Ароморфозы водорослей мхов папоротников голосеменных и покрытосеменных

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа № 5 Вариант 1

Выявление ароморфозов у растений

Цель:

научиться выявлять ароморфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Задание 1. Перечислите главные направления эволюции.

Задание 2. В чем разница между понятиями ароморфозы и идиоадаптация?

Задание 3. Рассмотрите растения различных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные, покрытосеменные и представителя зеленых водорослей. Сравните представителей разных систематических групп, выявите наиболее существенные признаки, отличающие водоросли от мхов, мхи от папоротников, папоротники от голосеменных, голосеменные от покрытосеменных. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело? Результаты анализа занесите в таблицу.

Задание 4. Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.

Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень.

Возникновение ползучего стебля у земляники.

Возникновение полового процесса.

Появление проводящей ткани.

Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

Появление плода у покрытосеменных.

8.Появление семян у голосеменных.

9.Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

Практическая работа № 5 Вариант 2

Выявление ароморфозов у растений

Цель:

научиться выявлять ароморфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Задание 1. Перечислите главные направления эволюции.

Задание 2. В чем разница между понятиями ароморфозы и идиоадаптация?

Задание 3. Рассмотрите растения различных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные, покрытосеменные и представителя зеленых водорослей. Сравните представителей разных систематических групп, выявите наиболее существенные признаки, отличающие водоросли от мхов, мхи от папоротников, папоротники от голосеменных, голосеменные от покрытосеменных. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело? Результаты анализа занесите в таблицу.

Задание 4. Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А – ароморфоз; И – идиоадаптация; Д – дегенерация.

1.Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

2.Появление зацепок на плодах лопуха и череды.

3. Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики.

4.Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

5. Возникновение фотосинтеза.

6.Появление цветка у покрытосеменных.

7.Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины.

8.Утрата листьев развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски.

9.Появление клубней у дикого картофеля.

Практическая работа № 5 Вариант 3

Выявление ароморфозов у растений

Цель:

научиться выявлять ароморфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Задание 1. Рассмотрите растения различных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные, покрытосеменные и представителя зеленых водорослей. Сравните представителей разных систематических групп, выявите наиболее существенные признаки, отличающие водоросли от мхов, мхи от папоротников, папоротники от голосеменных, голосеменные от покрытосеменных. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело? Результаты анализа занесите в таблицу.


of your page -->
Тетрадь для лабораторных и практических работа по биологии 11 класс Повышенный уровень Хруцкая

1) Повторите основные понятия темы (см. § 33 учебного пособия, c. 141-144).

3) Рассмотрите растения разных систематических групп и представителя зеленых водорослей. Найдите среди них мох, папоротник, голосеменные и покрытосеменные растения, зеленую водоросль. Сравните организмы разных систематических групп и выявите наиболее существенные признаки, отличающие представителей разных систематических групп друг от друга: мох — от водоросли; папоротник — от мха; голосеменное растение — от папоротника; покрытосеменное растение — от голосеменного. Результаты анализа занесите в таблицу. Как вы думаете, с чем связаны обнаруженные вами усложнения в строении организмов растений? Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?

4) Рассмотрите коллекцию плодов. Определите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян. Данные наблюдений занесите в таблицу.

5) Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений.

Тема: Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений
Цель: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Оборудование: гербарные экземпляры растений разных систематических групп, их рисунки или фотографии; рисунки или фотографии зеленых водорослей; коллекция плодов.

Ход работы
1)
Биологический прогресс - направление эволюции, характеризующееся повышением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Биологический регресс - направление эволюции, характеризующееся снижением приспособленности организмов определенной систематической группы к окружающей среде.
Арогенез - путь развития адаптаций, повышающих уровень организации особей и позволяющих им расширить среду обитания или перейти в новую среду.
Аллогенез - путь развития частных адаптаций, не изменяющих уровень организации особей и позволяющих им более полно заселить прежнюю среду обитания.
Катагенез - путь развития адаптаций, снижающих уровень организации особей и позволяющих им заселить более простую среду обитания.

2) Ароморфозы повышают уровень организации живых организмов, а алломорфозы способствуют более полному освоению среды.


3) Ароморфозы у растений

Формирование ароморфоза – очень длинный процесс, порой длящийся сотнями тысяч лет. Тем не менее его значение очень велико, ведь благодаря ему живые существа развиваются. Одним из важнейших ароморфозов в эволюции растений, пожалуй, является возникновение у них явления фотосинтеза. Также стоит отметить важный ароморфоз у растений,– появление первых споровых, риниофитов. Они были первыми растениями, тело которых было представлено побегом, а не талломом (как у подводных водорослей), по сути это были уже первые полноценные наземные растения нашей планеты. Благодаря им, атмосфера Земли пополнилась кислородом и стала пригодной для обитания и первых наземных животных. Далее перечислим другие не менее важные ароморфозы у высших растений, произошедшие за долгие миллионы лет эволюции:
• Появление семезачатков.
• Появление пыльцевых зерен и оплодотворение цветов пыльцой, переносимой пчелами, фруктовыми летучими мышами и другими животными и насекомыми.
• Появление нектара, служащего приманкой для насекомых, (этот ароморфоз тесно связан с предыдущим).
• Появление пестиков у цветов.


4) Приспособления плодов к распространению

Нет, не сказалось. Эти приспособления являются алломорфозами и служат для лучшего приспособления к среде обитания (увеличение вероятности распространения плодов).

5) Вывод: Ароморфоз - эволюционный скачок в развитии, который повышает уровень организации организма в целом и открывает новые возможности для приспособления к разным условиям существования. Например, возникновение цветка у покрытосеменных привело к опылению их пчелами - это большой качественный скачок эволюции, а алломорфоз-приспособление организмов к разным условиям существования. При этом уровень организации не меняется, например, разнообразие цветов покрытосеменных.

Водоросли
1. Эукариоты.
2. Способность к фотосинтезу.
3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах — хроматофорах.
4. Автотрофы.
5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.
6. Размножение половым и бесполым путем.
7. Чередование полового и бесполого поколения.
8. Возможность образования — зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных) .
9. Возможность образования гамет.
10. Тело — слоевище (таллом) .
11. Светочувствительный глазок.

Мхи
1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.
2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.
3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.
4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские) .
5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.
Папоротникообразные
1. Есть корневище с придаточными корнями.
2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.
3. Листья — вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие.
4. Чередование поколений с господством спорофита.
5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.
6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.
7. У хвощей споры однополые.
8. У плауновидных — гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.

Голосеменные
1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.
2. Наличие хвои.
3. В древесном стебле представлены все виды тканей.
4. Шишка — видоизмененный побег.
5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.
Покрытосеменные
1. Двойное оплодотворение.
2. Семезачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3. Появление сосудов в проводящей системе.
4. Образование цветка.
5.Опыление насекомыми.

Водоросли
1. Эукариоты.
2. Способность к фотосинтезу.
3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах — хроматофорах.
4. Автотрофы.
5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.
6. Размножение половым и бесполым путем.
7. Чередование полового и бесполого поколения.
8. Возможность образования — зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных) .
9. Возможность образования гамет.
10. Тело — слоевище (таллом) .
11. Светочувствительный глазок.

Мхи
1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.
2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.
3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.
4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские) .
5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.
Папоротникообразные
1. Есть корневище с придаточными корнями.
2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.
3. Листья — вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие.
4. Чередование поколений с господством спорофита.
5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.
6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.
7. У хвощей споры однополые.
8. У плауновидных — гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.

Голосеменные
1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.
2. Наличие хвои.
3. В древесном стебле представлены все виды тканей.
4. Шишка — видоизмененный побег.
5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.
Покрытосеменные
1. Двойное оплодотворение.
2. Семезачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.
3. Появление сосудов в проводящей системе.
4. Образование цветка.
5.Опыление насекомыми.


Читайте также: