12 выращивание саженцев лиственных пород во второй школе

Обновлено: 05.10.2024

Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения - 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кустарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны соответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.

В школьном отделении питомника, в отличие от посевного, основную вспашку почвы проводят на большую глубину. Система обработки почвы на полях севооборота аналогична применяемой в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах выполняют на глубину 30-35 см, а в степной зоне - на 35-40 см. Во второй школе, соответственно, на глубину 35-40 и 40 - 50 см, а в третьей школе - на 45-50 и 55-65 см.

Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют навесные плуги общего сельскохозяйственного назначения: ПН-3-40, ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, ПЛН-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями. Для обработки почвы до глубины 50 см используют плантажный плуг ППН-40, а для вспашки до 60 см - плантажные плуги ППН-50 и ППУ-50А. При вспашке оборот пласта делают на глубину залегания гумусного или окультуренного горизонта с дополнительным рыхлением нижележащих горизонтов на требуемую глубину вспашки.

Основную вспашку почвы на указанную глубину проводят после выкопки посадочного материала при подготовке полей под пар или под посев многолетних трав. Дальнейший уход за почвой на полях севооборота такой же, как в посевном отделении. На паровых полях хорошие результаты по уничтожению многолетних сорняков получают от применения гербицидов в сочетании с механической обработкой. Внесение органических удобрений, известкование или гипсование на сидеральных и чистых паровых полях (так же, как и в посевном отделении) проводят с учетом биологических особенностей выращиваемых пород, механического и химического состава почв.

В школьном отделении независимо от глубины обработки почвы удобрение вносят в верхний 20-30 см слой, т. е. в зону основной массы корней.

Предпосадочную обработку почвы выполняют без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для рыхления почвы на глубину 25-30 см под посадку сеянцев или укорененных черенков применяют плуг ПКЛ-4-35 (с безотвальными корпусами) и бороны или культиватор-рыхлитель КРГ-3,6. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 45-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).

В первую школу и в школу с уплотненным и комбинированным размещением сеянцы, укорененные черенки и другой посадочный материал высаживают весной или осенью. Исключение - сеянцы хвойных пород, осеннюю посадку которых заменяют позднелетней с расчетом на успешное укоренение высаженных растений до заморозков. При весенних посадках растения высаживают до распускания почек у лиственных пород или до начала роста центрального побега у хвойных. Осенние посадки проводят после опадения листьев и сформирования верхушечной почки у растений до начала зимних похолоданий.

Для обеспечения хорошей приживаемости размеры посадочного материала должны соответствовать показателям Государственных стандартов на сеянцы и черенки. Кроме того, у растений, предназначенных к посадке, обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см для районов с недостаточным увлажнением. Уровень подрезки корней конкретно по породам устанавливают в зависимости от состояния сеянцев. Надземную часть укорачивают только у кустарников и переросших сеянцев лиственных пород. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество. Для приготовления смеси перегной просевают на металлической сетке с отверстиями 0,5-1 см.

В болтушку обмакивают корни укорененных черенков, отводков и корневых отпрысков, а также корни саженцев перед посадкой их во вторую и третью школы. Обрабатывают корни около временных или осенних прикопок. После обработки посадочный материал укладывают в ящики посадочных машин и увлажняют.




Выращивание посадочного материала в уплотненной школе

См. 5.4.

Школьные отделения с плотным размещением саженцев (уплотненные школы) предназначены для выращивания саженцев для создания лесных культур хвойных пород. Уплотненные школы для выращивания саженцев хвойных пород для создания лесных культур (с коротким сроком выращивания) или кустарников закладывают сажалкой СШП-5/3. Эта машина в пятирядном варианте при шаге посадки 0,1 м обеспечивает густоту 330 тыс. шт/га. При закладке уплотненных школ используют также машины, выпущенные опытными партиями ПРМ-4 и ЭМИ-5. Изменяя схему движения агрегата, посадку уплотненной рядовой школы проводят сажалкой СШН-3. В этом случае в середину 0,8 м междурядий, образованных при первом проходе машины, высаживают ряды сеянцев при втором проходе агрегата. Получается посадка с расстояниями между рядами 0,4 м. Для посадки по ленточной трехрядной схеме 0,4-0,4-0,8 м машину СШН-3 используют в двухрядном варианте (без средней посадочной секции). Две ленты по 3 ряда получают за 3 прохода со смещением каждый раз на 0,4 м.

У высаженных растений земля должна плотно прилегать к корням. Не должно быть пустот и загибов корней. В питомниках лесной и лесостепной зон сеянцы высаживают на 1-2 см глубже корневой шейки, а в степной зоне - глубже на 3-5 см. Укорененные черенки во всех зонах сажают глубже корневой шейки на 2 см. Отводки и корневые отпрыски высаживают с заглублением корневой шейки на 5-7 см. Неукорененные черенки размещают в почве школьного отделения, оставляя на поверхности одну почку. Очень важно при посадках сохранять прямолинейность рядов и выдерживать ширину междурядий. Это облегчает в дальнейшем проведение механизированных уходов без повреждения растений. Чтобы соблюдать прямолинейность, при первом проходе трактор с сажалкой движется по провешенной линии. Применяют также маркировку всего участка грядоделателем ГН-2, маркером на тракторе или колеса трактора с колеей определенной ширины.

Технологическая карта работ в уплотненной школе

Выращивание посадочного материала в древесно-кустарниковой школе

Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном,отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки .почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах проводят на глубину 30--35 см, а в степной зоне на 35--40 см. Во второй школе -- соответственно на глубину 35--40 см и 40--50 см, а в третьей школе -- на 45--50 и 55-- 60 см. Независимо от глубины обработки почвы удобрения вносят в верхний 20--30-сантиметровый слой, т. е. в зону основной массы корней саженцев. Подробнее см. 5.3.1.

Подготовка посадочного материала к посадке.

Посадка и размещение саженцев.

Размещение посадочных мест:

Способ посадки вручную.

Борьба с сорняками см. 5.1.4.

Применение удобрений см. 5.1.5.

Режим полива см. 5.1.6.

Меры борьбы с вредителями и болезнями.

Защита сеянцев от болезней и вредителей

К наиболее вредоносным заболеваниям сеянцев в питомниках от-носят: полегание - поражающее ель, кедр, лиственницу, сосну, бере-зу; шютте - лиственницу, сосну; мучнистую росу - дуб; ржавчину-берёзу, тополь, осину; и др. болезни.

Из вредителей наибольший вред сеянцам причиняют тля, клещи, из почвообитающих - хрущи, проволочники.

Защита сеянцев от болезней и вредителей включает профилактические и истребительные меры борьбы.

Основа профилактических мероприятий: высокая агротехника выращивания посадочного материала, севообороты, прополка сорняков, внесение удобрений, повышают, устойчивость растений, протравливание семян перед посевом, соблюдение оптимальной густоты посевов, своевременное удаление зараженных сеянцев, а также проведение профилактических опрыскиваний фунгицидами. Истребительные меры борьбы проводят при обнаружении очагов заболеваний и опасности массового распространения и гибели сеянцев.

При незначительном поражении посевов вредителями и болезнями применяют механические меры борьбы, заключающиеся в сборе и уничтожении кладок яиц, паутинных гнезд с гусеницами и личинками вредителей.

Сеянцы, пораженные болезнями, убирают и сжигают. Прореживание загущенных посевов снижает вероятность распространения заболеваний.

При сильной зараженности грибами, вызывающими полегание сеянцев, проводят протравливание почвы фундазолом и беномилом в дозе 50. 60 г/м 2 путем рассева и заделки в почву.

Профилактические опрыскивания посевов фунгицидами проводят по рекомендациям станций защиты растений

Формирование штамба и кроны саженцев

Формирование саженцев декоративных деревьев начинается п первой школе. В этой школе целью работ по формированию является получение у саженцев одного хорошо развитого побега -- стволика, имеющего достаточную высоту и толщину. Получение таких крепких стволиков необходимо, чтобы дальнейшее выращивание саженцев в следующей школе было возможным без подвязки к кольям.

Для утолщения стволика у быстрорастущих лиственых пород на втором году выращивания саженцев обрезают верх у стволика. Это способствует; развитию боковых веток и утолщению штамба. Когда стволик окрепнет, боковые веточки удаляют.

Во второй школе в год посадки у саженцев продолжают формирование штамба, а со второго года приступают к формированию кроны.

В случае подмерзания пересаженных саженцев, во второй школе приходится проводить формирование штамба с самого начала. Для возобновления штамба обмерзший стволик низко обрезают, оставляя пенек высотой 10--12 см. Па следующий год из образовавшихся побегов оставляют один, из которого формируют штамб саженца.

Закладка крон у саженцев большинства пород начинается со второго года и является основной целью пересадки их во вторую школу. При формировании крон у саженцев для декоративных целей стремятся несколько улучшить естественную форму крон. Реже, но уже в третьей школе, формируют специальные архитектурные кроны в виде шара, эллипса или куба.

Среди естественных форм крон выделяют следующие группы: цилиндрические, или колоннообразные (тополи итальянский и берлинский, граб, европейский бук, западная туя и др.), пирамидальные, или конические (ели колючая и обыкновенная, пихта сибирская и др.), шаровидные (робиния лжеакация, шаровидная ива и др.), широковствистыс, сферические (дуб, клен, липа, вяз, береза и др.), плакучие (береза, ива, рябина и др.)

Окончательно сформированные саженцы древесных пород при выкопке из второй школы должны иметь штамб установленной высоты с диаметром на высоте груди 2--3 см и 6--8 скелетных веток, расположенных в верхней части ствола.

В третьей школе формирование саженцев направлено на создание компактной кроны с симметрично расположенными сучьями. Компактную и загущенную крону получают обрезкой, которую проводят 3--4 раза в период выращивания саженцев в школе. Первую подрезку кроны выполняют при пересадке в школу, а последующие -- весной каждого года. При формировании конусовидной кроны верхние ветки обрезают коротко, а нижние оставляют более длинными и обрезают на внутреннюю почку. При формировании шаровидной кроны ветки обрезают на внешнюю почку. Нижние ветки кроны подрезают коротко, а верхние -- слабо. При выращивании саженцев хвойных пород, березы и тополя пирамидального кроны не формируют.

В год посадки саженцев в школу при засушливой погоде применяют полив. Весной на второй год после посадки в междурядья вносят минеральные и органические удобрения с последующей их заделкой в почву. Систематически проводят культивацию междурядий, поддерживающую почву I 1 , рыхлом состоянии.

Для придания кронам специальной формы (эллипс, куб и др.) при посадке саженцев выполняют сильную подрезку, которая вызывает развитие из спящих почек добавочных боковых побегов. Эти побеги образуются только на четвертом году, придавая всей кроне намеченную форму. (Новосельцева).

Агротехника и технология выращивания саженцев в школьном отделении питомника

Чаще всего сеянцы выращивают в теплицах, которые различаются формой перекрытия крыши (односкатные, двухскатные, круговые), видом материала (деревянные, металлические, железобетонные и др.), типом конструкции (оконные, ангарные, арочные, многопролётные и др.), типом ограждения (стеклянные, покрытия из синтетических плёнок и др.), периодом эксплуатации (весенне-летние и зимние), способом обогрева (отапливаемые и неотапливаемые), характером микроклимата (естественный, искусственный), мобильностью (передвижные, стационарные) и т.д. Наиболее перспективны стационарные теплицы блочного и арочного типов со стеклянным или специальным плёночным ограждением.[ . ]

Посев семян, как правило, рядовой (в грядках шириной 1 м и расстоянием между ними 0,4 м) при уменьшении нормы высева по сравнению с открытым грунтом на 20 %. Уход за посевами заключается в регулярном поливе, проветривании, рыхлении почвы и уничтожении сорняков, внекорневой подкормке посевов. Полив проводят с момента высева семян до середины июля утром путём мелкокапельного разбрызгивания воды, т.е. образования тумана. Проветривание теплиц в период прорастания семян проводится редко, в целях сохранения тепла и поддержания высокой влажности воздуха.[ . ]

Лесные саженцы, предназначенные для лесовосстановления, выращивают в древесной школе чаще всего в течение 2-8 лет. После пересадки на лесокультурную площадь они успешно противостоят травам-сорнякам, а также поросли и корневым отпрыскам мягколиственных пород, что сокращает количество агротехнических уходов. При создании культур саженцами число посад очных мест уменьшается на 40. 50 %, по сравнению с посадкой сеянцев. Саженцы широко применяют и при закладке полезащитных лесных полос, озеленении населённых пунктов, для чего их выращивают 6-12 лет и более.[ . ]

В питомниках лесной и лесостепной зон чаще всего выращивают саженцы ели, лиственницы, сосны, липы, клёна, яблони и др. В питомниках степной зоны ассортимент выращиваемых саженцев расширяется: тополь, орех грецкий, белая акация и др.[ . ]

Саженцы выращавают в простой, уплотнённой и комбинированной школах.[ . ]

В уплотнённой школе, где выращивают в основном саженцы хвойных пород, преимущественно ели, применяют чаще всего ленточные схемы, состоящие из 3-5 рядов с размещением в них 0,2. 0,4 х 0,1. 0,2 м (рис. 2.6).[ . ]

В комбинированной школе сочетают производство лиственных пород с длительным сроком выращивания (6-12 лет) с хвойными или кустарниками. Для этих целей лиственные растения высаживают рядами с расстоянием между ними 2,4. 3,0 и 4,0. 4,6 м, а между ними высаживают по ленточной 3-5-рядной схеме хвойные (ель) или кустарники со средним сроком получения посадочного материала в течение 2-3 лет. Расстояние между рядами принимается 0,4 или 0,8 м, а при их уплотнении 0,2. 0,4 м с шагом посадки 0,1. 0,2 м (рис. 2.7).[ . ]

Обработка почвы в школьном отделении питомника проводится в основном такими же приёмами, как и в посевном. Отличительной особенностью является глубина вспашки, определяемая размерами корневой системы выращиваемых саженцев и лесорастительной зоной. В лесной и лесостепной зонах она выполняется в первой школе на глубину 30. 35 см, в степной - 35. 40 см. Во второй школе глубина вспашки принимается соответственно 3 5. 40 см и 40. 50 см, а в третьей - 45. 50 и 55. 65 см.[ . ]

Уход за лесными саженцами включает следующие основные рабочие операции: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от грибных болезней и вредных насекомых, которые проводят в основном теми же приёмами, что и в посевном отделении. При выращивании саженцев декоративных и плодовых растений применяют дополнительную агротехническую операцию - формирование кроны.[ . ]




В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе. Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м. Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины - 4 года, кизильника - 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар. Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.


Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле: для рядовых посадок

где N- густота посадки на 1 га, шт.; р - расстояние между рядами, м ; с - шаг посадки, м; В - ширина ленты вместе с межленточным промежутком, м; Б - число рядов в ленте, шт. Уходы за высаженными в школу растениями заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормках и борьбе с вредителями и болезнями растений. Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см культиваторами КРН-2,8МО, ПРВН-2,8 при уходе за рядовыми и ленточными посадками и культиваторами КФП-1,5, КПП-1,5, КФУ-1,5, КРСШ-2,8А - при уходе за ленточными посадками с шириной ленты и межленточного промежутка, равного 1,5 м. Эти культиваторы седлают ряд, высота растений в котором не превышает 60 см. Количество уходов зависит от лесорастительной зоны и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 - во второй год и 2-3 - в последующие годы. В районах с малоснежными суровыми зимами осенние рыхления заменяют окучиванием саженцев. Поливы проводят 2-8 раз в год в зависимости от лесорастительной зоны и метеорологических условий года выращивания. Норма одновременного полива - 300-600 м3/га. Сухие корневые подкормки обычно проводят одновременно с культивацией почвы и с обязательным последующим поливом. Опрыскивание гербицидами рационально выполнять сразу же после окончания посадки, пока поверхность поля свободна от сорняков. Дозы велпара для обработки посадок сосны следует выбирать в пределах 0,5-2,0 кг/га, остальных триазинов для обработки сосны, ели, кедра - 2-4 кг/га. Для саженцев барбариса обыкновенного, шиповника, вяза обыкновенного, клена ясенелистного можно применять пропазин и симазин в дозах - 1-4 кг/га. В посадках древесных и кустарниковых пород, более чувствительных к триазинам (лиственницы, березы, жимолости, сирени, липы, спиреи, караганы древовидной), следует применять минимальные дозы симазина и пропазина (0,5-1,0 кг/га). Для уходов за посадками елей при наличии на поле отросших сорняков может быть использован раундап после окончания вегетативного роста в дозах 2-3 кг/га. В посадках ели, сосны и кедра до начала роста растений можно применять гоал (1-2 кг/га). У саженцев ели в целях формирования компактной корневой системы в конце июля - начале августа, в год, предшествующий выкопке, производят вертикальную подрезку корней растущих растений на расстоянии 5 см по радиусу от корневой шейки растений. Подрезку осуществляют корнеподрезчиком КН-1 или вручную остро отточенной лопатой. У саженцев лиственных пород с длительным сроком выращивания для последующего озеленения населенных мест формируют штамб и крону. Школы (плантации) новогодних елей создают трехлетними сеянцами. Срок выращивания их в школе – 5-12 лет и более. Оптимальной густотой посадки сеянцев при создании школ новогодних елей считается 20 тыс. шт./га со схемой посадки 1,0 x 0,5 м. Во время основной обработки почвы желательно внесение органических удобрений. После посадки сеянцев в школу, в первый год в течение лета проводят трехкратную корневую подкормку полным удобрением N100P100K50. В течение трёх-четырех лет проводят химические уходы за почвой, после чего необходимость в них отпадает, т.к. кроны начинают смыкаться. В возрасте 9 лет (3+6) вырубают 50 % елок: через одну в ряду. Оставшиеся растения, размещенные по схеме 1х1 м, доращивают в течение 4-х лет. Такое размещение дает возможность вырастить растения с широкой низко опущенной кроной и хорошим ветвлением. В возрасте 15 лет (3+12) ели достигают высоты 1,5-2,5 м. Новогодние ели должны быть срублены и реализованы в течение 10-15 дней. Чтобы удлинить срок заготовки и реализации новогодних елок, рекомендуется их хранение в полиэтиленовой упаковке, что позволяет начать заготовку за 1,5-2 месяца до наступления Нового года. Весной на освободившейся от деревьев площади проводят корчевку пней, через месяц, когда земля с корней осыплется, проводят вычесывание корней и удаление с площади пеньков. Затем проводится вспашка почвы кустарниково-болотными плугами. В течение лета участок содержат под чистым (дискование БДНТ-2,2) или занятым паром (предпочтение отдается пропашным культурам). После уборки сельскохозяйственной продукции почву осенью пашут без оборота пласта и весной производят посадку сеянцев ели. Примерный перечень задач: 1. Рассчитать число посадочных мест в школьном отделении, если расстояние между рядами 0,8 м, в ряду - 0,5 м. Подобрать сажалку и культиватор для этой схемы посадки. 2. Уплотненную школу ели создают сажалкой СШ-3/5 в пятирядные ленты, шаг посадки 10 см. Рассчитать число посадочных мест и подобрать культиватор для уходов. 3. Рассчитать число сеянцев кедра, нужное для создания уплотненной школы на площади 0,75 га. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки - 0,1 м. Подобрать сажалку и культиватор. 4. В питомнике ежегодно производят посадку ели в уплотненную школу на площади 7 га по ленточной пятирядной схеме с шагом посадки 20 см. Определить число посадочных мест, подобрать сажалку и культиватор. 5. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 170 тыс. саженцев кедра. Схема посадки ленточная пятирядная, шаг посадки 0,3 м, планируемый отпад - 15 %. 6. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания 60 тыс. саженцев сирени. Схема посадки 45-45-60, шаг посадки – 40 см. Планируемый отпад - 20 %. 7. Рассчитать площадь школьного отделения, необходимого для выращивания ежегодно 1400 тыс. штук саженцев ели в течение двух лет, если посадку сеянцев производят в 10-рядные ленты с размещением 0,1х0,1 м и межленточным расстоянием – 60 см. Планируемый отпад 16 %. 8. Рассчитать площадь школьного отделения питомника, необходимого для выращивания ежегодно 1500 тыс. штук саженцев кедра в течение четырех лет. Схема посадки 50-50-50, шаг посадки 0,8 м. Планируемый отпад – 20 %. 9. Рассчитать количество саженцев рябины и саженцев жимолости, выращиваемых в комбинированной школе на площади 1 га. Схема посадки сеянцев рябины - 2,5х0,4 м; сеянцы жимолость высаживают в междурядьях по 3 ряда, шаг посадки - 0,3 м. Подобрать сажалки и культиватор. 10. Рассчитать число посадочных мест на 1 га по породам в комбинированной школе, если кулисные ряды заложены на расстоянии 4 м друг от друга, шаг посадки 0,5 м; кустарники высажены двумя пятирядными лентами сажалкой СШ-3/5 с шагом посадки 0,2 м. Подобрать культиватор для ухода. Контрольные вопросы 1. Чем отличается технология выращивания саженцев в простой, комбинированной и уплотненной школах? 2. Расскажите о преимуществах саженцев перед сеянцами? Какова ваша точка зрения на это? 3. Какова особенность выращивания саженцев отдельных древесных пород? 4. Обоснуйте агротехнику выращивания саженцев породы, указанной в задании курсового проектирования. 5. Какие мероприятия проводят по уходу за саженцами?

Читайте также: