В результате уже было сделано все, кроме финала, а главную женскую роль играть было некому.

Легендарному фильму

Нина Ургант

Песня, родившаяся в муках

Легендарному фильму

Смирнов хотел, чтобы песню для финала написал Булат Окуджава, бард прошедший войну. У того же был творческий кризис. Режиссер дал почитать сценарий – безрезультатно. Тогда он пригласил барда посмотреть отснятый материал. По середине сеанса Окуджава неожиданно ушел, а через день принес готовую песню. Оказалось, кавказский мужчина вышел, чтобы не увидели его слез.

Романс в марш превратил Альфред Шнитке. Композитор настоял, чтобы его фамилии в титрах не было.

Военное прошлое артистов

Все актеры на главных ролях были значительно старше руководителей съемочной группы, в их багаже были личные впечатления от войны. Алексей Глазырин в боевых действиях не участвовал. Его забраковали из-за врожденного порока сердца, но с фронтовой бригадой он всю войну поднимал боевой дух солдат, бывал рядом с передовой.

Легендарному фильму

Анатолий Папанов воевал в первый, самый трудный год войны. В неудачной Харьковской операции 1942 года старший сержант был тяжело ранен, правую ногу хирурги спасли чудом. После этого он несколько лет ходил с тростью.

Ровесники Евгений Леонов и Всеволод Сафонов (1926 года) не воевали. Евгений Леонов 1941-1942 годы проработал на авиазаводе, где часто приходилось ночевать возле станков. Затем он пошел в авиационный техникум и только после Победы решил стать актером. Сафонов учился там же, но с 1941 года, а на фронт не попал по состоянию здоровья.

Нина Ургант родилась в Луге в 1929 году. Ее отец из обрусевших эстонцев служил в войсках НКВД, а перед началом войны он, жена и дочь оказались в Латвии. Николай Ургант ушел с отступавшими войсками. Всю оккупацию девочку прятали от угона в Германию. Никто из соседей не доложил немцам о семье чекиста.

Перипетии съемочного процесса

Многие сцены приходилось переделывать из-за отвратительного качества пленки. Молодому режиссеру выдали практически неликвид.

Коснулось это и начальных кадров похорон. Первый выезд на кладбище был почти торжественным. Могильщики имитировали захоронение, а сами расположились по соседству – посмотреть съемочный процесс. Водочка, музычка… Когда начал свою речь Леонов, все стихло…

Легендарному фильму

Позднее обнаружилось, что в пленке брак. Приехали переснимать часть материала. Оказалось, что в этой могиле лежит уже реальный покойник с фамилией, как в сценарии – Матвеев… А в дату съемки – его девятый день. В результате в кадры попали реально скорбящие родственники умершего.

При съемках ликвидации аварии и спасения молодого слесаря Глазырину стало плохо. Сказались проблемы с сердцем. В тот раз в больнице его удалось откачать.

В компании опытных актеров Нина терялась, чувствовала себя совсем девчонкой. Когда она начала петь, смотрела только в камеру. Случайный взгляд в сторону – а там все актеры буквально рыдают. Конечно, и Нина не удержалась. У режиссера же сложилась концепция: в кадре должны плакать только мужчины.

Правда, и это пришлось переснимать позднее. И не из-за пленки. По сюжету герои приходят после ликвидации аварии – грязные, моются, одежда – в стирку. Начальство же велело за столом актеров одеть: не к лицу советским людям голый торс.

Легендарному фильму

И напоследок…

Как всегда, были сомнения о выпуске в прокат. Все решил предварительный просмотр на даче Брежнева. Генсек в финале прослезился, добро было выдано. Фильм выпустили на экраны.

За год картину увидели 30 миллионов зрителей. В 1972 году было решено сделать его торжественную премьеру – к открытию XXIV съезда КПСС, чуть позднее и премию государственную дать.

Читайте также: