Бесконтрольное применение минеральных удобрений приводит к перенасыщению

Обновлено: 05.10.2024

Чем опасно попадание минеральных удобрений в воду

Чем вредны минеральные удобрения.

Помимо положительных свойств и полезных компонентов, содержащихся в составе, применение минеральных удобрений влечет за собой отрицательные последствия. Вред может быть нанесен не только растениям, но и почве, водоёмам, находящимся неподалеку от мест использования данных удобрений.

Движение грунтовых вод способствует перемещению минеральных удобрений в земле. При их попадании в реки и другие водные бассейны происходит уменьшение кислорода, который так необходим подводным обитателям, растениям, в итоге его запасы исчерпываются всё быстрее. Рыбы начинают погибать, растения гниют. Среда обитания больше не подходит для жизни.

Также опасен для растений ожог химическими веществами, это наносит вред растению, что понижает качество и количество урожая.

При частом использовании химических удобрений количество питательных вещества в почве сокращается, что оказывает негативное влияние на состав минерально-витаминного комплекса урожая.

Минеральное загрязнение водоемов.

В воду рек и других природных источников попадает очень большой объем ядовитых веществ. Это и соединения металлов, и минеральные вещества, в том числе сельскохозяйственные подкормки, добавки, удобрения, имеющие в своем составе не только питательные компоненты, но и вредные, даже губительные для водоёмов.

Всем известно, что в таблице Менделеева есть и отравляющие, токсичные элементы – ртуть, свинец, кадмий, селен, литий и другие. Все они поглощаются рыбой, которую впоследствии поглощаем мы. И в результате большое количество людей страдает от последствий отравления этими металлами – поражаются жизненно важные функции: слух, зрение, нервная система. Малыши рождаются с разного рода физическими и умственными отклонениями. Доза вредных веществ, поглощаемая крупной рыбой, может достигать смертельной концентрации для людей. Не стоит забывать об этом, каждый раз, когда задумываемся о загрязнении водоёма любыми минеральными веществами, металлами и так далее.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), содержащиеся в воде и на побережьях рек и других водных бассейнов, вызывают эвтрофикацию и уменьшают ценность водных объектов, с точки зрения красоты и эстетики. И проведение оздоровительных мероприятий вблизи таких мест становится невозможной.

Фосфорное загрязнение водоемов.

Применение фосфорсодержащих веществ в качестве удобрений должно находиться под строгим контролем специалистов в этой области.

Попадание этого элемента в водоёмы маловероятно в природных условиях, не нарушаемых какими-то факторами. Но всё же возможно, так как разрушение почв после таяния снега, весной, вместе с грунтом, смывает и удобрения, которыми подкармливают растения как раз в этот период.

В результате чего, как и в случае с минеральными веществами, происходит ухудшение качества воды, а в дальнейшем гибель всех её обитателей, Образование газов, таких как сероводород, делает пребывания рядом с водоёмом практически невозможным.

Риск загрязнения существует и для земель, подготовленных для пахоты. Фосфор, содержащийся в удобрениях, является причиной проникновения соединений тяжелых металлов, а также элементов, ядра которых испытывают радиоактивный распад.

Загрязнение воды азотными удобрениями.

Азотные удобрения способны быстро перемещаться вместе с подземными водами, именно поэтому их использование, в основном, стараются перенести на сухое время года.

Помимо негативных последствий, связанных с ухудшением воды и вместе с тем качества жизни в реках, озерах, прудах и других водных бассейнах, в водоёмы попадают ядовитые вещества – нитраты. Во избежание отравлений и других опасностей, возникающих при содержании нитратов в воде, были установлены санитарно-гигиенические нормативы, отражающие предельно допустимую концентрацию вещества.

Для разных географических зон – значение норматива отличается. Это связано с использованием воды в разных целях, в том числе и для каждодневного потребления. В тропиках и на экваторе -10 мг/〖дм〗^3, в умеренных зонах — показатель колеблется от 20 до 25 мг/〖дм〗^3. В Америке этот показатель достигает 44 мг/〖дм〗^3, а вот в Украине норматив практически вдвое превышает показатель в умеренных широтах.

Загрязнение воды нитратами.

Каждый человек не раз слышал, что в овощах могут содержаться нитраты.

Переизбыток нитратов является опасным для людей и животных.

Попадают эти вредные вещества в корнеплоды, зелень и другие растения вместе с водой, их содержащей.

Наиболее опасными и ядовитыми являются нитриты, в которые переходят нитраты под действием бактерий.

Загрязнение воды калийными удобрениями.

Калийные удобрения и их неправильное использование оказывают отрицательное влияние на почву, воду, растения и животных.

Вода начинает горчить, терпит изменения в составе. Содержание элементов почвы разбалансируется, нарушаются пропорции калия и натрия. Все это влечет за собой составление нового катионного состава. Живность, которая потребляет в пищу эти растения, заболевает.

Меры по уменьшению вреда от минеральных удобрений.

Рассмотрим способы, которые применяют для защиты окружающей среды от негативных последствий использования минеральных удобрений.

Прежде чем начать использовать минеральные добавки и подкормки, важно хорошо знать особенности сельскохозяйственных культур, их периоды роста, цветения, плодоношения и так далее.

Чтобы предотвратить превращение нитратов в нитриты следует применять вещества, замедляющие процессы химических реакций или вовсе их останавливающие. Азотосодержащие удобрения не оставлять без грунтового покрытия, чтобы не допускать взаимодействия добавок с воздухом.

Защита пахотных земель от вымывания и разрушения почв также препятствует попаданию минеральных элементов в водоёмы.

Также нужно обратить внимание на то, в какой форме приобретаются удобрения, каков их срок годности, какого они качества. Это позволит уменьшить количество минеральных веществ, неконтролируемо попадающих в почву и сократить накопление их в грунте.

Не стоит зацикливаться на одной группе удобрений, важно уметь чередовать их, для того, чтобы избежать негативных последствий.

Применение мер предосторожности, разумное использование удобрений, соблюдение норм и правил при работе с минеральными веществами позволит сохранить экологический баланс, избежать загрязнения и ухудшения качества окружающей среды, оградить человека от отравлений, заболеваний.

Минеральные удобрения позволяют получать большой урожай, но что происходит при передозировке? Необходимо осознавать, что несоблюдение норм, пропорций и сроков внесения, особенно азотных веществ ведет к плачевным итогам — приводит к перенасыщению почвы и гибели растений.

Минеральные удобрения по сравнению с органическими видами удобрений поступают в почву уже в готовом виде, растения получают доступ к полезным элементам после внесения. Это дает положительный результат на скорость и позволяет собрать хороший урожай. Такой итог может быть только при соблюдении всех правил внесения, оно должно быть умеренным. Многие овощеводы используют больше удобрений, чем нужно, соответственно, при нерациональном использовании, нетипичные для растений соединения воздействуют на здоровье, провоцируя развитие болезней.

о вреде избытка минеральных удобрений

При избыточном внесении азота в почву происходит задержка цветения и созревания культур. Визуально растение выглядит перекормленным – мощные стебли, темно-зеленая ботва, ткани становятся сочными и мягкими, более восприимчивы к грибным болезням и доступны вредителям. Также, удлиняется период вегетации, сроки сбора, задерживается пора цветения.

Избыток фосфора приводит к общему пожелтению растений, опадают листья и появляются пятна. Растения быстро стареют.

При недостатке калия в растениях задерживается усвоение азота. Некоторыми признаками являются удлиненные междоузлия, светлые листья. В более поздние фазы появляются некротические пятна на листьях, листья вянут и опадают.

При избыточном содержании магния листья начинают скручиваться и приобретать темный оттенок. Большое количество кальция проявляется симптомами высокого роста растений, которые после быстро увядают. Возникает межжилковый хлороз, листья покрываются некротическими бледными пятнами.

Что делать при неправильном внесении удобрений?

Полезные советы:

  • Перед применением удобрений необходимо ознакомиться с инструкцией и нормами внесения, также вы можете обратиться к специалисту
  • Не нарушать сроки и дозы внесения
  • Подкормку необходимо сочетать с мероприятиями по подкислению грунта

Избыток питательных элементов в растениях провоцирует нарушение процессов вегетации, приводит к образованию нитратов и отмиранию тканей. Вывод: передозировка не несет пользы, она вредна.


Чтобы получить хороший урожай, необходимо своевременно и грамотно проводить подкормку растений. Но все ли удобрения эффективны и безопасны для огородных культур и человека, употребляющего выращенные плоды в пищу?

Характеристика удобрений, применяемых при выращивании овощей

Удобрения бывают органические и минеральные (неорганические). Подкормки увеличивают урожай зерновых, овощных и плодовых культур.

Химические удобрения содержат макро- и микроэлементы. К первой группе полезных веществ относят азот, калий, кальций, магний, фосфор, серу, железо: они усваиваются растениями в большом количестве; ко второй – бор, марганец, кобальт, йод, молибден, ванадий и др.: эти химические вещества нужны в малых дозах.

Если органические удобрения получают из результатов жизнедеятельности животных, сельскохозяйственных отходов и других подручных материалов, то в качестве сырья для изготовления минеральных подкормок используют выдержки из полезных ископаемых (к примеру, фосфор), атмосферных составляющих (азот) или побочных продуктов промышленного производства.


Хим. удобрения, которые разрешены в сельском хозяйстве, состоят из элементов, извлеченных из природных пород. Эти компоненты применяются в дополнение к органике.

Если минеральное удобрение содержит чрезмерное количество легко растворимых питательных веществ, они могут нарушить структуру почвы и привести к сильному дисбалансу в питании.

В нижеследующей таблице приведена классификация минеральных удобрений по различным основаниям.

Под качеством подкормки подразумевается:

  1. насыпная плотность;
  2. содержание питательных веществ;
  3. влажность;
  4. прочность частиц;
  5. гигроскопичность;
  6. гранулометрический состав (распределение крупинок разного размера).

Зачем необходимы минеральные удобрения?

Неорганические удобрения (при условии чередования с органикой) обеспечивают почву всеми полезными элементами. Они воздействуют на растения быстрее органических, однако в неумеренных количествах могут погубить насаждения из-за своей способности накапливаться в овощах и фруктах, а при употреблении плодов – причинять вред здоровью человека и животных.

Овощи, растущие без применения минеральных удобрений, выглядят меньше, чем их собратья.

Химические подкормки не должны попадать на надземные части растений – это ведет к ожогу листьев.

Растворы минеральных удобрений вносят во влажный грунт. Если земля сухая, смесь обожжет корневую систему.


Минеральную подкормку не вносят:

  • Под молодые растения, так как у них еще недостаточно сил.
  • На больные культуры.
  • На сухой грунт (землю необходимо обильно полить за несколько часов до разбрасывания удобрения).
  • В дневное время (вносят утром и вечером), в сильную жару или в морозный период.

Дефицит полезных веществ приводит к следующим последствиям:

  1. Недостаток азота в почве ведет к потере цвета, недоразвитости и желтизне листьев.
  2. При нехватке калия в почве снижается развитие семян, повышается восприимчивость растений к болезням, нижние листья сначала желтеют по краям, затем буреют и отмирают.
  3. Фосфор необходим для ускорения развития корневой системы и плодов. Недостаток элемента в почве сказывается на листьях: они становятся сероватого или красноватого цвета, а нижние желтеют и отмирают.
  4. У помидоров, выращенных на почвах, где нет бора, рост прекращается, появляются салатные пятна, напоминающие ожоги. К отсутствию вещества чувствительны также вишни, абрикосы, яблоки и груши – они прекращают цветение, созревание плодов приостанавливается.
  5. Кальций способствует развитию корневой системы.
  6. Сера играет важную роль в процессах дыхания.
  7. Магний и железо потребляются в значительно меньших количествах для нормального развития саженцев, чем перечисленные выше компоненты. Mg и Fe поддерживают нормальный цвет листвы.

Кроме описанных элементов, важными для растений являются медь, марганец, цинк.


Польза и вред минеральных удобрений

Минеральные удобрения включают в себя во много раз больше полезных веществ, чем органические:

  • Азотная подкормка содержит от 15% (нитрат натрия ― NaNO3) до 82% (жидкий аммиак) азота.
  • Фосфорные удобрения – от 18% (фосфориты) до 40% фосфора.
  • Калийные препараты – от 16% до 62% (хлорид калия ― KCl) калия.

В комплексных удобрениях есть все три перечисленных компонента.

1 кг калийного средства, добавляемого в почву, в которой высаживается картофель, увеличивает урожайность на 50 кг.

На богатых органикой землях растения развиваются быстрее, однако вещества данной категории работают медленно, они не успевают обеспечить саженцы всем необходимым. Выход – добавлять минеральные удобрения, которые смогут восполнить недостаток питания. При использовании почв, бедных органикой, ситуация иная: сначала возмещают нехватку органических веществ, минеральные же удобрения добавляют изредка, иначе растения не смогут их усвоить.

Порядок корректного использования минеральных составов

По срокам внесения разделяют удобрение основное и для подкормки. Первое вносят осенью или весной, а второе – в период вегетации растений.

Подкормки бывают двух видов: корневые и внекорневые. Первые распределяют по поверхности земли или заделывают в грунт, откуда они и впитываются после полива. Из вторых готовится слабый раствор, которым опрыскивают растения.

Время внесения

Почему минеральные удобрения бывают опасны?

Применение неорганических подкормок повышает урожайность, но неумеренное использование может привести к снижению плодородности, усилению вреда после воздействия пестицидов, загрязнению земли и воздуха, выбросу парниковых газов, создавая тем самым опасность здоровью человека и окружающей среде.


Чем вредны минеральные удобрения?

  1. Использование химических препаратов может иметь неблагоприятные последствия для рек и водоемов, так как избыток составляющих такой продукции практически всегда со сточными водами попадает в природные водные источники. Питательные вещества в жидкости понижают количество кислорода. Организмы, живущие в воде, также расходуют кислород, что приводит к истощению его запасов и установлению среды обитания, гибельной для рыб.
  2. Чрезмерное применение минеральных подкормок при выращивании овощей может привести к химическому ожогу: листья пожелтеют или станут коричневыми, что повредит растению и снизит урожайность.
  3. Избыток азота в подкормке способствует выбросу парниковых газов (двуокись углерода и закись азота) в атмосферу, которые, в свою очередь, влияют на повышение температуры поверхности суши и океана.
  4. Чрезмерное использование химических удобрений может стать причиной окисления почвы (из-за снижения доли органики).
  5. Постоянное употребление минеральных препаратов приводит к истощению запасов основных питательных веществ в земле. В результате плоды, выращенные на этих почвах, имеют меньшее содержание витаминов и минералов.
  6. Минеральные удобрения не полностью состоят из питательных веществ, необходимых саженцам. Они содержат соли и другие соединения, не поглощающиеся растениями, а накапливающиеся в грунте. При обнаружении в больших количествах эти соединения могут изменять химический состав почвы, нарушая баланс, который потом приходится восстанавливать.
  7. Минеральные вещества перемещаются в земле при помощи влаги, причем в легких песчаных почвах их движение быстрее, чем в тяжелых.

Влияние на овощи избыточного количества удобрений

Превышение нормы внесения минеральных удобрений влияет на процессы вегетации, способствует образованию нитратов и отмиранию тканей растения, приводит к снижению урожайности и гибели овощных культур.

Злоупотребление неорганическими вещестами может привести к изменению свойств почвы и загрязнению грунта и окружающей среды. Минеральные подкормки являются источником засорения земель тяжелыми металлами. Наибольшую опасность представляют азотные подкормки: чрезмерное их применение ведет к загрязнению продуктов питания, вызывает интоксикацию.


Признаки перенасыщения

Переизбыток каждого минерального вещества имеет свои особенности.

Что делать, если удобрения были внесены неправильно?

Необходим однократный обильный полив высоких растений или многократное орошение с одновременным внесением в лунку новой земли небольших огородных культур.

Как влияет употребление таких овощей на организм человека?
После того, как человечество начало пользоваться удобрениями, количество заболеваний возросло. Продукты переработки препаратов (нитраты) превращаются в организме в нитриты, которые вредны для человека, так как из них образуются канцерогены. При избыточном применении химических веществ в растениях накапливается больше нитратов, соответственно, плоды приносят вред здоровью.

Как определить признаки отравления?

При физическом контакте с удобрениями могут развиться следующие симптомы:

  1. покраснение эпидермиса;
  2. покалывание на коже;
  3. зуд;
  4. жжение в носу, глазах или горле.


При случайном проглатывании возможны явления:

  • части тела (ногти, губы или руки) синеют от недостатка кислорода;
  • головокружение;
  • обморок;
  • низкое кровяное давление;
  • одышка;
  • расстройство желудка или боль в животе.

При первых признаках отравления необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Полезные советы

Простые правила помогут минимизировать вред от использования неорганических составов:

  1. Не следует выкладывать минеральные подкормки кучами в непосредственной близости от плодовых деревьев и кустарников, так как основная часть всасывающих микро- и макроэлементы корней расположена под наружными фрагментами кроны или вне ее очертаний, а корни, находящиеся около основания, почти не поглощают питательных веществ.
  2. Большое количество удобрений, расположенных у ствола, может привести к гибели растения.
  3. Навоз и минеральную подкормку требуется равномерно распределить под кроной дерева и на расстоянии полуметра в сторону от ее очертаний.
  4. Применение жидких минеральных удобрений тоже имеет свои особенности (нормы и правила внесения можно найти на упаковке). К примеру, для подкормки некоторых цветущих кустарников (спирея и др.) раствор заливают в углубление, сделанное у основания.
  5. Одним из эффективных методов заделки минеральных удобрений является припосевное местное внесение малыми дозами. Такой прием обеспечивает увеличение урожайности на каждый центнер удобрения.
  6. Если количество подкормки ограничено, можно воспользоваться самым экономичным внесением в гнезда при посеве.

Таким образом, минеральные препараты при рациональном использовании оказывают положительное влияние на растение. Однако допускать их передозировки категорически не рекомендуется: это приведет к ухудшению состояния культур и даже их гибели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование негативной нравственной оценки нарушений в сфере природы, негативного отношения к бездумному, безответственному отношению к природе.

Расширить представления об экологических законах, повысить интерес к экологическому образованию и экологии в целом;

Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Предварительная подготовка:

Оформление, оборудование:

Карточки с описанием экологических ситуаций;

на слайде – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

План мероприятия

Вступительное слово учителя

Подведение итогов. Рефлексия

Подготовительная работа:

Формируются три команды по 6 человек, каждой из которых даётся задание:

Придумать название, девиз и эмблему команды.

Выбирается жюри из учителей, которое обговаривает критерии оценки и баллы каждого конкурса. По итогам каждого конкурса подводятся предварительные итоги.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня участники конкурса и болельщики должны продемонстрировать знания по биологии, проблем экологии, понимание необходимости заботы о всех живых существах.

А сейчас о программе нашего экологического мероприятия, которое включает следующие тематические конкурсы:

В конкурсе принимают участие команды 7-х классов.

Оценивать знания участников будет компетентное жюри. (Представление членов жюри).

А вот и наши команды. (Объявляются команды-участницы с предоставлением возможности разъяснить свою эмблему и девиз.)

Каждой команде даётся два задания:

Ответить на 10 вопросов-тестов;

Угадать названия птиц по силуэтам.

На выполнение заданий отводится 5 минут. Максимальная оценка за каждое задание - 10 баллов. (Команды выполняют задания и сдают в жюри.)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первых трёх конкурсов, предлагаем болельщикам продемонстрировать свои знания. (Задаются вопросы о растениях.)

Ведущий: Предоставляем слово жюри для подведения итогов конкурса рисунков, ботанического и зоологического конкурсов. (Выступление членов жюри.)

Первое задание конкурса: назвать растения, находящиеся под угрозой исчезновения. (Команды по очереди называют растения.)

Ведущий: Всемирный фонд защиты природы бьет тревогу: за последние 25 лет люди уничтожили более 30% природных ресурсов планеты, разрушили обширные площади естественных мест обитания многих видов растений и животных. Все чаще говорят об экологическом кризисе, который один ученый сравнил с рифом, а нашу Землю с кораблем, что мчится к нему на всех парусах. Остановить движение корабля невозможно, круто изменить курс - тоже нельзя. Остается замедлить его движение в опасном направлении.

Учитель: А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Их сформулировал их американский учёный Барри Коммонер.

За всё приходится платить.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя, же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Учитель: Приведите свои примеры из жизни о том, как жители нашего края могут нарушать, или наоборот, соблюдать, экологические законы.

Ребята приводят свои примеры.

1 группа: Дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

3 группа: Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать.

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Учитель: Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте послушаем обращение от имени природы:

Учитель: Спасибо, надеюсь, эти слова будут услышаны.

Учитель: Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Прочитайте эпиграф к нашему мероприятию - строки поэта Евгения Евтушенко (читает).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Давайте подведём итог нашего мероприятия

Ведущий: Итак, наш конкурс подошёл к концу. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим кадры из фильма о национальных парках мира. демонстрация фильма.)

Ведущий: Слово предоставляется жюри. Оно огласит результаты экологического мероприятия. (Жюри оглашает итоги оставшихся конкурсов и окончательные результаты. Проводится награждение.)

Ведущий: Благодарим всех, принявших участие в нашем конкурсе, за знания, за умения, большую проделанную работу.

Желаем всем здоровья, успехов, новых знаний! Вносите каждый день пусть маленький, но реальный вклад в дело сохранения живой природы России и мира в целом!

Читайте также: