Август был с теплыми дождиками нарочно выпадавшими для посева

Обновлено: 05.10.2024

Детей еще не пускали в залу, где находилась елка, и они сидели в детской и болтали. Сашка с презрительным высокомерием прислушивался к (…) наивным речам и ощупывал в кармане брюк уже переломавшиеся папиросы, которые удалось ему стащить из кабинета хозяина. Тут подошел к нему самый маленький Свечников, Коля, и остановился неподвижно и с видом изумления, составив ноги носками внутрь и положив палец на угол пухлых губ. Месяцев шесть тому назад он бросил, по настоянию родственников, скверную привычку класть палец в рот, но совершенно отказаться от этого жеста еще не мог.

У него были белые волосы, подрезанные на лбу и завитками спадавшие на плечи, и голубые удивлённые глаза, и по всему своему виду он принадлежал к мальчикам, которых особенно преследовал Сашка. – Ты неблагодалный мальчик? – спросил он Сашку. – Мне мисс сказала. А я холосой. – Уж на что же лучше! – ответил тот, осматривая коротенькие бархатные штанишки и большой откладной воротничок. – Хочешь лузье? На! – протянул мальчик ружье с привязанной к нему пробкой. Волчонок взвел пружину и, прицелившись в нос ничего не подозревавшего Коли, дёрнул собачку. Пробка ударилась по носу и отскочила, болтаясь на нитке. Голубые глаза Коли раскрылись еще шире, и в них показались слёзы.

  • 1) Текст принадлежит к публицистическому стилю, потому что воздействует на эмоции читателей, имеет целью привлечение внимания аудитории к проблеме невоспитанных детей.
  • 2) В тексте присутствуют эпитеты (скверная привычка, удивлённые глаза и др.).
  • 3) В приведённом отрывке представлены слова с уменьшительноласкательными суффиксами (воротничок, собачка, штанишки и др.).
  • 4) Цель текста – воздействие на воображение и чувства читателя.
  • 5) В тексте представлены многочисленные средства речевой выразительности: вопросительные, восклицательные, сложные, односоставные предложения, ряды однородных членов, инверсия.

Ответ — 2345

2)Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска. Запишите это местоимение.

Ответ — их

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВИД, -а, м. рода.

  • 1. Внешность, видимый облик, состояние. Внешний в. человека. Здоровый в.
  • 2. Местность, видимая взором. В. на озеро. Комната с видом на море.
  • 3. Нахождение в поле зрения, возможность быть видимым. Плыть в виду берегов. Скрыться из вида.
  • 4. Подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела. Кресло в. мебели.

Ответ — 1

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ — диспансер

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На старом чердаке ребята отыскали старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности. Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки. Пётр приютил парня, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу. ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники. Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

Ответ — костяной

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Настроение Люси и без того было скверным, ещё и подруга подлила масла в пожар, рассказав о неудачном походе в кино.

Ответ — огонь

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ — строго

  • 1) вымокнуть, касательная, плавание
  • 2) заклинание, пригореть, заниматься
  • 3) минимальный, упрощённый, редактировать
  • 4) гористый, перила, стилистический
  • 5) пейзаж, абитуриент, переживания

Ответ — 12

  • 1) и..правил, ра..писал, ни..провергнуть
  • 2) пр..высил, пр..рогатива, пр..пятствие
  • 3) на..строил, по..пункт, пре..ставить
  • 4) под..брал, н..правил, нез..менимый
  • 5) пр..дорогой, пр..зыв, пр..стижный

Ответ — 123

  • 1) застра..вающий, гречн..вый
  • 2) причудл..вый, испар..на
  • 3) перекра..вать, кресл..це
  • 4) громад..на, повел..вать
  • 5) искос. намертв..

Ответ — 23

  • 1) пол..щая (огород), вид..щий (насквозь)
  • 2) (гуси) щипл..т (траву), раду..щийся (гостю)
  • 3) кол..щий (предмет), тле..щий уголёк
  • 4) маяч..щая фигура, цикады стрекоч..т
  • 5) пламене..щий закат, порт..щийся продукт

Ответ — 23

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ёлочке в нашем дворе (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. (НЕ)ОБЕЩАЙ журавля в небе, дай синицу в руки. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали девочке сходство с бабушкой. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Ответ — неправильные

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Ответ — оттого вокруг

Ответ — 1256

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) На ней были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска. 2) В детстве А.С. Грин любил книги о морях и путешествиях и мечтал стать матросом. 3) У Сергея не было ни квартиры ни ключа от квартиры. 4) Листья в осеннем Таврическом саду и красные и жёлтые. 5) Собака потянула носом воздух затем презрительно чихнула и побежала к дому.

Ответ — 345

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Душистые растения (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.

Ответ — 134

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мадам (1) мне нужно с Вами серьёзно поговорить. Мне кажется (2) будто (3) я в Вас влюблён. Это (4) наверняка (5) начало сильнейших чувств.

Ответ — 12

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лишь только оно начинает приближаться (1) лишь только начинает разрастаться и наливаться золотом светило (2) которое когда-то висело выше двух пятисвечий (3) становится Иван Николаевич беспокоен (4) нервничает (5) теряет аппетит (6) и сон (7) дожидается (8) пока созреет луна.

Ответ — 1234578

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Иван взглянул в окно (1) и (2) хотя на улице бушевала непогода (3) стремительно направился к двери (4) словно там уже его ждали.

Ответ — 234

Ответ — 179

  • 1) В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.
  • 2) Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.
  • 3) Физика может объяснить законы природы, и даже объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука может с лёгкостью.
  • 4) Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.
  • 5) Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.

Ответ — 12

Ответ — 134

24)Подберите синоним к слову благодатная из предложения 29. Запишите этот синоним.

Ответ — положительная

25)Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ — 10

1)Прохожу я по лесу рассветной порой.
2)Пришла пора поговорить нам откровенно.
3)Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева,- с дожинками в самую пору, в середине месяца.
4)Настала гнилая, бесснежная приморская зима
5)Прошла блокадная ленинградская зима с её железными ночами, канонадой
6)Зима стояла снежная и вьюжная.
7)День уходил и приходил однообразный и бесцветный.
8)Пришли дни, шумливые, наполненные возбуждением и радостью.
9)Дни проходили за днями, по-прежнему тягучие и однообразные.
10)Был тёмный, глухой день поздней осени.
11)У неё были большие синие глаза

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: УМК Русский язык 10-11 класс / Гольцова Н.Г.

Комплексный анализ текста

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и – зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9.Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь …

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип текста.
  4. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.
  5. Укажите номера предложений, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

- обособление вводных слов;

- запятая между однородными определениями.

  1. Подчеркните грамматические основы в сложносочиненном предложении.
  2. Разобрать по членам предложение №2.

Ответы

1.

1…Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню раннее, свежее, тихое утро… 4. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. 5.Воздух так чист, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

2. _______________________

3. Художественный стиль, описание

4. Золотой (золотой характер –золотой слиток, сеять (сеять смуту- сеять зерно)

5. 6.14

6. 9 (небо сияло, выплывали хребты),

7. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева

Система оценивания итоговой контрольной работы

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Диктант

Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Предмет: русский язык

Учитель: Колесникова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Общеобразовательная программа: среднее ОО

Учебник: УМК Русский язык 10-11 класс / Гольцова Н.Г.

Комплексный анализ текста

1…Всп..минается мне ран..яя погожая осень. 2.Август был с теплыми дождиками как будто нарочно выпадавшими для сева. 3.Помню ран..ее свежее тихое утро… 4.Помню большой, весь золотой, подсохший и пор..девший сад помню кленовые ал..еи тонкий ар..мат опавш..й листвы и – зап..х антоновских яблок зап..х меда и осен..ей свеж…сти. 5.Воздух так чист по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

6.С конца сентября все сады пустели погода по обыкн..вению круто м..нялась. 7.Ветер по целым дням рвал и тр..пал деревья дожди поливали их с утра до ночи. 8.Иногда в вечеру между хмурыми и низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый цвет ни..кого солнца воздух делался чист и ясен а солнечный свет осл..пительно сверкал между листвою между ветвями которые ж..вою сеткою двигались и в..лновались от ветра. 9.Холодно и ярко сияло на севере над т..желыми св..нцовыми тучами жидкое голубое небо а из(за) этих туч.. медлен..о выплывали хребты сн..говых гор-обл..ков. 10.Стоиш.. у окна и дума..шь Авось бог даст распогодит..ся. 11.Но ветер (не) унимался. 12.Он волновал сад рвал (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снов.. нагонял зловещие космы пепельных обл..ков. 13.Они бежали ни..ко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. 14.Погасал его блеск закрывалось окошечко в голубое небо, а в с..ду становилось пустын..о и скучно и снов.. начинал се..ть дождь сперва тихо осторожно потом все гуще и наконец пр..вращался в ливень с бурей и темнотою.15. Наступала долгая тр..вожная ночь …

Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Определите стиль и тип текста.

Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Приведите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

Укажите номера предложений, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

фото

Антоновские яблоки
Иван Алексеевич Бунин

– Вали, ешь досыта, – делать нечего! На сливанье все мед пьют.

– Хозяйственная бабочка! – говорит о ней мещанин, покачивая головою. – Переводятся теперь такие…

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги – два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони – и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко бле

ет бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

– Это вы, барчук? – тихо окликает кто-то из темноты.

– Я. А вы не спите еще, Николай?

– Нам нельзя-с спать. А, должно, уже поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет…

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…

– А где у вас ружье, Николай?

– А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

– Ух, здорово! – скажет мещанин. – Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли…

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Читайте также: