Сопоставьте басни эзопа и лафонтена лисица и виноград в чем сходство и различие
Обновлено: 18.09.2024
Сопоставте сказки Эзопа и Лафонтена "Лисица и виноград . В чём сходство?
- Vladimir Sidichkin
- Литература
- 2019-01-17 06:06:55
- 0
- 1
Басни Лафонтена примечательны своим многообразием, ритмическим совершенством, опытным внедрением архаизмов трезвым взором на мир и глубочайшим реализмом.
Для того чтобы уяснить для себя, в чем различие и сходство басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, остановимся на сказке Ворона и Лисица . У Эзопа это жива бытовая сценка, написанная прозой, увенчанная выводом: Не веруй недругам - проку не выйдет . Лафонтен сохранил сюжет сказки, но написал ее стихом, просто и роскошно, отбросив воинственную мораль Эзопа, заставив Ворону пожалеть о своей опрометчивости. Крылов предпослал сказке Ворона и Лисица рассуждение, что лесть гадка, вредна , и потом со характерным ему реализмом и динамикой пересказал сюжет предшественников. Более близки к тексту Лафонтена басни Крылова Стрекоза и Муравей , Волк и Журавль , Лисица и Виноград , Лягушка и Вол , Лягушки, просящие короля . Пушкин равно высоко ценил и Лафонтена и Крылова, утверждая, что оба они постоянно останутся фаворитами собственных единоземцев .
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
Цели:
- обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
- учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
- обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
- воспитывать высокие моральные качества;
Ход урока:
Проверка готовности детей к уроку.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
6.“Ты все пела? Это дело:
“Ай, Моська! Знать она сильна,
“А вы, друзья, как ни садитесь,
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
-Давайте проверим вашу работу:
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
- Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
ü Что такое аллегория? (Иносказание.)
ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
1. Сухое краткое изложение сюжета.
2. Прозаическое произведение.
3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.
2. Стихотворное произведение.
3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.
4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.
- Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.
-Поможет нам в этом план сравнения басен:
План сравнительного анализа:
ü Сюжет
ü Герои
ü События, действия героев
ü Мораль
ü Цель басни
ü Художественные особенности
3. Одни и те же персонажи
4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность
5. В баснях высмеиваются людские пороки
6. Мораль как поучение
7. Повествование от лица авторов
1. Форма повествования – проза и стихи
2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог)
3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии
4. У Крылова басня более развёрнута:
5. - Характеры раскрыты глубже
- Развернутое подробное описание:
- Живая разговорная речь (просторечия)
- Открытое отношение к героям
6. Басня выразительнее, живописнее
- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)
1. название, сюжет.
3. в басне высмеиваются пороки.
4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства).
5. повествование от лица автора.
1. Проза – у Эзопа, а у Крылова - стихи;
2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса)
- действия Лисы даны подробно.
Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)
- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)
1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)
2. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)
3. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)
- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).
Итог урока.
- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?
- Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)
- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)
- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?
- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?
- Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.
V. Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?
Я сегодня узнал (а) …
Было интересно …
Я поняла (а), что …
Я научилась …
Чем мне запомнилось? …
- Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа
Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна
учитель русского языка и литературы
Карагандинской области, Актогайского района
ОСШ имени К.Байсеитовой
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.
Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова
Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе
обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
воспитывать высокие моральные качества;
Проверка готовности детей к уроку.
Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.
Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.
2. Вот что-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки
3. То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
4. Друзья! Хоть вы охрипните,
Хваля друг дружку,-
6.“Ты все пела? Это дело:
“Ай, Моська! Знать она сильна,
“А вы, друзья, как ни садитесь,
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Подготовка учащихся к работе по теме урока.
- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.
- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)
- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.
(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,
ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову
1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.
2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани
3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана
а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб
б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами
в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
-Давайте проверим вашу работу:
II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)
Работа по теме урока.
- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?
- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)
Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)
Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)
Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)
Что такое аллегория? (Иносказание.)
Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)
Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)
Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)
- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.
- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)
Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
1. Сухое краткое изложение сюжета.
2. Прозаическое произведение.
3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.
1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.
2. Стихотворное произведение.
3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.
4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.
Читайте также: