Зелень травы и деревьев чернела

Обновлено: 18.09.2024

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Баннова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОАУ « СОШ№10 « г.Оренбурга.

Тема урока: Сложное предложение.

Тип урока: Повторительно – обобщающий урок.

Образовательные : обобщение и систематизация сведений о сложном предложении как единице синтаксиса.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины.

Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать, работать над развитием умения выделять главное , сравнивать, обобщать.

Оборудование урока: карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, учебники, тетради, ручки, карандаши ,линейки.

Структура урока:

1 .Организационный момент.

2. Синтаксическая пятиминутка.

4. Работа по новой теме.

7. Домашнее задание.

1.Организационныймомент.

2.Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение.

На лесных дорогах ещё кое-где трещал под ногами тонкий слой наста, а в низинах сверкала талая вода.

-Выделите ГО, составьте схему.

- Что вы можете сказать об этом предложении?

- Почему вы сделали такой вывод?

- Можем ли мы сказать, что сложное предложение является механической суммой двух простых предложений?

( Нет , так как возникает информация. Она богаче , сложнее того , что передаётся с помощью простых предложений, входящих в сложное предложение)

4.Работа по новой теме.

Работа в группах.( У каждой группы своё задание)

1)Прочитайте выразительно текст упражнения 42, озаглавьте его.

2) Определите тип и стиль речи.

3) Найдите и выпишите простое предложение.

4) Подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

5)Выпишите сложные предложения.

6) докажите , что они сложные.

1)Сколько ГО в простом и сложном предложениях?

2)В каких предложениях информация о событиях более богатая.

3)Какая связь наблюдается между частями сложного предложения?

4) текст упражнения 43.

5)Найдите сложное предложение , части которого соединены сочинительной связью(как однородные члены предложения)

6)Подчиняются ли эти части одна другой или являются равноправными?

7)Найдите сложное предложение , части которого соединены подчинительной связью (как словосочетания)

8)Равноправны ли части этого предложения?

Работа с учебником (Общее задание для обеих групп)

Сделайте для себя опорный конспект.

Проверка опорного конспекта.

5. Закрепление.

-Какое предложение называют сложным?

-Какими союзами могут быть соединены предикативные части сложного предложения?

-Какие виды сложных предложений вам известны?

-Что общего и чем отличаются эти виды сложных предложений.

Выборочное списывание с анализом предложений .

(Общее задание для обеих групп)

-Найдите лишнее предложение , докажите , что оно лишнее.

1.Зелень травы и деревьев чернела ,покрываясь росой.

2.В глубине дупла послышался шорох, и мы вдруг увидели там толстую змею, свернувшуюся в огромное кольцо.

3.Налетает ветер , и через минуту- другую всё скрывается в темноте.

4. Ломоносов справедливо сравнивал русский язык с морем, которое едва ли и пределы имеет.

5. Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

6.Я знал :удар судьбы меня не обойдёт.

7. Последние клочки туч беспорядочно неслись ещё по небу; море стихало, колыхаясь и как будто стыдясь своего ночного разгула

8.Холодно, руки стынут, поясницу не разогнёшь, неудобно поворачиваться.

-Что вы можете сказать об остальных предложениях

Графическая работа.( Общее задание для обеих групп)

-Выполните соотнесение предложений и их схем.

6.Итог урока.

_Сложное предложение –какое это предложение?

-Что представляет из себя сложное предложение?

-Из чего состоит сложное предложение?

-Как называются эти части?

-Чем отделяются части сложного предложения друг от друга?

7.Домашнее задание.П.5.

Составить логическую схему для постановки знаков препинания в сложном предложении.

Краткое описание документа:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 561 580 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.06.2014 3839
  • DOCX 19.1 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баннова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по правам учителей

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Задание 21 № 14096

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложениях 1 и 5 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Правило: Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

Тире между подлежащим и сказуемым

а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие);

б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море);

в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок);

г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда — наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны);

д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сашка мне друг);

е) сказуемое предшествует подлежащему (Хороший человек Фёдор Кузьмич);

Курить — здоровью вредить.

а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень;

б) значит является глаголом в значениях:

Тире в предложении с однородными членами при обобщающем слове

ПравилоПример
Обобщающее слово заключает перечислительный ряд однородных членов, поэтому перед ним ставится тиреНа лесной опушке, на полянке, на проталинках — всюду заметен весенний след.
Обобщающее слово стоит перед однородными и после обобщающего стоит двоеточие, а после однородных предложение продолжается, поэтому ставится тиреВсюду: на лесной опушке, на полянке, на проталинках — заметен весенний след
Однородные члены находятся в середине предложения, и возникает необходимость представить их как выражение попутного, уточняющего замечания, поэтому тире ставится с двух сторонВсё, что могло приглушить звуки, — ковры, портьеры и мягкую мебель — Григ давно убрал из дома.

Тире при приложении

Приложение — определение, выраженное существительным.

Тире при несогласованных определениях

Я наложу на всех одну обязанность — творить.

Тире при согласованных и несогласованных определениях

ПравилоПример
Для обособления распространённых согласованных определений, стоящих в конце предложения, особенно при перечислении ставится тиреЭто в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с пёрышками, и без пёрышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель — чёрных, белых, жёлтых, кожаных…
Определения, расположенные внутри предложения, могут выделяться с двух сторон тиреПодглядывая в окошко, я вижу на своём дворе, как птицы всех мастей — чёрные, серебристо-шоколадные, белоснежные — слетаются к моим кормушкам.

Тире при вставных конструкциях

ПравилоПример
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы)Тут — делать нечего — друзья поцеловались (Кр.); Но — чудное дело! — превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом (Т.)

Тире при прямой речи

Тире при диалоге

— Идём! — скомандовал отец.

Тире в неполных предложениях

Неполнота предложения бывает связана с пропуском одного или не-скольких членов предложения. Различается неполнота эллиптическая (в самостоятельно употребляющихся предложениях с отсутствующим сказуемым) и контекстуальная (пропущенный член предложения восстанавливается из контекста).

Однако при отсутствии паузы и логического ударения на обстоятельственном члене предложения тире не ставится: Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (П.)

Тире интонационное

Тире, называемое интонационным, может отделять любую часть предложения.

ПравилоПример
В однотипно построенных частях сложного предложения без пропуска членаДеньги — исчезают, работа — остаётся.
Интонационное тире между любыми членами предложенияЛежали мёртвые — и лепетали ужасную, неведомую речь.
Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характерЧерез несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошёл — Швабрин.

Тире соединительное

Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станцию можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев.

Крестовые походы XI — XIII веков, репертуар театра на январь — март.

Матч Карпов — Каспаров.

Тире при присоединительных конструкциях

Постановка тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в сложноподчиненных предложениях

Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная — это мне ясно… (И Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

Четыре солдата на носилках несли прапорщика; за ними форштатский солдат вел худую, разбитую лошадь, с навьюченными на нее двумя зелеными ящиками, в которых хранилась фельдшерская принадлежность. Дожидались доктора. Офицеры подъезжали к носилкам и старались ободрить и утешить раненого.

— Ну, брат Аланин, не скоро опять можно будет поплясать с ложечками, — сказал с улыбкой подъехавший поручик Розенкранц.

Он, должно быть, полагал, что слова эти поддержат бодрость хорошенького прапорщика; но, сколько можно было заметить по холодно-печальному выражению взгляда последнего, слова эти не произвели желанного действия.

Подъехал и капитан. Он пристально посмотрел на раненого, и на всегда равнодушно-холодном лице его выразилось искреннее сожаление.

Что, дорогой мой Анатолий Иваныч? — сказал он голосом, звучащим таким нежным участием, какого я не ожидал от него, — видно, так богу угодно.

Раненый оглянулся; бледное лицо его оживилось печальной улыбкой.

— Да, вас не послушался.

— Скажите лучше: так богу угодно, — повторил капитан.

Приехавший доктор принял от фельдшера бинты, зонд и другую принадлежность и, засучивая рукава, с ободрительной улыбкой подошел к раненому.

— Что, видно, и вам сделали дырочку на целом месте, — сказал он шутливо-небрежным тоном, — покажите-ка.

Прапорщик повиновался; но в выражении, с которым он взглянул на веселого доктора, были удивление и упрек, которых не заметил этот последний. Он принялся зондировать рану и осматривать ее со всех сторон; но выведенный из терпения раненый с тяжелым стоном отодвинул его руку…

— Оставьте меня, — сказал он чуть слышным голосом, — все равно я умру.

Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном, прозрачном горизонте. Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане; только верхняя; линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. Зелень травы и деревьев чернела и покрывалась росою. Темные массы войск мерно шумели и двигались «по роскошному лугу; в различных сторонах слышались бубны, барабаны и веселые; песни. Подголосок шестой роты звучал изо всех сил, и, исполненные чувства и силы, звуки его чистого грудною тенора далеко разносились по прозрачному вечернему, воздуху.






.txt .doc .fb2
-->

Читайте также: