Здесь растут теплолюбивые деревья с широкими листьями

Обновлено: 18.09.2024

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: доска школьная, магнитная доска, учебник, тест, демонстрационный материал (картины природы, таблицы “Тайга”, “Смешанный лес”, “Широколиственный лес”, гербарий хвойных деревьев, картинки с изображением лиственных деревьев, животных, птиц, насекомых, рыб, таблица “Роза ветров”, карта природных зон России, физическая карта России, шишки ели, сосны, кедра, карточки для составления таблицы), магнитофон, музыка (“Голоса птиц”, “Лесной марш”), атласы, рабочие тетради по окружающему миру.

1. Организационный момент:

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по нашей стране, но сначала давайте проверим домашнее задание.

– Дополните схему Розы ветров. Поставьте указатели сторон горизонта. (С, Ю, З, В, СЗ, ЮЗ, ЮВ, СВ)

– А теперь расскажите, как ориентируемся по краям карты. (С, Ю, З, В)

– На карту – указатели прикрепите.

– Работаем по карте.

– Откройте атласы на стр. 28.

– Покажите границу нашей страны (На З, Ю – наша страна имеет в основном сухопутные границы, а на ЮВ, В – омывается морями Тихого океана, а на и С – наша страна омывается морями Северного Ледовитого океана.)

– Посмотрите на картины, изображающие разные уголки нашей страны. Что вы можете сказать о природе нашей страны? (Она разнообразна.)

– Как вы думаете, почему так разнообразна природа нашей страны? (Она лежит в разных тепловых поясах.)

– Отчего зависит количество тепла, которое получает каждый климатический пояс? (Наша земля имеет форму шара.)

– Покажите на глобусе, как изменяется количество тепла от экватора к полюсам. (От экватора к полюсам уменьшается количество тепла.)

– А как изменяется количество тепла на территории нашей страны? (От юга к северу уменьшается)

– Скажите, какая зона находится на севере нашей страны? (Зона арктических пустынь)

– Покажите её на карте.

– Что вы можете сказать о растительном мире Арктики? (Растительный мир в этой зоне очень скудный.)

– А почему? Объясните скудность растительного мира зоны арктических пустынь? (Там минимальное количество тепла, долгая холодная зима и короткое холодное лето: температура воздуха летом поднимается на несколько градусов выше нуля; нет почв; находится за полярным кругом)

– А что вы скажете о географическом положении тундры? (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

-Покажите её на карте.

– В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.)

– Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

1) Зона тундры расположена…

a) севернее арктических пустынь

b) южнее арктических пустынь

  1. на равнинах
  2. на возвышенностях
  3. в горах
  1. ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности
  2. длинная суровая зима, жаркое лето.
  3. длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.
  1. рыболовство
  2. оленеводство
  3. земледелие
  1. высокие с мощными корнями и широкими листьями
  2. низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.
  1. лишайники, мхи, полярные маки;
  2. кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;
  3. карликовая ива, мох – ягель, черника, голубика, брусника, морошка.
  1. Тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки.
  2. Песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;
  3. Верблюды, лошади, коровы.

Проверка теста:1 – б – У кого так? Кто ошибся – исправьте и прочитайте, что там написано.

2 – а ; 3 – с; 4 – б; 5 – б; 6 – с; 7 – б.

– У кого не было ошибок?

– Используя ответы на тест, составьте рассказ о тундре. (Зона тундры расположена южнее зоны арктических пустынь. Тундра расположена на равнинах. В тундре длинная суровая зима и короткое прохладное лето. Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство. Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. К тундровым растениям относятся: карликовая ива, мох – ягель, черника, голубика, брусника, морошка. В тундре обитают: песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень.)

– Сравните природу тундры с природой арктических пустынь. (В зоне арктических пустынь более суровая природа, поэтому животный и растительный мир тундры богаче, разнообразнее.)

– Давайте подумаем, вот осадков в тундре выпадает не много, почему же там много озёр и болот? (вечная мерзлота не пропускает воду, низкая температура не позволяет испаряться ей)

– Как приспособились растения к жизни в тундре? (они низкорослые, как бы льнут к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов)

– Угадайте, куда отправится наша экспедиция теперь. А перед её началом – зарядка.

– Вы правильно угадали. Сегодня мы отправляемся в зону лесов и тема нашего урока : Леса России. (Открыть на доске запись; картины с изображением лесов.)

Звучит пение птиц. Учитель читает:

“-Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!”

– Что такое лес? (Лес – это сообщество из деревьев, кустарников, мхов, лишайников и грибов.)

– На какие две группы вы разделили бы деревья, растущие в лесу? (Хвойные и лиственные.)

– Приведите примеры хвойных и лиственных деревьев. (Показ гербария и картинок деревьев)

– Почему эти деревья называют хвойными? (У них вместо листьев – хвоинки.)

– Посмотрите на картины, изображающие лес. Что можно сказать о природе лесной зоны по сравнению с зоной тундры? (Зона лесов богаче и разнообразнее зоны тундры.)

– Посмотрим на карту и объясним, почему это происходит.

– Найдите на карте зону лесов. Каким цветом она обозначена? (Зелёным.)

– Что можете сказать об этой зоне, глядя на карту?

– Эта природная зона самая большая. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира).

– Определите географическое положение зоны лесов. (Зона лесов протянулась широкой полосой от Балтийского моря через всю страну до берегов Тихого океана. Она находится южнее зоны тундры. Значит, получает большее количество тепла.)

– В каком тепловом поясе она лежит? (В основном в умеренном поясе)

– Что характерно для этого пояса? (Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето.)

– Какая здесь будет зима? Лето?

– Обратимся к физической карте нашей страны и дадим характеристику земной поверхности, на которой расположена зона лесов. (Зона лесов большей частью расположена на Восточно–Европейской и Западно–Сибирской равнинах, а также на Средне–Сибирском плоскогорье.)

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла больше.)

– Внимательно посмотрите на карту, на территорию, занимаемую лесной зоной и скажите, что вас удивило, озадачило. Лесная зона обозначена на карте тремя цветами.

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

Тайга.

– Отправляемся с вами в тайгу. Прочитайте о тайге стр. 98, 99, 100.

– Скажите, что вас удивило, что нового вы для себя узнали, открыли?

– Что же называют тайгой? (Тайга-это хвойный лес)

– Как вы думаете, почему хвойные деревья занимают северную часть лесной полосы? (Здесь растут деревья не очень требовательные к теплу)

– Почему в тундре не растут деревья, а в тайге растут? (В тундре слой вечной мерзлоты, поэтому там не могут расти высокие деревья. Летом в лесной зоне теплее, чем в тундре.)

– Посмотрите внимательно на картину тайги. Почему там много поваленных деревьев? (Это называется бурелом – поваленные бурей деревья)

– Как вы думаете, а почему в тайге много бурелома? (В тайге тоже есть вечная мерзлота, правда летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Поэтому корни деревьев не могут уходить глубоко в землю. Бури часто их ломают и образуется бурелом.)

– Давайте поближе познакомимся с хвойными деревьями. Поможет нам в этом таблица на стр. 99.

– Что вы заметили необычного в этой таблице? В чём отличие ели от пихты?

– Ель и пихту отличить трудно. У ели хвоинки короче, колючей, более зелёные, шишки растут вниз. У пихты хвоя длиннее, гуще, зеленовато– голубая, шишки растут вверх. Хвоя мягче еловой. (Показ гербария)

– Сравните ветки сосны и кедра. (Внешне ветки кедра и сосны похожи, но у сосны хвоинки растут попарно, а у кедра – по 5 в пучке. Шишки кедра крупные, орехи вкусные. У сосны шишки мелкие, с семенами. Ель и пихта растут часто рядом, а кедр с сосной обычно не смешиваются. Кедр растёт до 40 м высотой – это 12 этажный дом.

– А чем особенна лиственница?

Игра “угадай-ка”.

– А теперь поиграем в игру. Угадайте, с какого дерева упали эти шишки?( Деревья: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница)

– Подумайте, а ведь на территории Саратовской области тоже растут сосны и ели. Можно ли сказать что у нас тайга? (Нельзя. У нас лес растёт борами. Мы живём лесостепной зоне.)

– А вот вам загадка. Тот, кто внимательно работал по учебнику, сразу угадает, в названии какой птицы спряталось название дерева. (Кедровка – кедр.)

Смешанные и широколиственные леса.

– Мы познакомились с тайгой. А о каких лесах нам ещё нужно поговорить? (О смешанных и широколиственных лесах)

– Почему леса называют широколиственными и смешанными? (Деревья с широкими листьями – в широколиственных лесах; и хвойные и лиственные в смешанных)

– Предположите, какие растения могут расти в широколиственных лесах? (На доску.)

Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
Берёза, осина Дуб, клён, липа,
Лиственница Вяз, ясень
(примерно третью часть лесов)

– А в смешанных лесах? (мелколиственные деревья)

– Прочитайте на стр. 103 и убедитесь в правильности своего предположения.

– Добавьте, что нового вы узнали о смешанных и широколиственных лесах.

– Почему смешанные и широколиственные леса растут южнее тайги? (Ближе к югу зоны становится ещё теплее, поэтому здесь растут теплолюбивые деревья)

– Что нужно добавить в нашу таблицу, чтобы она была полной? (Тайгу)

– Какие деревья тайги вы запомнили?

Животный мир лесов

– Что вы можете сказать о животном мире лесной зоны? Объясните почему в лесной зоне большое количество животных и птиц. (Они находят себе корм и жильё.)

– Правильно, лес – это дом для зверей и птиц. А какие по типу питания животные здесь могут обитать? Травоядные могут? (Лось, олень, косуля, заяц, бобёр, белка, бурундук.)

– Почему? (Много пищи для них)

– Хищники могут обитать? (Волк, лиса, куница, енот, соболь, куница.)

– Почему? (Много мелких животных.)

– Всеядные могут? (Медведь, ёж, кабан.)

– Откройте атлас на стр. 34-35. Рассмотрите животных.

– Назовите птиц. Это самые крупные птицы. Кроме них живут и кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд, дятел, ястреб, сова, коршун, сокол, орёл.

– Назовите мелких животных. (Бурундук, белка, заяц)

– Какие мелкие животные встретились в учебнике на стр. 100, а здесь их нет? Кто заметил? (Полёвка, летяга.)

– Назовите хищных животных. (Тигр – в Дальневосточной тайге; рысь, соболь, куница, волк, лиса.)

– Травоядных. (Лось, пятнистый олень, косуля, марал, заяц, белка, бурундук.)

– Всеядных. (Медведь, кабан, ёж.)

– Пресмыкающихся. (Гадюка, уж.)

– И это ещё далеко не всё. В лесу много насекомых: комары, мошкара, оводы, слепни, муравьи, бабочки, стрекозы. В лесных реках водится рыба: плотва, налим, щука, судак, лещ. Вот как богат животный мир лесов.

– Как вы поняли, какие 3 части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный и широколиственный лес.)

– А теперь поработаем в тетрадях. На стр. 31 задание № 2.

– Запишите названия 2-3 деревьев каждой зоны.

– Какие деревья записали в зоне тайги? В зоне смешанных лесов? В зоне широколиственных лесов?

– А теперь проверим, запомнили ли вы животных лесной зоны. Среди картинок животных на наборном полотне нужно выбрать только те, которые изображают животных лесной зоны. Пойди и найди этих животных. Давайте поместим их на карту.

– Посмотрите, как выглядит теперь наша карта. Недаром говорят, что: “Лес – родной дом и кормилец лесных зверей и птиц”

– Скажите, а что будет с этими животными, если лес погибнет? (Они тоже погибнут)

– Ребята, учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту вырубают примерно 20 гектаров леса. Как представить себе 20 гектаров? Это участок длиной 2 километра и шириной 100 метров. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса!

– А сколько за 10 минут? (200 гектаров.)

– А за час? (1200 гектаров.)

– Не случится ли так, что на земле совсем не останется лесов? Об этом и о многом другом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Цели урока: познакомить школьников с расположением зоны лесов на карте, растительным и животным миром леса; углубить знания о роли леса в жизни людей; воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями; учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Оборудование : учебники, карта природных зон России, плакат по лесной зоне, иллюстрации животного и растительного мира зоны лесов, стих на доске, презентация (на диске).

Здравствуй, лес, зеленый лес,

Полный сказок и чудес!

ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей толпится?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои!

2. Проверка домашнего задания.

- Прежде чем приступить к изучению новой зоны, мы должны вспомнить природные зоны, с которыми знакомились на прошлых уроках.

Узнайте по описанию природную зону и назовите ее.

- Поверхность земли покрыта многочисленными озерами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. Здесь можно наблюдать, как грибы возвышаются над деревьями. (Тундра.)
- Зима здесь длится почти полгода. Стоят сильные морозы. Часто снегопады и метели. Все пространство имеет постоянный снеговой покров. Нередко можно встретить белого медведя. (Арктика)

(смотри приложение № 1).

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследовать чудеса и тайны новой природной зоны. Мы познакомимся с положением этой зоны на карте, климатом, животным и растительным миром, занятием населения. К концу урока вы должны будете знать особенности природы и занятий населения новой природной зоны, уметь определять по основным признакам природную зону.

- Сегодня, как обычно, работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, биологов, зоологов и экологов.

Напомните, по какому плану мы будем работать сегодня на уроке?

  1. Местоположение зоны лесов и особенности неживой природы лесной зоны (группа географов).
  2. Растения зоны лесов (группа биологов).
  3. Животные зоны лесов (группа зоологов).
  4. Роль леса в природе и жизни людей (группа экологов).

- Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему?

- Как располагается зона лесов по отношению к зоне тундры?

В атласе найдите зону лесов и покажите друг другу.

Даем слово группе географов.

Местоположение и особенности неживой природы лесной зоны.

Лесная полоса тянется от западных границ нашей страны на восток до Тихого океана протяженностью более 7000 километров. Ширина этой полосы на отдельных участках на востоке до 3000 километров. Как видите, зона лесов занимает больше половины территории России.

Зима здесь еще суровая, но менее продолжительная. А лето значительно теплее и длится значительно дольше, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко. А в южных районах вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее слой более плодородный. Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.

Дадим слово группе биологов.

Растения лесной зоны.

По мере продвижения к югу карликовые деревья тундры постепенно сменяются низкорослыми кустарниками. Появляются перелески корявых сосен, елей, лиственниц. Так выглядят просторы ЛЕСОТУНДРЫ, к югу от которой начинается уже густой лес из хвойных деревьев – эти леса называются ТАЙГОЙ. Они занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России .

Хвойные деревья – ПИХТА, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, ЕЛЬ, СОСНА СИБИРСКАЯ – менее требовательные к теплу, чем лиственные. Поэтому хорошо прижились на севере лесной зоны. Под хвойными деревьями произрастают МХИ, ПАПОРОТНИКИ, ЯГОДНЫЕ КУСТАРНИЧКИ: ЧЕРНИКА и БРУСНИКА .

Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены СМЕШАННЫЕ ЛЕСА, в которых наряду с соснами и елями растут береза, осина и другие мелколиственные деревья .

Постепенно по мере продвижения к югу лесной зоны смешанные леса сменяются ШИРОКОЛИСТВЕННЫМИ. В них преобладают теплолюбивые деревья с широкими крупными листьями: ДУБ, КЛЕН, ВЯЗ, ЛИПА, ЯСЕНЬ, БУК.

Дадим слово группе зоологов.

Животные лесной зоны.

Животные тайги, как и животные тундры, приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях. У многих зверей к зиме отрастает густая и длинная шерсть. Поэтому МЕДВЕДИ, ВОЛКИ, ЛИСИЦЫ, РЫСИ, КУНИЦЫ, СОБОЛЯ, ЛОСИ, ЛЕТЯГИ хорошо переносят сильные морозы. Медведи, ежи, бурундуки залегают в спячку на всю зиму. Заяц-беляк, тетерев выдерживают сильные морозы, зарывшись в рыхлый снег. Не покидают лес зимой и такие таежные птицы, как дятел, кедровка, клест, сова, рябчик, глухарь .

Животный мир смешанных и широколиственных лесов и сейчас очень богат. Здесь водятся БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ, КАБАН, ЗУБР, КОСУЛЯ, а также встречаются животные тайги. Из птиц можно встретить ИВОЛГУ, ЗЯБЛИКА, СИНИЦУ, ДЯТЛА, СОВУ, ТЕТЕРЕВА, ДРОЗДА, МУХОЛОВКУ.

Слово нашим экологам.

Роль леса в природе и жизни людей.

Лес не только общий дом обитания растений, животных, грибов, но и защитник других природных сообществ – лугов и полей.

Конечно, лес доставляет радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье. А сколько грибов и ягод дарит нам лес? Зона леса самая густонаселенная местность. А когда человек вмешивается в законы природы, всегда природа от этого страдает.

- Чем вы можете помочь лесу в настоящем возрасте?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

А такого мы допустить не можем!

4. Работа над обобщением материала.

- На карте природных зон найди условные обозначения зоны лесов. Покажи зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

- Как меняется характер лесов с севера на юг?

- назови животных лесов. Есть ли среди них животные, которые живут и в тундре?

5. Закрепление пройденного.

У вас на столе конверт, в нем картинки с животными. Попробуйте разделить их на 2 группы: 1) животные тайги,

2)животные смешанных лесов.

Населите зону тайги. Населите зону смешанных лесов.

Почему этих животных выбрали?

(лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось, иволга, дрозд, сорока, ворона, зяблик, мухоловка)

6. Домашнее задание.

Статья из учебника на стр. 84-94, ответы на вопросы.

**Используя Интернет или другие источники, выяснить, чем знаменит Приокско-Террасный заповедник.

**Подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в Красную книгу России.

**Ответить на вопросы викторины (вопросы вывешиваются в классном уголке – СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.)

Презентация на тему: " Широколиственные леса Ближе к югу становится ещё теплее и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это." — Транскрипт:

2 Широколиственные леса Ближе к югу становится ещё теплее и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

3 Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

5 Леса Тайга Широколиственный лес Смешанный лес Берёза лиственница Клён дуб Ель сосна

6 Тайга Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут : ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

7 Ёлочка или ель Ель- хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы, в еловом лесу темно и влажно.

8 Сосна Сосна- хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

9 Пихта Пихта отличается от ели тем, что ёё хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

10 Смешанный лес К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём на ряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

11 Берёза Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

12 Осинка Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

13 Липа Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

14 К л ё н. Клён бывает остролистный ( с большими резными листьями), татарский( у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх- пяти отдельных листочков),а плоды у всех видов клёна крылатые.

Большую часть территории России занимают леса. В школе предусмотрено изучение зоны лесов на Окружающем мире в 4 классе. Учащиеся узнают, где расположена эта зона и из скольких частей состоит, познакомятся с климатическими условиями лесной полосы, растительным и животным миром.

Зона лесов России

Общая информация

На территории России сформировалось восемь природных комплексов, и все они отличаются рельефом, почвой, флорой и фауной. Это объясняется огромной протяжённостью государства с севера на юг. Самая большая — лесная зона — занимает около 60% площади страны, что соответствует 10 млн км². Расположена она южнее тундры и севернее степей, в умеренном климатическом поясе, где зимы снежные и холодные, а лето — тёплое. На карте территория зоны лесов обозначена зелёным цветом, и чем ближе к югу, тем светлее тон.

Вся лесная полоса состоит из трёх подзон:

Зона лесотундры

  1. Тайга.
  2. Смешанные леса, которые расположены южнее тайги.
  3. Широколиственные леса. Они находятся ещё ближе к югу.

В этой зоне выпадает много осадков, поэтому для растительности хватает не только тепла, но и влаги, чтобы хорошо расти и развиваться. И почвы гораздо питательнее, чем в тундре.

Между тундрой и лесной зоной есть промежуточная полоса — лесотундра. Здесь зима всё еще суровая, но менее продолжительная, по сравнению с тундрой и лето теплее. Чем южнее, тем выше над горизонтом поднимается солнце, больше прогревается земля, и лесотундра с её низкорослыми и редкими хвойными деревьями плавно переходит в дремучую тайгу.

Характеристика зоны тайги

Эта зона в России — самая крупная по занимаемой площади (15 млн кв. м). Протянулась она от запада Восточно-Европейской равнины почти до побережья Охотского и Японского морей. Большую часть тайги занимают горные массивы, покрытые хвойными породами деревьев, эта местность практически нетронута человеком.

Зима в тайге очень холодная, средняя температура составляет -29 градусов, иногда опускается до -50 градусов. Летом температура воздуха поднимается в среднем до +18º C.

Основная часть флоры состоит из хвойных деревьев, которые отличаются устойчивостью к суровым холодам и большим морозам. К ним относятся:

Дерево Ель в лесу

  1. Ель. Высокое статное дерево с прямым крепким стволом и густой кроной. Ветви расположены в виде пирамиды, покрыты короткими колючими иголками. Высота ели может достигать 30 метров. В ельниках темно и сыро.
  2. Сосна. Ствол ровный, покрытый красновато-бурой с отливом меди корой. Хвоя длинная, зелёного окраса с голубоватым оттенком, шишки округлой формы. В сосновых борах светло и сухо.
  3. Пихта. Очень красивое растение семейства сосновых. От ели отличается мягкими плоскими иголками, направленными вверх шишками, которые при созревании осыпаются.
  4. Кедровая сосна. Выделяется среди других видов красивой плотной и компактной кроной. Хвоя тонкая, узкая, собрана в пучки, на ощупь мягкая. Окрас тёмно-зелёный с сизым налётом, длина хвоинок — от 6 до 20 см.

Подлесок (травяно-кустарниковый ярус и моховой покров) слабо развит, так как в лесу мало света. Почвенный слой состоит из гумуса и большого количества минеральных веществ. В тайге много рек, озёр и других водоемов. Кроме дремучих лесов, есть заболоченные местности и луга.

Животный мир тайги уникален. Его представители:

Енотовидная собака

  1. Птицы. В таёжных лесах обитает около 260 видов пернатых. Это ястребиная сова, бородатая неясыть, белые куропатки, рябчики, клесты и многие другие. Большинство птиц не мигрируют, но всё же есть виды, совершающие настоящие перелёты.
  2. Млекопитающие. Представлены 40 видами животных. Некоторые из них: рысь, енотовидная собака, амурский тигр, олень, лиса, волк, бурый медведь, песец, росомаха и другие. По рекам и водоёмам расселяются выдры, бобры, выхухоли.
  3. Земноводные и пресмыкающиеся мало распространены в этой природной зоне. На торфяных болотах и во влажных непролазных чащобах можно увидеть лягушек, тритонов, живородящих ящериц, гадюк, щитомордников. Лягушки и ящерицы с наступлением устойчивых морозов впадают в анабиоз (приостановка жизнедеятельности).
  4. Насекомые — комары, клещи, муравьи, среднерусские пчёлы (отличаются морозостойкостью), оводы (20 видов). Тайга кишит кровососущими насекомыми, которые часто являются переносчиками инфекционных болезней.

Некоторые животные зоны лесов, например, енотовидная собака, уссурийский тигр, чёрный аист, речной бобр занесены в Красную книгу. Для охраны этих и других исчезающих животных на территории России создано 38 таежных заповедников, на которых охота, рубка леса и другая хозяйственная деятельность либо запрещены, либо ограничены. Ведь охрана природы тайги — одна из главных экологических задач страны.

Смешанные леса России

Ближе к югу меняются климатические условия, а вместе с ними и растительность. На смену таёжным лесам приходят смешанные, в которых, кроме хвойных, присутствует 5−7% лиственных деревьев.

Лето в лесополосе тёплое, зима с обильными снегами и не слишком морозная, длится 3,5−4 месяца. Более мягкий и влажный климат (умеренно континентальный) способствует хорошему росту растительности, которая в смешанных лесах представлена тремя ярусами:

Деревья верхнего яруса

  1. Верхний ярус — это деревья: ольха, вяз, берёза, дуб, осина, липа, сосна, ель. На опушках можно встретить рябину, а у рек и озёр — ольху. Характерная особенность многих видов деревьев — небольшие листовые пластины. С наступлением холодов листья полностью опадают.
  2. Средний ярус представлен кустами бузины, жимолости, бересклета, орешника (лещины), крушины, малины.
  3. В нижнем ярусе произрастают папоротники, множество лесных ягод, грибы и мох, а также большое разнообразие трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница, колокольчик широколистный и другие.

Ценные породы деревьев (маньчжурский орех, корейский кедр, цельнолистная пихта) растут в азиатской части природной зоны. Они характеризуются прочностью и устойчивостью к гниению. Здесь же встречаются элеутерококк и лимонник, широко используемые в медицинских целях.

Животный мир хвойно-лиственных лесов схож с фауной тайги и широколиственной полосы. Представлен множеством видов животных, птиц и насекомых:

Травоядные животные лоси

  1. Среди травоядных животных встречаются лоси, кабаны, косули. Зубр и благородный олень сохранились только в заповедниках. Из хищников обитают волки, куницы, лисы, рыси. Водятся также зайцы, бурые медведи, ласка, выдра, барсук. Много разных грызунов: мыши, хорьки, белки. Вблизи рек и водоёмов строят свои хатки бобры, живут водяные крысы, выхухоли и даже выдры.
  2. Мир пернатых этой местности тоже разнообразен, особенно распространены дятлы, глухари, дикие голуби, зяблики и зарянки. Много певчих птиц: соловьи, иволги, дрозды, скворцы. В основном преобладают насекомоядные и зерноядные виды. Дрозду-рябиннику нравятся ягоды рябины. Водятся также хищники: ястреб-тетеревятник, пустельга, лунь, сова и канюк.
  3. Змеи выбирают влажные и тёплые места в молодых хвойных посадках. Их рацион состоит из мышевидных грызунов, ящериц, земноводных, чужих яиц и птенцов. Иногда поедают саранчу, жуков, гусениц, слизней, муравьёв, дождевых червей.

Насекомые (бабочки, пчёлы, шмели, осы, стрекозы, кузнечики, жуки) обитают практически везде: в траве, листьях, под корой деревьев, в лесной подстилке, в земле, воздухе.

Полоса широколиственных деревьев

Смешанные леса плавно переходят в широколиственные, расположенные ближе к югу. В них растут листопадные (летне-зелёные) деревья с широкими листовыми пластинами. Большая часть природной зоны расположилась на территории Русской равнины и Урала (28% площади России). Заканчивается она на юге Восточно-Европейской равнины там, где начинаются степи.

Климат в широколиственной подзоне влажный умеренно континентальный с тёплым продолжительным летом (длится около четырёх месяцев) и мягкой зимой. Выпадает достаточное количество осадков для буйного роста широколиственных пород деревьев. Температура воздуха летом поднимается до +21−24 градусов, зимой среднемесячная опускается до -16, глубоких снежных покровов не бывает. Крупные листья не приспособлены переносить зимние погодные условия, поэтому в середине осени опадают. Опавшая листва защищает почву от чрезмерного испарения, удобряет её, насыщая микроэлементами, корни прикрывает от холодов.

Особенность этой природной зоны в том, что растительный мир разделён на два яруса: верхний и нижний. В каждом из них расположено большое количество древних пород. Преобладают теплолюбивые лиственные виды деревьев. В основном это клён, бук, осина, ясень, граб, дубовые и липовые рощи. Южнее появляются рябина и черёмуха. Здесь также в изобилии растут кустарники, травы и грибы.

Животные широколиственных лесов

Широколиственные леса населяют кабаны, волки, лисы, медведи, ондатры и нутрии. Там же обитают мыши, ящерицы, змеи, кроты и ежи. По сравнению с тайгой, в этих природных зонах появляется больше земноводных и пресмыкающихся. Птицы представлены тетеревами, филинами, сычами, скворцами, ласточками и жаворонками. Щитомордник, гадюка и амурский полоз относятся к распространённым пресмыкающимся.

Широколиственные леса больше остальных пострадали от активной хозяйственной деятельности человека, особенно в западной части России. Люди значительно сократили зелёную территорию для выпаса скота, растениеводства и строительства городов. Поэтому естественных ландшафтов осталось очень мало. Фауна также сильно деформирована человеком. Для сохранения природы и животных лесной зоны создаются все новые заповедники и национальные парки.

Читайте также: