Автомобили на уборке урожая

Обновлено: 05.07.2024

Прошлым летом на базе был ряд земляных работ,нанимали Камаз-самосвал на вывозку грунта. Частник ,водитель наёмник-пожилой мужичёнка, машина старенькая,подушатаная.Платили 1000р\час. После перерыва заказали на очередную работу,приехал с нарощенными досками бортами,стёртой до корда резиной,рыча оторванным глушаком.Пол кабины силоса:). Загрузил грунт-тронуться не может,сцепление умерло.
Рассказывает,мол только вернулся с полей,силос возил в колхозе. Платили 1000р\рейс,топливом заправляли,расстояние ок 30км с поля до ям. В день самое большое ему удалось 8 рейсов сделать,когда машин мало было. Лето дождливое было,постоянно застревал,под почвой скала-резину всю порвал,гальмуя. Разок комбайнёр промахнулся,дунул в форточку силоса-полная кабина,лопатой выгребал.Проработал он там ок 3 недель. Вот и посчитай,хватит ли этих денег,чтобы вернуть машину в рабочее состояние:) Не говоря о з\п и прибыли.

Прошлым летом на базе был ряд земляных работ,нанимали Камаз-самосвал на вывозку грунта. Частник ,водитель наёмник-пожилой мужичёнка, машина старенькая,подушатаная.Платили 1000р\час. После перерыва заказали на очередную работу,приехал с нарощенными досками бортами,стёртой до корда резиной,рыча оторванным глушаком.Пол кабины силоса:). Загрузил грунт-тронуться не может,сцепление умерло.
Рассказывает,мол только вернулся с полей,силос возил в колхозе. Платили 1000р\рейс,топливом заправляли,расстояние ок 30км с поля до ям. В день самое большое ему удалось 8 рейсов сделать,когда машин мало было. Лето дождливое было,постоянно застревал,под почвой скала-резину всю порвал,гальмуя. Разок комбайнёр промахнулся,дунул в форточку силоса-полная кабина,лопатой выгребал.Проработал он там ок 3 недель. Вот и посчитай,хватит ли этих денег,чтобы вернуть машину в рабочее состояние:) Не говоря о з\п и прибыли.

Вот и пытаюсь выяснить,предложенные 2р80к за т/км ,это нормально или только нароботаться,расстояние с поля до деревни 14км,плюс палатка ,обязатально(лишнее время ).


Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

Формирование сельхозбатальонов, как правило, продвигалось медленно. Командиры всех степеней полагали, что этим должны заниматься хозяйственники, и выделяли им далеко не лучших людей и часто неисправные автомобили. Только постоянный контроль со стороны ответственных за опергруппы позволял улучшить ситуацию. При этом следствием их усердия стало крайнее осложнение оперативной подготовки командиров и штабов и превращение реальной боевой подготовки войск в её имитацию.

Оборона страны без солдат и автомобилей

Достоин цитирования доклад начальника автотракторной службы Киевского военного округа генерал-майора Л. Страхова №02/553 от 10 августа 1966 года. В тот год из округа направили на уборку урожая 9 отдельных автомобильных батальонов сводного состава, а всего из вооружённых сил — 50 тысяч машин. Как следствие этого, произошло обвальное падение боевой готовности. Страхов докладывал:

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Сенькевич Анна Александровна, Филатов Сергей Константинович

На примере двух хозяйств рассмотрены варианты закрепления уборочно-транспортных групп за полями и их влияние на сокращение потребности в автомобилях

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Сенькевич Анна Александровна, Филатов Сергей Константинович

IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF PROCESS OF EAR GRAIN HARVEST IN AGRICULTURAL CONCERNS

The variants of fastening of harvest-transport groups to fields and their influence on the reduction of need in automobiles are observed in this article, on the example of two farms

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОЦЕССА УБОРКИ ЗЕРНОВЫХ КОЛОСОВЫХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Сенькевич Анна Александровна к.т.н., доцент

Филатов Сергей Константинович к.т.н., доцент

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия, Зерноград, Россия

На примере двух хозяйств рассмотрены варианты закрепления уборочно-транспортных групп за полями и их влияние на сокращение потребности в автомобилях

Ключевые слова: ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПЕРЕВОЗКА ЗЕРНА, УБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ, ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОМОБИЛЯХ

Основные объемы перевозок в сельскохозяйственных предприятиях выполняются в период уборочных работ, в частности, при уборке зерновых культур. Сравнительно короткие сроки уборки зерновых культур (10-15 дней) и значительные объемы работ определяют большую потребность в транспортных средствах. Вместе с тем производительность транспортных средств, используемых на уборке зерновых культур, низка. Она находится в пределах 12. 20 тонн за смену. Это объясняется сложными условиями выполнения сборочно-транспортного процесса. При уборке зерновых культур транспортные средства выполняют сборочную и транспортную операции, условия реализации которых весьма различны.

В результате из-за случайного варьирования рабочих циклов, как комбайнов, так и транспортных средств, производительность уборочнотранспортного комплекса снижается.

Вопросы оптимального построения уборочно-транспортных

IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF PROCESS OF EAR GRAIN HARVEST IN AGRICULTURAL CONCERNS

Senkevich Anna Alexandrovna Cand.Tech.Sci., assistant professor

Philatov Sergey Konstantinovich Cand.Tech.Sci., assistant professor Azov Black-Sea State Agroengineering Academy, Zernograd, Russia

The variants of fastening of harvest-transport groups to fields and their influence on the reduction of need in automobiles are observed in this article, on the example of two farms

Keywords: TRANSPORT SERVICE, TRANSPORTATION OF GRAINS, HARVEST WORKS, NEED IN AUTOMOBILES

Перевозки зерна ток осуществляются преимущественно по грунтовым дорогам, которые выравниваются к периоду уборки.

Изучение структуры грузооборота в данных сельскохозяйственных предприятиях позволяет сделать вывод, что этот фактор - один из основных при дальнейшем совершенствовании транспортных средств и приведении их в соответствие с условиями производства, а также при организации перевозки сельскохозяйственных грузов.

Характеристики автомобилей, имеющихся я в указанных хозяйствах и использующихся для перевозки зерна от комбайнов на уборке, представлены в таблицах 1 и 2 [3].

Таблица 1 - Автомобили, применяемые для перевозки зерна от комбайнов

№ п/п Марка Тип Номинальная грузоподъемность, т Количество, шт.

1 КАМАЗ-53212 бортовой 10,0 2

2 КАМАЗ-5511 самосвал 10,0 3

Таблица 2 - Автомобили, применяемые для перевозки зерна от комбайнов

№ п/п Марка Тип Номинальная грузоподъемность, т Количество, шт.

1 КАМАЗ-53212 бортовой 10,0 9

2 КАМАЗ-55102 самосвал 7,0 6

3 КАМАЗ-5511 самосвал 10 8

При организации внутрихозяйственных перевозок следует учитывать ежегодно изменения среднего расстояния транспортировки грузов внутри хозяйства главным образом в связи с изменением чередования культур в полях севооборотов.

Исходными данными для определения объема перевозок грузов и потребности в транспортных средствах являются запланированные объемы производства: размер посевных площадей и урожайность

сельскохозяйственных культур, представленные в таблицах 3 - 7.

Наименование показателей Площадь, га Валовой сбор, т

Всего зерновых в хозяйстве: 2168 7857,0

Наименование показателей Площадь, га Валовой сбор, т

Всего зерновых в хозяйстве, 4963 18291,4

в т.ч.: на отделении № 1 2784 10441,1

на отделении №2 2179 7850,3

Номер поля и клетки Культура Площадь поля, га Урожайность культуры, т/га Объемы перевозок Q, т т о ро м бк 8 ^ £ * р Г Расстояние от поля до тока, км

2.1 Озимая пшеница 159 4,7 747,3 6800,4 9,1

2.2 Озимая пшеница 200 4,4 880,0 8008,0 9,1

7 Озимая пшеница 260 4,0 1040,0 2912,0 2,8

8.2 Яровой ячмень 100 1,9 190,0 1634,0 8,6

8.3 Яровой ячмень 105 2,0 210,0 1806,0 8,6

9.3 Озимая пшеница 153 4,6 703,8 7601,0 10,8

11.1 Озимая пшеница 112 4,8 537,6 3709,4 6,9

11.2 Озимая пшеница 105 4,5 472,5 3260,3 6,9

11.3 Озимая пшеница 107 4,2 449,4 3100,9 6,9

11.4 Озимая пшеница 100 4,9 490,0 3381,0 6,9

12.1 Яровой ячмень 118 2,2 259,6 2232,6 8,6

12.2 Яровой ячмень 100 2,0 200,0 1720,0 8,6

13.2 Озимая пшеница 111 3,6 399,6 4315,7 10,8

13.3 Озимая пшеница 224 3,8 851,2 9193,0 10,8

16.1 Яровой ячмень 117 1,9 222,3 2289,7 10,3

16.2 Яровой ячмень 97 2,1 203,7 2098,1 10,3

Таблица 6 - Характеристика зерновых культур по полям отделения № 1

Номер поля и клетки Культура Площадь поля, га Урожайност ь культуры, т/га Объемы перевозок Q, т Грузооборот Р, т-км Расстояние от поля до тока, км

2 Озимая пшеница 231 4,7 1085,7 8359,9 7,7

4 Озимая пшеница 231 4,4 1016,4 12501,7 12,3

5 Озимая пшеница 495 3,2 1584,0 12672,0 8,0

7.1 Яровой ячмень 188 2,5 470,0 4089,0 8,7

8 Яровой ячмень 307 1,8 552,6 6631,2 12,0

9 Озимая пшеница 368 3,3 1214,4 18944,6 15,6

10 Озимая пшеница 600 4,8 2880,0 13824,0 4,8

12 Озимая пшеница 364 4,5 1638,0 27027,0 16,5

Таблица 7 - Характеристика культур по полям отделения № 2

Номер поля и клетки Культура Площадь поля, га Урожайност ь культуры, т/га Объемы перевозок 0, т т о ро м бк 8 ^ £ * р и Расстояние от поля до тока, км

1 Озимая пшеница 563 4,2 2364,6 9694,9 4,1

2 Яровой ячмень 316 2,3 726,8 1380,9 1,9

3.1 Яровой ячмень 119 2,2 261,8 2172,9 8,3

3.3 Яровой ячмень 85 2,0 170,0 1564,0 9,2

4 Озимая пшеница 393 3,7 1454,1 6398,0 4,4

6 Озимая пшеница 230 3,5 805,0 7003,5 8,7

8 Озимая пшеница 121 4,0 484,0 3726,8 7,7

10 Озимая пшеница 352 4,5 1584,0 24552,0 15,5

Ведущим процессом при поточной уборке зерновых является обмолот зерна. Поэтому исходной величиной, определяющей соотношение техники в уборочно-транспортной группе, является число входящих в нее зерноуборочных комбайнов и их характеристики.

Определение потребного количества автомобилей для перевозки зерна от комбайнов необходимо выполнять из учета чистой производительности технологической машины, поэтому рассчитываем чистое и сменное время цикла зерноуборочного комбайна.

где г тм - чистое время цикла технологической машины, ч; гб - время загрузки бункера технологической машины, ч; г р - время разгрузки бункера технологической машины, ч.

где Vб - ёмкость бункера технологической машины, м3; г - объемная масса зерна, т/м3;

Кб - коэффициент заполнения бункера технологической машины,

д - пропускная способность технологической машины, кг/с;

Кч - коэффициент использования пропускной способности комбайна,

где ’^н - производительность выгрузного устройства (шнека) бункера, т/ч.

Тогда число автомобилей, необходимое для обслуживания группы зерноуборочных комбайнов, определяем по формуле [2]

t об • п ТМ * ТМ • п б

где т^ - число автомобилей в f группе автомобилей обслуживающих г группу комбайнов, работающую на ] поле к отделения, шт.

Закрепление уборочно-транспортных групп за полями осуществляем исходя из такого сочетания убираемых полей и работающих на них групп, при котором суммарная потребность в автомобилях по группам приближалась бы к средней.

Подбирая наибольшие и наименьшие значения потребности в автомобилях, и, учитывая продолжительность работы групп на выбранных для одновременной работы полях, осуществляем закрепление техники за полями отделений. Затем на основании выбранных вариантов закрепления уборочно-транспортных групп за полями хозяйства строим график ежедневной потребности в автомобилях на уборке зерновых (рисунок 1).

Рисунок 1 - График ежедневной потребности в автомобилях на уборке

до оптимизации после оптимизации

Количество автомобилей, всего, шт. 23 19

Рисунок 2 - График ежедневной потребности в автомобилях на уборке

Однако такая организация уборочно-транспортных работ в хозяйстве требует наличия не менее 8 автомобилей (по 4 автомобиля КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-5511), при фактическом наличии лишь 5 штук, иначе срок уборки увеличится до 17 дней (рисунок 2).

С наступлением полного созревания урожая в посевах начинают интенсивно расти сорняки, ускоряется старение соломы, вследствие чего хлеба ложатся и значительно усложняются условия проведения уборочной. Уборка озимых зерновых культур, продолжающаяся дольше рекомендуемых агросроков, которые в условиях Северного Кавказа составляют не более 10 дней, приводит к значительным потерям зерна. Дополнительные потери вызываются самообсыпанием зерна, обламыванием колосьев, прорастанием его на корню, поеданием зерна вредителями в период уборки и т.д. Известно, что на 5-й день после окончания агросроков потери урожая могут составить до 20% [4]. Указанные выше факторы также отрицательно сказываются и на качестве зерна.

Полный объем потерь зерна может быть определен как разница между биологической и фактически полученной массой урожая.

Расчет потерь зерна при нарушении агросроков уборки производим согласно методике [1], результаты заносим в таблицу 9.

где АО - недобор урожая на 1 день, т,

О1 - неубранный объем зерна, т, п - число дней после агросрока,

51 - недобор урожая в долях.

Разница в урожайности при уборке в оптимальные сроки и позже этих сроков, умноженная на площадь, убранную с опозданием, в этом

случае покажет реальную величину резерва. При уборке урожая в течение 17 дней валовой сбор будет равен 6292 тонны, потери при этом составят 1565 тонн.

Таблица 9 - Недобор урожая при нарушении сроков уборки

Дни после агросрока Неубранный объем зерна, т Недобор урожая в долях Ежедневные потери, т

1 2773 0,113 316

2 2311 0,151 349

3 1849 0,181 335

4 1387 0,196 272

Для сокращения срока уборки с 17 до 11 дней, снижения потерь урожая и более эффективного использования имеющихся комбайнов достаточно на этот срок арендовать 2 автомобиля КАМАЗ-53212 и 1 автомобиль КАМАЗ. При найме трех дополнительных машин валовой сбор увеличится за счет сокращения потерь до 7857 тонн.

Таким образом, в статье на примере реальных хозяйств предложены два направления совершенствования транспортного обслуживания уборочных работ: выбор оптимального сочетания убираемых полей и работающих на них уборочно-транспортных групп и использование наемного (арендованного) подвижного состава. Оба из них могут дать существенный эффект за счет сокращения сроков уборки, снижения количества применяемых автомобилей и увеличения валового сбора зерна.

1. Бурьянов А.И. Технология, организация и планирование перевозок грузов на сельскохозяйственных предприятиях: монография / А. И. Бурьянов. - Зерноград: АЧГАА, 2010 - 267 с.

4. Шпилько А.В. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. Часть 2/ А.В. Шпилько, В.И. Драгайцев и др. - Москва: Минсельхозиздат, 1998. - 200 с.

Продолжаем публикацию статей, посвященных разнообразным специальным автомобилям для крупных городов. В предыдущих статьях мы рассказывали о необычных автомобилях-такси, которые горожане уже давно перестали замечать. Не обращать внимания на коммунальные машины сложнее: они вечно тормозят движение, издают пронзительные звуки, занимают все ряды широких проспектов и сгоняют водителей с парковок.

В обязанности этой техники входят регулярная очистка, мойка и уборка городских территорий, коммуникаций и памятников, обслуживание и ремонт сложнейших систем электро-, водоснабжения и канализации, вывоз мусора и различных отходов в любое время года и в любых климатических зонах.


Первая советская подметальная машина ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на Садовом кольце в Москве. 1936 год

Первенцы подметальные и поливальные

История советских коммунальных автомобилей подметально-поливочной категории начиналась в середине 1930-х годов с развертыванием выпуска полуторок и трёхтонок. Первым в КБ Управления благоустройства Москвы (УБМ), с оглядкой на подобные немецкие машины, был создан достаточно совершенный подметальный автомобиль ПУ-2 на шасси грузовика ГАЗ-АА.

Редкое применение подметальной машины ПУ-2 в зимнее время в Ленинграде


Машины ПУ-2 с разнесенными в стороны кожухами боковых щёток и удлиненными бамперами


Упрощенная подметальная машина ПУ-5 с открытым расположением двух боковых щёток. 1938 год


Самая элегантная советская подметальная машина ПУ-7 с боковыми лотковыми щётками. 1946 год

На схеме ПУ-7 видны основная задняя щётка, шнек, наклонный транспортер и мусоросборник

С разных сторон автомобиля ГАЗ-АА были подвешены плоские щётки для выметания мусора из лотков вдоль тротуаров и задняя круглая основная щётка для уборки проезжей части. Сметавшийся ими мусор (смёт) забрасывался на винтовой шнек и при помощи скребкового транспортера попадал в 400-литровый мусоросборник. Во избежание запыленности места работы имелась увлажняющая система с принудительной подачей воды на форсунки. Все узлы работали от коробки отбора мощности шасси.


Опытная машина конструкции НАТИ на шасси ЗИС-5 с V-образной цистерной, основной щёткой в колесной базе и правой лотковой с электроприводом. 1940 год

С 1936 года для выполнения летних и зимних работ служили пятитонные грузовики ЯГ-4 с характерными узкими и удлиненными бамперами, доработанные в Московском управлении благоустройства и Ленинградском тресте очистки. На них устанавливали водяные цистерны вместимостью от 4 до 5,5 тысяч литров, центробежный насос с приводом от трансмиссии автомобиля, два передних и два центральных разбрызгивающих сопла для очистки крупных территорий.


На Красной площади моечная машина ПМ-4 на шасси ЯГ-4 с увеличенным объёмом цистерны и двумя насадками. 1936 год


На Невском проспекте поливочная машина МПЛ-4 с цистерной уменьшенной ёмкости и двумя боковыми соплами


С 1939-го на 59 грузовиках ЯГ устанавливали щётки для мойки различных объектов и плужные снегоочистители. Только в столице к началу 1941-го парк машин для уборки улиц составлял 632 единицы.

Машина ПМ-4 в зимней комплектации с поворотным отвалом и приводом из кабины водителя (из архива Е.Батурина)

Модернизированный вариант коммунальной машины ЯГ-6 с новыми моечными соплами. 1940 год

Расцвет колёсной коммуналки: учимся подметать, мыть и поливать


Поливальная машина ПМ-6 на шасси ЗИС-5 с тремя передними насадками и пожарным насосом. 1945 год


Опытные ленинградские поливальные машины МПМ-2 с несколькими видами насадок и разбрызгивателей​


Серийная подметально-уборочная машина ПУ-20 на шасси грузовика ГАЗ-51

Машина ПУ-20 для работы в городах и на усовершенствованных дорожных покрытиях



Увлажнительная система с пятью разбрызгивающими форсунками, расположенными под бампером

Ширина подметённой полосы машины ПУ-20 составляла 2,7 метра. При полной нагрузке её масса достигала 6,4 тонны. Рабочая скорость находилась в пределах от 9,5 до 20 км/ч, максимальная транспортная – 40 км/ч. Расход бензина достигал 65,5 литров на 100 километров.




Модернизированная подметально-уборочная машина ПУ-53 на грузовом шасси ГАЗ-53-02. 1966 год

В 60-е появилась круглогодичная подметально-уборочная машина ПУ-53 на усиленном самосвальном шасси ГАЗ-53-02, по общей конструкции идентичная предшественнику ПУ-20. К её новинкам относились гидравлическая система управления рабочими органами, модернизированный винтовой транспортёр и два сменных контейнера-мусоросборника вместо одного бункера.


Подметальная машина ПУ-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)

Вакуумная подметальная машина ВПМ-53 с основной и лотковой щётками и всасывающим рукавом. Фото 1974 года

Полезная ёмкость бункера машины ВПМ-53 составляла 1,6 кубометра, максимальная масса смёта – две тонны, запас воды – 760 литров. Рабочие скорости – от 5 до 16,5 км/ч. Полная масса машины – 6,6 тонны.


Поливальная машина ПМ-10 с передними и центральными соплами близ театра Советской армии. 1957 год


Поливомоечные машины ПМ-10 на шасси ЗИС-150 с передним моечными насадками

Оборудование этой машины состояло из цистерны ёмкостью шесть тысяч литров, закреплённой на лонжеронной раме, одноступенчатого центробежного насоса с фильтрами и нагнетательным трубопроводом. От них вода под давлением подавалась на два подбамперных сопла, но на ряде машин третью насадку монтировали с правой стороны под кузовом. В зимнее время на машину ПМ-10 устанавливали снегоочистительный комплект П-11.

Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси грузовика ЗИЛ-164. 1959 год

Ширина поливочной полосы составляла 18 метров, в моечном режиме – семь метров. Сухая масса машины ПМ-10 – 5,5 тонн, с полной нагрузкой – 11,5 тонн. Рабочие скорости находилась в границах 16-20 км/ч.

В то же время на шасси грузовика МАЗ-200 появилась тяжёлая поливочная машина ПМ-9 с цистерной на 7,5 тысяч литров воды, а в Ленинграде построили целый автопоезд ПМП с запасом на семь тысяч литров.

Ленинградский поливочный автопоезд ПМП с седельным тягачом ЗИС-120Н и полуприцепом-цистерной. 1956 год

С появлением грузовиков ЗИЛ-130 на их основе разные предприятия собирали поливочно-моечные машины ПМ-130 с карданным приводом от коробки отбора мощности центробежного одноступенчатого насоса, смонтированного на правом лонжероне рамы автомобиля. В отличие от первых машин ПМ-10 с декоративными облицовками кузовов здесь впервые обнажилась сварная овальная цистерна той же ёмкости с передним водозаборным люком, двумя волнорезами и прибором для определения уровня воды. С обеих сторон имелись пеналы для рукавов и наборов сопел, на крыше кабины крепился прожектор для работы в ночное время.

Универсальная машина ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130 с передними насадками и моющей щёткой. 1970-е годы

В зависимости от климатических условий под рамой автомобилей монтировали различные щётки с приводом от базового шасси. Благодаря шарнирному креплению сопла устанавливались под любым углом, а водитель из кабины мог регулировать направление и силу струи.

Модернизированная поливомоечная машина ПМ-130Б на грузовике ЗИЛ-130-76. 1980 год

Для этих машин ширина обработанной полосы при поливе составляла 15-18 метров, на мойке – 7-8. Полная масса с водой и спецоборудованием достигала 11,5 тонн, рабочая скорость – 10-20 км/ч. За всё время выпуска их собственная масса в 5,5 тонн оставалась неизменной.

Комбинированная поливомоечная машина КПМ-3 с тремя мощными насадками и летней щёткой

Малоизвестные комбинированные поливальные машины нескольких моделей на базе ЗИЛ-130 (КПМ-64, КПМ-3, КДМ-130/130А и др.) применялись в службах по содержанию автомобильных дорог, оснащались сменным заказным оборудованием и проблесковыми фонарями, отличались деталями, рядом параметров и поставлялись на экспорт. В разных комплектациях их масса составляла 5,2-5,8 тонн.

Ни одна из описанных здесь коммунальных машин до настоящего времени не дожила, но оставила новое ярко выраженное потомство. Здесь ограничимся лишь спецавтомобилями, которые собирались под общим индексом КО (коммунальное оборудование) и выпускались до развала СССР.


Подметально-уборочная машина КО-304 на шасси ГАЗ-53А для обработки лотков и пневматической подачей мусора в опрокидывающийся кузов-бункер. 1978 год


Подметально-уборочная машина КО-309 на базе ГАЗ-53-14 с пневмомеханическим подборщиком и гибким шлангом с пылесосным наконечником. 1987 год

Поливочная машина КО-002 на шасси ЗИЛ-431416 с цистерной на 6,2 тысячи литров воды с гидравлическим и подметальным оборудованием. 1987 год


Уникальная многоцелевая машина для содержания дорог ЭД-244 на грузовике МАЗ-5337 с ёмкостью цистерны 7,5 тысяч литров, металлическим кузовом и отвалом. 1988 год

На заглавной фотографии – первые советские подметальные машины ПУ-2 на шасси ГАЗ-АА на ночном дежурстве на московском Садовом кольце

Читайте также: