Где выращивают огурцы в беларуси

Обновлено: 18.09.2024

Белорусское Полесье разнообразно. Попадаются на его просторах достаточно необычные места. Одно из таких — село (официально, опять же, агрогородок) Ольшаны на востоке Столинского района Брестской области, куда мы с Андреем приехали из Давид-Городка, перед этим побывав в селе Велемичи, возле которого ночевали на лугу. Ольшаны — это самое крупное село в Беларуси — оно насчитывает около 8 тысяч жителей. Формально, впрочем, это не так: расположенные рядом с Минском Боровляны и Колодищи, имея сельский статус, превосходят Ольшаны по населению в более чем два раза. Другое дело, что фактически они уже не сёла, а окраины Минска. А вот в действительно сельской местности, даже в Полесье, где сёла крупные, Ольшаны, похоже, не имеют себе равных в Беларуси (а в России сёла с такой численностью — в основном, удел Черноземья и Кубани, но встречаются и в более восточных регионах, в которых земли плодородные). Другая особенность Ольшан — это "огуречная столица" Беларуси (и не официозно, как Шклов, а по-настоящему): значительная часть ольшанцев живёт (при том, весьма зажиточно) за счёт выращивания и продажи огурцов и ещё ряда овощей. Ну и наконец, Ольшаны — это ещё и центр белорусских протестантов: в селе существует большая община христиан веры евангельской (они же пятидесятники), и именно они в основном огурцы и выращивают. Словом, место необычное, хотя я им, честно говоря, как-то не проникся, и провели мы в Ольшанах совсем немного времени.

2. Из Давид-Городка, куда мы вернулись из Велемичей, мы доехали до Ольшан на микроавтобусе Брест - Ольшаны. Ехать совсем немного — всего 12 километров, и на подъезде к Ольшанам вдоль дороги появляется множество огромных огуречных парников. Потом начинается село, и в итоге автобус приезжает вот сюда, к такой мини-автостанции (точнее, автокассе, как гласит табличка).

3. Рядом увидели у дороги вот такой артефакт, но так и не смогли точно определить, что это.

4. Я уже упомянул об ольшанских протестантах. Однако всё же первое, что бросается в глаза при приезде в село, — это православная церковь святой Параскевы Пятницы, построенная в 1990-е годы. Она стоит у главной дороги и видна издалека. Насколько мне удалось узнать, православная община в этом селе тоже достаточно крепкая (впрочем, вообще в этих местах заметна довольно высокая религиозность их жителей).

5. Автор проекта куполов (которые сделали около пяти лет назад), видимо, вдохновлялся собором Василия Блаженного или Спасом-на-Крови :) Впрочем, мне показалось, что с пестротой куполов они переборщили — уж слишком приторно получилось.

6. Могилы, видимо, священнослужителей на территории храма. Хоть и церковь новая, но стоит на историческом месте.

7. А напротив входа в храм — памятный камень с краткой летописью его истории, где указано, что Ольшаны впервые упоминаются в 1392 году (тогда же, когда и Велемичи), а также что в 2001 году сюда приезжал патриарх Алексий II.

8. Так выглядит главная улица Ольшан — Школьная. Это часть трассы, проходящей село насквозь. Чем запоминается центр Ольшан — много шума и машин. Ольшаны, по-видимому, один из самых автомобилизированных населённых пунктов Беларуси, что, очевидно, связано именно с зажиточностью многих его жителей — здесь немало и дорогих иномарок.

9. Это, вроде как, бывший дом культуры, где сейчас магазины и даже милиция. А перед ним видны Ленин и, у дороги, памятник Великой Отечественной войне.

Что же касается протестантской общины, то внешних признаков её присутствия в Ольшанах мы не увидели, поскольку не дошли до их дома молитвы (а он, вроде, довольно большой). Однако феномен этот сам по себе нетривиальный. Община пятидесятников здесь появилась "за польским часом" — в 1927 году, после приезда сюда американских проповедников. Деятельность их дала плоды, кстати, не только в Ольшанах, но и, в меньшей степени, ряде других сёл этих мест. К примеру, мы видели дом молитвы адвентистов в Овсемирово; вроде, есть протестантская община и в Велемичах. Ну а ольшанские евангелисты, следуя протестантской этике, в которой материальный достаток считается в конечном итоге мерилом добродетели, после распада СССР стали усиленно работать на ниве частного фермерства, и так сложилось, что основным направлением у них стали именно огурцы. И на их продаже (преимущественно в Россию) многие очень неплохо разбогатели. Вроде, среди жителей Ольшан были даже долларовые миллионеры, поднявшиеся на огуречном бизнесе. Население Ольшан растёт, здесь много многодетных семей, и молодёжь из села особо не уезжает. Сейчас в селе живёт около 8 тысяч человек, когда ещё в 90-е годы было 6 тысяч.

10. При этом внешние признаки богатства в Ольшанах особо не заметны. На вид — село как село, просто большое и оживлённое.

11. Хотя иногда и встречаются вот такие дома, как тот, что на дальнем плане. Кстати, на этом фото можно увидеть ещё один артефакт польского времени: улица вымощена трилинкой. Это последний её участок, который мы видели (дальше на восток она, как я понимаю, шла до советской границы).

12. Благоустройство в селе тоже обычное. Дороги, за исключением главной, подразбитые. В общем-то, довольно странно, что никто из состоятельных местных фермеров в эту сферу не вложился. А сельская архитектура, как видим, примерно такая же, как и в других населённых пунктах: много полувальмовых крыш.

13. Но вот что неизменно бросается в глаза — это парники. Они тут всюду, и они огромные. И на огородах, и, как я уже упомянул, на полях вокруг села. В них ольшанцы выращивают своё "зелёное золото" (по аналогии с "чёрным").

С протестантами связан ещё один интересный феномен. Не знаю, каких политических взглядов они придерживаются сейчас, но по-видимому, на президентских выборах в Беларуси в 1994 году (когда президентом стал Лукашенко) именно благодаря местным протестантам Столинский район дал высокий (сопоставимый с севером Гродненщины) процент голосов за Зенона Позняка — самого националистического кандидата. Причём, вполне вероятно, по настоянию руководителей общин.

15. Магазины. Рядом есть рынок, но он в тот день не работал.

16. И непременный местный атрибут:

17. А в целом, хоть я и не был пока что на Юге России, у меня заочно сложилось впечатление, что Ольшаны могут быть похожи на кубанские станицы: большое, оживлённое и шумное село с пыльными дорогами, ну разве что дома не такие пафосные.

19. Озеро Ольшанское в центре села. Через него мост.

Ну а феномен огуречных фермеров-протестантов, конечно, интересен. Хотя я даже не могу сказать, как я к этому отношусь. С одной стороны, конечно, люди молодцы, что работают и хорошо зарабатывают (особенно если огурцы у них действительно хорошие), с другой — доводилось читать, что они сложные в общении люди, так как с многими даже больше не о чем поговорить, кроме "вопросов веры" и заработка на огурцах. С одной стороны, хорошо, что молодёжь не уезжает из села (особенно если учесть демографическую ситуацию на селе в целом по Беларуси, да и по России), с другой — это во многом связано с тем, что большинство из них просто не стремится получать образование выше школьного (причём зачастую по настоянию родителей). В общем, мне, пожалуй, это не очень близко, особенно с учётом того, что село показалось не очень уютным.

20. Деревянный детский сад:

22. В центре села, на небольшом пригорке, находится кладбище. Его мы тоже посмотрели.

25. Иногда можно и такой транспорт увидеть. На такой же телеге нас тем же утром подвозили селяне в окрестностях Велемичей, про что я уже писал.

В общем, вот такими мы увидели Ольшаны. Нам предстоял путь дальше на восток — уже в Гомельскую область. Изначально мы планировали провести в Ольшанах чуть больше времени. Дойдя в очередной раз до православной церкви, мы присели отдохнуть на скамейку, а потом Андрей пошёл в автокассу купить билет до Турова — следующего пункта нашей поездки. Через полминуты Андрей прибежал со словами "Хватаем рюкзаки и побежали — автобус отправляется через три минуты", на что я даже не успел ничего ответить :) Ну а потом были полчаса дороги, и на выезде из Ольшан я снова обратил внимание на огромные парники в поле.

В следующий раз расскажу про ныне очень маленький, но зато древний город Туров, который когда-то был столицей целого княжества. Продолжение следует!

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030


Никуда не выпускали

Более половины населения Ольшан - протестанты. В 1927 году, когда деревня принадлежала Польше, сюда пришли первые проповедники-евангелисты. В 1928 году в протестантизм перешли 90 человек. Община развивалась, но после присоединения Западной Беларуси к БССР в 1939 году отношение новых властей к религии оказалось другим: верующие, например, не могли поступать в вузы, а вместе с этим - и получить работу в городе. Религиозная самоизолированность Ольшан привела к тому, что местные вынуждены были жить только с того, что имели у себя в деревне. В конце 1970-х годов здесь начали массово выращивать огурцы, которые развозили на продажу по всему Советскому Союзу.

Земли не хватает

yablonevye_sady

На снимках Ольшан со спутника вся деревня сверкает от полиэтилена, которым накрыты теплицы. Но всё равно большая часть земель остаётся у колхоза: из 6 тыс. га только 500-600 приходятся на участки фермеров и небольшие личные хозяйства. Крупных фермеров, по словам Якова Михайловича, не так много, как кажется: только около десяти человек арендуют по нескольку гектаров.

- Если бы дали землю, желающих арендовать у нас сразу же нашлось бы очень много.

Сами по себе

Помимо недостатка земли, ольшанские фермеры жалуются на отмену преференций со стороны государства, которые раньше у них были. После кризиса 2011 года кредитные программы закрылись, и теперь всё чаще приходится рассчитывать на себя. Это в хорошие времена можно было под низкий процент построить овощехранилище под яблоки. Хотя из-за санкций на западный импорт в Россию в нынешем году яблоки в Ольшанах не будут залёживаться.

- Раньше мы всё продавали в Минск, а в этом году мне уже все звонят из России, просят продать им яблок.

Туда же, в Россию, уходит большая часть урожая огурцов: в Беларуси всех ольшанских огурцов не съедят.

- Если не будем экспортировать, мы Беларусь за один день завалим, - говорит Юрий Логвинко. - Вы не представляете объёма продукции! В разгар сезона вывозим до тысячи тонн в день. Куда это всё: в Минск?

Кроме фур, за овощами в Ольшаны приезжают и частники на микроавтобусах, которые берут по нескольку тонн.

В Ольшаны - на заработки

Большинство жителей Ольшан официально безработные. Но сидят без работы здесь только в холодное время года: с ноября по апрель, а с ранней осени и до первых морозов все заняты на земле: нужно заготовить дрова для теплицы, рассаду и потом всё лето полоть, подвязывать, собирать.

- Работает в теплицах вся семья, а в "горячий" сезон нанимаем людей, - говорит Яков Гриб. - Нас 15 человек на ферме, а во время уборки ещё 15 нанимаем.

- 150-200 тысяч рублей в день платим, - говорит Яков Михайлович. - Если хороший работник, мы больше платим, а есть и те, кто и 50 тысяч за день не заработает.

Детей больше, чем взрослых

Работа на земле определяет и образ жизни в деревне. Например, свадьбы летом здесь не отмечают. Только недавно начали справлять в августе, а прежде - не раньше окончания сезона. Пожалуй, только в Ольшанах свадьбы играют в. парниках. Они настолько большие, что здесь помещаются несколько сот гостей. После того как огурцы собраны, стеклянный шатёр готов к приёму гостей.

Молодёжи в Ольшанах хватает. Это, возможно, единственный в Беларуси населённый пункт, где детей больше, чем взрослых. 6 детей на семью - средний показатель в Ольшанах. Некоторые растят и по 10-13 детей. Местная школа некоторое время работала в три смены, пока в деревне не построили вторую. Но и теперь в параллелях - до пяти классов.

- Это учение церкви, ведь Бог сказал людям: плодитесь и размножайтесь, - объясняет Юрий.

При советской власти люди из Ольшан не уезжали, поскольку в вузы без комсомольского билета, да ещё и верующих, не принимали. Но и сегодня молодёжь после обучения в городах возвращается в Ольшаны. Так, здесь постоянно появляются новые улицы и даже микрорайоны. На улицах часто можно встретить минивэны: только в большую машину может поместиться вся семья. А в подвалах, говорят, стоят сотни закаток.

"Так живём, потому что не пьём"

В отличие от других агрогородков, в Ольшанах не видно типовых домиков, которые строятся для работников колхоза. Непривычно видеть в деревне и столько дорогих автомобилей. Внедорожники, впрочем, здесь можно назвать необходимостью: несмотря на быстро растущие новые улицы, асфальтовые дороги здесь проложены не везде.

- Мы платим всё, что полагается, а вот самим иногда трудно добиться того, что нам положено, - рассказывает Юрий.

molitvenny_dom

Нетипичны в Ольшанах и магазины и кафе, которые держат протестанты: здесь не продаются ни алкоголь, ни сигареты.

- Люди говорят, что у нас хорошие дома, новые машины. А всё легко объясняется: люди не пьют, не бездельничают, вот у нас всё и имеется. А кто будет пить, тот даже на велосипед не заработает. Бог благославляет, и мы имеем.

Досье

В общине пятидесятников состоят около 1700 взрослых, воскресную школу посещают около 1100 детей. В 2011 году закончилась реконструкция молитвенного дома, который к тому времени не мог вместить всех прихожан.

Ольшанские поговорки

Чтобы выращивать огурцы, 5 лет на учёбу в университете терять не надо

Если умеешь ездить по Ольшанам, тебе никакая Москва не страшна.

Наш огурец зеленее американского доллара.

Настоящий ольшанец за свою жизнь должен поставить теплицу, вырастить огурцы, воспитать детей.

Впервые он упоминается в документах посла Польского королевства Герберштейна во время его дипломатического путешествия в Москву 1520 году. В 1762 году Шклов получил право называться городом. После раздела Речи Посполитой, Шклов вошёл в состав Российской империи и начал быстро развиваться. Сейчас ему в составе дружественного государства тоже хорошо.

Не секрет, что Президент Беларуси Александр Лукашенко очень не равнодушен к хоккею, да и Могилевщина его родина, в результате этих совпадений в этом городке в прошлом году открыли современную ледовую арену.

Памятник известному земляку, актеру советского кино Петру Алейникову.

Бронированный гусеничный танк ИС-3

Аллея Героев. Она была заложена в 1985 году, и здесь увековечены имена пяти Героев Советского Союза и девяти Героев Социалистического труда.

7 ноября 2005 года на аллее появился обелиск воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане.

Одна из главных достопримечательностей города - вот эта Ратуша. Она была построена в конце XVIII века в связи с градостроительными преобразованиями. Для ратуши была принята композиция, традиционная для белорусского зодчества: компактный двухэтажный объем по центру завершался высокой граненой башней со шпилем. Шпиль ратуши увенчан гербом города, а стены башни украшают часы, бой которых слышен по всей, округе. Башня с часами и шпилем с далеких времен была символом городского самоуправления и, как правило, доминировала в застройке города. К ратуше примыкали одноэтажные торговые ряды, которые образовывали обширный прямоугольный двор. Размеры торговых рядов для того времени были значительными (около 60Х70 м), что позволило сосредоточить более 100 лавок на относительно небольшом земельном участке. Архитектура торговых рядов представлена протяженной аркадой, ратуша украшена пилястрами и рустами. Ратуша внесена в каталог памятников мировой архитектуры, изданный в США. В 1999 году ратуша была отреставрирована, а торговые ряды отстроены заново, в новом здании располагается гимназия, а в самой ратуше - школьный музей.

Недалеко от города, в небольшой деревне Александрия Шкловского района, находится школа, где учился Президент Республики Беларусь, Александр Лукашенко, мы решили и туда заехать. Собственно, вот она и есть.

Это не город, не село, и уж точно — не агрогородок. Ольшаны выпадают из системы административно-территориального деления Беларуси по причине своей абсолютной уникальности. Их можно назвать отдельной планетой, государством в государстве, которое стихийно образовалось среди полей и низин Столинского района Брестской области.

Деревня



Если смотреть на Ольшаны из Минска, огульная характеристика может показаться верной. Здесь же, в самой деревне, она кажется слишком примитивной. Феномен Ольшан не так прост, хоть некоторым здешняя жизнь и кажется верхом благополучия.




Даже ольшанские старожилы не могут вспомнить, когда здесь появился первый парник, а потом второй, третий, тысячный. Земля была плодородной, люди трудолюбивыми: они начали выращивать огурцы, продавать их на рынки СНГ. В хорошие времена десятки фур каждый день вывозили отсюда сотни тонн огурцов, а оборот достигал миллионов долларов.



Те хорошие времена, впрочем, не отразились на окружающей действительности. Ольшаны не стали Лас-Вегасом и Дубаем, а так и остались внешне забитой белорусской деревней. Из отличий разве что Ленин в центре, чуть больше, чем обычно, магазинов, и катастрофа с улицами и дорогами.

Свое богатство Ольшаны научились тщательно скрывать…


Многодетный отец

Нашего героя зовут Александр. Ему 33 года. Это совсем немного, но Александр кажется умудренным опытом старцем. У него семеро детей.


На дом и на семью Александр заработал, выращивая огурцы.

У нас так принято, чтобы семьи были большими. У некоторых по 10, по 16 детей, — рассказывает многодетный отец. — Мне пока хватит, где же их всех прокормить. И так стиральная машина работает безостановочно. А потом… посмотрим.

Все ребятишки ходят в школу. Вставать приходится рано, ведь идти нужно пешком, три километра. Школьный автобус ольшанцы долгое время выпрашивали у местных властей, но выпросить так и не смогли.

Машины

По количеству автотранспорта на душу населения Ольшаны — один из лидеров в стране. За рулем здесь все: и стар, и млад. Среди автопарка преобладают старые немецкие машины, много БМВ.


В местной школе нам рассказали, как обычно в деревне проходит выпускной. Родители приходят поздравлять детей, но дарят им не цветы, а. ключи от машин.


В Ольшанах есть свое СТО, на въезде в деревню заправка. На АЗС, пока ждали свою очередь, разговорились с одним из водителей.

Не хотел бы я ездить по Минску. Там надо пристегиваться. А у нас свобода.

Читайте также: