Сопоставьте басни эзопа и лафонтена лисица и виноград в чем сходство и различие

Обновлено: 18.09.2024

Сопоставте сказки Эзопа и Лафонтена "Лисица и виноград . В чём сходство?

  • Vladimir Sidichkin
  • Литература
  • 2019-01-17 06:06:55
  • 0
  • 1

Басни Лафонтена примечательны своим многообразием, ритмическим совершенством, опытным внедрением архаизмов трезвым взором на мир и глубочайшим реализмом.

Для того чтобы уяснить для себя, в чем различие и сходство басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, остановимся на сказке Ворона и Лисица . У Эзопа это жива бытовая сценка, написанная прозой, увенчанная выводом: Не веруй недругам - проку не выйдет . Лафонтен сохранил сюжет сказки, но написал ее стихом, просто и роскошно, отбросив воинственную мораль Эзопа, заставив Ворону пожалеть о своей опрометчивости. Крылов предпослал сказке Ворона и Лисица рассуждение, что лесть гадка, вредна , и потом со характерным ему реализмом и динамикой пересказал сюжет предшественников. Более близки к тексту Лафонтена басни Крылова Стрекоза и Муравей , Волк и Журавль , Лисица и Виноград , Лягушка и Вол , Лягушки, просящие короля . Пушкин равно высоко ценил и Лафонтена и Крылова, утверждая, что оба они постоянно останутся фаворитами собственных единоземцев .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

Цели:

  1. обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;
  2. учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;
  3. обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;
  4. воспитывать высокие моральные качества;

Ход урока:

Проверка готовности детей к уроку.

Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.

Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.

2. Вот что-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки

3. То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

4. Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

6.“Ты все пела? Это дело:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

“А вы, друзья, как ни садитесь,

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)

- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.

(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,

ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову

1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

Работа по теме урока.

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

  • Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

ü Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)

ü Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)

ü Что такое аллегория? (Иносказание.)

ü Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)

ü Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)

ü Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

- Приступим к исследованию. Сопоставьте название басен.

-Поможет нам в этом план сравнения басен:

План сравнительного анализа:

ü Сюжет

ü Герои

ü События, действия героев

ü Мораль

ü Цель басни

ü Художественные особенности

3. Одни и те же персонажи

4. Характеры: Волк олицетворяет злобу, несправедливость, а Ягнёнок – беззащитность, жертвенность

5. В баснях высмеиваются людские пороки

6. Мораль как поучение

7. Повествование от лица авторов

1. Форма повествования – проза и стихи

2. У Эзопа – рассказ повествователя, а у Крылова – сценка (диалог)

3. У Эзопа – реплик Ягнёнка нет, а у Крылова характер Ягнёнка дан в развитии

4. У Крылова басня более развёрнута:

5. - Характеры раскрыты глубже

- Развернутое подробное описание:

- Живая разговорная речь (просторечия)

- Открытое отношение к героям

6. Басня выразительнее, живописнее

- Перекликаются ли по своему содержанию басни? В чем заключается их нравоучение? (сильный всегда прав)

1. название, сюжет.

3. в басне высмеиваются пороки.

4. имеет мораль (нет сил добиться успеха, а винят обстоятельства).

5. повествование от лица автора.

1. Проза – у Эзопа, а у Крылова - стихи;

2. У Эзопа – небольшой рассказ, а у Крылова напоминает сказку (кума Лиса)

- действия Лисы даны подробно.

Физминутка. (Составить картинки в пары так, чтобы получились названия басен)

- Что вы скажите о названии басен? (одинаковые)

1. -Время написания? (разное: VІ век до н. э, ХVІІІ век)

2. - Форма написания? (у Эзопа – прозаическая, а у Крылова – поэтическая)

3. - Где в басне Эзопа находится мораль? (в конце басни), а в басне Крылова? (в начале)

- Совпадают ли детали сюжета? (детали не совпадают). А характеры героев? (совпадают. Аллегория в изображении героев).

Итог урока.

- Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы?

- Ребята, Эзоп писал свои басни в VІ веке до нашей эры, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в ХХІ в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов? (Нет)

- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню?

- Итак, ребята, почему же безжалостный ветер времени не уничтожил басни Эзопа и И. А. Крылова?

- Почему, читая эти произведения, мы и сегодня возмущаемся, смеёмся, грустим? Потому что из своего далекого далека, осуждая хамство, невежество, льстивость, они учат нас доброте, отзывчивости, человечности.

V. Рефлексия.

- Ребята, с каким настроением, ребята, вы покидаете урок?

Я сегодня узнал (а) …

Было интересно …

Я поняла (а), что …

Я научилась …

Чем мне запомнилось? …

- Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

V. Оценивание.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть одну из басен Эзопа


Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна

учитель русского языка и литературы

Карагандинской области, Актогайского района

ОСШ имени К.Байсеитовой

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Урок направлен на приобретение учащимися знаний, в процессе которой дети научились наблюдать, сравнивать и сопоставлять, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы.

Тема урока: Сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова

Технология: проблемно-исследовательская на диалоговой основе

обобщить знания учащихся, полученные о басне, ее особенностях;

учить детей наблюдать, сравнивать развивать творческие способности учащихся;

обогащать словарный запас учеников, учить бережно обращаться со словом;

воспитывать высокие моральные качества;

Проверка готовности детей к уроку.

Начинаем наш урок, пусть он пойдет ребятам впрок.

Хочу начать урок с викторины, посмотрим, как вы хорошо знаете басни Крылова. по цитатам определите название.

2. Вот что-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки

3. То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

4. Друзья! Хоть вы охрипните,

Хваля друг дружку,-

6.“Ты все пела? Это дело:

“Ай, Моська! Знать она сильна,

“А вы, друзья, как ни садитесь,

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

- Ребята, так уж устроен человек, что он не может оставаться равнодушным к чему-то тайному, загадочному. И на сегодняшнем уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

- В 6-7 классах мы знакомились с биографией этих людей. Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в изученном материале. (класс делится на две группы)

- У вас на столах лежат – тест. Приступаем к его выполнению.

(І группа находит сведения, относящиеся к Эзопу,

ІІ группа находит сведения относящиеся к И. А. Крылову

1. Жил: а) в ХІІІ- ХІV веках б) в ХVІІІ – ХІХ веках в) в 6 веке до н. э.

2. Родился: а) в Москве б) во Фригии в) в Астрахани

3.В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана

а) брюхо вспученное, голова как котёл, губы толстые, на спине горб

б) крупный, грузный мужчина, с большими бакенбардами

в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами

-Давайте проверим вашу работу:

II вариант: 1б, 2а, 3в, 4б ( И. А. Крылов жил в ХVІІІ – ХІХ веках. Родился в Москве. Был сыном бедного армейского капитана. Человек крупный, грузным, с большими бакенбардами.)

Работа по теме урока.

- Посмотрите, ребята, какие перед нами разные люди, жившие в разное время. Внешне они совершенно не похожи друг на друга. Но что же их объединило?

- Что же вы знаете об этом жанре? Я начну, а вы продолжайте: (Слайд презентации)

Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)

Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)

Что такое аллегория? (Иносказание.)

Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)

Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)

Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)

- Итак, мы сегодня говорим о баснях, но наш разговор будет не совсем обычным. Он не будет похож на предыдущие. Мы с вами превратимся в исследователей. Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

- Как вы понимаете смысл слова сравнить? (найти сходство и различие)

Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

1. Сухое краткое изложение сюжета.

2. Прозаическое произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.

2. Стихотворное произведение.

3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Читайте также: