Биологические основы выращивания сельскохозяйственных растений

Обновлено: 18.09.2024

Растениеводство — сельскохозяйственная наука, изучающая разнообразие форм и сортов полевых культур, их биологические особенности и наиболее совершенные приемы выращивания с целью получения максимальных урожаев наилучшего качества при наименьших затратах труда и себестоимости продукции.

  • полеводство,
  • луговодство,
  • овощеводство,
  • плодоводство,
  • виноградарство,
  • цветоводство,
  • лесоводство.

Однако как научная дисциплина, растениеводство изучает только полевые культуры: зерновые, зернобобовые, кормовые, картофель, бахчевые, прядильные, эфирномасличные, технические и другие культуры.

Растениеводство тесно связано с другими науками: физикой, химией, ботаникой, физиологией растений, геологией, почвоведением, метеорологией, земледелием, агрохимией, сельскохозяйственной мелиорацией, селекцией и семеноводством, энтомологией, фитопатологией, механизацией, экономикой, организацией и планированием сельскохозяйственного производства.

Приложения для Android

Навигация: Растениеводство

Однолетние бобовые травы

Однолетние злаковые травы

Значение растениеводства

Сельскохозяйственное растение — главный предмет исследований растениеводства. Любое зеленое растение преобразует энергию солнечного света в химическую энергию органических соединений.

Сельскохозяйственные растения имеют важное значение в развитии производства. Например, благодаря распространению сахарной свеклы и масличных культур в России во второй половине XIX в., в стране появилось промышленное производство сахара и масла, а расширение посевных площадей картофеля способствовало совершенствованию технической оснащенности сельского хозяйства, выросла отрасль переработки сельскохозяйственной продукции, например, винокурение, крахмалопаточное производство.

Возделывание сельскохозяйственных культур сопряжено со многими изменяющимися факторами, влияющими на условия произрастания растений, и, следовательно, их продуктивность. Своевременное и высококачественное выполнение всех полевых работ — залог успешного ведения сельского хозяйства, тогда как недостатки и ошибки в агротехнике полевых культур могут быть трудно устранимы. Поэтому в растениеводстве необходим строгий учет всех условий, определяющих конечную урожайность культур.

Растениеводство взаимосвязано с животноводством, которому оно дает грубые, сочные и концентрированные корма, а получает органические удобрения.

Всего на Земле возделывается свыше 20 тыс. видов сельскохозяйственных культур, из которых лишь 640 имеет наиболее важное значение, в том числе около 90 полевых культур.

Наибольшая площадь сельскохозяйственных угодий в мире приходится на зерновые культуры — 759, 4 млн га, что составляет 70% от всех посевных площадей. Средняя урожайность зерновых составляет 19,5 ц/га при валовом сборе — 1477,3 млн т.

Большая доля площадей приходится на посевы картофеля, сахарного тростника, сахарной свеклы, сои, арахиса, рапса, масличного льна, подсолнечника, кунжута, хлопчатнику. Меньшую долю занимают лен-долгунец, конопля и джут.

За период с 1940 г. по 1984 г. в СССР посевная площадь полевых культур увеличилась на 41% со 150,6 млн га до 212,6 млн га. По сравнению с дореволюционным период площадь посевов зерновых выросла на 19,6 млн га, площадь под посевами технических культур выросла в 3 раза, картофеля — в 2 раза, кормовых культур — в 26 раз.

На 1984 г. валовый сбор растениеводческой продукции по сравнению с 1940 г. в СССР был увеличен в 2,7 раза, при уменьшении численности занятых в сельскохозяйственной отрасли уменьшился в 1,3 раза.

Посевные площади сельскохозяйственных культур СССР (млн га)

1940 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1981 г. 1982 г. 1983 г. 1984 г.
Вся посевная площадь 150,6 203,0 206,7 217,3 214,9 214,3 213,0 212,6
Зерновые культуры 110,7 115,6 119,3 126,6 125,5 123,0 120,8 119,6
Технические культуры 11,8 13,1 14,5 14,6 14,2 14,2 14,3 13,9
Картофель, овощные, бахчевые культуры 10,0 11,2 10,1 9,2 9,1 9,2 9,2 9,2
Кормовые культуры 18,1 63,1 62,8 66,9 66,1 67,9 68,7 69,9
Площадь чистых паров 28,9 17,4 18,4 13,8 16,4 17,4 19,5 20,1

Урожайность сельскохозяйственных культур в СССР (ц/га)

Культура 1940 В среднем за год
1946-1960 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1984
Хлопчатник 10,8 20,5 20,6 24,1 27,3 29,3 28,6
Сахарная свекла 146 184 165 228 217 237 213
Подсолнечник 7,4 9,1 11,2 13,2 13,2 11,8 11,7
Картофель 99 94 94 115 113 117 116
Лен-долгунец (волокно) 1,7 2,5 2,6 3,4 3,7 3,4 3,8
Овощи 91 101 116 132 138 153 160

Производство валовой продукции растениеводства в СССР (млн т)

Культура 1940 В среднем за год
1946-1960 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1984
Хлопчатник 2,24 4,36 4,99 6,10 7,67 8,93 9,19
Сахарная свекла 18,0 45,6 59,2 81,1 76,0 88,7 74,8
Подсолнечник 2,64 3,67 5,07 6,39 5,97 5,31 4,90
Картофель 76,1 88,3 81,6 94,8 89,8 82,6 79,6
Лен-долгунец (волокно), тыс. т 349 438 408 458 456 393 388
Овощи 13,7 15,1 16,9 19,5 23,0 26,3 29,3

По валовому сбору пшеницы, хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, ржи, ячменя, овса и льна-долгунца СССР занимал первое место в мире.

История растениеводства

Первые обнаруженные следы земледелия относятся к неолитическому (новокаменному) периоду. Наиболее древними считаются очаги земледелия в Индии, Китае, Сирии, Египте, Мексике, Перу, Боливии.

На территории стран бывшего СССР земледельческие очаги возникли в период каменного века в районах Средней Азии и Закавказья. На территории современной Украины, по результатам трипольских раскопок, проведенных около Киева, земледелие велось уже в III-II тыс. до н.э., возделывались пшеница, ячмень, конопля и некоторые другие растения.

Первые упоминания в летописях Руси о земледелии датируются 946 г. н.э.

В XIX веке и первой половине XX в. большой вклад в развитие растениеводства внесли К.А. Тимирязев, И.А. Стебут, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов.

К.А. Тимирязев (1843—1920) много времени уделил изучению проблемам фотосинтеза растений. Изучая зависимость фотосинтеза от интенсивности и качественного состава света, он дал объяснение самым важным явлениям жизни растений. К.А. Тимирязев был основоположником и пропагандистом развития опытной агрономии и применения вегетационного метода в исследованиях физиологии и растениеводства, оценил вопрос о влиянии засухи на растения и обозначил мероприятия по борьбе с этим явлением.

Н.И. Вавилов (1887—1943) разработал учение о мировых центрах происхождения культурных растений и сформулировал закон гомологических рядов. Собранная им, его соратниками и последователями крупнейшая в мире коллекция сельскохозяйственных растений является источником исходного материала для селекции, интродукции и изучения эволюции культурных растений.

Большой вклад в развитие растениеводства внесли С.П. Кулжицкий (зернобобовые культуры), И.В. Якушкин (зерновые культуры, картофель, сахарная свекла), Н.И. Кулешов (кукуруза, пшеница), А.И. Носатовский (пшеница), В.А. Харченко (кормовые корнеплоды), Н.А. Майсурян (люпины). Большое значение для растениеводства имеют работы в области селекции полевых культур. Одними из известных советских селекционеров являются П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт, В.И. Ремесло, В.Я. Юрьев. Ф.Г. Кириченко, П.Ф. Гаркавый, В.Н. Мадонтова, Н.В. Цицик, В.Н. Соколов, М.И. Хаджинов, А.Л. Мазлумов.

Большую роль в развитии сельского хозяйства, в том числе растениеводства, сыграло решение в марте 1965 г. Пленума ЦК КПСС СССР, на котором были заложены основы аграрной политики последующих лет. Была поставлена задача улучшения снабжения продовольствием населения страны, намечены практические меры по объединению в единый комплекс сельского хозяйства и смежных отраслей промышленности, транспорта и торговли. В планы было поставлено достижение доли капитальных вложений в сельское хозяйство до 27-28%, а в весь агропромышленный комплекс до 33-35% от общего объема капитальных вложений в народное хозяйство СССР. Такой объем капиталовложений должен был обеспечить укрепление материально-технической базы отрасли, использование новейших достижений научно-технического прогресс, прежде всего механизации, химизации и мелиорации.

Большое значение в развитии сельскохозяйственного производства имела широкая интенсификация земледелия. Так в 1980 г. в СССР по интенсивной технологии возделывалось более 1 млн га посевов кукурузы, 626 тыс. га подсолнечника, 210 тыс. га сои, что дало прибавку урожая на 12,8 ц/га, 4,8 ц/га и 5 ц/га соответственно. Суммарная площадь посевов сельскохозяйственных культур, возделываемых по интенсивным технологиям в 1982 году составила свыше 5 млн га.

Современная генетика использует методы биотехнологии, клеточной и генной инженерии, микробиологического синтеза, клонирования в селекции.

Направления современной биотехнологии

Направления биотехнологии

Методы генетики используются в создании новых штаммов микроорганизмов, производящих необходимые человеку вещества. Генная инженерия способна вводить гены в клетки растений, которые отвечают за цвет плода, устойчивость к неблагоприятным факторам среды, вредителям и болезням, с повышенной засухоустойчивостью и другими признаками. В результате получают генно-модифицированные продукты. Клонирование позволяет массово производить нужные сорта растений, а также получать животных с идентичными признаками.

Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

Высокопродуктивный сорт, созданный в результате усилий селекционной работы, нуждается в подходящих условиях внешней среды. Учитывая, что у каждого растения свои потребности, при выращивании следует обращать внимание на эти нюансы. Без подобного подхода получить урожай проблематично.

При выращивании учитывают:

Сельскохозяйственным животным также требуются конкретные условия содержания. Важно соблюдать следующие факторы:

  • температурный режим, освещенность, влажность при выращивании в замкнутом пространстве;
  • поддержание санитарного состояния в помещении для содержания;
  • создание условий для выгула;
  • необходимость чистки животных;
  • наличие свежего и сухого подстилочного материала;
  • введение в рацион кормов высокого качества.

Животные способны к модификационной изменчивости, которая происходит под влиянием факторов внешней среды. При неправильном содержании и кормлении качественных пород, их полезные признаки будут сведены к минимуму (продуктивность, жирность и количество молока, яйценоскость, набор массы тела и другие признаки породы).


В уроке рассказывается о важнейших сельскохозяйственных растениях классов Двудольные и Однодольные. А также рассматривается строение и основные характеристики семейств, к которым относятся культурные растения.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Важнейшие сельскохозяйственные растения"

Культурные растения (агрокультуры) — это растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья.

Рассмотрим представителей культурных растений семейств классов Двудольные и Однодольные.

Наиболее ценное культурное растение из семейства Крестоцветные ― это капуста.

Человек выращивает капусту уже более 4 тыс. лет. Славяне первыми изобрели способ её заквашивания.

Предком культурных сортов капусты была капуста дикая, встречающаяся и в наши дни в некоторых районах Средиземноморья. Это небольшое растение с высоким стеблем и округлыми листьями, не образующими кочана.

За много веков выращивания человек вывел самые разнообразные сорта и разновидности капусты. В России больше всего распространена капуста белокочанная. Это двулетняя культура.

В первый год жизни из семян развиваются растения с коротким стеблем-кочерыгой и крупными округлыми листьями, образующими кочан.

На второй год жизни из пазушных и верхушечных почек кочерыги развиваются высокие стебли с листьями и соцветиями. Бледно-жёлтые цветки капусты имеют такое же строение, как у всех растений семейства Крестоцветные, и собраны в соцветие кисть. Плоды крестоцветных представлены стручками с семенами, которые созревают осенью.

У краснокочанной капусты листья окрашены в фиолетово-красный цвет. В этой капусте в 4 раза больше витамина А, чем в белокочанной.

Ценным диетическим продуктом является капуста цветная. В пищу употребляют плотные белые соцветия из недораспустившихся цветков, расположенных на толстых цветоножках.

Брюссельскую капусту выращивают ради маленьких кочанчиков, образующихся в пазухах листьев и содержащих большое количество легкоусвояемых белков, витаминов С и А.

Капуста кольраби не имеет кочана, но образует шаровидное утолщение стебля, напоминающее по вкусу капустную кочерыгу.

Важным сельскохозяйственным плодовым растением семейства Розоцветные является яблоня. В зависимости от времени созревания плодов сорта яблони делят на летние, осенние и зимние.

Плоды летних сортов (например, белый налив) созревают в июле-августе; плоды осенних сортов (например, боровинка) созревают в сентябре; а плоды зимних сортов (например, антоновка обыкновенная) снимают с деревьев в октябре. Плоды зимних сортов хорошо хранятся до самой весны.

При хорошем уходе яблоневые сады дают более 200 ц плодов с 1 га.

Яблоня ― перекрёстноопыляемое растение: чтобы завязывались плоды, необходимо опыление цветков пыльцой другого сорта. Поэтому в саду должно быть не менее трёх взаимоопыляемых, одновременно цветущих и вступающих в плодоношение сортов.

Яблоню размножают вегетативно прививкой.

Саженцы плодовых деревьев высаживают осенью и весной. Ямы для посадки деревьев готовят заблаговременно.

Важным сельскохозяйственным растением семейства Бобовые (Мотыльковые) является горох посевной ― это одно из древнейших культурных растений. Его родина — это горы Афганистана и Северо-Западной Индии.

Горох посевной ― однолетнее травянистое растение. Его сложные листья оканчиваются ветвистыми усиками, которые цепляются за опору и поддерживают тонкий слабый стебель.

Цветок и плод имеют характерное для мотыльковых строение.

Семейство Мотыльковые включает много ценных пищевых культур. К ним, кроме гороха, относятся чечевица, фасоль, соя, арахис и другие растения.

У арахиса плоды с семенами созревают под землёй, поэтому их часто называют земляными орехами. Семена сои и арахиса, кроме белков, содержат много жиров.

Одно из самых известных и ценных растений семейства Паслёновые ― это картофель.

Его родина ― Южная Америка, где и сейчас растут дикие виды картофеля. В конце XVII в. в европейских странах картофель стали разводить ради получения съедобных клубней.

В настоящее время выведено много сортов картофеля, которые отличаются высокой урожайностью и хорошими вкусовыми качествами. В клубнях картофеля, кроме крахмала, содержатся и другие ценные для организма вещества.

Цветки картофеля имеют такое же строение, как у всех растений семейства Паслёновые. Их плохо посещают насекомые из-за отсутствия нектара, поэтому цветки, как правило, самоопыляемые.

К осени созревают плоды ― крупные зеленоватые ягоды с семенами внутри.

Растения из этих семян вырастают небольшие, с мелкими клубнями. Поэтому семена картофеля используют только при выведении новых сортов, а размножают эту культуру обычно вегетативным способом ― клубнями.

К семейству Паслёновые относятся и такие ценные пищевые растения, как томат, баклажан, перец. Их разводят ради вкусных и богатых витаминами ягод.

Плод томата ― крупная, сначала зелёная, позже оранжево-красная ягода, содержащая много полезных веществ.

Одним из основных представителей культурных растений семейства Сложноцветные является подсолнечник ― это высокое однолетнее растение с крупными цельными листьями. На верхушке его стебля расположено огромное соцветие корзинка.

Его семянки содержат много жира. Его выжимают из семян для получения масла. Подсолнечное масло ― это ценный пищевой продукт.

В корзинке подсолнечника бывает до 1 тыс. цветков. Среди них различают трубчатые и ложноязычковые.

Из других пищевых растений семейства Сложноцветные широко возделывают топинамбур, или земляную грушу. Его клубни съедобны и по вкусу напоминают репу.

Большинство культурных растений относят к семейству Злаковые (Мятликовые) ― это пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс и др.

Пшеница ― это одно из древнейших культурных растений.

Её возделывают уже более 10 тыс. лет. Известно более 20 видов пшеницы, каждый из которых имеет много сортов.

Сорта пшеницы делят на две группы: твёрдые и мягкие.

Однако все виды и сорта пшеницы обладают общими признаками. Как у большинства злаков, стебель пшеницы ― соломина с хорошо заметными узлами.

Соцветие ― сложный колос. Он состоит из многих колосков. На оси каждого колоска сидят две колосковые чешуи, а за ними ― от 2 до 7 цветков.

У цветков пшеницы типичное для злаков строение: 2 цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки, пестик с 2 рыльцами. В ещё закрытых цветках происходит самоопыление. Плод злаков ― зерновка.

Пшеница очень требовательна к почве и климату. Поэтому её выращивают там, где много тепла и света, а почвы плодородные.

Эндосперм зерна твёрдой пшеницы почти на четверть состоит из белка, называемого клейковиной. Обилие клейковины ценится в хлебопечении. Белый хлеб высшего сорта, а также лучшие сорта макарон получают именно из зерна твёрдой пшеницы.

Рожь ― это ветроопыляемое растение. Каждый колосок её сложного колоса содержит 2 хорошо резвившихся цветка и 1 недоразвившийся. Зерновка ржи узкая, длинная. Мука из зерновок ржи тёмная, из неё выпекают ржаной хлеб.

Ячмень также имеет соцветие сложный колос. В каждом колоске по одному цветку. При цветении ячменя происходит самоопыление, но в жаркое сухое лето возможно и перекрёстное опыление. Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой круп.

Овёс отличается от ячменя и ржи. На веточках его раскидистого соцветия метёлки расположены колоски, в каждом из которых по 2-3 цветка. В них происходит самоопыление. Из зерновок овса в основном получают овсяную крупу, геркулес, также это и кормовая культура.

Одним из самых крупных злаков, является кукуруза. Она вырастает до 2-3 м и более. Корни кукурузы сильно разрастаются в пахотном слое и уходят в почву на 150 см и более. От нижней части стебля отходят крупные придаточные корни.

Стебель кукурузы толстый и не полый.

Кукуруза однодомна. Пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.

Пестичные цветки имеют округлую завязь с длинным шелковистым столбиком, который заканчивается двулопастным рыльцем. Цветки собраны в соцветие сложный початок.

Початки развиваются в пазухах листьев, они одеты зелёной обёрткой из видоизменённых листьев. Тычиночные цветки образуют раскидистое соцветие метёлку, расположенную на верхушке стебля и состоящую из колосков, в каждом из которых по 2 цветка с 3 тычинками.

Пыльца созревает раньше, чем на этом же растении из обёрток початков появятся рыльца. Поэтому самоопыления у кукурузы почти не бывает. Ветер переносит пыльцу на рыльца соседних растений.

Кукуруза светолюбива и теплолюбива, а также достаточно засухоустойчива. Её убирают до наступления заморозков, так как взрослые растения повреждаются даже при 1 °С.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель: -закрепить полученные на предыдущих уроках знания, формировать прочную систему знаний , усложнять словарный запас; - дать понятие многообразии растений, и значении для человека; - развитие умения анализировать, сравнивать; - воспитывать бережное отношение к природе, внимание и усидчивость

hello_html_1928d64f.jpg

I . Европа

1. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:

Без счету одежек, и все без застежек. №20

2. У мамки дочки - на шнурочке№11

3. В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка така? №12

4. Ранним утром распускает

Лепестки свои цветок.

А как вечер наступает,

Гасит красный огонек№19

5. Желтенькая чашечка,

Весной раскрылся в срок. №25

6. Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло.

С хвостом, а не мышь. №7

7. Розовые, белые,

Украшенье древнее. №16

hello_html_m6a0e9066.jpg

II . Азия

1. Она древностью гордится

Уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом. №13

2. А вот цветок, он так похож

и на пшеницу, и на рожь.

Но в колоске один цветок

Так будь внимателен, знаток! №3

3. С ним сдружились мы давно,

Дарит он крупу и толокно

И муку, и кашу, и печенье.

Поблагодарим за угощенье.№27

4. Во поле тычинка, золотая вершинка. №31

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод.№40

6. Топили, сушили, колотили, рвали,

Крутили, топтали, на стол клали. №37

7. Все меня любят, а как раздевают,

Так слезы проливают.№17

hello_html_47d00b7c.jpg

III . Азия

1. Телятки гладки

Привязаны к грядке.

2. Главный принцип у него в общем-то простой:

Голова - на солнце, ноги - под водой №36

3. Этот злак двулик,

До чего же он велик. №39

5. Листья непростые

В чашку мы кладем,

Воду наливаем и

С вареньем пьем. №41

6. Желтые горошины –

Молоко и шоколад –

7. Есть красавица одна –

И румяна, и стройна;

Хоть в землянке век живет,

А большой от всех почет,

Кто проходит близко –

Кланяется низко. №6

hello_html_m3684b20.jpg

IV . Африка

1. Круглый-круглый, сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь - посмотри:

Красный-красный он внутри!№34

2. Сено и веники,

Крупы и сладости,

С каждой метелочки –

3. Из земли вырастало,

Весь мир одевало.№24

4. Из луковицы в грядке

Цветочки по порядку,

А лист, как меч зеленый,

Украсит он газоны.№9

5. Листья резные, красные,

Плоды колючие, ужасные! №10

6. Домашняя аптека

На кухне на окне.

Цветок колючий этот.

Помог тебе и мне.№23

7. У ягоды в серединке

На огне обжаришь

И напиток сваришь!№29

hello_html_177a6a9e.jpg

V . Северная Америка

1. Он носит святого воина имя,

Родился он в Мексике, вырос в Мадриде

Теперь он цветок перед нашим окном.

Давай угадай, рассказал я о ком.

2. Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков –

Столько беленьких жильцов.

Потому что зеленая.

(Красная смородина - № 15.)

4. Вот диковина: На ветке -Морковина!

На солнце греется.

(Красный перец - № 26.)

5. Желтая курица

Лежит под тыном, дуется.

6. Листья огромные,

А попробуешь курить –

Лошадь можешь ты убить!

7. Из боба, из карманчика

Цветные взял галанчики.

А сваришь суп - отличный вкус.

(Фасоль - № 1 .)

hello_html_1f19c0c.jpg

VI . Южная Америка

1. Цветок - напрасный,

А поле все засажено.

3. Что за ягода: горька, да не рябина

, Черна, да не черника,

Растет не в лесу, а на огороде

И не помещается во рту?

4. Хоть чином и не хан,

На голове - султан,

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.

5. Есть культурный молодец

Видов тридцать зеленеет,

Сантиметров шесть имеет

В тропиках, субтропиках

Врастает в землю носиком.

(Арахис, или "Земляной орех" - № 4.)

6. У экваторных широт

Дарит нам напиток славный,

Вкус напитка шоколадный.

(Дерево какао, или "Шоколадное дерево" -№ 18.)

7. В жизни только раз цветет

И соплодие дает.

То ли шишку, то ли плод,

Сочный фрукт, как будто мед.

Карточки с загадками расположены под следующими номерами.

2. Томат (помидор)

39. Сахарный тростник

II. Итог урока.

Сегодня на уроке мы посетили Родину некоторых культурных растений, узнали откуда к нам пришли эти растения, значение культурных растений для человека .

Прошу продолжить учащихся фразу:

«Сегодня на уроке я понял и могу рассказать…

было интересно особенно …

I II Домашнее задание Повтор § 26- 30.

Принести загадки о культурных растениях.

История лука

Лук обладает бактерицидным, ранозаживляющим, противовоспалительным, противоцинготным, мочегонным, потогонным, отхаркивающим, кровоостанавливающим, противоопухолевым, легким послабляющим действием. Он тормозит процессы гниения и брожения в кишечнике, усиливает сердечную деятельность, используется в профилактике атеросклероза и злокачественных опухолей, улучшает деятельность желчного пузыря, способствует лучшей усвояемости организмом питательных веществ.

Целебные свойства лука обусловлены наличием в нем фитонцидов, которые угнетают рост стрептококков, возбудителей дизентерии, дифтерии, туберкулеза и других болезнетворных бактерий и вирусов. Лук содержит много витаминов, в том числе витамины С, РР, Е, В1 В2, В3, В6, провитамин А, Кроме того, лук богат минеральными солями, эфирными маслами, сахарами, органическими кислотами.

Хорошо помогает лук при легочных болезнях и заболеваниях верхних дыхательных путей. Поджаренный на сливочном масле лук смешивают с медом и употребляют при сильном кашле, сок лука с медом — при кашле, бронхите, коклюше, бронхиальной астме, охриплости голоса. При ангине, гриппе и других простудных заболеваниях помогает также кашица из лука и яблок с добавлением меда: утром съедают столовую ложку смеси за завтраком, а перед сном этой же смесью с добавлением гусиного жира натирают грудь и переднюю часть шеи.

Отвар лука на молоке употребляют при туберкулезе легких, простудных заболеваниях, кашле, бронхите. Парами свежеприготовленной или немного подогретой луковой кашицы дышат при ангине, кашле, насморке. Тампоны, смоченные в соке, закладывают в ноздри (при насморке) или в уши (при гнойном отите или сильной головной боли). В уши можно также закапывать луковый сок, смешанный с женским грудным молоком или со свежим помидорным соком.Сок лука, запеченного с семенами тмина, помогает при ослаблении слуха (без боли в ушах). В луковице вырезают кубик, в отверстие засыпают 1 чайную ложку тмина, закрывают его вынутым кубиком и запекают луковицу в духовке. Из горячей луковицы выжимают сок, немного его остужают, закапывают в слуховое отверстие и закрывают ухо кусочком ваты. Сок закапывают 2 раза в день до полного выздоровления.

Лук используют также при лечении болезней печени и почек, атеросклероза, геморроя, для изгнания глистов.

Тертый лук и сахар смешивают в одинаковых долях и дают настояться. Настой, выдержанный 12 часов, употребляют при водянке, выдержанный 24 часа, — при атеросклерозе. Пьют 1 раз в день натощак по 2 столовые ложки.

При лечения геморроя рекомендуют сидячие ванны с отваром лука на молоке: 4 луковицы варят в 0,5 л молока, отвар выливают в ведро, накрывают его деревянной крышкой с отверстием и садятся сверху. Через 20—30 минут больное место смазывают вазелином или жиром и принимают слабительное средство — можно выпить сок свеклы или отвар александрийского листа (сенны, кассии). Процедуру проделывают 1 раз в неделю в течение 5 недель.

Настой луковиц на воде принимают для изгнания глистов из кишечника (особенно остриц, аскарид). Для этого кашицу из 3—4 луковиц среднего размера заливают 1 л воды и настаивают 10—12 часов. Настой пьют по полстакана перед едой в течение 3—4 дней.

Сок лука с медом считается полезным средством при болезнях печени, желчного пузыря, физическом и нервном переутомлении.

Печеные луковицы прикладывают к нарывам, ожогам, фурункулам, геморроидальным шишкам. Измельченный лук прикладывают к ушибам для снятия синяков и к ожогам для уменьшения воспалительного процесса и предупреждения образования пузырей. Измельченным луком с уксусом лечат чесотку, а луком, смешанным в равных долях с глицерином, - грибковые заболевания.

Из смеси лукового сока и подсолнечного масла (1:5) делают примочки на веки после ожогов глаз. Смесью сока и нутряного свиного жира смазывают трещины или шелушащуюся кожу на пятках. Эти же смеси эффективны и при переломах костей.

Луковой кашицей или соком натирают зубы и десны, чтобы избавиться от пародонтоза, цинги, желтого налета и предупредить кариес. Кашицу используют и при зубной боли. Для этого измельченный лук заворачивают в кусочек марли и закладывают на 15 минут в ухо с противоположной стороны от больного зуба.

Не рекомендуется употреблять сырой лук при серьезных заболеваниях желудочно-кишечного тракта (особенно язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки), печени, почек, сердца и желчного пузыря, так как содержащиеся в луке эфирные масла оказывают раздражающее действие и могут усугубить болезнь.

В кулинарии широко используются все сорта лука. Молодые зеленые листья лука имеют слабоострый, приятный вкус и употребляются в пищу только в свежем виде. Благодаря своему цвету зеленый лук может быть не только приправой, но и украшением для многих холодных и горячих блюд. Луковицы репчатого лука и лука-шалота добавляют в салаты, супы, соусы, омлеты, мясные блюда, овощные пасты, начинки для пирожков, колечками лука украшают холодные закуски и салат


Методы выведения новых сортов, пород и штаммов

Ключевые слова: сорт, порода, штамм, . Раздел ЕГЭ: 3.8. Селекция, … Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных

Сорт, порода, штамм

Учёные-селекционеры работают с сортами растений, породами животных и штаммами микроорганизмов. Сорт, порода, штамм — популяция организмов, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями.

Сорт (от лат. sortis — разновидность) — группа созданных в результате селекции сельскохозяйственных растений одного вида (например, яблоня домашняя), обладающих передающимися по наследству хозяйственно ценными признаками. Различают местные и селекционные сорта культурных растений. Местные сорта получают в результате стихийного (бессознательного) отбора в процессе выращивания той или иной культуры. Селекционные сорта создаются в научно-исследовательских учреждениях с использованием методов комбинационной селекции.


Сорта яблони домашней: 1 — Папировка; 2 — Антоновка обыкновенная; 3 — Анис; 4 — Ранетка пурпуровая

Штамм (от нем. stamm — основа, племя) — чистая культура микроорганизмов, выделенная из определённого источника или полученная в результате мутаций. Разные штаммы одного и того же микроорганизма могут отличаться друг от друга по ряду свойств, в том числе и хозяйственно ценных. Штаммы микроорганизмов используют в биотехнологии для микробиологического синтеза белков.

Селекция растений

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости: виды и роды, генетически близкие (связанные друг с другом единством происхождения), характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости. Так, например, у мягкой и твёрдой пшеницы и ячменя существуют остистые, короткоостые и безостые колосья. Зная наследственные изменения у одного вида, можно предвидеть нахождение сходных изменений у родственных видов и родов, что используется в селекции. Чем ближе между собой виды и роды, тем больше сходство в изменчивости их признаков. Н. И. Вавиловым закон был сформулирован применительно к растениям, а позднее подтверждён для животных и микроорганизмов.


Гомологичные ряды изменчивости по форме колосьев у мягкой (А) и твёрдой (Б) пшеницы и ячменя (В). Во всех случаях есть остистые, короткоостистые, вздутые и безостые формы

Учение о центрах происхождения культурных растений. Каждая сельскохозяйственная культура лучше развивается в тех условиях, которые в большей степени соответствуют экологическим условиям той местности, откуда произошло это растение. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений:

Центры происхождения

Культурные растения

В селекции растений наиболее широко используются такие методы, как массовый отбор, внутривидовая гибридизация, отдалённая гибридизация, полиплоидия.

Большой вклад в селекцию плодовых растений внёс отечественный селекционер И. В. Мичурин. На основе методов межсортовой и межвидовой гибридизации, отбора и воздействия условиями среды им были созданы многие сорта плодовых культур. Благодаря его работам многие южные сорта плодовых культур удалось распространить в средней полосе нашей страны.

Многие сорта культурных растений являются полиплоидными. Таковы некоторые сорта пшеницы, ржи, клевера, картофеля, свёклы и т.д. Сочетание отдалённой гибридизации с последующим получением полиплоидных форм позволило преодолеть бесплодие отдалённых гибридов. В результате многолетних работ Н. В. Цицина и его сотрудников были получены гибриды пырея и пшеницы, пшеницы и ржи (тритикале).

К наиболее важным достижениям селекции растений следует отнести создание большого количества высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных растений.

Селекция животных

Как и культурные растения, домашние животные имеют диких предков. Процесс превращения диких животных в домашних называют одомашниванием (доместикацией). Почти все домашние животные относятся к высшим позвоночным животным — птицам и млекопитающим

Вид

Дикий предок Первичный центр одомашнивания

Время одомашнивания, тыс. лет назад

В селекции животных наиболее широко используются такие методы, как индивидуальный отбор, внутривидовая гибридизация (родственное и неродственное скрещивание), отдалённая (межвидовая) гибридизация.

Использование индивидуального отбора связано с половым размножением животных, когда получить сразу много потомков затруднительно. В связи с этим селекционеру важно определить наследственные признаки самцов, которые непосредственно у них не проявляются (жирномолочность, яйценоскость). Поэтому оценка животных может быть осуществлена по их родословной и по качеству их потомства. Имеет определённое значение также учёт экстерьера, то есть совокупности внешних признаков животного. Подбор производителей в животноводстве особенно актуален в связи с применением в настоящее время искусственного осеменения, позволяющего получить от одного организма значительное число потомков.

Родственное скрещивание ведёт к гомозиготности и чаще всего сопровождается уменьшением устойчивости животных к неблагоприятным факторам среды, снижением плодовитости и т. п. Для устранения неблагоприятных последствий используют неродственное скрещивание разных линий и пород. На основе межпородного скрещивания были созданы высокопродуктивные сельскохозяйственные животные (в частности, М.Ф. Иванов создал высокопродуктивную породу свиней Белая украинская, породу овец Асканийская рамбулье). Неродственное скрещивание сопровождается гетерозисом, сущность которого состоит в том, что гибриды первого поколения имеют повышенную жизнеспособность и усиленное развитие. Примером эффективного использования гетерозиса служит выведение гибридных цыплят (бройлерное производство).

Отдалённая (межвидовая) гибридизация животных приводит к бесплодию гибридов, но благодаря проявлению гетерозиса широко используется человеком. Среди достижений по отдалённой гибридизации животных следует отметить мула — гибрида кобылы с ослом, бестера — гибрида между белугой и стерлядью, продуктивного гибрида между карпом и карасём, гибриды крупного рогатого скота с яками и зебу, отдалённые гибриды свиней и т.д.

Селекция микроорганизмов

К микроорганизмам относятся: прокариоты — бактерии, архебактерии и цианобактерии; эукариоты — грибы, микроскопические водоросли, простейшие.

В селекции микроорганизмов наиболее широко используются индуцированный мутагенез и последующий отбор групп генетически идентичных клеток (клонов), методы клеточной и генной инженерии.

Деятельность микроорганизмов используют в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. Ферментативную активность микроорганизмов (грибов и бактерий) используют в производстве молочных продуктов, хлебопечении, виноделии и др. С помощью микроорганизмов получают аминокислоты, белки, ферменты, спирты, полисахариды, антибиотики, витамины, гормоны, интерферон и пр.

Выведены штаммы бактерий, способные разрушать нефтепродукты, что позволит использовать их для очистки окружающей среды. Ведутся работы по перенесению генетического материала азотфиксирующих микроорганизмов в геном почвенных бактерий, которые этими генами не обладают, а также непосредственно в геном растений. Это позволит избавиться от необходимости производить огромное количество азотных удобрений.

Значение генетики для селекции

Методы генетики используются в создании новых штаммов микроорганизмов, производящих необходимые человеку вещества. Генная инженерия способна вводить гены в клетки растений, которые отвечают за цвет плода, устойчивость к неблагоприятным факторам среды, вредителям и болезням, с повышенной засухоустойчивостью и другими признаками. В результате получают генно-модифицированные продукты. Клонирование позволяет массово производить нужные сорта растений, а также получать животных с идентичными признаками.

Биологические основы выращивания
культурных растений и домашних животных

Высокопродуктивный сорт, созданный в результате усилий селекционной работы, нуждается в подходящих условиях внешней среды. Учитывая, что у каждого растения свои потребности, при выращивании следует обращать внимание на эти нюансы. Без подобного подхода получить урожай проблематично. Поэтому при выращивании учитывают:

Сельскохозяйственным животным также требуются конкретные условия содержания. Важно соблюдать следующие факторы:

  • температурный режим, освещенность, влажность при выращивании в замкнутом пространстве;
  • поддержание санитарного состояния в помещении для содержания;
  • создание условий для выгула;
  • необходимость чистки животных;
  • наличие свежего и сухого подстилочного материала;
  • введение в рацион кормов высокого качества.

Животные способны к модификационной изменчивости, которая происходит под влиянием факторов внешней среды. При неправильном содержании и кормлении качественных пород, их полезные признаки будут сведены к минимуму (продуктивность, жирность и количество молока, яйценоскость, набор массы тела и другие признаки породы).

Читайте также: