Азотные удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев калийные соли способствуют

Обновлено: 05.10.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

Презентация к уроку "Минеральное питание растений" УМК В.В.Пасечник "Дрофа".

Содержит основные этапы урока "открытия новых знаний" по ФГОС, вопросы эвристической беседы, задания для развития и закрепления(слайды скрыты, при необходимости можно распечатать).

ВложениеРазмер
Презентация к уроку "Минеральное питание растений" УМК В.В.Пасечник "Дрофа" 2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Растение состоит из 2 частей, каких? Какую функцию выполняет корень? А если нет корня, например, мхи, водоросли. С помощью какой части корня происходит всасывание воды и растворенные вещества?

Почвенное, или минеральное, питание растений.

Рассмотрите рисунок 64(стр.83) Как происходит всасывание?

Что происходит с водой проникая в корни?

Куда водные растворы поступают после попадания в сосуды и как?

Опыт, показывающий наличие корневого давления Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Закон минимума Либиха Бочка Либиха. Объясните. Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.

Закон минимума Либиха Бочка Либиха Этот человек стал доктором наук в 21 год, ему поставлен памятник в Мюнхене. Он получил титул барона в Германии, 2 ордена Святой Анны от России и звание почетного гражданина от Великобритании.

А если почва обладает низким плодородием, что используют? Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством – плодородием , способ- ностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности .

Задача Азотные удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев. Калийные соли содействуют передвижению органических веществ от лисьев к корням и клубням, например, у картофеля. Фосфорные соли необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков). Обоснуйте, в какое время выращивания картофеля надо подкармливать растения и какими удобрениями.

Установите соответствие: Азотные удобрения Калийные удобрения Фосфорные удобрения содействуют передвижению органических веществ от листьев необходимы для образования репродуктивных органов(плодов с семенами, цветков) удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев.

Заполните пропуски в тексте: В почвенном, или . питании растений важную роль выполняет зона корня . в которой располагаются . . Они поглощают из почвы воду с растворенными в ней . , которые поступают в соседние клетки, а затем в . корня. По ним под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют .

Найдите и объясните неверные утверждения. Азот способствует оттоку органических веществ из листьев. Корневое давление – это процесс, в ходе которого вода из сосудов поступает по соседним клеткам в корневые волоски и др. части растения. Удобрения бывают органические, неорганические, микроудобрения и макроудобрения. К неорганическим относят навоз, перегной и торф. Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством – плодородием , способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Задание 2 Цель: выяснить влияние собственных запасов питательных веществ семян на их прорастание. Ход работы(стр.86): Наблюдаем за: Сроки набухания; Появление корней; Количество и виды корней; Другие особенности развития проростков. Результаты: Вывод: Где можно использовать полученные знания? Дата №1 (описание + фотоотчет) №2 (описание + фотоотчет) №3 (описание + фотоотчет)

Продолжите фразу: На уроке мне было. Сегодня мне удалось… Мне понравилось. Я хотел бы еще хотел узнать .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Минеральное питание растений

В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания.


Презентация для интерактивной доски по теме "Корневое питание растений".

Презентация для интерактивной доски SMART Notebook.


Презентация "Минеральное питание растений"

Презентация к уроку "Минеральное питание растений" , биология 6 класс.

Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник.

Презентация Минеральное питание растений

Данная презентация поможет учащимся 6-х классов закрепить знания по биологии Тема Минеральное питание растений.

Презентация. Управление почвенным питанием растений

Данная презентация может быть использована на уроке биологии в 6 классе при изучении темы "Минеральное питание растений". Презентация содержит вопросы и задания для повторения и актуализации.


Презентация по биологии на тему: "Минеральное питание растений" 6 класс

В данной презентации представлен материал по теме "Минеральное питание растений". Материал ориентирован на использоване учебника Биология: 6 класс. Автор: Пономарева И.Н. Учащиеся вспоминают.

1. Растительная клетка заключена в эластичную, прочную оболочку, без которой клетка была моментально разорвана. Почему? – 86. 2. Комочки почвы на выкопанном молодом растении не удерживаются в верхней и нижней частях корня и легко стряхиваются, а вот в средней части они сохраняются. Почему? – 66. 3. 3.Азотные удобрения способствуют росту надземных стеблей и листьев. Калийные соли содействуют передвижению органических веществ от листьев к клубням. Фосфорные соли необходимы для образования подземных побегов. Обоснуйте, в какое время выращивания картофеля надо подкармливать растения и какими удобрениями. – 66. 4. Живые растения испаряют воду практически всегда, даже когда ее необходимо экономить. Дайте объяснение этому явлению. – 96. 5. 5.Число листьев постоянно для каждого сорта. Определите, у каких сортов (скороспелых, среднеспелых, позднеспелых) больше листьев. Почему? – 76. 6. Верхушечная почка обеспечивает рост стебля в высоту, а боковые -ветвления. Время окончания роста деревьев в высоту за период вегетации различно. Почему? – 76. 7. Пыльца у растений отличается по размерам и форме. У ветроопыляемых она одна. А у носекомоопыляемых она другая. Почему? – 66. 8. В покоящихся семенах, клубнях, почках в основном накапливаются масла и крахмал, а не сахара. Почему? – 76. 9. В отличие от многих грибов и бактерий водоросли не вызывают никаких заболеваний у человека. С чем это связано? – 86.

: лучшие весенние удобрения

Весенние подкормки – одна из важнейших процедур в начале садово-огородного сезона. Эти удобрения должны обеспечить пробуждающимся культурам достаточно сил и "средств" на начало сокодвижения, образование первой зелени – особенно если вы забыли или не успели внести подкормку осенью.

Каким же подкормкам сада, огорода, цветника и газона отдать предпочтение весной, можно ли их смешивать, какие порции нужны каждому растению?

Вашему вниманию – шесть самых популярных и востребованных весенних удобрений, которые стоит иметь в запасе каждому дачнику. Обратите внимание – эти подкормки подойдут практически всем культурам, ведь весной все растения нуждаются практически в одних и тех же веществах, вот только дозировка удобрений каждому нужна разная.

Мочевина

лучшие весенние удобрения

Мочевина (карбамид) – очень концентрированное азотное удобрение, содержащее по массе более 46% азота. Каждый дачник знает, что именно азот необходим растениям весной в первую очередь. Азот участвует в формировании белковых молекул, способствует активному наращиванию зеленой массы и является важным элементом в составе хлорофилла, без которого невозможен процесс фотосинтеза.

Мочевина хорошо усваивается растениями и работает на всех типах почв при условии их достаточного увлажнения. При внесении в почву мочевины бактерии перерабатывают ее до нитратов и нитритов, которые и поглощаются растениями. В результате химической реакции также выделяется газообразный аммиак, поэтому чтобы избежать потери массы удобрения, важно не просто рассыпать эту подкормку по поверхности, нужно обязательно заделывать ее в почву. Для более быстрого усвоения мочевину предварительно можно развести в воде.

Влияние азотных удобрений на растения сложно переоценить или не заметить. Оно сразу бросается в глаза в виде темно-зеленой пышной листвы. Внесение азотных удобрений весной – гарантия правильного роста огородных культур, цветов, кустов и деревьев.

Использовать мочевину весной можно как для корневых, так и для внекорневых подкормок. Ее вносят самой первой из списка удобрений и не смешивая с ними: для овощей – в почву перед посадкой или посевом непосредственно в бороздки и лунки, для плодовых деревьев – примерно в апреле (за 2-3 недели до их цветения), для винограда – во время набухания почек. В зависимости от культуры и ее возраста, на 1 кв.м вносят 5-250 г подкормки.

Карбамид может снизить всхожесть семян при его повышенной концентрации в почве.

Что касается внекорневой подкормки мочевиной, которая показана в условиях недостатка азота (отставание в росте, измельчание листьев, осыпание завязей), то она ценна еще и тем, что не вызывает ожога листовых пластин у растений. 50-100 г препарата растворяют в 10 л воды и обильно опрыскивают растения в утренние или вечерние часы.

Дополнительно раствор мочевины (500-700 г на 10 л воды) помогает бороться с вредителями сада и огорода (долгоносики, тля, медянки), а также возбудителями болезней (парша, пурпурная пятнистость).

Компост

лучшие весенние удобрения

Хорошее весеннее универсальное органическое удобрение, содержащее азот, можно получить при компостировании растительных отходов. В среднем компост из таких растений, как люпин и клевер, содержит 0,4-0,7% азота, из зеленой листвы – около 1%. Внесенный в почву, компост активно насыщает растения необходимыми питательными веществами, делает грунт более водо- и воздухопроницаемым.

Зрелый компост вносят под все культуры из расчета 15-20 кг на 1 кв.м. Вносить это ценное удобрение следует под весеннюю вспашку (перекопку) грядок, в лунки при посадке рассады, клубней, деревьев и кустарников, а также в качестве мульчирующего материала. Подкормку разбрасывают по поверхности земли и тщательно перекапывают на глубину 5 см.

Весной желательно внести компост и в теплицу – 1-1,5 ведра на 1 кв.м для удобрения поверхностного слоя земли или слой не менее 25 см в качестве разогревающей подстилки под плодородным почвенным слоем.

Суперфосфат

лучшие весенние удобрения

Помимо азота, весной растения нуждаются и в других компонентах, способствующих росту и развитию. В частности, в фосфоре, который участвует в синтезе углеводов, способствует росту корневой системы, помогает растениям завязывать плоды и повышает зимостойкость.

Самое популярное из фосфорных удобрений – суперфосфат. В зависимости от содержания основного элемента он бывает простым (монофосфат содержит 15-20% фосфора) и двойным (около 50% фосфора). Также в подкормке могут присутствовать такие элементы, как азот, сера, бор, молибден и сульфат кальция (гипс).

Суперфосфат нежелательно вносить в почву одновременно с мочевиной, известью, доломитовой мукой и аммиачной селитрой. После применения этих удобрений подкармливать растения суперфосфатом можно не ранее, чем через неделю. А вот с органикой суперфосфат взаимодействует неплохо.

При подготовке участка к посеву растений простой суперфосфат вносят весной под перекопку, в среднем расходуя около 40-50 г удобрения на 1 кв.м. Двойной суперфосфат вносят из расчета 20-30 г на 1 кв.м. Удобрение заделывают в сухом виде в почву или предварительно растворяют в воде. Особенно эффективна подкормка на щелочных и нейтральных почвах.

Для внекорневой подкормки в начале цветения используют раствор суперфосфата (30-50 г на 10 л воды), которым обильно опрыскивают растения, чтобы обеспечить их достаточным количеством фосфора. Гранулы растворяют в горячей воде, затем раствор остужают.

Сернокислый калий (сульфат калия)

лучшие весенние удобрения

В "комплект" к азоту и фосфору весной растениям не помешает и калий, который способствует устойчивости к заболеваниям и неблагоприятным погодным условиям. Калий помогает растениям усвоить азот, увеличивает скорость образования белка, повышает прочность тканей, сокращает содержание нитратов.

Среди "весенних" калийных удобрений чаще всего используют сульфат калия, где содержание основного вещества около 50% и нет хлора. При весенней перекопке почвы под овощные и плодовые вносят 15-25 г этой высокоэффективной подкормки на 1 кв.м и затем обильно поливают грунт (гранулы можно вносить и растворенными в воде).

Сернокислый калий нельзя использовать одновременно с мелом и мочевиной.

Удобрение подходит для большинства растений, но сильнее всего его "любят" крестоцветные и бобовые. Больше всего в калийных удобрениях нуждаются культуры во время роста на известковых участках, поскольку содержание солей в таком грунте – минимальное. Сульфат калия также рекомендован для применения на кислых почвах – он помогает регулировать их кислотно-щелочной баланс.

Если растения нуждаются в калийной подкормке в период вегетации, можно приготовить раствор сульфата калия для их опрыскивания. Для этого 35-40 г гранул растворяют в 10 л воды, перемешивают до полного растворения и проводят опрыскивание зеленой массы.

Гуматы

лучшие весенние удобрения

Гуминовые кислоты (гуматы) – природный стимулятор роста растений. Попадая в грунт, они активизируют "работу" почвенных микроорганизмов, благодаря чему заметно улучшается структура почвы, ее водо- и воздухопроницаемость.

Когда гуматы поглощаются корнями или побегами растений, в клетках зеленого организма нормализуются обменные процессы и увеличивается скорость синтеза белков. При высадке рассады гуматы (полив под корень) улучшают процесс укоренения и ускоряют ее приживаемость. Помимо этого, в растворе гуматов можно замачивать семена, клубни и черенки перед посевом и посадкой. Плодовые и плодово-ягодные культуры опрыскивают этими средствами до распускания листьев, при закладке цветочных почек, в начале бутонизации и сразу после цветения.

Гуматы выпускаются в сухом и жидком виде – разводить их перед применением нужно четко по инструкции.

Перед использованием гуминовые стимуляторы можно смешивать со всеми азотными, калийными и органическими удобрениями. А фосфорные удобрения надо применять с гуматами раздельно.

Комплексное минеральное удобрение

лучшие весенние удобрения

Проще всего взять для участка одно комплексное удобрение, хорошо зарекомендовавшее себя. К таким относятся либо промышленные смеси с соответствующей маркировкой "весеннее", либо многим дачникам известные азофоска, нитрофоска, аммофоска. Они содержат базовые элементы питания (азот, калий, фосфор) в достаточном количестве, легко усваиваются, обеспечивают сбалансированное питание растений.

На легких почвах под перекопку грядок или в лунки при посадке смело можно добавлять азофоску (нитроаммофоску), высококонцентрированное универсальное минеральное удобрение. Классический состав этой смеси – 16% азота, 16% фосфора, 16% калия и включения серы, но бывают азофоски и с другой пропорцией компонентов.

Как правильно проводить подкормки нитроаммофоской, чтобы огородные и садовые культуры хорошо развивались и плодоносили?

Для основного и припосевного внесения под различные культуры подойдут также разные виды нитрофоски – сернокислая, сульфатная и фосфоритная. Наряду с азотом, калием и фосфором здесь присутствует магний. Азот же в этой подкормке представлен только в нитратной форме, поэтому легко вымывается из грунта и действует недолго.

Аммофоска – концентрированное комплексное фосфорно-азотное удобрение (11-12% азота и 40-50% фосфора), содержащее питательные элементы в хорошо усвояемой растениями форме. Его применяют под любые культуры в качестве предпосевного, разбрасывая по грунту и затем заделывая в землю. Чаще всего используют на почвах, бедных фосфором (чернозем).

Какие еще удобрения можно вносить весной при необходимости? Для корневых подкормок подойдут аммиачная селитра и калимагнезия. Почву при посадке, посадочный материал и рассаду можно обрабатывать при помощи микробиологического "живого" удобрения Байкал ЭМ1, из органики для внесения в грунт подойдут разбавленный коровяк, перепревший навоз и птичий помет.

Читайте также: