А т твардовский урожай

Обновлено: 05.10.2024

Александр Трифонович Твардовский, знаменитый советский поэт, автор всенародно любимых историй про солдата Василия Теркина, родился на хуторе Загорье, расположенном в Смоленской губернии. Семья его богатством похвастаться не могла. Отец долгое время работал кузнецом, что позволило ему сколотить небольшой капитал и купить клочок земли. Ее впоследствии в воспоминаниях поэт называл “во всех смыслах незавидной”, “скупой”, “кислой”.

Тем не менее, даже эту скудную на урожай землю родители научили Александра Трифоновича любить

и уважать. Первые стихотворения Твардовский сочинил, будучи еще не обученным грамоте. В пятнадцать лет он начал писать маленькие статьи в местные газеты. Благодаря детству, проведенному в деревне, поэт не понаслышке знал о жизни простого человека, понимал ценность сельского труда.

В то же время огромное влияние на его развитие оказала мать – Мария Митрофановна, происходившая из однодворцев.

К раннему творчеству Твардовского относится стихотворение “Урожай”, написанное в 1920-х годах. В нем явно слышатся отголоски деревенской лирики Некрасова, Есенина и Кольцова, но произведение нельзя назвать

В анализируемом тексте прославляется крестьянский труд, причем в центре внимания оказывается деятельность, непосредственно связанная с хлебом, то есть с едва ли не главной едой на Руси. Лирический герой стихотворения – человек, который не просто не боится работы, но и способен получать от нее удовольствие. При этом нельзя сказать, что Твардовский рисует идиллическую картину деревенского труда. Уборка хлеба – задача далеко не из легких.

Недаром герой у поэта “жарким потом обливается”. Эта незначительная на первый взгляд деталь добавляет произведению реализма, правды жизни. Почему физически тяжелая работа приносит лирическому герою радость, наполняет его счастьем?

Потому что он практически сразу видит ее результаты и осознает их ценность для многих людей. Во второй строфе Твардовский рассказывает о том, как на гумне ранним утром начинается обработка зерна. Здесь тоже необходимо приложить немало усилий.

Впрочем, герой не унывает. По нраву ему оказывается и эта работа:
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Завершается стихотворение вполне логично. Лирический герой с восторгом приветствует новый урожай – закономерный итог собственных трудов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в мае, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить учащихся с стихотворением: Урожай. А. Т. Твардовского. Развитие речи. Развивать познавательный интерес к творчеству поэта. Воспитывать интерес к анализу произведения, истории создания, жанру. Совершенствовать навыки выразительного чтения, воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Стихотворение: Урожай. А. Т. Твардовский

Цель: Познакомить учащихся с стихотворением: Урожай. А. Т. Твардовского.

Задачи: Познакомить учащихся с стихотворением: Урожай. А. Т. Твардовского. Развитие речи. Развивать познавательный интерес к творчеству поэта. Воспитывать интерес к анализу произведения, истории создания, жанру. Совершенствовать навыки выразительного чтения, воображение, внимание, память, мышление.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Анализируя творчество А. Твардовского, читатель всегда обращает внимание на то количество стихотворений, которые были посвящены военной тематике. И этому есть простое объяснение, ведь поэт прошел всю Великую Отечественную войну. Он был военным корреспондентом и уже в 1938 году отправился на линии фронта. Естественно, в его памяти навсегда отпечатались те страшнейше события, которые он мог наблюдать, находясь на войне, ощущая взрывы, слушая пушечные выстрели и беспрерывный рев автоматов.

Автор посвящает стихотворение своему родному хутору, где он родился и провел самые замечательные годы своей жизни. Именно там Твардовский научился любить природу, видеть и чувствовать прелести окружающего мира.

III. Работа по новой теме.

Урожай. А. Т. Твардовский

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край.
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй,
Новый урожай.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закреплени е

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

. Когда кремлевскими стенами
Живой от жизни огражден,
Как грозный дух он был над нами,
Иных не знали мы имен.

Гадали, как еще восславить
Его в столице и селе.
Тут ни убавить,
Ни прибавить,—
Так это было на земле.

. Так это было: четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.

Оно не знало меньшей меры,
Уже вступая в те права,
Что у людей глубокой веры
Имеет имя Божества.

И было попросту привычно,
Что он сквозь трубочный дымок
Все в мире видел самолично
И всем заведовал, как Бог.

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.

Мое — от сердца — не на ветер,
Оно в готовности любой:
Я жил, я был — за все на свете
Я отвечаю головой.

Детство А.Т. Твардовского проходило в одном из хуторов Смоленской губернии. Семья маленького Саши не могла похвастаться богатствами. Отец мальчишки, работая кузнецом, смог накопить денежные средства и приобрести небольшой кусочек земли. Поэт запомнил ее скупой, незавидной и даже кислой. Однако, не глядя на это, даже такая земля могла приносить для семьи урожай. Родители приложили все усилия и научили своего сына любить и уважать труд. Зная на себе, Твардовский понимал, что же такое работа за земле.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край.
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй,
Новый урожай.

Реклама

Русские поэты

Поиск стихов

Твардовский Александр Трифонович


1910 - 1971

стихов на сайте: 85

Страна: Россия

Статьи о русской литературе




Наши сайты

АртсПортал
Классическая и современная живопись, поэзия европейских, китайских и восточных поэтов Классическая японская поэзия
Танка и хокку (хайку) японских поэтов Японская гравюра укиё-э
Изысканные гравюры японских художников Классическая русская живопись
Картины известных русских художников ИнетКласс
Интересные факты Мост над бесконечностью
Творчество классиков и современников

Детство А.Т. Твардовского проходило в одном из хуторов Смоленской губернии. Семья маленького Саши не могла похвастаться богатствами. Отец мальчишки, работая кузнецом, смог накопить денежные средства и приобрести небольшой кусочек земли. Поэт запомнил ее скупой, незавидной и даже кислой. Однако, не глядя на это, даже такая земля могла приносить для семьи урожай. Родители приложили все усилия и научили своего сына любить и уважать труд. Зная на себе, Твардовский понимал, что же такое работа за земле.

О чем стихотворение? Конечно же, о труде! Автор описывает работу крестьянина, который находится в поле с раннего утра и до позднего вечера. И проделываемая им работа приносит удовольствие. Конечно, труд на земле кропотливый и тяжкий. Однако все это не сравнимо с теми ощущениями, когда, в конечном итоге, видишь богатые плоды своих стараний.

Поэт описывает своего героя, который обливается жарким потом. Это подтверждает, как ему трудно работать на поле, в знойный и солнечный день. Но, это не страшно! Ведь желание проделать нужную и важную работу намного сильнее.

После уборки зерна, начинается его переработка! Еще одно из нелегких заданий! И лирический герой принимает его с положительным настроем, с желанием скорейшего его выполнения.

Читайте также: