Носов огурцы описание главного героя

Обновлено: 19.09.2024

Чему учит рассказ "Огурцы"
Рассказ учит никогда не брать чужого, не воровать. Учит быть честным и принципиальным. Учит ответственности за свои поступки. Учит доброте и умению прощать. Учит дарить людям радость и не причинять горя. Учит думать о других.

Пословицы к рассказу "Огурцы"
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Заработанный ломоть, лучше краденого каравая.
Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.
Повинную голову меч не сечет.
Была вина, да прощена.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Огурцы"
Однажды Павлик и Котька отправились на рыбалку. Но в тот день рыба совсем не клевала и они пошли домой. Но по дороге залезли в колхозный огород и набрали огурцов. Их заметил сторож и засвистел. Мальчики испугались и убежали. А Павлик даже отдал все свои огурцы Котьке.
Радостный Котька пришел домой и похвастал огурцами перед мамой.
Мама увидела огурцы, и спросила где Котька их взял.
Мальчик признался, что на колхозном огороде, и стал вынимать огурцы из карманов. Но мама остановила его. Она потребовала, чтобы Котька отнес огурцы обратно. Мальчик пробовал возразить, что огурцы все равно сорваны, но мама была неумолима.
Котька заплакал и рассказал про дедушку с ружьем. Он боялся, что сторож может убить его. Но мама сказала, что если он не отнесет огурцы, то он ей вовсе не сын.
И Котька плача побрел обратно. Было совсем темно, мальчик подумал бросить огурцы в канаву, но вспомнил о дедушке, которому может попасть за украденные огурцы, и уныло побрел дальше.
Наконец он дошел до поля и остановился у шалаша сторожа. Котька плакал все громче и из шалаша вышел сторож. Узнав, что Котька принес огурцы, он пожурил его и сказал, чтобы Котька имел свою голову на плечах, а не брал пример с Павлика.
Котька признался, что одного огурца не хватает, потому что он его съел. Дедушка вздохнул и сказал, что это ничего. За один огурец ему ничего не будет, вот если бы Котька остальные не вернул, тогда было бы плохо.
Котька побежал было домой, но остановился и спросил, будет ли считаться съеденный огурец украденным. Но сторож еще раз вздохнул и сказал, что пусть считается, что он подарил Котьке этот огурец.
И мальчик весело побежал домой. На душе у него было радостно.

Автор: Николай Носов.

Число страниц: 2.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Котька, старый сторож, мама.

Второстепенные герои: Павлик.

Характеристика главных героев:

Котька — доверчивый, наивный.

Мама — справедливая и строгая.

Сторож — добрый и рассудительный.

Не стал наказывать мальчишку.

Характеристика второстепенных героев:

Павлик — озорник, проказник, нечестный мальчик.

Павлик позвал Котьку на рыбалку, а потом мальчишки забрались на колхозное поле и набрали огурцов.

Мама велела Котьке отнести огурцы обратно. Мальчик боялся сторожа и плакал, но мама была неумолима.

Она не хотела, чтобы сын рос вором и обманщиком.

И Котька пошёл на поле. Он хотел выбросить огурцы, но ему стало жаль сторожа, которого за них накажут.

Он принёс огурцы и рассказал сторожу, как было дело. Старик простил мальчика.

Котька сказал, что съел один огурец.

Старик усмехнулся и сказал, что подарил его мальчику.

Котька бежал домой радостный, на душе у него было легко.

План рассказа:

  1. Рыбаки воруют огурцы.
  2. Суровость мамы.
  3. Страх мальчика.
  4. Решение сторожа.
  5. Подаренный огурец.
  6. Радость.

Главная мысль рассказа заключается в том, что человек с нечистой совестью не может быть счастлив.

Основная идея рассказа в том, что нельзя красть и совершать другие поступки, за которые было бы стыдно.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не воровать, и не совершать нечестные поступки.

Учит признавать свои ошибки и просить прощения.

Учит прощать вину.

Учит смелости и решительности.

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что любой нечестный поступок мешает нам быть счастливыми.

Он тревожит совесть, не даёт спокойно спать, лишает человека радости жизни.

Так и герой произведения очень боялся возвращать огурцы.

Но понимал, что сделать это нужно, ведь мама объяснила ему, как плохо он поступил.

И Котька сумел преодолеть страх, вернул огурцы, заслужил прощение. И стал счастливым.

Это интересный, увлекательный и поучительный рассказ.

Автору удалось на примере героя показать читателю, как поступать нельзя.

И что нужно сделать, если всё-таки поступил плохо.

Мне понравился мальчик Котька.

Он был глупеньким, наивным, следовал за старшим другом и попал в беду.

Но он проявил силу воли и смелость, исправил свою ошибку и заслужил прощение.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что надо уметь отвечать за свои поступки.

Лучше раз пострадать, но вынести для себя важный урок и больше никогда не поступать плохо.

Пословицы к произведению:

  • Украсть — в беду попасть.
  • Грязью играть — руки марать.
  • Неправдой нажитое впрок не пойдёт.
  • В ком есть стыд, в том и совесть.
  • Кайся, да опять за то не принимайся.

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Где ты их взял? — говорит мама.

— На огороде.

— На каком огороде?

— Там, у реки, на колхозном.

— Кто ж тебе позволил?

— Никто, я сам нарвал.

— Значит, украл?

— Нет, не украл, а так просто…

Павлик брал, а мне нельзя, что ли?

Ну, и я взял.

Работа по теме урока может быть построена в двух вариантах: дать характеристику одного из героев; либо дать характеристику главным героям, работая в группах.

Сегодня я покажу опыт своей работы по составлению характеристики героя и как я выстраиваю эту работу. Мы будем работать с вами с текстом, выбирая всю информацию об этом герое, которая поможет нам дать характеристику героя.

На первом уроке по этому произведению учащиеся знакомились с текстом и назвали главную мысль рассказа – в любой ситуации отвечай сам за свои поступки. Выделили опорные слова, которые помогли нам составить основной сюжет (в рабочем листе представлен). И домашним заданием к сегодняшнему уроку было найти в тексте эмоции, которые испытывал Котька в течение всего рассказа.

Давайте спланируем свою деятельность. И первое с чего мы начнем - вспомним основные части текста. Учащиеся называют - вводная часть, основная, заключительная. (слайд) Подумаем, о чем будем говорить в вводной части? (кто такой Котька) (слайд)

Перейдем к основной части. О чем будем говорить? (о действиях и поступках героя, о его характере). (слайд) Действия и поступки, которые совершал герой, это и есть основной сюжет, который мы составили на прошлом уроке. Ну и действия и поступки, характеризуют героя, т.е. выясняются особенности его характера. Нам помогут чувства Котьки, которые он испытывал в течение всего рассказа. Учащиеся дома отметили следующие чувства - радость, огорчение, стыд, страх, облегчение и радость. Обратите внимание: от испытываемых чувств меняется настроение Котьки.

Когда испытывал радость? (нес домой). Взял у Павлика, не думая о последствиях, не подумал, что попадет дома. Какие качества соответствуют этому поступку? (доверчивый, наивный). (слайд) Запишите 2 прилагательных и аргумент.

Когда испытывал огорчение? (совестливый, при разговоре с мамой не признавал своей вины, пытался оправдаться). Запишите 1 прилагательное и аргумент.

Когда испытывал стыд? (способен к сопереживанию, стыдно перед сторожем)

Когда испытывал страх? (смелый, страшно было идти к сторожу)

Когда испытывал облегчение и радость? (волевые качества, было страшно идти, честный, признался, что съел огурец). Запишите. (слайд)

Заключительная часть. О чем? (отношение автора к герою либо моё отношение к герою)

Хотели бы вы дружить с героем? Какие качества вас привлекают в нем? (слайд)

Обсудите в паре ваши записи и попробуйте составить рассказ о главном герое. Кто хочет озвучить?

Так что значит поступать по совести? (быть ответственным за свое поведение) А зачем поступать по совести? Может быть не надо? (последний абзац – чтобы на душе было радостно; чтобы уважать себя).

Писатель Николай Николаевич Носов написал немало прекрасных рассказов для детей. Его герои хорошо известны и узнаваемы. Как правило это обычные мальчишки младшего школьного возраста, которые только-только начинают свою жизнь, но перед которыми встает множество самых серьезных проблем, о которых даже и не догадываются глупые взрослые.


Вот и в рассказе “Огурцы”, мальчик Котька оказывается перед серьезным нравственным выбором. Он может выбросить украденные огурцы, и тем самым избежать возможного наказания, но может отнести их сторожу, чтобы из-за его поступка не пострадал невинный человек.

Что именно выберет мальчик, как он поступит в этой непростой ситуации, можно узнать прочитав этот рассказ.

Главные герои рассказа:

Читайте по теме:

Главная мысль рассказа:

За свои проступки нужно уметь отвечать, как бы это не было стыдно, больно и страшно. Потому что жить с нечистой совестью может оказаться еще страшнее.

Полный список произведений для читательского дневника для 1 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль) можно посмотреть здесь.

Читайте также: