Белки как правило обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели какие биотические

Обновлено: 05.10.2024

Линия С4 ЕГЭ 2010г.
1. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответ: 1) географический критерий - ареал; 2) экологический критерий - особенности питания, изменение активности в течение суток; 3) физиологический критерий - число детенышей в помете.
2. Назовите не мене 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами – способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
3. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
Ответ:1) появление у особей разнообразных наследственных изменений; 2) сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 3) размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.
4. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
Ответ: 1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела); 2) особи с признаками, усиливающие их сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в борьбе за существование; 3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и через ряд поколений распространялись в популяции.
5. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют низкий рост, по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Ответ обоснуйте.
Ответ: 1) низкорослость на пастбищах – результат естественного отбора; 2) животные в первую очередь поедают высокорослые растения, которые не успевают образовывать семена; 3) низкорослые растения имеют больше шансов выжить и оставить потомство, поэтому преобладают
6. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира
Ответ: 1) стадия зиготы соответствует 1-клеточному организму; 2) стадия бластулы. Где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного.
7. В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек березовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиций эволюционного учения и определите форму отбора.
Ответ: 1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и темные формы; 2) в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с темной окраской; 3) изменение окраски в популяциях бабочек - проявление движущей формы естественного отбора.
8. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. Ответ:
1) Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2) природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3) на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
9. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Ответ:
Элементы ответа: 1) создают органические вещества из неорганических; 2) аккумулируют солнечную энергию;
3) обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.
10. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований, Ответ:
Элементы ответа: 1) в них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура; 2) неразветвленные сети и короткие цепи питания; 3) круговорот веществ незамкнутый, так как органические вещества частично изымаются человеком с урожаем.
11. Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками? Ответ:
1) защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2) активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3) формы защитной окраски.
12. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
13. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
Ответ: 1) круговорот веществ в них незамкнутый, т.к. первичная продукция в большей мере изымается человеком; 2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие; 3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.
14. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ: 1) продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и
других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 2) консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 3) редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.
15. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
Ответ: 1) пищевые объекты насекомоядных птиц становятся недоступными для добывания; 2) ледовый покров на водоемах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц; 3) изменение продолжительности светового дня.
16. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приве-дите не менее 3-х доказательств.
Ответ: Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
18. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой. Ответ:
в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие фенотипическое сходство с божьей коровкой;
сходство с ядовитой божьей коровкой спасало организм от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3) в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению её генофонда.
19. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу? Ответ: 1) повышается возможность свободного скрещивания; 2) усилен обмен генетическим материалом и обогащается наследственность; 3) способствует распространению особей и расширению ареала.
20. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? Ответ: 1) обедняется экологическое разнообразие среды в связи с сокращением ареала; 2) возникает нежелательное близкородственное скрещивание; 3) усиливается конкуренция с другими видами и внутри вида.
21. В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб? Ответ: 1) в многообразии видов; 2) в широком распространении видов; 3) в наличии разнообразных приспособлений к среде обитания; 4) в высокой численности видов.
22. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции? Ответ: 1) ископаемые остатки и отпечатки; 2) переходные формы; 3) филогенетические ряды.
23. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу? Ответ: 1) появление легочного дыхания;
2) формирование расчлененных конечностей; 3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.
24. Ученые считают, что первые наземные позвоночные -стегоцефалы произошли от древних кистеперых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?
Ответ: 1) у кистеперых рыб появились мышцы на парных плавниках; 2) сходное расположение костей в скелете плавников
кистепёрой рыбы и в скелете конечности стегоцефала; 3) стегоцефалы, как и кистеперые рыбы дышат легкими.
25. Почему у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ:
Элементы ответа: 1) считают, что человек имеет животное происхождение; 2) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека; 3) в редких случаях у человека происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки животных предков.
26. Объясните, как в процессе эволюции сформировалась маскировочная форма тела рыбы - морского конька-тряпичника? Ответ: 1) у предковых форм возникли мутации, приведшие к появлению новой формы; 2) в процессе борьбы за существования особи с измененной формой тела получили преимущество среди морских растений; 3) в процессе естественного отбора неприспособленные к данным условиям особи были вытеснены, а новые признаки закрепились и передались по наследству.
27. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
Ответ: 1) тип приспособления - мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;
2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.
28. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях. Ответ: 1) Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от: 1) частоты появления мутаций; 2) сроков наступления половой зрелости; 3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.
29. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? Ответ: 1) сходством строения систем органов; 2) наличием волосяного покрова; 3) развитием зародыша в матке; 4) выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
30). Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Ответ: 1)люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом; 2) от межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству;
люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.
31. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ: 1) увеличение численности растений; 2) сокращение численности хищников - жаб, ежей; 3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.
32. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Ответ: 1) видовым разнообразием; 2) числом звеньев в цепи питания; 3) саморегуляцией и самовозобновлением.
33. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? Ответ: 1) содержанием кислорода; 2) различиями в колебаниях температуры (широкая амплитуда колебаний в наземно-воздушной среде); 3) степенью освещенности; 4) плотностью.
34. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи? Ответ: 1) числом видов;
2) числом ярусов; 3) видовым составом, разнообразием видов.
35. Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма? Ответ: 1) клещ питается кровью собаки; 2) клещ использует организм хозяина многократно, не уничтожая его; 3) клещ причиняет вред собаке.
36. В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России? Ответ:
1) линька, развитие густого перьевого покрова; 2) запасание жира; 3) запасание и смена кормов; 4) кочевки и перелеты.
37. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? Ответ: 1) неурожай семян ели; 2) увеличение численности хищников - лисиц, куниц; 3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.
38. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? Ответ: 1) уменьшение численности шмелей; 2) увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др.).
39. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? Ответ: 1) большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 2) сбалансированным круговоротом веществ; 3) участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования.
40. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. Ответ: 1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы 2 порядка) из-за нарушения цепей питания; 3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.
41. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление." Ответ: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытеснят другие деревья.
42. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Ответ: 1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2) в смешанном лесу пени питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 3) в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.
43. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем экосистема? Укажите не менее 3-х причин. Ответ:
1) круговорот веществ в ней незамкнутый; 2) разнообразие видов небольшое, короткие цени питания; 3) отсутствует саморегуляция.
44. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Ответ: 1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
45. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.
Ответ:
1) первыми поселяются микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 2) на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 3) по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.
46. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров
Элементы ответа: 1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3) служат нищей для хищников; 4) удобряют почву.
47. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх признаков.
Элементы ответа: 1) особенности строения органов и их функции, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.; 2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;
развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).
48. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?
Элементы ответа: 1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение иди расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.
49. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Элементы ответа: 1) к увеличению численности растительноядных организмов; 2) к уменьшению численности растений; 3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.
50. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
Элементы ответа: 1) мутации - материал для естественного отбора; 2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции; 3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.
51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.
Элементы ответа: 1) первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 2) потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес; 3) под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.
52. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
Элементы ответа: 1) непосредственно повреждают органы и ткани растений; 2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3) понижают продуктивность растений.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Экосистемы и их закономерности. Биосфера

Почему в нижних слоях атмосферы в настоящее время сокращается концентрация кислорода?

1. Это происходит потому, что сокращается площадь растительного покрова Земли из-за вырубки лесов

2. Происходит гибель фитопланктона Мирового океана вследствие его загрязнения,

3. Увеличивается потребление кислорода при сгорании топлива (автотранспорта, промышленности и др.).

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

1. В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов.

2. Происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов.

3. Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее 3-х обоснований.

1. В них обитает небольшое число видов, преобладает монокультура.

2. Неразветвленные сети и короткие цепи питания.

3. Круговорот веществ незамкнутый, так как органические вещества частично изымаются человеком с урожаем.

В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление.

1. Первыми развиваются травянистые светолюбивые растения.

2. Потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный лес.

3. С течением времени на месте которого может восстановиться еловый лес, при условии, что голосеменные вытеснят покрытосеменные.

Почему в пищевых цепях от организмов первого трофического уровня к организмам второго уровня переходит только около 10% вещества и запасённой в нём энергии?

1. Часть вещества и энергия идет на построение новых клеток, т. е. на прирост.

2. Вещества и энергия тратится на собственные процессы жизнедеятельности (расходуется на обеспечение энергетического обмена или на дыхание).

3. Часть уходит с непереваренными остатками

В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

1. Продуценты (растения и фотосинтезирующие бактерии) производят органические вещества из неорганических. Включают вещества неживой природы в биологический круговорот.

2. Консументы (животные) являются звеньями пищевой цепи, по которой двигается органическое вещество.

3. Редуценты (бактерии и грибы) разрушают органические вещества до неорганических, возвращают вещества в неживую природу.

Бе́лки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

1. Неурожай семян ели

2. Увеличение численности хищников – лисиц, куниц

3. Увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов

К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов — химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.

  1. уничтожаются насекомые, консументы первого порядка;
  2. уменьшается количество птиц, консументов второго порядка;
  3. все это приведет к уменьшению растительности;
  4. уменьшение видов приводит к уменьшению устойчивости экосистемы.

Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?

  1. пчела — липа;
  2. подберезовик — береза;
  3. актиния — рак-отшельник;
  4. осина — подосиновик;
  5. сойка — дуб;
  6. клевер — клубеньковые бактерии.

Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

1. Тонкая нефтяная пленка препятствует газообмену между водой и атмосферой.

2. Из-за кислородного голодания страдают все обитатели водоема, особенно обитающие на поверхности.

3. Покрывая перья водоплавающих птиц, она препятствует полету, птицы погибают.

Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели.

Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?


Уменьшение численности елей из - за пожаров, старости деревьев (различные заболевания) или отсутствии семян (не было опыления).


Какие биотические факторы среды сдерживают рост численности популяций животных в природе?

Какие биотические факторы среды сдерживают рост численности популяций животных в природе.


ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ СРОЧНО1?

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ СРОЧНО

Как скажется полное уничтожение популяции хищника на популяции жертвы?

Опишите процесс поэтапно.

2. Какие изменения биотических экологических факторов приведут к снижению численности популяции полевой мыши?


Какие факторы оказывают влияние на численность популяций?

Какие факторы оказывают влияние на численность популяций.


Какие виды деятельности человека могут привести к сокращению численности растений и животных в природе?

Какие виды деятельности человека могут привести к сокращению численности растений и животных в природе?


Какие антропогенные факторы могут способствовать сокращению численности рыб в пресном водоеме?

Какие антропогенные факторы могут способствовать сокращению численности рыб в пресном водоеме.


Люди кто может помогите?

Люди кто может помогите!

1. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность ) на организм человека?

Приведите не менее трех последствий.

2. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции дождевого червя, обитающего в почве и питающегося преимущественно растительнымопадом.

3. Почему при многократной обработке растений ядохимикатами, повышается устойчивость к ним насекомых - вредителей.

Приведите не менее трех обоснований.


Примером абиотического фактора является а) охота волков на зайцев, б) опыление насекомыми растений, в) строительство дороги в лесу, г) ливень Количество особей елей на данной площади возросло, в резул?

Примером абиотического фактора является а) охота волков на зайцев, б) опыление насекомыми растений, в) строительство дороги в лесу, г) ливень Количество особей елей на данной площади возросло, в результате усилилась внутривидовая конкуренция и слабые растения погибли.

Это пример а) миграции, б) плотности популяции, в) емкости среды, г) самоизреживания Фактор, вызывающий сезонные изменения в живой природе а) влажность воздуха, б) атмосферное давление, в) продолжительность дня, г) температура воздуха Возрастная структура популяции характеризуется а) соотношением мужских и женских особей, б) численностью особей, в) соотношением молодых и взрослых особей, г) плотностью популяции Установите соответствие а) гепард – газель ; б) лягушка – насекомое ; в) гриб - трутовик – береза ; г) крот – дождевой червь, д) ленточный червь – рыба Способ питания Паразитизм 2.

Хищничество Выбрать три признака, характеризующие животных, обитающих в почве а) короткий мех, б) длинный густой мех, в) короткая шея, г) слаборазвитые глаза, д) глаза со стереоскопическим зрением, е) крупные ушные раковины Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности тетеревов в лесу?

А) сокращение численности ястребов - тетеревятников, лис б) увеличение численности паразитов в) большой урожай ягод г) рубка деревьев в лесу д) глубокий снеговой покров зимой е) уменьшение численности паразитов.

Меню сайта

Фото из гербария

ranun-ling_tn.jpg

1.Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Ответ:
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.


2.Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?
Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.


3.Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.


4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.


5.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?
Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.


6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?
Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.


7.Какие признаки характерны для моховидных растений?
Ответ:
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.


8.Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?
Ответ:
1)неурожай семян ели;
2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц;
3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов.


9.Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.
Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.


10.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.


11.Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?
Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.


12.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).


13.Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.


14.Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.


15.Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.
Ответ:
1)изображенный органоид – хлоропласт;
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.


16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?
Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.


17.Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?
Ответ:
1)увеличение численности растений;
2)сокращение численности хищников – жаб, ежей;
3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов.


18.В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.


19.Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?
Ответ:
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.


20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.
Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.


21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.


22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.


23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
Ответ:
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.


24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?
Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.


25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?
Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.


26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
Ответ:
1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.


27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра.
Ответ:
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.


28.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы.
Ошибки допущены в предложениях:
1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные;
2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.


29.Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?
Ответ:
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.


30.В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Ответ:
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.


31.Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.
Ответ:
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
2)может измениться первичная структура белка;
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.


32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?
Ответ:
1)корни растений повреждают личинки;
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.


33.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.
Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;
2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо;
3)5 — Плоские черви — гермафродиты.


34.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?
Ответ:
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений;
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3)плоды растений — пища для животных.


35.Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.
Ответ:
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня.

Читайте также: