Тип опыления у гороха

Обновлено: 19.09.2024

Желтую горошину – в горшок, зеленую – в плетеную миску, снова желтую – в горшок. Нет, это не Золушка по заданию мачехи перебирает семена, чтобы, окончив работу, пойти на бал. Это монах и ученый Грегор Мендель в саду Августинского монастыря в чешском городе Брно собирает урожай с выращенных особым способом гороховых кустов, чтобы определить, как наследуется цвет у гороха.

Попытки скрещивать растения и изучать полученное потомство предпринимались исследователями и раньше. Но определенные выводы ученые сделать не смогли из-за большого разнообразия признаков среди потомков. И, поскольку, основы гибридологического анализа отсутствовали, а статистику для исследования наследственности никто не применял, ни один из исследователей не смог определить точные формулы наследования.

Для своих опытов Мендель выбрал горох не случайно:

  • Это неприхотливое растение легко выращивать, и в условиях теплой погоды в Чехии за один год можно получить несколько поколений.
  • Потомство одного семени довольно многочисленно: вспомните, сколько стручков на растении, выросшем из одной горошины.
  • Сорта гороха разнообразны в своих фенотипических проявлениях, а отличительные признаки наследуются.
  • Горох — самоопыляющееся растение. Это значит, что опыление происходит внутри одного цветка. Пыльца с другого растения в дикой природе попасть в другой цветок не может, поскольку органы размножения гороха защищены от проникновения пыльцы с других растений.
  • И вместе с тем, у исследователя есть возможность после удаления тычинок материнского растения искусственно перенести пыльцу с другого растения с помощью инструментов для получения растений-гибридов.
  • Гибриды, полученные в результате искусственного оплодотворения, способны давать свое потомство, что важно для прослеживания наследования признаков в поколениях.

Для того, чтобы оценить масштабы проделанной ученым работы, представьте, что на всех семеноводческих хозяйствах Чехии ученый заказал сорта выращиваемого там гороха. В результате ему прислали 34 образца, из которых для исследований он отобрал 22 варианта.

Исследуемый Менделем горох отличался по следующим признакам:

  • цвет семян (желтый или зеленый);
  • вид кожуры семян (гладкая или сморщенная);
  • высота стебля (высокое растение или низкое);
  • оттенок цветков (белые или розовые);
  • форма бобов (простые или членистые);
  • расположение цветов (верхушечные или пазушные).

Биология. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС

Биология. Общая биология. 10-11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС

Тетрадь содержит различные репродуктивные и творческие вопросы и задания, в том числе в виде лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем и рисунков. В тетрадь включены также тестовые задания, которые помогут ученикам подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать и др.) и личностных качеств учеников.

В своих опытах Мендель учел ошибки предшественников, которые пытались сравнивать растения одновременно по разным признакам и потерпели фиаско.

Исследователь решил начать с изучения наследования лишь одного признака — цвета горошин. Именно благодаря тому, что ученый сознательно сузил задачу, его ждал успех и он смог четко установить определенные закономерности наследования.

Мендель вручную оплодотворил растения, семена которых имели желтый цвет кожуры, пыльцой с растений с зеленой кожурой. Когда ученый собрал урожай высаженных растений, то обнаружил, что кожура у всех потомков желтая.

Повторив эксперименты с морщинистыми и гладкими горошинами, с кустами гороха разной высоты, растениями с разной окраской цветков и стручков и т.д., Мендель отметил, что все потомки в первом поколении унаследовали признак одного из родительских организмов, т.е. по фенотипу не отличаются друг от друга.

Ведущее свойство, характерное для всех семян, полученных в первом поколении, Мендель обозначил как доминантное. Свойство другого родителя, которое не проявилось у гибридов первого поколения, ученый определил как рецессивное. Закономерность получила название первого закона Менделя, или закона единообразия гибридов I-го поколения, или закона доминирования.

Все выращенные образцы нужно было собрать, сосчитать и выделить определенные закономерности. Одним из первых Мендель использовал и применил конкретные количественные методы для обработки данных. Зная о теории вероятности, он понимал необходимость исследования большого числа семян гороха, полученных в результате скрещиваний, чтобы избежать статистической ошибки из-за случайных отклонений.

Для выведения законов наследования Мендель изучил более двадцати тысяч семян — гибридов второго поколения. Согласитесь, для обычного монаха, который жил в конце XIX века, без доступа к современным исследовательским инструментам, с лупой и микроскопом, в перерывах между молитвами и проповедями — это ли не подвиг!

Горох – самоопыляющееся растение, поэтому в следующем поколении ученый предоставил работу по опылению матушке-природе, чем облегчил себе задачу исследовательскую, но не статистическую. Учитывая, что способ размножения гороха – половой, неопыленные цветки просто-напросто не дадут потомство, и случайные отклонения не искажали итоги экспериментов с растениями.

Мендель продолжил опыты с одинаково желтыми гибридами первого поколения. И для исследователя было большим сюрпризом увидеть примерно треть зеленых горошин в корзинке семян с новым урожаем.

Когда ученый проанализировал результаты экспериментов с гибридами второго поколения, он увидел следующую закономерность: гибриды разделились на два различных по внешнему виду, т.е. фенотипу, класса. Бо´льшая часть унаследовала доминантные признаки, меньшая — рецессивные.

Генетические законы Менделя

Далее ученый начал проводить опыты с растениями, у которых отличались две пары признаков, и использовал гомозиготные семена гороха, отличающиеся цветом и формой семян. Такой тип скрещивания ученый назвал дигибридным. Для определения гомозиготности растений он использовал анализирующее скрещивание

У потомков во втором поколении треть горошин имеет проявления доминантного фенотипа, однако при этом отличается по генотипу (Аа и АА). И чтобы определить генотип, Мендель использовал семена с проявлениями рецессивного признака. Поскольку рецессивные свойства проявляются только в гомозиготном состоянии генов (аа), потомки, в зависимости от генотипа исходной особи, будут иметь единый фенотип, если родительская особь гомозиготна, согласно 1 закону Менделя, либо произойдет расщепление в соотношении 1:1.

В результате искусственного опыления гладких (B) и желтых (A) растений с морщинистыми (b) и зелеными(a), в первом поколении все растения дали потомство с желтыми гладкими горошинами, что подтвердило первый закон Менделя о единообразии гибридов первого поколения при дигибридном скрещивании.

Генетические законы Менделя

Замеченные Менделем закономерности о наследовании генов подтвердились при анализе итогов экспериментов со всеми семью парами признаков. В ходе анализа результатов ученый пришел к выводу об универсальности закономерностей наследования и вывел Третий закон Менделя, или закон независимого распределения признаков.

Под этим подразумевается, что каждый ген одной аллельной пары может оказаться в гамете с любым другим геном из другой аллельной пары. В опытах по скрещиванию организмов с гомозиготным набором генов, при анализе по двум и более парам отличающихся качеств, у гибридов в третьем поколении (получены при скрещивании гибридов второго поколения) наблюдается независимое комбинирование свойств и кодирующих их генов разных аллельных пар.

Опыты ученого, проведенные с тысячами гороховых зерен в монастырском саду, и тщательная статистическая работа по анализу признаков, проявившихся у потомков, позволили ученому доложить на заседании Общества естествоиспытателей в г. Брно в 1865 году о своих выводах.

Мендель утверждал, что:

Из-за неудачи с другими растениями и пчелами сам Мендель разочаровался в своем открытии. А с 1868 года, после того, как получил сан аббата монастыря, биологией больше не занимался.

И только в начале XX века, благодаря пересмотру законов Менделя, генетика смогла сделать огромный шаг вперед.

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи:

  • образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
  • развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
  • воспитательная: половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Методы проведения: беседа, объяснение, проблемные, частично – поисковые.

Ход урока

1. Организационная часть: приветствие; подготовка аудитории к уроку; наличие учащихся.

Соблюдать тактичность изложения материала, т. к. в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. При объяснении усилить оптимистические прогнозы о возможных способах лечения и устранения наследственных заболеваний.

2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальная работа с карточками – 2 учащихся

19*. В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида?

20*. Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие ?

КАРТОЧКА “НАЙДИТЕ ПАРУ”

1. Генетика 1.получили от родителей
2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков
3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые
4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности
5.доминантный признак 5.основной метод Менделя
6.гибриды 6.учитывается один признак
7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена
8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов
9.изменчивость 9.основоположник Мендель
10.генотип 10.сочетаются признаки
11.фенотип 11.молекула ДНК
12.наследственность 12.исчезает в F1
13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма

Б) Фронтальная работа с классом “Разговор двух друзей – генетиков”.

-“Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это просто удивительно как ты знаешь свою наследственность”.

– “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у твоих предков был случай инцеста”.

Рядом стоящие друзья ничего из разговора не поняли. Помогите им. Переведите разговор на понятный всем язык.

Сколько поколений людей представлено на родословной?

Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны матери?

Какой пол пробанда?

Имеется ли изучаемый признак у пробанда?

Сколько еще членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?

Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?

Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающая за формирование изучаемого признака: 1) аутосома, 2)Y-хромосома, 3) Х-хромосома.

Каков генотип пробанда: АА, Х А Х а , Х а Y, ХY А

Актуализация и личностно – значимая роль учебной информации урока. Начало романа Льва Толстого “ Анна Каренина ” запоминается многим необычным умозаключением: “ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему ”. Великий писатель, конечно, имел в виду атмосферу семьи, другими словами – социальную сторону семьи. Ну, а если взглянуть на несколько поколений с генетической точки зрения, то можно увидеть, что каждая семья по-своему одновременно и счастлива, и несчастлива.

Так как мы часто похожи на одного из родителей больше, чем на другого (хотя при этом рост, волосы и телосложение можем перенять от обоих), можно сделать вывод, что унаследованный нами ген был сильнее другого, эквивалентного ему. Например, о темных волосах говорят, что они “ доминируют”. С древнейших времен человечество волновала проблема взаимоотношения полов, морфологические и физиологические отличия мужчин и женщин, приблизительно равное соотношение по количеству особей мужского и женского пола.

Давайте попробуем ответить на следующие проблемные вопросы и мы:

  • Можно ли предсказать или предопределить рождение ребенка определенного пола?
  • От чего зависит пол новорожденного младенца?
  • Почему у одной и той же пары родителей рождаются дети разного пола?

Учебная информация: Пол можно рассматривать как один из признаков организма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами, локализованными в хромосомах. Если сравнить хромосомный набор особей разного пола, то он будет отличаться по одной паре хромосом, которые назвали половыми, поэтому механизм определения пола имеет хромосомный характер.

Хромосомное определение пола. Особенности кариотипов самцов и самок.

Еще Г.Мендель обратил внимание на то, что соотношение 1:1 по половой принадлежности напоминает расщепление, которое получается при анализирующем скрещивании. Впервые подробно генетику пола изучил Т.Морган в опытах с дрозофилой. Ему удалось установить, что самцы и самки мухи дрозофилы отличаются по хромосомному набору. И у тех, и у других в клетках тела присутствовало по 8 хромосом, 6 из которых были одинаковы у самцов и самок, их назвали аутосомами, а одна пара различалась у особей мужского и женского пола назвали половыми хромосомами. У самок две одинаковые половые хромосомы – ХХ, у самцов разные половые хромосомы– Х и Y.

В данном случае женский пол является гомогаметным, то есть все яйцеклетки несут Х-хромосому, а мужской гетерогаметным, то есть образует два типа гамет– 50% с Х– хромосомой, 50% с Y– хромосомой. У человека в кариотипе 44 аутосомы и 2 половые хромосомы: хромосомный набор мужчины – 44А+ ХY, женщины – 44А + ХХ. Если образуется зигота, несущая ХХ, то из нее будет формироваться женский организм, а если в зиготе ХY – то мужской. Женский организм имеет две одинаковые половые хромосомы (ХХ), поэтому является – гомогаметным, а мужской, образующий два типа – гетерогаметным. (Слайд 3).

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Наследственные болезни человека.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека. Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни. Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна (47 хромосом, трисомия 21 хромосомы 21,21,21), Шерешевского-Тернера (женщина с 45 хромосомами, ХО), Клайнфельтера (мужчина с 47 хромосомами, ХХУ). Одной из причин этого является употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, влияние загрязнений окружающей среды. Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена. К таким заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия А и гемофилия В, дальтонизм, недоразвитие потовых желез и другие. Гены (аллели), определяющие эти заболевания, локализованы в Х – хромосоме.

Наследование дальтонизма. Задача. В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед – дальтоник. “Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить.” Надо ли жалеть соседских детей?

(Объяснение решения задачи учителем).

Рассмотрим в качестве примера наследование дальтонизма. (Слайды 5,6,7).

Было установлено, что дальтонизм обусловлен рецессивным аллелем (Х d ), нормальное цветоощущение – доминантным аллелем (Х D ), поэтому женщины, гетерозиготные по этому гену (Х D X d ), обладали нормальным зрением. Ученые утверждают, что наследственные болезни возникли вместе с человеком и сопровождали его на протяжении всей его эволюции. Великий врач древности Гиппократ писал: “Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное – больные. Раз, как правило, у лысого рождается лысый, у голубоглазого – голубоглазый, у косого – косой, ничего не помешает рождению длинноголовых у длинноголовых”. Изучение наследственных болезней человека показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. Так как в родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Ярким примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы. Английская королевская фамилия – пример типичной “ родословной” со сцепленной с полом болезнью, болезни, когда вредные гены расположены в половой хромосоме. Императрица Александра Федоровна, до бракосочетания Алекс– Виктория-Елена – Бригитта – Луиза – Беатриса принцесса Гессенская и Рейнская – дочь Великого герцога Людвига IY Гессенского и Рейнского и Аликс, дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II, сестра Великой княгини Елизаветы Федоровны. Родилась 25 мая (6 июня по старому стилю) 1872 года. В возрасте 12 лет она впервые побывала в России на свадьбе сестры, где познакомилась с 16-м цесаревичем Николаем. Государь Александр III возражал против брака своего сына с немецкой принцессой. Одной их причин было то, что трон в государстве Российском наследуется по мужской линии, а было известно, что родственники принцессы по мужской линии редко доживали до преклонного возраста. Однако Николай решительно заявил, что ни на ком другом жениться не желает. Уже на смертном одре Александр III благословил брак Николая и Алисы. Свадьба состоялась месяц спустя после смерти Александра, 14 ноября 1894 года. Вскоре после свадьбы – 3 ноября 1895 года царица родила своего первого ребенка. Это была девочка, ее назвали Ольга. Затем подряд родились еще три дочери: 29 мая 1897 года – Татьяна, 14 июня 1899 – Мария, 5 июня 1901 г.– Анастасия. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904 года у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Это страшная неизлечимая болезнь стала трагедией семьи. Обычно с таким заболеванием редко доживают до зрелого возраста, так как любой ушиб и даже мелкое кровоизлияние может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной, знали о которой только члены семьи и приближенные слуги. Несчастный мальчик обладал прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивость, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у царей простотой; красоте духовной соответствовала и телесная. Алексей Николаевич быстро схватывал нить даже самого серьезного разговора, а в нужных случаях так же быстро находил подходящую шутку для ответа. Английская королева Виктория была гетерозиготной по гену гемофилии. У нее родились сын – гемофилик и две гетерозиготные дочери, передавшие ген гемофилии в царствующие семьи России и Испании. Некоторые их внуки и правнуки, в том числе русский царевич Алексей, были больные гемофилией. Британская же линия наследования потеряла этот болезненный ген. Об этом можно судить на основании того, что сын королевы Виктории Эдуард YII был здоров.

Беседа: Каковы пути профилактики наследственных болезней:

Борьба за чистоту окружающей среды.

Медикогенетическая и дородовая диагностика.

Когда к врачу – генетику с вопросом о возможности рождения у них здорового младенца обращается супружеская пара, у которой уже есть больной ребенок, приходится подробно анализировать родословную этой по линиям жены и мужа. Так как большинство из нас не имеют понятия о вредных генах, которые мы носим в себе. После рождения ребенка с наследственной болезнью, мы узнаем по крайней мере об одном из таких генов. Если пораженным болезнью оказывается кто-нибудь из наших близких родственников, мы обязаны побеспокоится о специальном обследовании. Прежде всего, составляют и изучают родословные семей обоих супругов и постараются установить, какие именно наследственные болезни в них встречались. И только на основе всех полученных данных врач рассчитывает, сколь велик риск появления на свет малыша, отягощенного патологической наследственностью. Каждая женщина волнуется во время беременности, всем сердцем надеясь, что ее ребенок будет нормальным и здоровым. Ее тревогу в бошей или меньшей мере разделяет ее муж. Мы все успокаиваем себя тем, что как известно, примерно 96 из каждых 100 детей появляются на свет без серьезных врожденных дефектов. Но 3-4 % детей рождаются нездоровыми – вот здесь– то и кроется причина наших тревог во время беременности.

Основные способы дородовой диагностики патологии ребенка:

  1. Пункция околоплодных вод (амниоцентоз)– старейший из всех методов. Через стенку брюшины с помощью тонкой иглы, прокалыва плодный пузырь, отбирают из матки 10-20 мл.околоплодных вод на 15-17 неделе беременности. Исследование осуществляется под местным наркозом и при непрерывном ультразвуковом контроле, чтобы не повредить ребенка и плаценту. В околоплодной жидкости плавают клетки ребенка. Их отфильтровывают, размножают в лаборатории и исследуют на хромосомные дефекты. (Слайд 8).
  2. Биопсия ворсинок хориона – на 6-11 неделе беременности, отбирают немного пушистой, имеющей форму коралла ткани, в которой лежит крошечный эмбрион в первые недели жизни до образования плаценты. Защищающие и питающие ворсинки этой ткани содержат такие же клетки, что и ребенок.
  3. Пункция пуповины: для этого исследования у плода берут немного крови из пуповины, чтобы определить некоторые врожденные болезни. Основная цель постановки раннего пренатального диагноза – успешное лечение плода еще в матке.

Существуют современные методы предимплантационной диагностики эмбриона, которая позволяет исключить генетические патологии на 100 %, дающие возможность иметь здоровых детей родителям с патологией.

Заключение

Современные люди не всегда знают своих двоюродных братьев и сестер не поддерживают с ними связи. Разумеется это важно не только с биологической (генетической) точки зрения, но и социальной. Чем больше люди будут поддерживать и ощущать родственные отношения, тем добрее они станут, тем более социально значимыми себя ощутят. Ведь в родословной каждого человека окажутся люди, которыми можно гордиться. Так давайте гордиться своей наследственностью и беречь ее!

4. Подведение итогов урока:

Выскажите свое мнение:

Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?

Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются при размножении?

Только ли хромосомами определяется пол организма?

Просто ли поменять пол? 5. Стоит ли это делать?

Мужчина больной гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Какова вероятность рождения в этом браке больных детей.

Ответ: вероятность рождения больного ребенка 50%.

5. Домашнее задание. Параграф 39, ответить на вопросы.

Мужчина больной гемофилией, женится на здоровой женщине, и у них рождаются нормальные дети. Существует ли вероятность заболевания у внуков, при условии, что все дети вступили в брак со здоровыми людьми?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Модульный урок..doc

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием задания

Рекомендации по выполнению заданий.

Общая цель урока. 1. В результате работы на уроке вы будите знать, что изучает наука генетика, её задачи и методы.

2. Познакомитесь с генетической терминологией и символикой.

3. Продолжите развивать навыки мышления, память, навыки самостоятельной работы, взаимоконтроля.

Цель. Установить, что является предметом изучения генетики.

Задание. Определить по каким признакам сходно и отличается потомство одной родительской пары.

Цель. Познакомиться с деятельностью

Г. Менделя. Закрепить умение работать с текстом.

Задание. В предложенном тексте найдите ответы на вопросы.

  1. Где жил и трудился Мендель?
  2. Какой деятельностью занимался в основное и свободное время?
  3. Для чего Мендель занимался выращиванием гороха? Почему для экспериментов был выбран именно горох?
  4. Почему Менделю удалось добиться больших научных успехов? Какую методику применил Мендель при постановки своих опытов?
  5. Какой год считается годом рождения современной генетики?

Цель. Через повторение учебного материала о размножении, оплодотворении, хромосомах сформировать знания о предмете генетики.

Задание. Вам выданы хромосомы, которые встречаются в клетках некоторых видов травянистых растений.

1. Получите диплоидный набор хромосом, расположив парами гомологичные хромосомы.

2. Получите гаплоидный набор хромосом.

3. Сколько хромосом в сперматозоиде?

4. Сколько хромосом в клетке кожи?

5. Сколько хромосом в яйцеклетке до оплодотворения?

6. Сколько хромосом в оплодотворённой яйцеклетке?

Задание. Используя предложенные термины, постройте логические схемы, показывающие взаимосвязь между ними.

Соматические клетки, гаметы, клетки кожи, яйцеклетки, сперматозоиды, гаплоидный набор, диплоидный набор.

Признак, ген, наличие веснушек, хромосома, ДНК, цвет волос.

Цель. Научиться пользоваться генетической символикой и терминологией.

Задание 1. Записать в тетрадь определения понятий: аллельные гены, доминантный ген, рецессивный ген, гомозиготы, гетерозиготы, генотип, фенотип; что означают символы Р, F , Х, ♀, ♂.

Задание 2. Прочитайте условие задачи и сделайте выводы. (Приложение к УЭ – 4)

Задание 3. У овец белая окраска (А) доминирует над чёрной (а). Запишите генотипы овец с а) белым цветом шерсти;

б) чёрным цветом шерсти.

Задание 4. Познакомьтесь с таблицей признаков человека, наследуемых по закону Менделя.

Попробуйте определить свой фенотип и генотип.

Задание 5. Сколько признаков мы использовали при решении 2 – го задания и при решении 4-го задания.

Моногибридное скрещивание и полигибридное (дигибридное).

Цель . Проверить, как вы усвоили материал урока.

Задание . Проанализируйте текст. Вставьте недостающие слова, записав их через запятую.

Задание. Выполнить тест.

Цель . Подвести итоги урока.

Прочитайте цель урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке? Почему?

Оцените собственные знания и умения:

Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе.

Запишите Д/з. § 35, 36, 37 до стр.177.

Выписать определения в тетрадь.

Внимательно прочитайте цель урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

Рассмотрите фотографию и предложите свои версии.

Обсуждаем вместе с классом.

Записать в тетрадь новые понятия: наследственность и изменчивость. Стр 63, 65

Оцените свою работу на листе контроля.

Работайте вместе с классом.

Записать в тетрадь новые понятия. Стр. 176.

Оцените свою работу на листе контроля.

Работайте в паре, а затем вместе с классом.

Выполните предложенное задание в тетради.

Дайте объяснение своей версии.

Оцените свою работу на листе контроля.

Работайте в тетради и вместе с классом.

Оцените свою работу на листе контроля.

Проверьте друг у друга выполненное задание, сверив ответы с предложенными учителем.

Поставь оценку на лист контроля.

Поставьте оценку за урок найдя средний балл по итогам урока.

Запишите в дневник.

Выбранный для просмотра документ Приложение..doc

Текст к заданию УЭ – 2.

В 1854-1868 гг. преподавателем физики и естественной истории средней школы в Брюнне (г. Брно, Чехословакия) был августинский монах Грегор Мендель. В свободное время Мендель выращивал горох в саду своего монастыря, делал он это не из гастрономических соображений, а для изучения законов наследственности. Разумеется, он не был первым учёным ставившим себе эту задачу.

Успех работы Менделя по сравнению с исследованиями его предшественников объясняется тем, что он обладал двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому Мендель был исключительно трудолюбив и аккуратен, т.е. обладал качествами, которые сами по себе не создают хорошего учёного, но без которых даже выдающийся умственными способностями человек редко добивается больших научных успехов.

Если я скрещу между собой две разновидности гороха, которые различаются по определённому признаку, то каким окажется их потомство? Этот вопрос был первым вопросом Менделя.

Почему горох? Горох в Условиях Чехии размножается два раза в год. Сорта отличаются друг от друга рядом хорошо заметных признаков. В природе горох самоопыляем, но легко можно провести искусственное перекрёстное опыление.

Задание 2. УЭ – 4.

Дано: гетерозиготный тёмноволосый отец и мать блондинка.

Следовательно, доминирует аллель _________________, а аллель ______________ - рецеесивен.

Дано: в скрещиваниях длинноносых и коротконосых муравьедов получаются только коротконосые особи.

Следовательно, доминирует аллель __________________.

Дано: потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях ( от скрещивания с разными собаками).

Следовательно, доминирует ген _________________, а Грета была ___________ по этому признаку.

Дано: в потомстве кота Василия и пяти чёрных кошек были чёрные и серые котята, причём, серых было больше.

Следовательно, доминирует аллель _______________, а кот Василий по этому признаку ____________________.

Задание к УЭ – 5.

Проанализируй текст. Вставьте пропущенные слова.

Г.Мендель скрещивал растения ______________ , отличающиеся по ___________ , установил следующие закономерности.

■ наследование ______________ определяется _____________;

■ каждый признак контролируется двумя ______________, которые в одном организме могут быть _____________ или ______________;

■ если два _______________ одинаковые, то организм называется ________ и производит ____________ гаметы;

■ если __________ разные, то организм называется ___________ и производит ___________ типы гамет;

■ если организм ______________, то по фенотипу можно безошибочно определить его _______________;

■ если организм _______________,то в фенотипе проявится только ___________ аллель этого гена;

■ два аллеля одного гена распределяются при образовании половых клеток по гаметам с ____________ вероятностью, независимо друг от друга.

Задание. Закончите предложения, записав ответы в данной последовательности через запятую.

Опыление — это процесс переноса пыльцы из пыльников растения на рыльце его пестика.

Есть два типа опыления растений:

  1. Перекрестное опыление. Оно может быть естественным и искусственным.
  2. Самоопыление.

Теперь остановимся на самоопылении и перекрестном опылении подробнее.

Самоопыление

Самоопыление — это самостоятельное опыление растения.

Такой способ встречается у растений, у которых двуполые цветки. Большинство растений при самоопылении дают семена. К примеру, ячмень, овес, просто. Такой тип опыления и у гороха.

Самоопыление встречается у цветков, которые совсем не склонны к раскрытию — из-за этого перекрестное опыление здесь невозможно. Поэтому в процессе самоопыления даже самые маленькие и невзрачные цветки способны давать семена.

Однако потомство, полученное в результате самоопыления, считается низко прогрессивным. Растения с таким способом опыления постоянно находятся под угрозой вырождения. Чтобы как-то с этим справляться, небольшой процент цветков у таких растений подвергается внутривидовому опылению. В результате внутривидового опыления получаются растения с отличающимися отцовскими и материнскими зачатками, а также более приспособленные к выживанию в ходе естественного отбора. Как итог — сохранение вида.

Перекрестное опыление

Перекрестное опыление — это опыление, которое находится в прямой зависимости от внешних факторов, таких как вода, ветер, насекомые и птицы. У кого перекрестное оплодотворение? Разберемся на примерах.

Процесс опыления ветром называется анемофилия.

Оно встречается у растений с мелкими цветками, собранными обычно в соцветия. Обычно у цветков очень много пыльцы. Она мелкая и сухая и выбрасывается наружу при помощи пыльника, который находится на длинных тонких нитях.

Что касается рыльцев, то они длинные и широкие, а также высовываются из цветков, благодаря чему пыльца лучше на них попадает. Таким образом происходит опыление у злаковых и у растений с соцветиями в виде сережек (ольха, береза, хмель, тополь, орех). Также ветром опыляется крапива и конопля, поскольку цветок у них состоит из чашелистиков и простого околоцветника — они не могут привлечь опылителей.

Энтомофилия — это опыление насекомыми.

Как правило, растения, опыляемые таким способом, обладают ароматом, нектаром, достаточно большим размером цветков и привлекающим насекомых цветом, а также у них есть липка пыльца с выростами.

Процесс опыления происходит в результате переноса насекомыми пыльцы с одного цветка на рыльца другого: так обеспечивается опыление для двуполых растений.

Насекомыми опыляются мак, ромашка, калина, гречиха, шалфей, молочай и др.

Орнитофилия — процесс опыления с помощью птиц.

Обычно так опыляются тропические растения с пестрой окраской, которая привлекает птиц. К примеру, в процессе опыления участвует колибри.

Гидрофилия — вариант опыления водой.

У многих водных растений рыльца нитеобразной формы, и пыльца с них переносится водой, а в редких случаях — слизнями.

Так происходит у резухи, взморника, роголистки, наяды, элодеи, рунии.

Искусственное опыление

Искусственное опыление — тип опыления, широко используемый в плодовом и декоративном садоводстве, овощеводстве, а также лесном хозяйстве. Суть его в том, что пыльца переносится искусственным способом: с пыльцы тычинок на рыльца пестиков.

По-другому искусственное опыление называется скрещиванием. Благодаря ему селекционеры могут получать новые виды и сорта растений.

Оплодотворение

Процесс оплодотворения происходит после опыления. Как быстро — зависит от самого растения. У одних — спустя несколько недель, а у других — даже через год.

Оплодотворение — процесс слияния мужской и женской клеток.

В момент, когда происходит опыление, пыльца находится на рыльце. Чтобы оплодотворение произошло, нужно чтобы пыльца была зрелой и стойкой. Также важно наличие сформированного зародышевого мешочка.

Процесс развития и роста пыльцевой трубки происходит в направлении завязи — через рыльце и столбик. В завязи пыльцевая трубка проходит в семенной зачаток и доходит до зародышевого мешка. По достижении яйцеклетки происходит разрыв пыльцевой трубки и выход двух спермиев. Вегетативная клетка разрушается. Далее следует слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — с диплоидным ядром.

В первом случае слияния растет зародыш нового организма, а во втором — образование триплоидной клетки для образования эндосперма. Так происходит процесс двойного оплодотворения.

Зародыш и эндосперм зарождают семя, которое скрыто под кожурой. Завязь формирует плод после оплодотворения.

Опыление у покрытосеменных растений

Опыление у покрытосеменных растений осуществляется обоими способами. В обоих случаях пыльцевые зерна попадают на рыльца пестиков. Чтобы понять, как происходит опыление, рассмотрим его на конкретном примере: винограде.

Виноград опыляется двумя способами: перекрестным и самоопылением. В случае самоопыления у винограда обнаруживается клейстогамия. Клейстогамия — опыление с дальнейшим оплодотворением. В большинстве случаев виноград опыляется ветром: строение цветка расположено к такому перекрестном опылению.

В ходе опыления происходит выделение на рыльце секретной жидкости — в этом время оно уже готово получать пыльцу. Так рыльце положительно сказывается на прилипании пыльцы, защите ее от различных инфекций и обеспечивает благоприятные условия для ее прорастания.

Виноград также отличается возможностью перехода от перекрестного опыления к самоопылению. Благодаря такой способности вид сохраняется столетиями. Также эта способность обеспечивает хорошее развитие и урожай.

Многие коллекционеры практикуют искусственное оплодотворение. Оно похоже на перекрестное опыление, однако оно происходит за счет антропогенных факторов, а не биотических и абиотических.

При искусственном оплодотворении пыльца переносится кисточкой или ватной палочкой. Предварительно цветки изолируются и кастрируются.

Опыление у голосеменных растений

Голосеменные растения опыляются способом анемофилии. То есть, при помощи ветра.

Яркий пример — сосна.

Опыление сосны происходит так: с мужской шишки пыльца попадает на семязачатки женских шишек. Когда шишка зеленеет, происходит срастание и одеревенение чешуек: пыльца находится в состоянии покоя. Прорастание пыльцы происходит на следующее лето.

В процессе прорастания пыльцы пыльцевая трубка несет спермии к архегониям. Далее там происходит слияние одного из спермиев с яйцеклеткой и образование зиготы. Из зиготы формируется зародыш, а семязачаток перерастает в семя.

Зародыш располагается в эндосперме гаметофита, накапливающего питательные вещества. Созревание семян в шишках происходит на протяжении полутора лет с момента оплодотворения. После этого происходит раздвижение чешуек и высыпание семян из шишки.

Читайте также: