Благодаря дождям посевы были спасены

Обновлено: 05.10.2024

4) если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который: Перед нами стоит задача, не решив которую мы не можем двигаться дальше.

§ 72. Одиночные деепричастия обособляются или не обособляются при учете контекста. Например, при приобретении значения уточнения деепричастие обособляется: Дети постоянно шумели, не умолкая (ср. без уточняющего значения: Дети шумели не умолкая). При ударении на глаголе деепричастие может быть обособлено с целью придания ему значения попутного замечания: Дети шумели, не умолкая.

Обособление или необособление деепричастия зависит от того, обозначает деепричастие обстоятельство (обособление не нужно) или второе действие (обособление нужно). Ср.: Шел не останавливаясь (шел безостановочно); Спросил, не останавливаясь (деепричастие обозначает второе действие - спросил, но не остановился для этого).

Примечание. Деепричастия на −а, −я чаще выражают значение обстоятельства образа действия и потому не обособляются: Она вошла улыбаясь. При наличии других сопутствующих признаков: оторванности от глагола, распространенности - деепричастие (при распространенности - деепричастный оборот) обособляется; ср.: Улыбаясь, она вошла в комнату; Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям. Деепричастия на −в, −ши чаще передают другие оттенки обстоятельственных значений (причины, времени, уступки), которые способствуют обособлению: Она вскрикнула, испугавшись; Испугавшись, она вскрикнула (так как испугалась).

§ 73. Обороты со словами смотря по, начиная с, потерявшими свое глагольное значение и перешедшими в предлоги и предложные сочетания, не обособляются: Будем действовать смотря по обстоятельствам (ср.: по обстоятельствам); Начиная со вторника погода резко изменилась (ср.: Со вторника погода резко изменилась). Если же эти обороты имеют значение уточнения или присоединения, то они обособляются: Будем действовать умело и быстро, смотря по обстоятельствам; На прошлой неделе, начиная со вторника, погода резко изменилась.

Оборот со словами исходя из может иметь два значения: если действие, обозначаемое им, соотносится с действующим лицом, он обособляется; при отсутствии такой связи - не обособляется: Оказывается, не только мы стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей (Чив.). Ср.: Он разработал проект дома, исходя из запланированной стоимости. - Проект разработан исходя из запланированной стоимости.

§ 74. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных надежей с предлогами, обособляются для попутного пояснения или смыслового выделения. Такое обособление факультативно: Осталась только серебристая пыль. Но, когда девки, по глупости, через несколько дней стерли ее, с тетей Тоней сделалась истерика (Бун.); Филин, с шорохом, задевая крыльями солому, срывался с крыши (Бун.); И Наташка, с болезненным удивлением, глядела на разряженный народ (Бун.); В полной тьме, среди ночи, подвезли Медею к железнодорожному вокзалу (Улиц.); Ночью, против окрепшего ветра, отряд шел в порт на посадку (Плат.); За одиннадцать лет, при ежедневной езде, наверно, было пережито немало интересных приключений (Ч.). (См. о возможности постановки тире § 76.)

§ 75. Обстоятельственные члены предложения, имеющие в своем составе производные предлоги и предложные сочетания (благодаря, вопреки, ввиду, в целях, в связи с, во избежание, вследствие, по случаю, по причине, при наличии, согласно с, в отличие от, в противоположность, наподобие, при условии, в силу, за отсутствием, несмотря на, невзирая на, спустя, независимо от и др.), обособляются при подчеркивании их смысла: Благодаря отцу, я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки (Ч.); Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек, надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете (Бун.); Метелица молча, насмешливо уставился на него, выдерживая его взгляд, чуть пошевеливая атласными черными бровями и всем своим видом показывая, что, независимо от того, какие будут задавать ему вопросы и как будут заставлять его отвечать на них, он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих (Фад.); Но, вопреки возможному, солнце вышло ярко-красное, и всё в мире порозовело, покраснело (Сол.); Любопытных, несмотря на кажущуюся тишину и безлюдье поселка, собралось немало (Степ.); Рано или поздно она [жизнь] мстит за пренебрежение к морали. Мстит, невзирая на заслуги, чины, звания (газ.).

Оборот со словами несмотря на может не обособляться только в случае, если он стоит непосредственно после глагола: Он это сделал несмотря на запрет врачей (ср.: Несмотря на запрет врачей, он это сделал).

При обстоятельственных членах предложения возможны различия в их пунктуационном оформлении, обусловленные, в частности, разным порядком слов.

Обороты с производными предлогами и предложными сочетаниями обязательно обособляются, если они располагаются между подлежащим и сказуемым: разрыв их непосредственной связи и способствует выделению оборотов. В других позициях такие обороты могут не обособляться (без необходимости подчеркивания). Ср.: Благодаря дождям посевы зазеленели. - Посевы, благодаря дождям, зазеленели; Во избежание утечки газа отключен кран. - Отключен, во избежание утечки газа, кран; Он сделал это в силу привычки. - Он, в силу привычки, сделал это; Согласно приказу группа расформирована. - Группа, согласно приказу, расформирована; За отсутствием состава преступления дело прекращено. - Дело, за отсутствием состава преступления, прекращено; Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М. Г.). - Пришел, спустя несколько времени, Весовщиков.

§ 76. Обстоятельства, выраженные существительными, могут выделяться тире, если имеется потребность в особом подчеркивании таких обстоятельств: При нашей последней встрече Олег попросил принести общую тетрадь с жесткими "корочками" - для конспектирования лежа (газ.); Оно [творческое воображение] создало науку и литературу. И - на большой глубине - во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гете, создавшего "Фауста" (Пауст.).

§ 77. Для смыслового подчеркивания могут обособляться некоторые обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без них). Условия их выделения те же, что и у обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах: И вот, неожиданно для всех, я выдержал блистательно экзамен… (Купр.); Видите ли на вершине этой отвесной скалы, направо, узенькую площадку? (Я.).

Примечание. При обособлении обстоятельств, выраженных наречиями, используются запятые, однако, как и в других случаях обособления, при более сильном выделении обстоятельства, возможны знаки тире: Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже - совсем по-детски - залился озорно и тоненько (Фад.).

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие, выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста. Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания кроме, наряду с, помимо, (не) исключая, за исключением, включая, сверх, вместо и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

7а от 22.02.

7б от 22.02.

7в от 22.02.

Цель урока: закрепить знания производных и непроизводных предлогах, их сходстве и отличии.

предметные:

закрепить умение отличать производные предлоги от

непроизводных; отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; проверить знания прошлых уроков;

метапредметные :

формировать умение уместно употреблять предлоги в речи;

развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

личностные :

совершенствовать речевую компетентность обучающихся

Тип урока: закрепление.

Методы урока: объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения.

Технология: развивающая.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить упражнение 262.

Показывают тетради, устная проверка по цепочке.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Что называется предлогом?

Для чего служит предлог?

Назовите смысловые отношения, выражающиеся предлогами.

Как будете отличать предлоги от других частей речи?

Какие вы знаете непроизводные предлоги? (В, на, за, про, у, к, из-за, через и др.)

Назовите производные предлоги (В течение, благодаря, вопреки, около, мимо, согласно, в продолжение и др.)

От каких частей речи образуются производные предлоги? (От существительных с предлогами, наречий, деепричастий.)

С каким падежом существительных употребляют производные предлоги согласно, вопреки, благодаря, навстречу, наперекор? (Только с дательным, например, вопреки приказу командира.)

Какие отношения выражают предлоги? (Предлоги выражают временные значения (прийти после уроков), целевые (трудились на благо Родины, остановились для ночлега), причинные (задержаться вследствие непогоды), пространственные (пойти в лес) и другие отношения, образа действия (писать без ошибок, говорить по душам.)

Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именит.)

А какой падеж употребляется только с предлогами? (Предложный.).

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Девять из них ( в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

Запишите предложения:

Укажите номера предложений, в которых в выделенных словах пишется е.

1. Он вечно опаздывал вследстви е постоянной занятости.

2. Все ждали перелома в течени и болезни.

3. Они не виделись в течени е десяти лет.

4. В заключени и врача много было неясного.

5. В продолжени и романа появился новый герой.

6. В следстви и по делу о краже был допущен ряд ошибок.

7. Он молчал в продолжение минуты.

8. Вследстви е этого он принял решение покинуть большие улицы.

Настраивают-ся на работу.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Какова тема урока ?

Что нам надо узнать на этом уроке?

Сформулируйте цель урока .

Оформление темы. Запись в журнал.

Работа над темой.

Сравните предложения : найдите предлог и самостоятельную часть речи.

Вычеркните слово из текста. Исключение предлога явственно нарушит текст, понять его будет сложно.

1. Спустя час нам объявили наши результаты.

2. Благодаря дождям посевы были спасены.

3. Он долго прощался, благодаря за заботу.

4. Несмотря на продолжительные дожди, по- ехать было можно.

5. Он шел почти механически, не смотря по сторонам.

6. Несмотря на хладнокровие своей натуры, он терпеть не мог физической расправы.

1.Запишите предложения,ставя существительные в нужном падеже:
1)Вопреки (прогноз) метеорологов,погода установилась хорошая.
2)Согласно (приказ) директора,наши ученики будут проходить практику на фабрике.
3)Благодаря (обильные дожди),в нашем лесу появилось много грибов.
2.Верно ли употреблён один и тот же предлог в разных предложениях?Запишите те предложения,в которых вы нашли и исправили ошибку.
1)Благодаря хорошей тренировке,он выдержал такую большую нагрузку.
2)Благодаря сильному ветру,лодку прибило к берегу.
3)Ввиду подготовки к соревнованиям,спортсмены много тренировались.
4)Ввиду изменившейся обстановке,пришлось отложить поездку.
3.Запишите словосочетания,выбрав нужный предлог в нужном падеже.
1)Рецензия(о,на)(доклад,книга,сочинение).
2)Лекция(о,по)(литература,восстание декабристов,творчество Айвазовского).

1)Вопреки (чему? ) прогнозам метеорологов, погода установилась хорошая.
2)Согласно (чему? ) приказу директора, наши ученики будут проходить практику на фабрике.
3)Благодаря (чему? ) обильным дождям, в нашем лесу появилось много грибов.

2.Верно ли употреблён один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите те предложения, в которых вы нашли и исправили ошибку.

4)Ввиду изменившейся обстановки, пришлось отложить поездку.

3.Запишите словосочетания, выбрав нужный предлог в нужном падеже.

1)Рецензия на доклад, рецензия на книгу, рецензия на сочинение
2)Лекция по литературе, лекция по восстанию декабристов, лекция по творчеству Айвазовского

1.Запишите предложения, ставя существительные в нужном падеже:
1)Вопреки прогнозам метеорологов, погода установилась хорошая.
2)Согласно приказу директора, наши ученики будут проходить практику на фабрике.
3)Благодаря обильным дождям, в нашем лесу появилось много грибов.
2.Верно ли употреблён один и тот же предлог в разных предложениях? Запишите те предложения, в которых вы нашли и исправили ошибку.

4)Ввиду изменившейся обстановки, пришлось отложить поездку.
3.Запишите словосочетания, выбрав нужный предлог в нужном падеже.
1)Рецензия на доклад, на книгу, на сочинение. .
2)Лекция по литературе, по восстанию декабристов, п о творчеству Айвазовского:

Под дерном, размытым водой, образовалось нечто вроде ниши. 2. Воронин хотел спросить на счет завтрака, но промолчал. 3. Вроде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 4. Несмотря на конец октября, дни стояли жаркие. 5. Мы имели в виду другую брошюру. 6. Хозяева с радостью вышли нам на встречу. 7. В виду опасности ремонтные работы приостановлены. 8. В следствие своевременных дождей посевы были спасены.

Под дерном, на счет, из других фамилий, на конец, в виду, с радостью, на встречу, в виду, в следствие.


Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

Читайте также: