Описание натюрморт с тыквой машков

Обновлено: 18.09.2024

Илья Иванович Машков родился в 1881 году в Волгоградской области. Его родители занимались мелкой торговлей, так что мальчика с одиннадцати лет отдали на подработки к бакалейщику, а затем к купцу. Именно у последнего Илья неожиданно для себя нашел увлекательное занятие — рисовать плакаты.

Несмотря на трудное финансовое положение, мальчик купил себе коробку с красками и в свободное время перерисовывал картинки, делал зарисовки. За этим занятием его однажды застал учитель местной гимназии и предложил учиться рисованию. Так Машков открыл для себя главное дело своей жизни и принял решение стать художником.

Ушел из жизни Машков в 1944 году в 62 года.

Направление деятельности художника

Эксперименты с натюрмортами

Натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Машков еще в годы обучения в училище живописи проявил себя как эксцентричный художник. Эмоциональная резкость, неординарность личности повлияли и на живопись. Для его натюрмортов характерна подчеркнутая декоративность, пластическая стихийность, яркость образов.

В натюрмортах Машков нередко располагал фрукты по окружности вокруг одного объекта и экспериментировал с формой самого холста. Например, это мог быть овал по форме подноса, на котором располагались фрукты.

Картины в стиле соцреализма

Пережив революцию, почти двадцать лет Машков посвятил теме соцреализма. Он изображал лучших работников производства, партизан, колхозников, демонстрируя, как и другие художники этого направления, жизнь счастливого советского человека.

Уже в последние годы своей жизни Машков застал войну и писал холсты о солдатах и работниках госпиталей.

Рекорды на аукционах, уходы, цена картин Машкова

Хотя в детстве и юности художник часто испытывал нужду, успехи в живописи помогли ему встать на ноги, открыть собственную мастерскую и прославиться. Выясним, сколько стоят картины Машкова сегодня.

На торгах холст ждал оглушительный успех, так как в ходе торгов предварительная оценка в 200-300 тысяч фунтов взлетела в десять раз. С молотка произведение ушло за 2 млн фунтов стерлингов (3,7 млн долларов).

В то же время оригинальная картина пришлась по нраву публике аукциона Christie`s, так что в ходе торгов первоначальная стоимость в 600-800 тыс. фунтов была превышена в несколько раз и достигла 4,1 млн фунтов стерлингов (6,6 млн долларов).

Как видим, работы художника пользуются сегодня большой популярностью и периодически появляются на крупных аукционах. Далее мы рассмотрим, как и где продать картины Машкова, а также почему нужна профессиональная оценка его произведений.

Продажа и экспертиза картин Машкова

Как оценить картину Машкова

Экспертиза картины Машкова нужна уже по той причине, что речь идет о весьма известном художнике, подделка работ которого является большим соблазном для мошенников. В ходе исследования удастся проверить подлинность произведения и выявить наиболее значительные факты, которые могут заметно увеличить его цену. Провести такую экспертизу можно, например, в Центре научной экспертизы им. Бенуа.

Где и как продать картину Машкова

Предлагаем выставить произведение живописи в нашей галерее. Так вы сможете представить картину широкой аудитории, что заметно увеличит шансы ее продажи. Также можем сами купить у вас холст за часть его стоимости. Все детали описаны в разделе о реализации картин Машкова.

Наиболее живописец из всех, пожалуй, Илья Машков. Ему ближе всех знакомы масляные краски и они ему повинуются…– писал дружелюбно настроенный поэт Максимилиан Волошин.

Илья Иванович Машков родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону Саратовской губернии. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1909гг) у Константина Коровина, Валентина Серова, Аполинария Васнецова. Посетил Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Грецию, Египет. С 1918 года – профессор.

Сегодня в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находится 10 произведений Ильи Ивановича. Приобретенные на протяжении второй половины 1940-х – 1970-х годов у семьи художника и частных коллекционеров, они являются гордостью коллекции русской живописи.

Илья Иванович Машков - ярчайщий, самобытный русский живописец. В свое время он был исключен из художественного училища за эксентричность и вольномыслие, что не помешало ему стать большим Мастером. Сейчас он - один из самых дорогих русских художников, его картины продаются на мировых аукционах за миллионы долларов. Его наследие составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

А еще его называют королем натюрмортов. Вот только о них сегодня и пойдет речь, хотя в его арсенале много не менее замечательных пейзажей и портретов.


Зеркало и лошадиный череп. 1919

А.Обидин - Вальс в старом парке

Рисунок Бориса Григорьева-Ilya_Mashkov_by_Boris_Grigoriev (240x276, 29Kb)

Родился Машков Илья Иванович в станице Михайловская округа Войска Донского (сегодня Волгоградская область) в бедной крестьянской семье. Илья был старшим из девяти детей, и денег у родителей, занимавшихся мелкой торговлей, на учебу детей не было. Мальчика, который с малых лет демонстрировал большую тягу и способности к рисованию, отдали в приходскую школу, но уже в 11 лет забрали его оттуда и отправили работать, чтобы тот мог помогать семье. Ему пришлось в лавке торговца фруктами по 14 часов стоять на ногах, обслуживая клиентов, он ненавидел эту работу, но выбора не было. Слева - портрет И. Машкова на рисуноке Бориса Григорьева.


Натюрморт с разломанным гранатом. 1930-е

Позже Илья перешел на работу в лавку купца, работа не была легче, но здесь ему иногда поручали рисовать плакаты и вывески. Это занятие доставляло ему большое удовольствие. В свободное время он перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Мальчик очень любил рисовать. Несмотря на свое крайне стесненное финансовое положение, он выписал себе по почте коробку с красками.


Натюрморт с белым кувшином и фруктами. 1913

Однажды учитель Борисоглебской гимназии заприметил рисующего мальчика и спросил у него, хочет ли он учиться. Илья очень удивился, ведь он даже не подозревал, что рисованию можно учиться. Так он начал получать первые навыки и консультации от учителя из гимназии. Это позволило ему понять свое призвание и поставить перед собой цель – стать художником.

В 1900 г. он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учится у выдающихся педагогов: К.Коровина, Л.Пастернака, В.Серова, А.Васнецова. Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный талант и эксцентричный характер. Он очень любил гиперболу, избыток цвета, при этом очень много времени отдавал освоению техники рисунка, был очень работоспособен. Как малоимущему студенту в училище ему предложили подработку, и уже с 1904 года Машков начинает давать уроки, зарабатывая себе на жизнь.


Натюрморт с фруктами. 1910. Работа была продана на аукционе Christie's в 2013 году за 4,8 млн фунтов стерлингов (7,3 млн долларов).


Натюрморт с крабами. 1925

В 1910 году Машкова исключают из училища за эксентричновть и вольномыслие, но он к этому времени уже нашел свой путь. Художник по-прежнему много работает, берет уроки в студии К.Коровина, пишет на заказ портреты и натюрморты. Он выставляется, в том числе на Салоне в Париже, где его работу покупает русский меценат С.Морозов. Уже тогда картины Машкова отличают необычный взгляд на мир и окружающие предметы. Он проникся революционными идеями в Европе и жаждет изменить русское искусство.


Натюрморт с красной рыбой. 1923


Натюрморт с женской фигурой. 1918


Натюрморт. 1940


Виноград, лимон и рак. 1924


Овальный натюрморт с белой вазой и фруктами. 1911

В 1925 году Машков Илья вступает в новое общество АХРР (Ассоциация художников революционной России), которая проповедует новые, революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоит в Ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В этот период он пишет картины счастливой новой жизни, портреты передовиков производства, натюрморты с изобилием продуктов. Московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понимают его новых идеалов, многие из них живут в эмиграции. Илья Иванович же остается в СССР и полностью поддерживает новые идеи.


Снедь московская. Мясо, дичь. 1924


Натюрморт с цветами и фруктами (на черном фоне). 1916


Ананасы и бананы. 1938


Арбуз и виноград. 1920


Лимоны и бессмертники 1938


Натюрморт с дынями и тыквами. 1916

На протяжении почти всей жизни Илья Машков много преподавал. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества - ВХУТЕМАС). Он работал здесь до 1929 года главным профессором индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А.Гончарова, Г.Лазарев, Ю.Меркулов, Р.Фальк, В.Татлин и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников. Также много работал на различных курсах, в Военной академии.


Натюрморт с самоваром. 1919


Фрукты на блюде (Синие сливы). 1910

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.


Натюрморт с апельсинами, лимонами и вином. 1938


Ягоды на фоне красного подноса. 1911


Снедь московская. Хлебы. 1924


Малинка. Абрамцево. 1939

1Букет цветов. 1910 (464x650, 339Kb)
Букет цветов. 1910
1Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе 1939 (2) (459x630, 374Kb)
Маки, розы, васильки в стеклянной вазе


Две черные розы и тарелка с клубникой. 1939


Натюрморт с розами и гвоздиками в стеклянной банке. 1939


Цветок в горшке и клубника. 1938


Натюрморт с камелией. 1913


Натюрморт с веером. 1922


Цветы в вазе (с подносом). 1912


Натюрморт с цветами. Около 1912. Работа была продана на аукционе Sotheby`s в 2005 году за 2 млн. фунтов стерлингов (3,7 млн. долларов).

Дама с китаянкой

Дама с китаянкой, 1910, ГТГ

  • 1.Натюрморт на первом плане.
  • 2.Женская фигура на втором.
  • 3.Картина в картине.

Живописное решение убедительно и органично. Кажется, что Машков писал портрет с натуры. Хотя на самом деле это сочинённое, вымышленное произведение.

Свои ранние натюрмортные постановки Машков часто организует по аналогии с декоративными росписями подносов. Иногда он даже практикует овальные формы картин.

На этом полотне присутствует объем, но нет света и тени. Объем здесь дан цветом. Объем есть, света и тени нет, свет и тень здесь заменены цветом. Всё это типично для творчества Сезанна и Машков использует его художественные приёмы.

Все предметы на этом натюрморте имеют чёткие геометрические формы. Даже скатерть на столе написана углом, подобно треугольнику.

Два гениальных открытия Сезанна:

  • Первое — трактуйте предметы посредством куба, шара и конуса.
  • Второе — объем передается цветом.

Александр Куприн

Как картины художников-авангардистов оказались в Третьяковке

Очень многие произведения, в частности работы Гончаровой и Ларионова, попали в ГТГ из коллекции Генриетты Леопольдовны Гиршман.

Очень многие работы покупались, дарились в советское время. Тогда Третьяковка проводила очень серьезную закупочную политику в отличии от сегодняшней тотальной нехватки средств. Но очень многие авангардные вещи попали в ГТГ из частных коллекций. Это отдельная история, порой безумно интересная. В начале 1917 года многие состоятельные люди такие как Гиршманы, Носовы и многие другие сдали часть свох коллекций на временное хранение в Третьяковскую галерею и уехали за границу. В стране уже чувствовалась тревожная атмосфера и они решили не рисковать. Хозяевам коллекций не суждено было вернуться в Россию. Так временное хранение в итоге превратилось в постоянное.

К написанию статьи привлекались лекции В.М.Бялик и Е.Середняковой. А также книга:
“Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014.

Читайте также: