Автобус с низкой посадкой

Обновлено: 05.10.2024

Под понятием автобуса подразумевают самоходное безрельсовое транспортное средство, которое рассчитано на комфортабельную транспортировку пассажиров в количестве от 9-ти человек. В отличие от троллейбусов, для движения которых необходимо подключение к линии электропередач, автобусы являются полностью автономным ТС с абсолютной свободой движения. Они способны маневрировать на трассе, выполнять повороты, перестраиваться между рядами и делать разворот без каких-либо ограничений.

  1. Что такое классы автобусов, и какими они бывают
  2. Классификация автобусов по назначению
  3. Классификация автобусов по длине
  4. Классификация автобусов по пассажировместимости
    • Автобусы малого класса
    • Автобусы среднего класса
    • Автобусы большого класса
  5. Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции
  6. Классификация по числу салонов
  7. Группы в зависимости от назначения

Лиаз

По состоянию на сегодняшний день существует две основных разновидности автобусов – пассажирские и специальные.

Машины из второй категории представляют собой доработанные версии пассажирских автобусов, усовершенствованные и дополненные с учетом сферы применения. Что касается автобусов, предназначенных для перевозки людей, то их принято подразделять с учетом различных признаков. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора станет классификация автобусов.

Что такое классы автобусов, и какими они бывают

Согласно международным правилам, действие которых распространяется и на Российскую Федерацию, существует классификация автобусов с точки зрения назначения, а также в зависимости от размера.

Для каждой сферы использования разрабатываются машины той или иной категории, которые различаются между собой габаритами, компоновкой, техническими характеристиками и уровнем комфорта. Перечислим наиболее распространенные классификации транспортных средств, ставших темой нашего разговора.

Классификация автобусов по назначению

С точки зрения вида перевозок, в ходе которых автобус задействован, есть следующие типы машин

• городские. Это автобусы, которые задействованы в перевозке людей в городской черте, что в подавляющем большинстве случаев подразумевает передвижение по хорошим асфальтированным дорогам. Основные требования, предъявляемые к подобной технике – внушительная вместимость, маневренность, возможность удобной и что немаловажно – оперативной посадки и высадки пассажиров на остановках. Особенности городских автобусов – это низкий пол, просторные площадки, широкие проходы, наличие достаточного количества удобных поручней, несколько дверей, невысокие подножки, а также большие окна для естественного освещения и множество лампочек для искусственного, хорошая система вентиляции и кондиционирования. Все это в совокупности позволяет создать комфортные условия для перемещения людей в пределах населенного пункта.

• Пригородные автобусы разрабатывались для обслуживания маршрутов между населенными пунктами. Они способны развивать более высокую скорость, у них меньше места для людей, которые едут стоя, и больше удобных сидячих мест. Нередко подобные транспортные средства выпускают с универсальным оснащением, которое позволяет эффективно использовать их как в городе, так и на пригородных маршрутах.

• Туристические и междугородные автобусы рассчитаны на перевозку людей по автомобильным магистралям. Главным требованием, предъявляемым к такой технике, является обеспечение высочайшего уровня безопасности во время движения на высокой скорости.

Классы автобусов

• вместительный багажный отсек;
• нет накопительных площадок;
• преимущественно одна дверь;
• узкие проходы;
• удобные откидывающиеся сидения;
• индивидуальные светильники, качественная система вентиляции и отопления, аудио- и видеоаппаратура.

Классификация автобусов по длине

В зависимости от длины корпуса все представленные на современном рынке автобусы делятся на 3 категории:

Класс ТС Длина кузова, м 2 первые цифры индекса
Особо малый До 5,0 22
Малый 6,0 - 7,5 32
Средний 8,0 - 9,5 42
Большой 10,5 - 12,0 52
Особо большой Более 12 62

Классификация автобусов по пассажировместимости

Согласно международной классификации, действие которой распространяется и на нашу страну, все автобусы подразделяются на 5 классов – с 22-го по 62-й. Краткую характеристику классов можно увидеть в таблице выше, а далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.

На вместительность автобусов, предназначенных для обслуживания городских и пригородных маршрутов, указывает общее количество как сидячих, так и стоячих мест. В моделях, разработанных для выполнения междугородних перевозок, включая туристические поездки, вместимость определяется только числом мест для сидения. В этой связи разновидности техники таковы:
• малый и особо малый класс;
• средний класс;
• большой и особо большой класс.

автобус малого класса

Для нормального функционирования в структуре автобусного парка должны присутствовать машины всех разновидностей. Соотношение же зависит от местных условий: в сельскохозяйственных районах одно, в мегаполисе - другое, в горной местности - третье.

Автобусы малого класса

Ярким примером автобусов малого класса является ПАЗ – одна из наиболее известных моделей Павловского автозавода, выпускаемая с 1989-го по 2003-й год. Это высокопольный полноприводный автобус, предназначенный для перевозки людей на сравнительно небольшие расстояния как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам.

Количество сидячих мест в нем составляет 28 шт. За весь период производства было выпущено несколько модификаций ПАЗов, в том числе и более комфортный вариант для пригородного туризма, оснащенный кондиционером, вместительными полками для багажа и ремнями безопасности.

Автобусы среднего класса

Лиаз

Еще один представитель этого класса - Daewoo BS106, выпущенный в 1991-м году. Низкопольная модель с колесной базой 4Х2 прекрасно справляется с перевозкой людей на маршрутах небольшой дальности.

Длина автобуса составляет 10,4 метра, а его ширина равна 2,49 метрам при высоте 3,22 м. За период производства Daewoo BS106 не раз претерпевал существенных изменений, в том числе и касательно технических характеристик, он продолжает активно эксплуатироваться на территории многих стран постсоветского пространства.

Автобусы большого класса

Автобусы большого класса в длину достигают 12-ти метров и вмещают до 90 человек. Количество сидячих мест варьируется в пределах 30-40-ка в зависимости от марки и модели. Сиденья в таких машинах мягкие, базируются они на прочном каркасе и легко регулируются, позволяя менять угол наклона. В качестве освещения использованы лампы с мягким рассеянным светом, предусмотрены индивидуальные точки освещения. Подобные транспортные средства созданы для транспортировки людей на большие расстояния – от 500 км и более.

Классы автобусов

Отличным примером автобусов большого класса является семейство MAN Lion’s – мощные, выносливые, но при этом комфортабельные машины в двух- и трехколесной модификации. В линейке представлено огромное количество вариантов, которые позволяют обслуживать и городские маршруты, и междугородние, а также выполнять туристические рейсы большой дальности.

Отдельная категория крупногабаритной автомобильной техники для перевозки людей – это автобусы особо большого класса. Их длина составляет 16,5 метра, а пассажировместимость – 90-110 человек с более чем 40-ка сидячими местами.

Класс пассажировместимости Длина автобуса, м Число сидячих мест Общее число мест
Особо малый до 5 10 20
Малый 6 - 8 20 40
Средний 8 - 9,5 30 60
Большой 12 30 - 40 90
Особо большой 16,5 более 40 90 - 110

Классификация автобусов по типу кузова, компоновке и конструкции

С точки зрения компоновки и особенностей конструкции автобусы делятся на 2 вида – в кузове вагонного типа и в капотном кузове.

Вагонный – это однообъемный кузов, для двигателя в нем предусмотрен отдельный отсек, но он все равно объединен с пассажирским салоном и находится спереди либо сзади. Примеры автобусов в вагонном кузове – это ЛАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и пр.

Капотный кузов предусматривает размещение водителя и пассажиров в одном отсеке, а двигателя – в другом, то есть под капотом.

Говоря иными словами, капотный кузов двухобъемный, а используются транспортные средства в такой компоновке преимущественно для выполнения коротких рейсов в сельской местности либо для перевозки работников компаний и предприятий. Подобные автобусы отличаются небольшой вместимостью.

Классификация по числу салонов

В зависимости от количества салонов автобусы бывают обычными, то есть такими, конструкцией которых предусмотрен только один салон, и сочлененные. Последние представляют собой ТС, состоящие из 2-х и больше жестких частей, которые соединены между собой шарнирно – с помощью подвижной секции. В обоих отделениях размещены полноценные пассажирские салоны.

Особенностью сочлененных автобусов является большая вместимость, благодаря которой становится возможной перевозка огромного количества людей в максимально комфортных условиях. Преимущество таких моделей состоит в оперативной посадке/высадке пассажиров, в высокой устойчивости благодаря смещенному центру тяжести, в хорошем доступе к салону маломобильных слоев населения.

Группы в зависимости от назначения

Мы рассмотрели наиболее распространенные классификации автобусов, однако в редких случаях такие транспортные средства подразделяют на группы в зависимости от конкретного назначения. Так, говорят о школьных, экскурсионных, вахтовых или аэродромных автобусах, об автобусах-вездеходах, рассчитанных на эксплуатацию на плохих дорогах. С точки зрения размещения мотора машины бывают задне- и центральномоторными, а в виду особенностей конструкции – терминальными, одно-, полутора- и двухэтажными.

Если возникла необходимость в покупке автобуса, необходимо учитывать цель приобретения, сферу использования транспортного средства, ведь от этого будет напрямую зависеть выбор в плане технических характеристик и оснащения модели.

Наверное в каждом городе нашей страны есть хоть один низкопольный автобус.

Как нам говорят чиновники, прежде всего такой транспорт предназначен для перевозки маломобильных групп населения, для лёгкого доступа в салон пассажиров с детьми, ну и в принципе для более быстрой посадки.

Благодаря программе "Доступная среда" таких автобусов становится все больше.

Однако по весне я стал свидетелем одной не приятной картины.

Есть в Липецке два маршрута: 308, который обслуживает частник и 8 муниципальный. Они практически полностью дублируют друг друга.

Частник недавно заменил все ПАЗ 3204 на Волгабасы 5270.GH (10-метровые полунизкополы)

Еду как раз в 308. Народу битком, все спешат домой с завода.

Нас догоняет и обгоняет 8 автобус. В тот момент был высокопольный ЛиАЗ 5256.

И начинаются гонки за пассажиров.

И так, восьмой автобус впереди, мы гонимся за ним, а тут на остановке колясочник.

Естественно он не смог заехать в высокопольный ЛиАЗ и решил подождать низкопольный транспорт.

И что вы думаете? Люди в салоне не расступились и не освободили ему место в накопителе (хотя они могли пройти назад, там было место). Водителю было всё равно, у него же конкурент впереди, поэтому он не стал выходить и опускать аппарель инвалиду.

После этого случая, я вообще не могу понять, зачем же у нас требуют низкопольный транспорт.

Возможно это работает в Москве, но у нас картина иная, к сожалению.

Мы делаем вид, что у нас современный транспорт, галочки поставили и нормально.

Конечно я понимаю, что для инвалидов есть специальное социальное такси, но тогда зачем же нам вешать лапшу на уши? Сказали бы прямо: "мы покупаем низкопольный транспорт, так как это сейчас модно".



Производитель ЛИАЗ Посадочные места 28 Общее число мест 108 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 276 л.с Длина 12410 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ-529265 (АКПП Voith Diva)

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 28 Общее число мест 108 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 276 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ-529265 (АКПП ZF)

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 28 Общее число мест 108 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 276 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 18 Общее число мест 75 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 209 л.с Длина 9500 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ Круиз

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 45 Общее число мест 47 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 400 л.с Длина 12060 мм Тип КПП МКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 28 Общее число мест 108 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 285 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 28 Общее число мест 108 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 285 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 20 Общее число мест 105 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 250 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Автобус КАВЗ 4270-70 (Cummins B6,7GE5-230)

Производитель КАВЗ Посадочные места 28 Общее число мест 90 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 230 л.с Длина 10340 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ-621371 CNG

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 34 Общее число мест 153 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 280 л.с Длина 18040 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ-621365 (новый дизайн)

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 37 Общее число мест 184 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 310 л.с Длина 18750 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ-525660-01

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 44 Общее число мест 88 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 245 л.с Длина 11400 мм Тип КПП АКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 26 Общее число мест 112 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 280 л.с Длина 11990 мм Тип КПП АКПП

Автобус КАВЗ 4235-15

Производитель КАВЗ Посадочные места 29 Общее число мест 52 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 124 л.с Длина 8410 мм Тип КПП МКПП

Автобус КАВЗ 4270-80

Производитель КАВЗ Посадочные места 28 Общее число мест 90 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 230 л.с Длина 10340 мм Тип КПП АКПП

Автобус КАВЗ 4270-82

Производитель КАВЗ Посадочные места 28 Общее число мест 90 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 230 л.с Длина 10340 мм Тип КПП АКПП

Производитель КАВЗ Посадочные места 34 Общее число мест 34 Тип двигателя Газ Мощность двигателя 154 л.с Длина 10030 мм Тип КПП МКПП

Производитель КАВЗ Посадочные места 34 Общее число мест 34 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 168.80 л.с Длина 10030 мм Тип КПП МКПП

Производитель КАВЗ Посадочные места 34 Общее число мест 34 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 145 л.с Длина 10030 мм Тип КПП МКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 34 Общее число мест 153 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 290 л.с Длина 18040 мм Тип КПП АКПП

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 23 Общее число мест 110 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 242 л.с Длина 11400 мм Тип КПП АКПП

Автобус ЛИАЗ 4292 (Курсор)

Производитель ЛИАЗ Посадочные места 18 Общее число мест 82 Тип двигателя Дизель Мощность двигателя 210 л.с Длина 9500 мм Тип КПП АКПП

Мы предлагаем низкопольные городские автобусы российского и белорусского производства, а также запчасти и дополнительное оборудование к ним. Наша компания — официальный дилер группы ГАЗ (ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ), КАМАЗ (НЕФАЗ) и Минского автомобильного завода. Мы даем официальную гарантию на всю новую технику, обслуживаем ее в собственных сервисных центрах, предлагаем продажу в кредит, лизинг. При заказе нескольких машин предоставляются скидки.

Об автобусах

Долгое время российский автобусный парк состоял только из высокопольных машин. Это было удобно для производителей, но совершенно неудобно для пассажиров и эксплуатирующих организаций. Ступеньки на входе в салон — серьезное препятствие для инвалидов, людей с детскими колясками и других маломобильных пассажиров. Неудобство для организаций заключается в увеличенном времени посадки и высадки на каждой остановке. Кроме того, в часы, пик, особенно зимой, пассажиры иногда получают на этих ступеньках травмы, а это всегда большая проблема для перевозчика.

Эти проблемы полностью решены в низкопольных автобусах. В них нет ступенек, а высота пола в салоне над уровнем земли составляет около 35 см. Многие модели дополнительно оборудованы системой книлинга, которая наклоняет кузов в сторону дверей, дополнительно снижая уровень пола до 25. 27 см.

Главной сложностью в проектировании и производстве низкопольных автобусов является конструкция ведущего моста. Обычный мост с главной передачей посередине занимает много места: автобус с таким узлом не может иметь низкий пол. Для низкопольных машин необходим портальный мост с двойной разнесенной главной передачей и П-образными балками. Передний, а в трехосных автобусах и средний мосты также должны быть портальными, но они имеют более простую конструкцию. Разумеется, цена портального моста значительно выше — в том числе и потому, что в России они не выпускаются.

Лидером в производстве портальных мостов является немецкая компания ZF Friedrichshafen AG: все российские производители низкопольных автобусов используют их продукцию. ZF устанавливает на свои мосты дисковые тормозные механизмы Wabco, поэтому в автобусах с мостами ZF тормоза тоже всегда хорошие. Некоторые производители используют также мосты от венгерской компании Raba: ими оснащены, к примеру, автобусы НЕФАЗ.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

В комбинации приборов новый большой цветной дисплей.

ОЧЕНЬ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

Тахограф и система видеонаблюдения входят в базовую комплектацию.

ЛиАЗ-5292, первый полностью низкопольный автобус российского производства, выпускается вот уже 15 лет. За это время конструкция машин этой серии неоднократно менялась, причем порой кардинально — взять хотя бы изменение расположения двигателя с поперечного на продольное. Менялась и внешность. Рестайлинговый вариант ЛиАЗ-5292 с полностью обновленным дизайном кузова вышел в свет в конце 2013 года, перед зимней Олимпиадой-2014 в Сочи. Кстати, именно тогда машина получила новые переднюю и заднюю маски, состоящие из нескольких элементов, что существенно облегчает проведение ремонтных работ, головную оптику Hella, увеличенное панорамное ветровое стекло и большие электронные маршрутоуказатели. Однако вплоть до осени прошлого года в упомянутом семействе не было автобусов, которые могли бы эксплуатироваться на междугородных маршрутах.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

Водительская дверь открывается с брелока.

Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами: двигатель размещен в заднем свесе под последним рядом сидений, причем не возле левой стенки, а посередине моторного отсека. Как следствие, вместо дорогостоящего портального моста ZFAV 132 тут стоит агрегат Raba A-818 c центральным расположением одноступенчатого редуктора и планетарными передачами в колесных ступицах. Экономически оправдано и поперечное расположение радиатора: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.

А вот коробка передач осталась практически такая же, как и на городских версиях: 6‑ступенчатая гидромеханическая КП ZF Eсоlife, рассчитанная на крутящий момент до 1400 Нм. Особенность современных автоматов ZF с ГМП — тонкое электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из передач. Этим достигается экономия топлива до 5 процентов по сравнению с автоматами, у которых меньше, чем шесть скоростей. Передняя ось с неразрезной передней балкой также имеет маркировку ZF, а на рулевом механизме шильдик Bosch Servocom. Подвеска на машине полностью пневматическая, тормозная система — с дисковыми тормозными механизмами на обеих осях.

При проходе в заднюю часть салона уже нужно преодолеть две невысокие ступеньки.

ПО ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

Задняя дверь оборудована откидной аппарелью.

Рабочее место водителя скомпоновано вполне типично для городских машин. Однако и здесь присутствует много новшеств. Прежде всего, это касается комбинации приборов, где вместо стрелочных указателей теперь цифровой дисплей. Да к тому же этот дисплей регулируется по углу наклона вместе с рулевой колонкой. Разумеется, соблюдены и другие правила эргономики, включая регулировку кресла, наружных зеркал, расположения кнопок и переключателей. Один из важных моментов — тахограф и система видеонаблюдения входят в базовую комплектацию, раньше это оборудование предлагалось только в качестве опции.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

Компоновка мотоотсека унифицирована с пригородными автобусами.

В отличие от городских машин командный пункт здесь не отделен от салона: высокая перегородка от пола до потолка имеется лишь за спиной водителя — в этой самой перегородке как раз спрятан монтажный блок системы электрооборудования.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

В качестве обязательного приложения к командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования. Каналом обмена информацией между бортовыми электронными системами является CAN-шина — в единой сети управления прописаны все конечные адресаты, начиная с электронных компонентов шасси и заканчивая системой освещения, управления зеркалами и стеклоочистителями. По сравнению с аналоговой системой мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза. Имеется возможность реализации множества дополнительных функций (круиз-контроль, датчик дождя, автоматическое переключение света, настройка интервала движения щеток и т. п.) без изменения архитектуры. Другим достоинством мультиплекса является возможность ускоренной диагностики — полную картину технического состояния машины можно получить в течение нескольких минут.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

В салоне предусмотрено место для собаки-поводыря.

ЛиАЗ-5292 – первый низкопольный автобус российского производства: смотрим, что изменилось в нем за 15 лет

Полунизкопольные автобусы ЛиАЗ-529265 мы задействуем на маршрутах наибольшей протяженности. Например, ст. Мытищи – Чиверово. Ежедневный пробег — порядка 300 км. Основные преимущества нового автобуса для водителей — современная электронная комбинация приборов, удобное кресло, усовершенствованная система видеонаблюдения, которая предлагается в базовой комплектации. Для пассажиров это — просторный салон с удобными креслами, большая накопительная площадка, низкий уровень пола.

Средний расход топлива — 40 л/100 км. Межсервисный интервал 20 тыс. км — это хороший показатель. Применение отечественного силового агрегата позволяет заметно снизить как первоначальную стоимость автобуса, так и дальнейшие расходы на эксплуатацию. Сервисное обслуживание своих автобусов Мострансавто производит централизованно, на собственных производственных базах. У нас в Мытищах одна из них.

Читайте также: