Аварийная посадка на сушу

Обновлено: 05.10.2024

В некоторых случаях пассажиры должны из предосторожности покинуть самолет (например, угроза срабатывания взрывного устройства, задымление кабины), однако, не так быстро, как при эвакуации во избежание получения пассажирами травм.

В этих ситуациях командир ВС принимает решение о проведении контролируемого

покидания самолета. КВС подает команду “CONTROLLED DISEMBARKATION USING EXITS … BY SLIDES/AIRSTAIRES”.

Время проведения контролируемого покидания самолета не ограничено жесткими рамками, поэтому бортпроводникам нет необходимости использовать строго определенные формулировки команд. КВС дает необходимую пассажирам информацию в свободной форме и определяет, какие выходы должны быть использованы. Если подъездной трап не может быть подан к самолету достаточно быстро, то используется один или несколько надувных трапов.

СБ сообщает пассажирам о покидании самолета по подъездным или надувным трапам.

При использовании подъездного трапа:

-взять ручную кладь с собой,

- спокойно покинуть самолет.

При использовании надувного трапа:

-оставить ручную кладь на борту,

- снять обувь, сесть на край трапа и спуститься вниз.

Подготовленная аварийная посадка на сушу и воду

В случае возникновения на борту самолета аварийной ситуации пассажирам и членам экипажа необходимо принять меры предосторожности, чтобы обезопасить себя в момент аварийной посадки на сушу или на воду и возможной эвакуации.

Залогом успеха является тесное взаимодействие летного и кабинного экипажа и полное информирование об аварийной ситуации всех участников.

Подготовка пассажирской кабины.

В аварийных ситуациях очень важно избежать паники.

Уверенность в себе, четкие и ясные команды и действия позволят сохранить контроль над ситуацией.

Конкретные указания, которые даются пассажирам при проведении подготовки,

Командир корабля информирует его (NTR):

  • о сложившейся на борту аварийной ситуации, характере и степени риска при
  • о времени, оставшемся до посадки;
  • о необходимости пересадить пассажиров (из опасных зон, для центровки).

Безопасная поза.

Защитные позы пассажиров.

Основная защитная поза:

• наклонить голову к коленям;

• закрыть голову руками (ладони одна на другой располагаются на затылке);

• колени вместе, пятки немного позади колен.

Защитная поза пассажира высокого роста:

• положить одну руку на спинку впереди стоящего кресла;

• расположить голову на этой руке;

• другой рукой закрыть голову сверху;

• колени вместе, пятки немного позади колен.

Защитная поза беременной женщины:

• ремень безопасности застегнут под животом ;

• упереться ногами в ножки впереди стоящего кресла;

• руками упереться в подлокотники;

• спину плотно прижать к спинке кресла;

• подборок прижать к груди;

• обложить живот мягкими предметами;

Защитная поза пассажира с ребёнком на руках:

• одной рукой прижать к себе ребенка;

• наклониться вперед и закрыть ребенка своим телом;

• другой рукой закрыть голову;

• колени вместе, пятки немного позади колен.

Защитная поза пассажира, перевозимого на носилках:

• переложить пассажира с носилок на пол между блоками кресел (предварительно

постелив плед) ногами к проходу и обложить мягкими вещами;

• сопровождающий пассажир сидит в кресле у прохода, приняв защитную позу, и

Иметь достаточное понимание о системе поиска и спасания.

Знать типовые аварийные ситуации, факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации, особенности проявления, развития и влияние на человеческий организм.

Знать основной порядок действий в типовых АС.

Иметь твердые навыки применения БАСО (бортового аварийно-спасательного оборудования).

Иметь навыки организации взаимодействия между членами экипажа.

Уметь принять правильные решения при быстром развитии аварийной ситуации.

Иметь навыки руководства пассажирами, знать принцип предотвращения и подавления паники.

Иметь навыки выполнения своих обязанностей при воздействии стресса. Обладать психологической устойчивостью.

Иметь навыки по обеспечению жизнедеятельности людей в условиях автономного существования.

БЛОК № 2

Типовые аварийные ситуации.

К типовым аварийным ситуациям относятся:

- пожар на самолете;

- попадание ВС в опасные метеорологические явления;

- ситуации, связанные с перевозкой опасных грузов;

- разгерметизация кабин ВС;

- отказы систем ВС и двигателей, потеря устойчивости, управляемости и нарушение прочности ВС;

- аварийная посадка ВС на сушу и воду

Пожар на борту.

Аварийная обстановка может возникнуть внезапно на любом этапе полета, а также на стоянке и рулении, что вызывает необходимость постоянной готовности и грамотных действий в аварийных ситуациях.

1. Исключить появление паники.

2. Обеспечить всем пассажирам наилучшую защиту от возможных ударов в момент приземления.

3. Подготовить пассажирские салоны к эвакуации людей.

4. Четко руководить пассажирами.

5. Оказывать первую медицинскую помощь при необходимости.

Пожар характеризуется высокой температурой, пламени, дыма и запаха гари. Дым резко снижает видимость, что создает трудности при эвакуации. Вместе с выделяющимися газами раздражает слизистую оболочку глаз, вызывая слезотечение.

Источник пожара может быть видимым или скрытым, может оказаться незамеченным сразу.

Источниками пожара могут быть: горюче-смазочные материалы, неполадки в электросетях, террористические акты, неосторожное обращение с огнем.

Горение синтетических материалов, пластиков представляют угрозу для жизни по причине их токсичности, высокой плотности, наличия дыма, а также появления побочных (очень токсичных) продуктов сгорания и истощение кислорода.

Чаще гибнут не от огня, а от отравления токсичными продуктами,. Для защиты от дыма и огня необходимо:

- покрыть как можно большую часть тела одеждой, шерстяными пледами, стараясь накрыть голову, плечи, руки;

- снять нейлоновые чулки, колготки, одежду, которые при плавлении причиняют тяжелейшие ожоги;

- при нехватке кислородного оборудования, дышать через влажную ткань (носовые платки, подголовники и др.).

Для тушения пожара применяются:

- бортовые системы пожаротушения;

Разгерметизация.

С увеличение высоты изменяются параметры атмосферы: общее и парциальное давление газов, плотность, электрическое состояние, влажность, температура. Количество кислорода в воздухе определяется парциальным давлением. На уровне моря содержание кислорода в атмосфере 20,9%, что составляет 159 мм рт. ст. от нормального давления 760 мм рт. ст.

Кислород активно участвует в газообмене и биологических окислениях, и в результате чего образуется энергия, необходимая для поддержания работоспособности и жизнедеятельности организма. Уменьшение парциального давления кислорода (подъем на высоту) приводит к гипоксии – уменьшению содержания кислорода в тканях организма (крови, в головном мозге). Декомпрессионный перепад происходит от повышенного давления к пониженному и наблюдается при подъеме на высоту в самолете без герметизации кабины или при разгерметизации кабины на больших высотах, быстрая декомпрессия происходит при разгерметизации ,а разгерметизация за время менее 2 сек. называется взрывной декомпрессией . (Звук, напоминающий взрыв, оглушительный шум, сопровождающий истечение воздуха из кабин). Воздух мгновенно наполняется пылью, а также на несколько минут кабина погружается в туман из-за конденсации водяных паров, по причине уменьшения давления воздуха. Может появиться боль в ушах, кровь.

Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.




4000 м. Ослабление памяти и внимания, затруднен анализ происходящего

6000 м. Ослабление памяти, возможна потеря сознания через 12-14 мин.

9000 м. Потеря сознания через 80-90 сек.

12000 м. Потеря сознания через 15-25 сек.

При разгерметизации применяются:

- системы непрерывной подачи кислорода,

- системы периодической подачи кислорода,

- системы комбинированного типа.

Действия при разгерметизации:

- всем членам экипажа и пассажирам надеть кислородные маски, которые находятся над пассажирскими креслами, в туалетных комнатах и гардеробах самолета, над рабочими креслами бортпроводника, в буфетах кухни и в кабине экипажа;

- пилоты снижаются до безопасной высоты 3500 – 4000 м., обеспечивающей нормальное функционирование организма.

БЛОК №3

Действия экипажа перед аварийной посадкой.

1.Сразу после возникновения аварийной обстановки доложить диспетчеру о предстоящей посадке.

2. Дать команду старшему бортпроводнику провести подготовку пассажиров к аварийной посадке.

3. Выбрать место для посадки, сведя к минимуму возможность возникновения пожара и повреждения самолета.

4. После посадки обеспечить быструю эвакуацию пассажиров из самолета, с использованием всех доступных спасательных средств.

Аварийная посадка на воду.

Основной задачей экипажа в случае посадки на воду является обеспечение безопасности пассажиров при приводнении самолета и эвакуация пассажиров из самолета с оказанием им помощи на воде.

Эвакуация должна проходить быстро и без остановок, любая задержка может привести к панике.

Средства эвакуации и спасения на воде:

- аварийные выходы и люки;

- аварийные спасательные канаты;

- надувные трапы, которые можно использовать в качестве плавательных средств;

- спасательные плоты и аварийные запасы к ним;

- спасательные жилеты и детские жилеты;

- детские спасательные люльки.

Самолет надо покидать только в жилетах (жилет надувается в момент покидания самолета).

Факторы, отрицательно воздействующие на организм человека на водной поверхности: низкие температуры (переохлаждение в воде), солнечный и тепловой удар, недостаток пресной воды, паника.

Выживание на водной поверхности:

- не давайте пить пресную воду людям в течение первых 24-х часов. Потом можно пить небольшими дозами, задерживая ее во рту. Первые 24 часа можно давать воду небольшими дозами в случае крайней необходимости, только больным и детям

Не пейте морскую воду и не добавляйте ее к пресной воде (для экономии последней) – это может привести к сильной рвоте, отравлению организма и смерти.

Работу следует выполнять только самую необходимую. Даже небольшое физическое усилие увеличивает потребность в пище и воде. Необходимо избегать потерю воды с потом. Для этого в жаркую погоду необходимо снять с себя одежду, смочить ее за бортом и, отжав, снова надеть на себя.

Аварийная посадка на сушу.

Основными поражающими факторами, возникающими на ВС при аварийной посадке на сушу являются:

- послеаварийный пожар, как вблизи самолета (в районе двигателей, топливных баков, шасси), так и внутри пассажирских салонов (с высокой плотностью дыма и выделением вредных токсических веществ;

- большие перегрузки, при которых возможны травмирования пассажиров багажом и другими незакрепленными предметами, а также при неправильной посадке пассажиров на своих местах, возможны удары головой о кресло впереди сидящего пассажира. При непристегнутых привязных ремнях (или слабо пристегнутых) возможен вылет пассажира из кресла с вытекающими последствиями;

Несмотря на то, что самолеты считаются самым безопасным видом транспорта, время от времени случаются летные происшествия, иногда очень серьезные и трагические. В случае вынужденной посадки успех зависит от многих сопутствующих факторов – погодных условий, мастерства пилотов, рельефа местности…

В любом случае, при аварийной ситуации на борту пилоты стараются дотянуть воздушное судно до аэродрома. Там есть взлетно-посадочная полоса, аварийные службы, помощь. Но бывает так, что по тем или иным причинам это невозможно. И перед экипажем встает вопрос наиболее безопасной посадки. В случае, если полет проходит рядом с рекой, озером, морем, есть возможность посадить самолет на водную поверхность. Но так ли это безопасно?

Безусловно, если на земле гористая или холмистая местность без единого ровного участка, посадка на воду будет предпочтительнее. Но в общем случае посадка на водную поверхность гораздо опаснее посадки на землю . За всю историю авиации накоплено огромное количество статистических данных по вынужденным посадкам, и вероятность получения тяжелых травм при посадке на воду примерно такая же, как если бы самолет садился в лесной массив, то есть очень высокая.

Сложность состоит в том, что вода очень плохо сжимается, и при приводнении воздушное судно испытывает сильный удар. При этом низкоплан (самолет с нижним расположением крыла) имеет больше шансов на разрушение, так как принимает удар на себя не только фюзеляжем, но и крылом. Следует учитывать и возможное волнение на море, которое при неблагоприятных обстоятельствах может просто перевернуть самолет при посадке.

Так что посадка на воду считается более опасной, чем на более или менее ровный участок земной поверхности. Единственным плюсом посадки на воду можно считать то, вероятность возникновения пожара в этом случае значительно уменьшается.

В случае возникновения на борту самолета аварийной ситуации пассажирам и членам экипажа необходимо принять меры предосторожности, чтобы обезопасить себя в момент аварийной посадки на сушу или на воду и возможной эвакуации.

Залогом успеха является тесное взаимодействие летного и кабинного экипажа и полное информирование об аварийной ситуации всех участников.

Подготовка пассажирской кабины.

В аварийных ситуациях очень важно избежать паники.

Уверенность в себе, четкие и ясные команды и действия позволят сохранить контроль над ситуацией.

Конкретные указания, которые даются пассажирам при проведении подготовки,

Командир корабля информирует его (NTR):

о сложившейся на борту аварийной ситуации, характере и степени риска при

о времени, оставшемся до посадки;

о необходимости пересадить пассажиров (из опасных зон, для центровки).

13.4.Безопасная поза.

Защитные позы пассажиров.



Основная защитная поза:

• наклонить голову к коленям;

• закрыть голову руками (ладони одна на другой располагаются на затылке);

• колени вместе, пятки немного позади колен.

Защитная поза пассажира высокого роста:

• положить одну руку на спинку впереди стоящего кресла;

• расположить голову на этой руке;

• другой рукой закрыть голову сверху;

• колени вместе, пятки немного позади колен.



Защитная поза беременной женщины:

• ремень безопасности застегнут под животом ;

• упереться ногами в ножки впереди стоящего кресла;

• руками упереться в подлокотники;

• спину плотно прижать к спинке кресла;

• подборок прижать к груди;

• обложить живот мягкими предметами;

Защитная поза пассажира с ребёнком на руках:



• одной рукой прижать к себе ребенка;

• наклониться вперед и закрыть ребенка своим телом;

• другой рукой закрыть голову;

• колени вместе, пятки немного позади колен.

Защитная поза пассажира, перевозимого на носилках:

• переложить пассажира с носилок на пол между блоками кресел (предварительно

постелив плед) ногами к проходу и обложить мягкими вещами;

• сопровождающий пассажир сидит в кресле у прохода, приняв защитную позу, и

ногами поддерживает пассажира-инвалида.

Безопасная поза на месте бортпроводника

Спиной по направлению полета

туго застегнуть ремень;

прижаться головой к спинке кресла;

руками держаться за сидение;

упереться в пол расставленными ногами.

Лицом по направлению полета

туго застегнуть ремень;

прижаться подбородком к груди;

держаться за сидение кресла слегка согнутыми руками;

упереться в пол расставленными ногами.

Если бортпроводник не успел занять свое место

сесть на пол у перегородки, спиной по направлению к полету;

по бокам упереться в пол слегка согнутыми руками;

упереться в пол согнутыми расставленными ногами.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: