Алгоритм решения задачи на моногибридное скрещивание горох

Обновлено: 15.09.2024

Задача на моногибридное скрещивание № 1

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Выясните:
1) Сколько типов гамет образуется у женщины?
2) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
3) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Сколько разных фенотипов может быть у детей в этой семье?

Задача на моногибридное скрещивание № 2

Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. Определите:
1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?
3) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
4) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
5) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача на моногибридное скрещивание № 3

У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача на моногибридное скрещивание № 4

При скрещивании черной самки кролика с белым самцом в первом поколении получили потомство черного цвета. Составьте схему данного скрещивания и определите:
1) Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2) Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3) Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача на моногибридное скрещивание № 5

Равномерная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача на моногибридное скрещивание № 6

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача на моногибридное скрещивание № 7

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Задача на моногибридное скрещивание № 8

У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?

Решение данных задач смотри на страницах ниже после знака: Subpages

Гибрид – организм, полученный от скрещивания двух различающихся генотипами особей.

Выполните практическую работу.

Решение задач на моногибридное скрещивание

1. Перенесите в тетрадь представленный ниже алгоритм решения генетической задачи. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при моногибридном скрещивании и заполните пропуски в алгоритме.

Алгоритм решения задачи на моногибридное скрещивание

1. Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу.

Решение задачи на моногибридное скрещивание

2. Решите задачи на моногибридное скрещивание.

1. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Сколько типов гамет образуется у женщины? Сколько типов гамет образуется у мужчины? Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами (в %)? Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их)?

Решение задачи на моногибридное скрещивание

Ответы: У женщины образуется 2 типа гамет (А и а). У мужчины образуется один тип гамет (а). Вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами равна 50%. Среди детей данной супружеской пары может быть два генотипа (Аа и аа) и два фенотипа (длинные и короткие ресницы) соответственно.

2. Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом.

1) Сколько типов гамет может образоваться у отца?

2) Сколько типов гамет может образоваться у матери?

3) Какова вероятность рождения здорового ребёнка в данной семье?

4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары? 5) Какова вероятность, что второй ребёнок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?

Возможные генотипы и фенотипы

Ответы: 1) У отца образуется 2 типа гамет (А и а).

2) У матери образуется 2 типа гамет (А и а).

3) Вероятность рождения здорового ребенка в данной семье – 75%.

4) Среди детей этой супружеской пары может быть 3 разных генотипа (АА, Аа, аа).

5) Вероятность того, что второй ребенок в этой семье будет страдать сахарным диабетом – 25%.

Вопросы

1. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скрещивания растения, которые относились к различным сортам. Так, например, у одного сорта горошины всегда были жёлтые, а у другого - всегда зелёные. Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях эти сорта не смешиваются. Такие сорта называют чистыми линиями.

Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими родительскими парами гороха.

В-третьих, Мендель намеренно упростил задачу, наблюдая за наследованием не всех признаков гороха сразу, а только одной их пары. Для своих опытов он изначально выбрал цвет семян гороха - горошин. В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь по одному признаку (например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.

В-четвёртых, имея математическое образование, Мендель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось.

2. Почему для опытов Г. Менделя был удачным выбор гороха?

Горох легко выращивать, в условиях Чехии он размножается несколько раз в год, сорта гороха отличаются друг от друга рядом хорошо заметных признаков, и, наконец, в природе горох самоопыляем, но в эксперименте это самоопыление легко предотвратить, и экспериментатор может опылять растение пыльцой с другого растения, т. е. перекрёстно.

3. Какие гены называются аллельными?

Гены, ответственные за развитие одного признака (например, цвета семян), получили название аллельных генов.

4. Чем гомозиготный организм отличается от гетерозиготного?

Гомозиготный организм содержит два одинаковых аллельных гена (например, оба гена зелёного цвета семян или, наоборот, оба гена желтизны семян). Если же аллельные гены различны (т. е. один из них определяет жёлтую, а другой - зелёную окраску семян), то такие организмы называют гетерозиготными.

5. В чём суть гибридологического метода?

Суть гибридологического метода заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и в последующем анализе характера наследования этих признаков у потомства.

6. Что такое моногибридное скрещивание?

В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь по одному признаку (например, только по цвету семян или только по форме семян), скрещивание называют моногибридным.

7. Какой признак называется доминантным; рецессивным?

Проявляющийся у гибридов признак (желтизну семян или гладкость семян) Мендель назвал доминантным, а подавляемый признак (т. е. зелёный цвет семян или морщинистость семян) - рецессивным.

Задания

1. Объясните, в чём суть правила единообразия гибридов первого поколения. Проиллюстрируйте свой ответ схемой.

Правило единообразия гибридов первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Правило единообразия гибридов первого поколения

2. Сформулируйте правило расщепления. Нарисуйте схему скрещивания гибридов первого поколения.

Правило расщепления: при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвёртую часть от всего числа потомков второго поколения.

Схема скрещивания гибридов первого поколения

3. Сформулируйте закон чистоты гамет.

Закон чистоты гамет: при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.

В настоящее время, когда организуется дистанционное обучение, хороши любые средства. Предлагаю подробное объяснение решения генетических задач на моногибридное скрещивание (полное доминирование) с помощью алгоритма. Прилагаю несколько задач для закрепления материала.

ВложениеРазмер
моногибридное скрещивание (алгоритм) 39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Моногибридное скрещивание (полное доминирование)

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений пыльцой желтоплодных растений? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный. Красный цвет плодов абрикосов полностью доминирует над жёлтым. Исходные растения гомозиготны.

Возвращаемся к нашей задаче. Чтобы задача решалась легко, мы будем использовать алгоритм.

Запись в тетрадь

Далее записываем исследуемый признак: Признак – цвет плодов абрикосов.

Признак – цвет плодов абрикосов.

Запись в тетрадь

При полном доминировании признак может проявляться двумя аллелями: доминантным (сильным) и рецессивным (слабым). Доминантные аллели принято обозначать заглавными буквами латинского алфавита, например, А,В, С, D, N, T и прочее, рецессивные – строчными буквами, например, а, b, с, d, n, t и прочее.

По условию задачи, доминантный аллель – красные плоды абрикосов обозначим А , рецессивный аллель – жёлтые плоды абрикосов обозначим а .

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Важно (!) Доминантные аллели в генотипах всегда записываются на первом месте А а .

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Запись в тетрадь

Когда всё потомство несёт признак одного из родителей, говорят о проявлении I закона Менделя – единообразия гибридов первого поколения или Закона доминирования .

Признак – цвет плодов абрикосов.

А – красные плоды абрикосов,

а – жёлтые плоды абрикосов.

Ответ: по фенотипу F 1 100% - красноплодные.

Запись в тетрадь

Ответ можно записать другими словами не искажая смысла.

Итак, задача решена с помощью алгоритма, в котором необходимо соблюдать 3 шага:

Задачи для самостоятельного решения

Моногибридное скрещивание ( полное доминирование )

1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания чёрного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген чёрной окраски шерсти крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски.

2. Отсутствие веснушек у человека наследуется как рецессивный признак. Определите фенотипы потомства, если один из супругов не имеет веснушек, а другой - с веснушками. Оба родителя гомозиготны. Какова вероятность рождения детей с веснушками? Укажите закон, который действует в данном скрещивании. При составлении схемы решения задачи перед генотипом отца поставьте значок ♂(щит и меч Марса), а перед генотипом матери значок ♀ (зеркало Венеры).

3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Кареглазый (гомозигота) мужчина женится на голубоглазой женщине. Какое потомство в отношении указанного признака следует ожидать в такой семье? Какая закономерность наследования проявляется в данном случае?

4. При скрещивании серой и чёрной мышей, все потомки оказались серыми. Определи доминантный аллель. Реши задачу. Укажи в ответе генотипы родительских организмов и потомства и их фенотипы. Исходные особи гомозиготны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик.


Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, про.


Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и.


Задачи на моногибридное скрещивание

Задачи на моногибридное скрещиваниеВАРИАНТ 11. Порода тутового шелкопряда с полосатыми гусеницами скрещена с породой одноцветных гусениц. Гибридные гусеницы F1 оказались полосатыми. В F2 получилось пр.


План урока. Тема: Моногибридное скрещивание. Решение генетических задач.

Тип урока: Закрепление и расширение полученных ранее знаний и умений.Цели урока:1.


Генетические задачи на моногибридное скрещивание

Генетические задачи на моногибридное скрещивание. Взяты из книги "Сборник задач по генетике с решениями" (авторы Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Закрепление законов Г.Менделя при решении задач с введением генетической символики.

Задачи:

-ознакомить с генетическими символами

-закрепить законы Г Менделя, используя задачи на моногибридное скрещивание

-формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики

-учить анализировать, делать выводы

-развивать логическое мышление

-воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный ,частично- поисковый, репродуктивный.

Ход урока:

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания

1. Генетика — это наука о:

Б)наследственности и изменчивости организмов

В)эволюции органического мира

А)проявляющиеся внешне и внутренне признаки организма

Б)наследственные признаки организма

В)способность организма к изменениям

Г)передача признака от поколения к поколению

3. Аллельными считаются следующие пары генов, определяющие:

А)рост человека — форма его носа

Б)карие глаза — голубые глаза

В)рогатость у коров — окраска коров

Г)черная шерсть — гладкая шерсть

4. Рецессивный признак

5. Первый закон Менделя

А) закон единообразия

Б) закон независимого наследования

В) закон соотношения 9:3:3:1

Г) закон расщепления 3:1

6. Гетерозигота — это пара:

А)аллельных доминантных генов

Б)неаллельных доминантного и рецессивного генов

В)разных аллельных генов

Г)аллельных рецессивных генов

7. Ген человека — это часть молекулы

8. Генотип организма — это:

А)совокупность всех генов данного организма

Б)внешний облик организма

В)совокупность всех признаков организма

Г)пара генов, отвечающих за развитие признака

9. Второй закон Менделя

А) закон расщепления 3:1

Б) закон единообразия

В) закон независимого наследования

Г) закон соотношения 9:3:3:1

10. Чистой линией называется:

А)потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку

Б)разнообразное потомство, полученное от скрещивания разны особей

В)пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

Г)особи одного вида

11. Гомозигота — это пара только:

А)рецессивных аллельных генов

Б)доминантных аллельных генов

Г)одинаковых по проявлению аллельных генов

12. Доминантный признак

3.Закомстсво с генетическими символами и алгоритмом решения задач

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь) ( слайд 1)

Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику (слайд-2)

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

? – зеркало Венеры – женская особь

?– копье Марса – мужская особь

Х – знак скрещивания

А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в тетради .

Алгоритм решения генетических задач(слайд 4)

1. Внимательно прочтите условие задачи.

2. Сделайте краткую запись условия задачи.

3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Алгоритм оформления задачи на моногибридное скрещивание.(слайд5)

(раздаточный материал)

Задача № 1: Желтая окраска семян гороха преобладает над зелёной .Какое потомство можно ожидать при данном скрещивании, если оба родителя гомозиготны ?

1.По условию задачи записывают краткую запись

Например: А-жёлтая окраска семян гороха

а-зелёная

2. При написании генотипов и фенотипов скрещиваемых особей сначала

записывают знак родителей –Р , генотип женской особи, а затем – мужской

Например : Р: ? АА х ? аа

3.Далее записывают типы гамет под генотипами особей (обводя их кружком)

Например : гаметы- ( А ) ( а )

4. Совмещая гаметы записывают генотипы гибридов первого поколения

Например: F1 : Аа

5. Необходимо произвести анализ результата скрещивания по фенотипу и генотипу

Например: по фенотипу : 100% все семена жёлтой окраски

по генотипу : 100 % гетерозиготы

6. Ответ задачи: Всё потомство будет с жёлтой окраской семян.

Задача № 2 . Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным?

А- жёлтая окраска семян гороха

а- зелёная

Р: ? Аа х ? аа

гаметы- (А),(а) (а)

F1 : Аа ,аа

по фенотипу : 1:1 или 50 % : 50% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1:1 или 50 % : 50% гетерозиготы- гомозиготы

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным в

потомстве будет расщепление 1: 1.

Задача № 3 Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой ?

А- жёлтая окраска семян гороха

а- зелёная

Р: ? Аа х ? Аа

гаметы- (А),(а) (А),(а)

F1 : АА, Аа, Аа ,аа

по фенотипу : 3:1 или 75 % : 25% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1: 2: 1 или 25 % : 50%: 25%

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой в

потомстве будет расщепление 1: 2:1. (слайды 6-10)

4. Отработка умений составления условий и закрепления навыков оформления решения.

(работа в парах- учащимся раздаются карточки с задачами))

5.Домашнее задание: повторить параграфы 32-34 , решить задачи.

1.Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

2. Определите генотип потомства от скрещивания:

Дано: Аа Х Аа F1 - ?

План конспект урока № 37 Дата проведения –21.01.2013

Тема :Генетические символы . Решение задач на моногибридное скрещивание

Тип урока: закрепления знаний

Цель урока: Закрепление законов Г.Менделя при решении задач с введением генетической символики.

образовательные:

-ознакомить с генетическими символами

-закрепить законы Г Менделя, используя задачи на моногибридное скрещивание

развивающие:

-формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики

-учить анализировать, делать выводы

-развивать логическое мышление

воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

Методы обучения: словесно-наглядный ,частично- поисковый, репродуктивный.

Конечные результаты обучения:

-способы решения задач на моногибридное скрещивание ;

-анализировать ход расщепления по фенотипу и генотипу;

-уметь выделять главное

- законы Г.Менделя в решении задач.

Этапы урока:

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания.(тестовый контроль знаний)

3. Знакомство с генетической символикой и алгоритмом решения задач.

4. Закрепление знаний -отработка умений применять генетическую символику при решении задач.

5. Домашнее задание.

1. Организационный момент: установочная беседа с учащимися.

2. Проверка домашнего задания

1. Генетика — это наука о:

Б)наследственности и изменчивости организмов

В)эволюции органического мира

А)проявляющиеся внешне и внутренне признаки организма

Б)наследственные признаки организма

В)способность организма к изменениям

Г)передача признака от поколения к поколению

3. Аллельными считаются следующие пары генов, определяющие:

А)рост человека — форма его носа

Б)карие глаза — голубые глаза

В)рогатость у коров — окраска коров

Г)черная шерсть — гладкая шерсть

4. Рецессивный признак

5. Первый закон Менделя

А) закон единообразия

Б) закон независимого наследования

В) закон соотношения 9:3:3:1

Г) закон расщепления 3:1

6. Гетерозигота — это пара:

А)аллельных доминантных генов

Б)неаллельных доминантного и рецессивного генов

В)разных аллельных генов

Г)аллельных рецессивных генов

7. Ген человека — это часть молекулы

8. Генотип организма — это:

А)совокупность всех генов данного организма

Б)внешний облик организма

В)совокупность всех признаков организма

Г)пара генов, отвечающих за развитие признака

9. Второй закон Менделя

А) закон расщепления 3:1

Б) закон единообразия

В) закон независимого наследования

Г) закон соотношения 9:3:3:1

10. Чистой линией называется:

А)потомство, не дающее расщепления по изучаемому признаку

Б)разнообразное потомство, полученное от скрещивания разны особей

В)пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

Г)особи одного вида

11. Гомозигота — это пара только:

А)рецессивных аллельных генов

Б)доминантных аллельных генов

Г)одинаковых по проявлению аллельных генов

12. Доминантный признак

3.Закомстсво с генетическими символами и алгоритмом решения задач

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь) ( слайд 1)

Г. Мендель для записи результатов скрещивания ввел генетическую символику (слайд-2)

P – (от лат. Парента – родители) – родительское поколение

F1 – (от лат. Филии – дети) – гибриды первого поколения

F2 – гибриды второго поколения

♀ – зеркало Венеры – женская особь

♂– копье Марса – мужская особь

Х – знак скрещивания

А – доминантный ген, отвечающий за формирование желтой окраски семян

а – рецессивный ген, отвечающий за зеленую окраску. Запишите символику в тетради .

Алгоритм решения генетических задач(слайд 4)

Внимательно прочтите условие задачи.

Сделайте краткую запись условия задачи.

Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.

Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.

Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

Запишите ответ на вопрос задачи.

Алгоритм оформления задачи на моногибридное скрещивание.(слайд5)

(раздаточный материал)

Задача № 1: Желтая окраска семян гороха преобладает над зелёной .Какое потомство можно ожидать при данном скрещивании, если оба родителя гомозиготны ?

1.По условию задачи записывают краткую запись

Например: А-жёлтая окраска семян гороха

2. При написании генотипов и фенотипов скрещиваемых особей сначала

записывают знак родителей –Р , генотип женской особи, а затем – мужской

Например : Р: ♀ АА х ♂ аа

3.Далее записывают типы гамет под генотипами особей (обводя их кружком)

Например : гаметы- ( А ) ( а )

4. Совмещая гаметы записывают генотипы гибридов первого поколения

Например: F1 : Аа

5. Необходимо произвести анализ результата скрещивания по фенотипу и генотипу

Например: по фенотипу : 100% все семена жёлтой окраски

по генотипу : 100 % гетерозиготы

6. Ответ задачи: Всё потомство будет с жёлтой окраской семян.

Задача № 2 . Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным?

А- жёлтая окраска семян гороха

Р: ♀ Аа х ♂ аа

по фенотипу : 1:1 или 50 % : 50% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1:1 или 50 % : 50% гетерозиготы- гомозиготы

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха с зелёным в

потомстве будет расщепление 1: 1.

Задача № 3 Какое потомство можно ожидать при скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой ?

А- жёлтая окраска семян гороха

Р: ♀ Аа х ♂ Аа

F1 : АА, Аа, Аа ,аа

по фенотипу : 3:1 или 75 % : 25% жёлтые- зелёные

по генотипу : 1: 2: 1 или 25 % : 50%: 25%

6. Ответ задачи: При скрещивании жёлтого гетерозиготного гороха между собой в

потомстве будет расщепление 1: 2:1. (слайды 6-10)

4. Отработка умений составления условий и закрепления навыков оформления решения.

(работа в парах- учащимся раздаются карточки с задачами))

Задача 1. У томата гладкая кожица плодов-В доминирует над опушенной- в . Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. Определите генотип и фенотип скрещивания.

Задача 2. Черный цвет щетины у свиней доминирует над рыжим. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черной свиньи с генотипом FF и черного хряка с генотипом Ff?

Задача 3. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

Задача 4. У крупного рогатого скота признак комолости преобладает над рогатостью. Какое потомство можно ожидать при скрещивании комолого быка айширской породы с рогатыми коровами в F1 ?

Задача 5. У человека фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность развития заболевания у детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку.

Задача 6. У кроликов шерсть нормальной длины доминантна- А , короткая – рецессивна- а. У крольчихи с короткой шерстью родились 8 крольчат – 4 короткошерстных и 4 с нормальной шерстью. Определите генотип и фенотип отца.

5.Домашнее задание: повторить параграфы 32-34 , решить задачи.

1.Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Читайте также: