1 каждый день проходил я мимо березы на которой чернело гнездо

Обновлено: 19.09.2024

а) Проверка дом. задания (упр. № 87 1 ч.),(учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г. Бархударов, СЕ. Крючков).
б) Фронтальный опрос по теме: "Строение с/п предл.и знаки препинания в нем".

(Рассказать о признаках с/п предо.)

2-й этап. Орфографическая диктовка.

3-й этап. Синтаксический разбор предложения

[Россия вспрянет ото сна], и [на обломках самовластья напишут наши имена]. (Пушкин).

  • Повествовательное;
  • Невосклицательное;
  • сложное, с/с [- = ], и [ = ];
  • 1-е – двусоставное , распространенное;
  • 2-е – односоставное , неопределенно-личное распространенное.

4-й этап. Объяснение нового материала.

  1. Отвечают на вопросы : какой? какая? какое?
  2. соединяется с главным при помощи союзных слов: который, что, куда, где.
  3. к определяемому сущ прибавляется указательное слово: тот, такой
  4. п/ определительные, относящиеся к сущ, всегда стоят после него.

а) [В ту пору, (когда комедия Грибоедова начала свое триумфальное шествие по России), Чацкий был встречен с ликованием молодыми силами русского общества].

б) [Чацкий, (в монологах которых звучит протест против крепостного права), выражает идеи декабристов].

в) чтение правила по учебнику стр. 44 (учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).

5-й этап. Закрепление . Объяснительный диктант.

  1. Каждый день проходил я мимо березы , на которой чернело гнездо.
  2. Он спускался с гор вершины , которых уже не видны в темноте.
  3. Шаги и осыпь камней глушил все нарастающий, все ревущий гул потока, на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены.
  4. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.
  5. На берегах бело и оттого река кажется темной, неприветливой.
  • [ . сущ], (на которой. ).
  • [ . сущ ], (которых . ).
  • [. сущ ], (котором . ).
  • [. сущ],(. которыми).

6-й этап. Работа с учебником.

Самостоятельная работа упр. № 91 2 ч.(учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).

1)\t\u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b (\u2550) \u044f \u043c\u0438\u043c\u043e \u0431\u0435\u0440\u0451\u0437\u044b, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0447\u0435\u0440\u043d\u0435\u043b\u043e (\u2550) \u0433\u043d\u0435\u0437\u0434\u043e . \u00a0

\u00a0 (\u0447\u0435\u0440\u043d\u0435\u043b\u043e \u0413\u0414\u0415? \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u2013 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e)\n

2)\t\u041e\u043d \u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0441\u044f (\u2550) \u0441 \u0433\u043e\u0440, \u0432\u0435\u0440\u0448\u0438\u043d\u044b \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u0432\u0438\u0434\u043d\u044b (\u2550) \u0432 \u0442\u0435\u043c\u043d\u043e\u0442\u0435. \u00a0

\u00a0 (\u0432\u0435\u0440\u0448\u0438\u043d\u044b \u041a\u0410\u041a\u0418\u0415? \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u2013 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435)\n

\u0428\u0430\u0433\u0438 \u0438 \u043e\u0441\u044b\u043f\u044c \u043a\u0430\u043c\u043d\u0435\u0439 \u0433\u043b\u0443\u0448\u0438\u043b (\u2550) \u0432\u0441\u0451 \u043d\u0430\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439, \u0432\u0441\u0451 \u043f\u0440\u0438\u0437\u044b\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0440\u0435\u0432\u0443\u0449\u0438\u0439 \u0433\u0443\u043b \u043f\u043e\u0442\u043e\u043a\u0430, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0432\u0441\u043f\u044b\u0445\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 (\u2550) \u0438 \u0433\u0430\u0441\u043b\u0438 (\u2550) \u043a\u043b\u043e\u0447\u044c\u044f \u0431\u0435\u043b\u043e\u0439 \u043f\u0435\u043d\u044b.\n

\u00a0 (\u0432\u0441\u043f\u044b\u0445\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0413\u0414\u0415? \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u2013 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e)\n

3)\t\u041d\u0430\u043a\u043e\u043d\u0435\u0446 \u043c\u044b \u0432\u0438\u0434\u0438\u043c (\u2550) \u043b\u0435\u0441, \u0445\u043c\u0443\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0431\u043e \u0432 \u043c\u043e\u0445\u043d\u0430\u0442\u044b\u0445 \u0442\u0443\u0447\u0430\u0445, \u043c\u0435\u0436 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c\u0438 \u043b\u0438\u0448\u044c \u043a\u043e\u0435-\u0433\u0434\u0435 \u0432\u0438\u0434\u043d\u0430 (\u2550) \u0431\u043b\u0435\u0434\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043d\u044c . \u00a0

\u00a0 (\u0432\u0438\u0434\u043d\u0430 \u0413\u0414\u0415? \u043c\u0435\u0436 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c\u0438 \u2013 \u043e\u0431\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e)\n

\u041d\u0430 \u0431\u0435\u0440\u0435\u0433\u0430\u0445 \u0431\u0435\u043b\u043e (\u2550), \u0438 \u043e\u0442\u0442\u043e\u0433\u043e \u0440\u0435\u043a\u0430 \u043a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u0451\u043c\u043d\u043e\u0439 (\u2550), \u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0442\u043b\u0438\u0432\u043e\u0439 (\u2550). \u00a0

** \u0413\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u044b\n

Запишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и определяя, каким членом предложения является слово который. Составьте схему 1-го предложения.
Замечали ли вы какое большое впечатление производят те произведения литературы которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке.

1.У человека должны быть любимые произведения к которым он обращается неоднократно которые знает в деталях о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
(Д. Лихачёв)

2.Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который?

1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо. 2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены. 3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)

  1. Готовимся к зачётной работе по ПП осложнённому, ССП и видам СПП, союзные средства (союзы и союзные слова)

ДОМАШНЯЯ РАБОТА НА 15.12

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.

2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.

1) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.

3) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

5) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот на экране появились артиллеристы. (7)Их было семь человек. (8)Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И вдруг мать тихо сказала:
– Смотри, это твой отец.

(10)Почему она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13)И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

(14)И мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16)Как он гордился своим отцом! (17)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18)Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало.

– (26)Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату.

(27)В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

– (28)Это мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца убили. – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

(31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.

– (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

(36)Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии.

(37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.

(По Ч.Т. Айтматову)*

* Айтмáтов Чингúз Торекýлович (1928–2008) – советский киргизский писатель.

1) Авалбёк хорошо помнил своего отца.

2) Авалбёк смотрел фильм с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.

3) Авалбёк, глядя на экран, впервые испытал чувство страха за близкого человека.

4) Взрослые и мать объяснили Авалбёку, что в фильме убили не его отца, а просто артиста.

5) Война во время просмотра фильма уже не казалась Авалбёку забавной, ничего весёлого в том, как падали люди, не было.

1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.

3) – Это моего отца убили. – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

4) Сердце мальчика было наполнено горем.

5) Он был рад, что мать не видит его слёз.

Комментарии

1. 235
2. 28
3. Жжужание шмеля
4. 23
5. 235
6. 14
7.кричишь

2. 3
3. 28
4. жужжание шмеля
5. 123
6. 235
7. 14
8. кричишь

2) 35
3) 28
4) жужжаниешмеля
5) 23
6) 235
7) 14
8) кричишь

2. 235
3. 28
4. жужжание шмеля
5. 23
6. 25
7. 14
8. кричишь

2. 235
3. 28
4. жужжание шмеля
5. 23
6. 235
7. 14
8. говорить

2. 2345 3. 28 4. жужжание шмеля 5. 23 7. 14 8. кричишь

1) 235
2)28
3) жужжание шмеля
4) 23
5)235
6)14
7)кричишь

Нажмите, чтобы узнать подробности

- сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

Задачи урока:

образовательные:

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении;

- определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

- закрепить умения расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточным определительным;

- формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо).

развивающие:

- развить у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы ;

воспитательные:

- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока;

- воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного отношения к матери, чувства патриотизма.

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал (текст), блок-схема.

Оборудование: презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Какую часть речи поясняет определение?

- Что обозначает определение?

- Как графически выделяем определение?

Определение – второстепенный член предложения.

Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.

Определение поясняет имя существительное.

Определение обозначает признак предмета.

Определение подчёркивается волнистой линией.

3. Мотивация учебной деятельности.

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос где?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные?

9. [ ], (который. ). – схема сложноподчиненного предложения.

- Прочитайте все верные утверждения.1,3,4,7,9.

- Все согласны с данными утверждениями?

- Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

- Все согласны с данными утверждениями?

Правильный ответ.

4. Постановка темы и целей урока.

Цель и задачи урока:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

правильно употреблять в речи данные виды предложений;

правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

составлять схемы предложений с придаточными определительными.

5. Работа над темой урока.

1. Анализ предложений.

- Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?

Работа с таблицей

ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ПОСТЕПЕННО ОБЛЕГАЛА НЕБО.

БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы.

- Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.

- С помощью союзного слова который…

- Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

6. Закрепление материала.

1. Записываем под диктовку предложения, называем средства связи, составляем схемы предложений.

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик

2. Соединить предложения и составить схемы .

1. И нищий наездник томится в ущелье,

1. которая пряталась в высокой и густой ржи.

2. Наступила минута,

2.где ничто не нарушает покой

3. Путь лежал по просёлочной дороге,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Я давно мечтал побывать в местах,

4. откуда двигалась огромная туча.

5. Мы устремили взоры в ту сторону,

5. когда я почувствовал огромную усталость.

3. Конструирование предложений.

- Составьте предложения по данным ниже схемам (схемы записаны на доске):

[ ук. сл. + сущ. ], (какой - = ).

[ ук. сл. + сущ.], ( куда = - ].

1) Найди CПП c придаточным определительным:

1.Я вернулся в сад, где еще вчера мы прощались с друзьями.

2.Необходимо было заменить банки, заполненные березовым соком, на новые пустые.

3.Интерес к истории у Карамзина особенно проявился в 1790 году, когда он был в Париже.

4.В воздухе стоял дурманящий травяной запах, и даже едкий дым костра не мог его перебить.

2) В каком предложении знаки препинания расставлены верно?

1.И так широка была его душа что, многих людей обделенных судьбою, хотелось ему защитить.

2.И так широка была его душа, что многих людей, обделенных судьбою, хотелось ему защитить. 3.И так широка была его душа, что многих людей обделенных судьбою, хотелось ему защитить. 4.И так широка была его душа что, многих людей, обделенных судьбою хотелось ему защитить.

3) Найди верное утверждение:

1. Придаточное определительное зависит от сказуемого-глагола в главной части.

2.Придаточное определительное зависит от всей главной части предложения.

3. Придаточное определительное зависит от существительного в главной части предложения.

4.В главной части предложения с придаточным определительным обязательно должно быть указательное слово.

4) Найди местоименно-определительное СПП:

1.Там хорошо, где нас нет.

2.Особенно душевно поет народные песни тот человек, что сам живет в селе.

3.Мы должны быть в ответе за тех людей, с кем живем рядом всю жизнь.

4.Я сумел отыскать тех, кто был очевидцем страшных событий, и узнать от них подробности.

5) Какое предложение соответствует схеме: [ ], (что ) - с придаточным определительным. 1.Мы способны сделать многое из того, что было показано на выставке идей.

2.Что надо направляться дальше, о том нам было неизвестно.

3.Что-то машина затормозила на улице, отдаленно напоминающей наше село. 4.Осуществились все мои мечты, что же еще можно пожелать.

6) Найди лишнее предложение среди СПП. Приготовься объяснить свой выбор : 1.Прошел месяц, в течение которого он ни разу у нас не был.

2.Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.

3.Нужно знать приметы, чтобы не заблудиться в большом лесу.

4.Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.

5. Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который?

1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо. 2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены. 3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)

7. Физминутка.

Рисуй восьмерку вертикально

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!

Глаза открываем мы наконец.

Восьмерка закончилась. Ты молодец!

Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.

Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.

8. Самостоятельная работа.

1. Среди данных предложений укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Это святая обязанность любить страну которая вспоила и вскормила нас как родная мать. 2) Каким образом лосёнку удалось спастись в такую непогоду никто из жителей посёлка сказать не мог. 3) Кто родиной торгует тот кары не минует. 4) Недавно мы были на концерте певца чей голос невозможно забыть.

2. Укажите сложноподчинённое(ые) предложение(я), в построении которого(ых) допущена(ы) ошибка(и).

1) Жаль мне людей, которые в тайге не были. 2) По временам мы видим берег, вдоль которого идём к северу в сторону маяка. 3) Которые лилии уже распус-тились, они издавали нежный запах.

3. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложе-ния, обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид СПП. Я видел счастливого человека чья заветная мечта осуществилась.

1. Среди данных предложений укажите СПП с придаточными определительными (знаки препинания не расставлены).

1) Дом до которого дошёл Николай стоял в пустынном закоулке между огородами на самом конце города. 2) Кто отважен тому враг не страшен. 3) Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды. 4) О том что случилось вчера старушке не сообщили.

2. Укажите сложноподчинённое(ые) предложение(я), в построении которого(ых) допущена(ы) ошибка(и).

1) Шум слышался из подвала, который с каждой минутой усиливался. 2) То время, какое потребуется на исправление ошибок, мне ещё придётся найти. 3) Люди, чьи слова не расходятся с делом, достойны уважения.

3. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложе-ния, обозначьте главное и придаточное предложения, определите вид СПП.

Далеко внизу пассажиры увидели сверкающее на солнце море красивее которого нет на земле.

9. Итог урока.

- Над каким СПП мы сегодня работали?

- Что вы запомнили о придаточных определительных?

- Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.

2.К чему относятся.

4.Чем прикрепляется к главному.

10. Задание на дом.

Выучить § 14. Подобрать 10 СПП с придаточными определительными из художественных текстов

Каждый день не по разу проходил я мимо березы, на которой чернело гнездо, то по воду, то на рыбалку и, лишь пристально вглядевшись, обнаружил наседку на месте. Небольшое, из грубых веток сложенное гнездо укрыть ворону не могло, но она так вдавливала себя внутрь засидки, так вытягивала шею вдоль сучка, что и не увидеть бы ее совсем, да только хвост выдавал птицу — торчал метелкой.

Он-таки увидел ворону. Она вымахнула черной тенью из густеющей березы, скользнула в ближний двор, на помойку — за кормом для себя и птенцов. Эта же ворона скоро повытаскивала из нашего скворечника скворчат и слопала их. Прилетит на тополь, где скворечник прибит, потопчется, замаскируется, затем когтями по доске поскоблит. Скворчата думают, мать принесла им корм, и по одному высовываются в дырку. Который высунется, того ворона цап за голову — и только его и видели. Верещит птенец, а разбойница махает к своим прожорливым воронятам. Широкозевая, неспокойная, тут она не то чтобы орать — она и крылом не хлопнет, скорее воровски исчезнет с глаз долой.

Я дал другу вместо ружья палку — и ворона тут же закружилась над оградой, села на тополь, осмотрелась — и к скворечнику, да там уж ни одного птенца не осталось. Скворец со скворчихой сиротливо сидели рядышком на столбе и молча горевали — нынче им уж не иметь детей, на вторую кладку не хватит сил и лета.

Совсем доконал я друга, рассказавши о том, какую картину наблюдал однажды. На небольшой веселой речке Ягрыш.

Та северная вологодская речка то чурлюкает перекатом, то завьется глубоким омутком у подмытого яра, то зашумит меж огромных валунов, то разольется тихим травянистым озером. Возле длинного, разжульканного скотом переката был брод, и сделалось здесь совсем мелко.

Выше переката, с окошенного взлобка я пристроился рыбачить. Прячась за оческом сухо хрустящей осоки, довольно прытко таскал нарядных подъязков, сорожек, случался и окунек. И не сразу, но обратил внимание, что над бродом, по кустам черно воронья. Сидят на ольховниках, склонившихся по-над водой, тихо, не шевелятся, не базарят, как обычно, и не сидят, а прямо сказать — окаменело висят, втянув в крыльца головы, — похожи все на зловещих горбатых колдуний.

Отдельно от стаи, по другую сторону речки, над самым входом, или лучше сказать — горлом переката, замерла в густой вербе, тронутой ржавчиной осени, старая седая ворона…

У ворон закон суровый — дармоедов не терпит. И, маленько отдышавшись, пристроив на место взлохмаченные перья, молодка выскальзывала из зарослей, бесшумно прилипала на ольхе, зависала по-над речкой.

Но вот вся компания угомонилась. Ходит по поляне деловитое воронье, клюет чего-то, питается. Мама с папой, важно переваливаясь, бродят средь табуна и тоже нет-нет да и клюнут разок.

Я воткнул удочку в берег, перебрел через речку по перекату и, спугнув ворон, вышел на поляну. Вышел и ахнул: вся она усыпана панцирями раков. Вон оно что! У раков начался икромет, и они, как и многие водяные жители, сбивались в стайки, тянули вверх по воде к своим нерестилищам, к заветным местам, обязательно вверх, обязательно встречь воде, обязательно наперекор стихиям — таков уж закон у водяных обитателей.

Целая банда воронья дежурила у мелководья и во всем-то брачном наряде полных икры и любовных вожделений клешнятых невест и женихов цап-царап под ручки — и на бережок!

Панцири раков лежали по всей форме, пьяно раскинув клешни, выпрямив хвост, словно бы баловались раки, бузотерили, просто так валялись на траве. Да какое уж тут баловство?!

А речка шуршит… И плывут по ней желтые листки. И мелкую мошкару, падающую на воду, ловят малявки, вот и у меня клюнуло, поплавок уверенно занырнул в воду, речка так светла, что я не сразу и понял, что поплавок увело в глубину, и только уж когда совсем он исчез из виду в сонном мороке, занимающемся на дне речки, я резко подсек и выбросил на берег бойкого пузатенького окуня.

Читайте также: