Обработка томатных и тыквенных овощей

Обновлено: 18.09.2024

Тыкву нарезают ку­биками, ломтиками, реже — дольками, используют для варки, туше­ния, жарки.

Кабачки нарезают кружочками и ломтиками для жарки, кубиками—для при­готовления рагу, супа овощного, для припускания.

Огурцы нарезают ку­биками, ломтиками, реже — дольками, используют для варки, туше­ния, жарки. Нарезают кружочками, лом­тиками для салатов, мелкими кубиками, соломкой —для салатов и хо­лодных супов.

Обработка томатных овощей.

Помидоры сортируют по степени зрелости и размерам, удаляя помятые или испорчен­ные экземпляры. Затем вырезают плодоножку и промывают. Баклажаны сортируют, отрезают плодоножку, промыва­ют. Старые экземпляры ошпаривают и очищают. Нарезают кру­жочками, ломтиками или кубиками. Баклажаны в сыром виде практически не упот­ребляют из-за горечи, которая усиливается по мере их созре­вания. Горечь плодам придает содержащееся в них вещество соланин. Баклажаны жарят и запекают (фаршированными).

Перец стручковый (острый и сладкий сортируют, промы­вают, разрезают вдоль пополам, удаляют семена вместе с мя­котью и промывают. Нарезают соломкой для салатов и супов, мелкими кубиками - для супов.

Нарезка томатных овощей

Первичная обработка Форма нарезки Кулинарное использование
Баклажаны: сортируют, удаляют плодоножку, моют, бланшируют (старые), удаляют кожицу (старые), нарезают Кружочки Ломтики Кубики Для жаренья, для супов
Перец стручковый сладкий: сортируют, моют, разрезают вдоль, пополам, удаляют семена вместе с мякотью, промывают Соломка Кубики мелкие Для салатов и супов Для супов
Помидоры: сортируют, моют, удаляют места крепления плодоножки, нарезают Кружочки Дольки Кубики Для салатов, для жаренья Для салатов и супов То же

Крепкие зрелые помидоры среднего размера и мелкие ис­пользуют для салатов, гарнира, фарширования. Перезрелые помидоры — для приготовления супов, соусов, тушеных блюд. Нарезают помидоры кружочками для салатов и жарки; дольками — для салатов, супов; куби­ками — для супов.

Баклажаны нарезают кружочка­ми, ломтиками для жарки, кубиками — для супов.

Перец нарезают соломкой для салатов, супов, мелки­ми кубиками — для супов.

Обработка салатных и десертных овощей

Эти овощи содержат большое количество витамина С, витамины группы В, каротин и минеральные вещества.

Салат, шпинат, крапиву перебирают, удаляя увядшие, испорченные и грубые листья, отрезают корешки. Обработанную зелень кладут в холодную воду, промывают несколько раз в большом количе­стве воды, а затем — под струей воды, чтобы смыть песчинки и обсушивают на решетках в течение 20 мин. При хранении зелень быстро увядает и содержание витамина С в ней умень­шается. Особенно быстро разрушается витамин С в шинкованной зелени, поэтому следует нарезать небольшое ко­личество ее по мере реализации.

Шпинат промывают непосредственно перед тепловой обработкой, так как влаж­ный он быстро портится.

Щавель перебирают, удаляя пожелтевшие, испорченные ли­стья, отрезают стебель, кладут в холодную воду и промывают, как салат.

Ревень сортируют, у черешков отрезают нижнюю часть, снима­ют кожицу и промывают. Ревень нарезают поперек на кусочки и исполь­зуют для приготовления киселей, компота, начинок для пирогов.

Спаржа поступает белая и зеленая. Зеленая спаржа имеет слегка горьковатый вкус, поэтому ее используют для приготовления гарниров. Спаржа применяется в отварном виде как самостоятельное блюдо и для приготовления супов-пюре. Наиболее ценной и вкусной частью у спар­жи является головка, поэтому при обработке ее нужно не повредить. Спаржу промывают, осторожно очищают кожицу, отступая от головки 2—3 см, и снова промывают. Очищенную спаржу сортируют по разме­рам, связывают в пучки, чтобы не поломалась при тепловой обработке.




Артишоки лучше использовать крупные, молодые, зеленовато­го цвета. У артишоков острым ножом обрезают верхнюю колючую часть листьев, отрезают стебель и зачищают донышко от сухих листьев. Затем ложкой или выемкой удаляют мягкую волокнистую часть, места среза смачивают лимонной кислотой, чтобы не потемнели. Обработанные ар­тишоки промывают и перевязывают шпагатом, чтобы во время варки сохранилась форма. Затем сразу подвергают тепловой обработке: хра­нить можно не более 1 ч. в подкисленной воде.

Обработка бобовых и зерновых овощей. Стручки фасоли и гороха перебирают, промывают и, надламывая концы, уда­ляют жилки. Длинные стручки разре­зают поперек на 2-3 части.

Обработка грибов.

Грибы содержат белки, жиры, сахар, минеральные вещества, вита­мины А, С, Б, РР и группы В. Они богаты экстрактивными веществами, поэтому обладают хорошим вкусом и ароматом, их широко используют для приготовления супов и соусов. Съедобные грибы по строению бы­вают: губчатые — белые, подосиновики, маслята, подберезовики; плас­тинчатые — шампиньоны, сыроежки, лисички, опята; сумчатые —смор­чки, строчки. На предприятия общественного питания грибы поступа­ют свежие, соленые, сушеные, маринованные.

Свежие грибы. Грибы сразу подвергают обработке, так как они быстро портятся. Первичная обработка грибов состоит из следую­щих операций: очистки, промывания, сортировки и нарезки.

Белые грибы, подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки об­рабатывают одинаково: очищают от листьев, хвои и травинок, отреза­ют нижнюю часть ножки и поврежденные места, соскабливают загряз­ненную кожицу и тщательно промывают 3—4 раза. При обработке сы­роежек со шляпки снимают кожицу. Для этого их предварительно ош­паривают кипятком. У маслят зачищают ножки и отрезают шляпки, вы­резают испорченные и червивые места, со шляпки снимают слизистую кожицу и промывают.

Грибы сортируют по размерам на мелкие, средние и крупные. Мел­кие грибы и шляпки средних грибов используют целыми, крупные — нарезают или рубят. Белые грибы обдают кипятком два-три раза, ос­тальные грибы отваривают 4—5 мин, чтобы они были мягкими и не крошились при нарезке.

Шампиньоны на предприятия поступают из тепличных хозяйств. Они должны быть непереросшими, пластинки с нижней стороны шляпки —бледно-розового цвета. При обработке у шампиньонов удаляют плен­ку, закрывающую пластинки, зачищают корень, снимают кожицу со шляпки и промывают в воде с добавлением лимонной кислоты или ук­суса для того, чтобы они не потемнели.

Сморчки и строчки перебирают, отрезают корешки, кладут в холод­ную воду на 30—40 мин, для того чтобы отмокли песок и соринки, про­мывают несколько раз. Затем грибы варят 10—15 мин в большом коли­честве воды для разрушения и удаления ядовитого вещества — гельвелловой кислоты, которая при варке переходит в отвар. После отварива­ния грибы промывают горячей водой, а отвар обязательно выливают.

При обработке свежих грибов необходимо внимательно отбирать их, так как некоторые из них имеют сходство с несъедобными и ядо­витыми грибами.

Сушеные грибы. Лучшие сушеные грибы — белые, так как они при варке дают светлый, ароматный и вкусный отвар. Подберезо­вики, подосиновики, маслята при сушке темнеют, поэтому они малопри­годны для бульонов.

Сушеные грибы перебирают, промывают несколько раз, замачива­ют в холодной воде на 3—4 ч, затем воду сливают, процеживают и ис­пользуют для варки грибов. Грибы после замачивания промывают.

Соленые и маринованные грибы. Их отделяют от рассола, сортируют по размеру и качеству, удаляют специи, крупные экземпляры нарезают. Очень соленые или острые грибы промывают хо­лодной кипяченой водой, иногда вымачивают. Для того чтобы сохра­нить хорошие качества соленых и маринованных грибов, нужно следить за тем, чтобы до обработки грибы полностью были покрыты рассолом или маринадом.


Обработка переработанных овощей.

Наиболее распространенными способами переработки ово­щей являются: сушка; консервирование высокими температу­рами в герметично укупоренной таре; квашение и соление; маринование; замораживание.

Сушеные овощи.

В сушеном виде поступают: картофель, свекла, морковь, лук, зелень петрушки и укропа. Овощи могут быть сублимационной и термической сушки. При сублимацион­ной сушке овощи замораживают, а затем сушат в вакууме. При этом лед превращается в пар, минуя жидкое состояние. При сублимационной сушке практически не уменьшается объем овощей, мало изменяются их вкус, цвет и аромат. Такие ово­щи заливают горячей водой и варят, как обычно, так как они сразу набухают. При термической сушке овощи уменьшаются в объеме, их свойства значительно изменяются. Перед варкой их необходимо залить холодной водой (без соли) на 1-3 ч для набухания, а затем варить в той же воде. Солят воду после набухания овощей. Сушеную зелень петрушки и укропа добав­ляют в блюда без предварительной обработки. Сушеный лук сначала сбрызгивают водой, чтобы он набух, затем использу­ют для пассерования.

Свеклу натуральную и .мари­нованную, .морковь натуральную, зеленый горошек и другие овощи прогревают с отваром, затем отвар сливают и использу­ют для приготовления супов и соусов. Консервированную соле­ную зелень отделяют от рассола и промывают в проточной воде. Консервированные борщевые и суповые заправки являются полуфабрикатами высокой степени готовности и используются для приготовления супов.

Квашеную капусту отжимают от рассола, перебирают, уда­ляя посторонние примеси, отделяют крупно нарезанные кочерыжки и морковь, измельчают их, соединяют с капустой и все измельчают. Очень кислую капусту промывают в холодной воде.

Соленые огурцы промывают холодной водой. У мелких со­леных и маринованных огурцов отрезают место прикрепления плодо­ножки. Используют их целиком или нарезают. У крупных огурцов очи­щают кожицу, разрезают вдоль на 4 части и вырезают семена. Нарезают огурцы ломтиками, ромбиками для приготовления солянок, салатов, почек "по-русски", соломкой — для рассольника, мелкими кубиками — для холодных блюд, крошкой — для соусов.

В замороженном виде посту­пают зеленый горошек, фасоль стручковая, томаты, кабачки, перец, ку­куруза, картофель, свекла, цветная капуста, зелень и др. Быстрозаморо­женные овощи сохраняют естественные свойства продуктов: вкус, аро­мат, цвет, внешний вид.

Содержание пищевых веществ в них при правильном хранении не из­меняется. Замороженные овощи хранят при температуре от—18 до —12°С. Перед тепловой обработкой их, не размораживая, освобождают от упа­ковки и используют для варки и жарки.

Тыквуиспользуют в основном для приготовления овощных блюд (тушеных, жареных и др.). Перед приготовлением блюд плоды моют, отрезают плодоножку, разрезают на несколько частей, удаляют семена, очищают кожицу, промывают и нарезают кубиками или ломтиками.

Для приготовления блюд из кабачков наиболее пригодны зеленцы — молодая завязь кабачков 7—12-дневного возраста, массой 300—700 г, длиной до 25 см и диаметром до 10 см. Их промывают, отрезают плодоножку и нарезают кружками. Со зрелых кабачков снимают кожицу, а затем удаляют семена. У кабачков, предназначенных для фарширования, после очистки отрезают вершину плода, нарезают их поперек на несколько частей и удаляют внутреннюю часть с семенами.

Патиссоныобрабатывают и используют, как кабачки. Это разновидность кустовой тыквы, имеет тарелочную форму с зубчатыми краями, молочно-белую окраску. Молодые плоды патиссонов (3—5-дневной завязи) имеют приятный вкус грибов с нежным хрустом и мелкими семенами. Их используют в вареном, жареном или маринованном виде.

Огурцысортируют по размерам, моют. У крупных зеленцов очищают кожицу, корнишоны и некрупные зеленцы не очищают, а срезают верхушки и основание плодов. Нарезают их кружочками, ломтиками, мелкими кубиками, соломкой. Используют для приготовления салатов, холодных супов.

Требования к качеству свежих огурцов. По внешнему виду плоды огурцов должны быть свежими, целыми, неуродливыми, здоровыми, незагрязненными, без механических повреждений, с плодоножкой или без плодоножки, с типичной для ботанического сорта формой и окраской. Мякоть плотная, с недоразвитыми водянистыми, некожистыми семенами

Тыквенные овощи подвержены следующим заболеваниям:

Обработка томатных овощей.Помидоры сортируют по степени зрелости и размерам, удаляя помятые или испорченные экземпляры. Затем вырезают плодоножку и промывают. У плодов, предназначенных для фарширования, срезают верхнюю часть вместе с плодоножкой, вынимают семена с частью мякоти, дают стечь соку, посыпают солью, перцем и наполняют фаршем. Помидоры используют сырыми для салатов или жарят (для гарниров), фаршируют и запекают. В условиях розничной торговой сети томаты рекомендуется хранить при температуре воздуха: красной степени зрелости — от 1 до 2°С в течение не более 2-4 недель; бурой и розовой — от 4 до 6°С не более 1 месяца; молочной — от 8 до 10°С — не более 3-4 недель. Относительная влажность воздуха должна быть 85—90%.

Баклажанысортируют, отрезают плодоножку, промывают. Старые экземпляры ошпаривают и очищают. Нарезают кружочками, ломтиками или кубиками. Обработанные плоды, предназначенные для фарширования, разрезают вдоль на половинки или поперек на цилиндры, мелкие баклажаны можно фаршировать целиком, вынимают мякоть вместе с семенами и наполняют фаршем. Баклажаны в сыром виде практически не употребляют из-за горечи, которая усиливается по мере их созревания. Горечь плодам придает содержащееся в них вещество соланин. Баклажаны жарят и запекают (фаршированными). Баклажаны содержат (в %): Сахаров — 4,6; а также азотистых веществ — 1; минеральных веществ — 0,5; пектина — 0,7; витамины С, В,, В2, РР, каротин; гликоалкалоид, который придает им горьковатый вкус. Плоды маринуют, солят, консервируют

Перец стручковый(острый и сладкий) сортируют, промывают, разрезают вдоль пополам, удаляют семена вместе с мякотью и промывают. Нарезают соломкой для салатов и супов, мелкими кубиками — для супов. Для фарширования плоды сладкого перца промывают, делают кольцевой надрез вокруг плодоножки и удаляют вместе с семенами, не нарушая целости стручка, снова промывают, кладут в кипящую воду на 1—2 мин (бланшируют), вынимают, охлаждают и наполняют фаршем.

Перец сладкий используют для приготовления салатов, овощных блюд (например, перец фаршированный).

Молодые кабачки (11—12-дневные) можно использовать

целиком, не очищая, а у зрелых (более 14 дней) приходится удалять кожицу, семена и семенную мякоть (проводящую ткань).

Томатные овощи подвержаны следующим заболеваниям

( сухая гниль)-вызывается грибком фузариум, который поражает поверхность и мякоть плода в виде бурых ( темно-коричневых) пятен; . На поверхности появляется небольшое сухое бурое пятно, которое затем разрастается, кожица сморщивается и покрывается подушечками розового цвета.


Фитофтора

-грибковое заболевание, поражающая клубень на корню в виде вдавленных коричневых пятен, в которых мякоть приобретает ржавую окраску и клубни в дальнейшем превращаются в гнильную массу


Образуется на вершине плода образуются темные пятна)


Вершинная гниль

Обработка салатных, шпинатных овощей и пряной зелени. Салат, шпинат, щавель являются ранними овощами. В пищу используют нежные, сочные листья, богатые азотистыми и минеральными веществами (железо, фосфор, йод, кальций). Салатно-шпинатные овощи служат источниками витаминов С, Р, К, группы В, каротина.

Их широко используют в сыром виде для приготовления холодных закусок, салатов, при подаче супов, вторых блюд.

Салат, шпинат, щавель, зеленый лук, пряную зелень перебирают, удаляют корни, если они есть, грубые стебли, испорченные листья и хорошо промывают несколько раз в большом количестве холодной воды, а затем под струей проточной воды и обсушивают на решетках в течение 20 мин. При хранении зелень быстро увядает и содержание витамина С в ней уменьшается. За трое суток хранения при комнатной температуре теряется 17—20% витамина С, а при хранении в холодильниках (3°С) — 6—8%. Особенно быстро разрушается витамин С в шинкованной зелени, поэтому следует нарезать небольшое количество ее по мере реализации.

При приготовлении кулинарной продукции применяют следующие виды ароматической зелени: укроп, петрушку, пастернак, сельдерей, майоран, эстрагон (тархун), кинзу (зелень кориандра), иссоп, базилик, мяту (перечную, лимонную), тмин, тимьян и др.

Листовые салаты подвержены следующим заболеваниям:

Серая гниль

Белая гниль

Поражает листья и семена. На поверхности образуются бурые пятна распологающиеся по бокам листьев.

На поверхности образуются водянистые серые пятна в виде белого хлопковатого налета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под тема урока: Обработка тыквенных, томатных и капустных овощей.

Сабақтың мақсаттары:

Цели урока:

Білімділік-

Обучающая: Научиться первичной обработке овощей, и приготовление п/ф котлеты и шницеля из капусты.

Дамытушылық

Развивающая: Развивать познавательную деятельность обучающихся, творческое мышление, навыки самооценки знаний. Развить умение оценивать качество продуктов, соблюдать нормы выхода.

Тәрбиелік

Воспитательная:Прививать интерес к избранной профессии. воспитать ответственность за высокое качество выпускаемой продукции;

воспитать бережное отношение к инвентарю и оборудованию;

воспитать трудовую дисциплину, добросовестность, инициативность, чувство

гордости, бдительность в соблюдении требований безопасности труда,

аккуратность и внимательность в работе.

Оқу- материалдық құралдар

Материально-техническое оснащение урока:

Оборудование: интерактивная доска, производственные столы, электрическая плита, электромясорубка, весы.

Инвентарь: миски, поварские ножи, разделочные доски с маркировкой, кастрюля, шумовка, поварские вилки.

Сырье: капуста, молоко, бульон или вода, маргарин столовый, лук, чеснок, манная крупа, картофель, мука пшеничная, масло растительное, сухари, яйцо, соль, сметана.

Документы письменного инструктирования: инструкционно-технологические карты, технологические схемы, сборник рецептур блюд.

ХОД УРОКА

Ұйымдастыру кезеңі

I. Организационный момент: 5 минут

1. Отметить присутствующих.

2. Проверка соответствия внешнего вида.

З. Готовность группы к уроку.

4.Назначение бригадира и дежурных.

Кіріспе нұсқау

II. Вводный инструктаж: 40 минут

2.Проверка знаний учащихся. Вопросы.

Какие сорта капусты вы знаете? (цветная капуста, брокколи, кольраби, брюссельская, савойская, белокочанная, краснокочанная, пекинская.)

Какие виды нарезок капусты вы знаете и их кулинарное использование?

( соломка, шашки, кубики мелкие (крошка), дольки).

Относится ли морская капуста к овощам? (нет, Морская капуста - это бурая морская водоросль, классифицируемая, как ламинария. Многие ее виды издавна употреблялись пищу жителям прибрежных областей, а с недавних времен и всем остальным населением в качестве хорошего источника йода)

Какие санитарные нормы и правила должен соблюдать повар на своем рабочем месте?

3.Дать задание для выполнения работы.

Переходят в лабораторию поваров.

Готовят рабочие места.


4.Инструктаж по уроку:

рассказать и показать подготовку рабочего места (для выполнения этой работы необходимо подготовить рабочее место, убрать все лишнее со стола).

рассказать и показать правила соблюдения т/б при выполнении работ.

Зачитать задание. (Обработка овощей и грибов. Различные способы нарезки овощей и грибов. Закрепить виды нарезки простой и сложной (нарезать и уложить на блюдо). И из данных продуктов придумать и выполнить украшение (композицию) украсить им тарелку для оформления праздничного стола.)

Кезекті нұсқау

Ш. Текущий инструктаж ____ минут

Обучающиеся приступают к выполнению задания:

О п е р а ц и я № 1. Организация рабочего места. Ознакомиться с нормативно-технической документацией. Произвести подбор посуды, инвентаря, инструментов.

О п е р а ц и я № 2. Прием продуктов. Все полученные продукты необходимо взвесить на весах, определить их качество по внешнему виду и запаху, продукты должны соответствовать стандарту, техническим условиям.

Оп е р а ц и я № 3. Первичная обработка продуктов. Самоконтроль % отходов: взвешивание овощей до очистки и после, сравнение массы брутто и массы с нормативами.

Оп е р а ц и я № 4. Нарезка овощей и грибов простой и сложной нарезкой.

Оп е р а ц и я № 5. Оформление тарелки для оформление праздничного стола.

2. Целевые обходы рабочих мест обучающихся, дополнительное инструктирование при необходимости, оказание помощи и показ практических навыков по отработке конкретных операций обучающимся.

3. Напоминание обучающимся о технике безопасности на рабочих местах во время работы и по окончании ра6оты.
4. Контроль уборки рабочих мест.

Қорытнды нұсқау

IV. Заключительный инструктаж 15 минут

1. Подведение итогов урока.

1.Сообщяет о достижении цели урока: анализирует выполнение практического задания.

2.Определяет качество изделий, оценивает результат деятельности обучающихся.

- разбор ошибок, допущенных в процессе приготовления;

-отметка лучших обучающихся, - анализ соблюдения санитарных норм личной гигиены, ТБ и норм времени; 3.Объявление оценки за выполнение задания. 4. Домашнее задание.

Читайте также: