Благоустройство и озеленение набережной

Обновлено: 05.10.2024

Вместе с компанией Ingrad рассказываем о том, как бывшие промышленные зоны и неприметные прибрежные территории по всему миру превращаются в благоустроенные набережные и променады.

Прибрежный парк вместо сахарного завода

Набережная: променад в Domino Park

Вы точно видели фотографии с этой набережной: огромные круги , нарисованные прямо на траве, и в каждом кто-то отдыхает. Это простое и красивое антиковидное решение было реализовано в Domino Park — большом зелёном пространстве на набережной Ист-Ривер в Бруклине.

Набережная находится на территории бывшего сахарного завода Domino. Недавно он производил 98 % сахара для всей страны. В 2004-м предприятие закрылось, а на его месте появился жилой квартал с парком.

Проектирование пространства было идеальным с точки зрения взаимодействия с локальными сообществами. Город проводил полевые исследования, общался с жителями, привлекал их к проектированию. Дизайном пространства занималась студия James Corner Field Operations. В результате набережная с игровыми площадками, зонами отдыха и городской зеленью стала одним из мест силы Бруклина.

Променад в зоне наводнений

Фото: Christian Philips

Фото: Christian Philips

Фото: Christian Philips

Фото: Christian Philips

Набережная: Chicago Riverwalk

Обновление набережной, которая соединяет озеро Мичиган и реку Чикаго, заняло несколько десятилетий, но результат того стоит. Проект Chicago Riverwalk стал ключевой деталью генплана города от 1990 года, согласно которому прибрежная территория превратилась в место для отдыха, прогулок и развлечений. Архитекторы работали в сложных условиях, поскольку зона застройки составляла всего 8 метров в ширину. Кроме того, в городе регулярно случаются наводнения и подтопления, что пришлось учесть в проекте.

Сооружение набережной по проекту бюро SASAKI завершилось в 2012 году. Рядом с небоскрёбами появилось разнообразное и интересное пешеходное пространство с дощатым настилом, серией пирсов, амфитеатром, местами для отдыха и ресторанами. Одно из главных преимуществ променада — активная жизнь на воде. Здесь курсируют баржи, водные такси и прогулочные лодки, а также время от времени проходят тренировки каякеров.

Огромный гамак над озером

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Набережная: Paprocany Waterfront

Переместимся из американских мегаполисов в стотысячный городок Тыхы в Польше. Недавно местное Папроканское озеро привлекало разве что рыбаков. В 2014 году на его берегу открылась благоустроенная деревянная набережная, которая сразу стала популярной для семейного отдыха, свиданий и вечерних прогулок.

Главные составляющие набережной — природные материалы и аккуратное освещение. Край дощатого настила извивается вдоль озера, то вдаваясь в воду, то отходя к берегу. Благодаря этому горожане могут оценить пейзаж с разных точек.

Самая примечательная деталь этого проекта от бюро RS+ Robert Skitek — синяя сетка для отдыха, натянутая над водой.

Скандинавский минимализм

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Фото: Tomasz Zakrzewski

Набережная: Stranden

Осло находится на берегу залива и в последние десятилетия активно переосмысляет свою границу с водой. На месте портов и доков появляются деловые кварталы и общественные пространства.

Одним из первых этапов этой кампании стал редевелопмент прибрежного квартала Акер-Брюгге . Он расположен рядом с деловым центром Осло, буквально в 250 метрах от городской ратуши. Раньше здесь находилась верфь. В 1980-х некоторые промышленные здания на этой территории были снесены, а другие перестроены в магазины, торговые центры и жильё.

Последняя реконструкция квартала прошла в 2010–2015 годах, ей занимались архитекторы из LINK Landskap. Тогда в Акер-Брюгге появился променад Stranden — благоустроенная набережная с деревянными скамейками-лежаками и спусками к воде. Отсюда открывается захватывающий вид на фьорд, а сочетание каменного и деревянного мощения напоминает старинные и современные фасады в этой части города. Уличная мебель и другие детали променада выкрашены в оранжевый цвет — это отсылка к оформлению морских судов.


В 2015 году обустройство набережных в российских городах и возвращение прогулочных зон к воде вышло на первый план при долгосрочном развитии территорий. Масштабные планы реновации прибрежных зон опубликовали Москва и Казань, новые проекты появляются в Санкт-Петербурге. Обустройство набережных приводит к подорожанию недвижимости с видом на водоем, повышает инвестиционную привлекательность прибрежных участков.

Концепция

Основа любой набережной — концепция, на основе которой возникают все структурные элементы. При создании проекта архитектор всегда может выбрать один из типовых вариантов, уже опробованных в других городах, но по-настоящему выдающиеся набережные имеют собственную концепцию, созданную для конкретного города и конкретных условий, в которых будет использоваться прогулочная зона. Помимо внутреннего удобства и единообразия, концепция предполагает эффектный вид снаружи — с противоположного берега или с высоты птичьего полета.

Так, концепция Симоновской набережной в Москве подразумевает постиндустриальное мышление. Новая набережная словно превращает промышленное наследие в объекты городской среды, отбирая город у заводов и возвращая его людям.

Набережна в Салониках


Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa

— Я участвовал в проекте реконструкции набережной города Салоники в Греции. Нашей задачей было обустроить пространство на довольно узкой территории между водой и уже существующими постройками. Когда-то это место было заполнено небольшими частными садами, которые формировали береговую линию, так что современная концепция немного напоминает историческую. Сейчас набережная Салоник — это система сменяющих друг друга садов со своим собственным характером. Здесь есть Сад песка, Сад теней, Сад скульптур, Сад музыки. Обустройство 13 небольших участков заняло несколько лет. Прогуливаясь по набережной, человек будто бы переходит из одной комнаты под открытым небом в другую, при этом одна уникальная атмосфера сменяется следующей, и только водное пространство остается неизменным.

Интересные прогулочные маршруты

Набережная может выглядеть красиво и стильно, но если по ней неудобно гулять, туда никто не придет. Чтобы сделать берег активной частью города, набережной необходима продуманная сеть маршрутов для разных групп горожан — пенсионеров, мам с детьми, велосипедистов, молодых пар и многих других. Каждой группе необходим маршрут, по которому будет интересно и удобно передвигаться.


Сергей Труханов,
глава архитектурного
бюро T+T Architects

— Это может быть система переходов, чередование разных пешеходных участков или просто широкий бульвар c локальными точками притяжения: смотровыми площадками, фонтанами, скульптурными формами, кафе. Желательно, чтобы наряду с пешим маршрутом была велосипедная дорожка с качественным гладким покрытием. При зонировании надо учитывать, с какой скоростью будут двигаться потоки, и выделить для каждого отдельную территорию. Например, аллея, где неспешно прогуливаются пожилые люди, влюбленные пары и мамы с колясками, не должна пересекаться с более скоростной трассой для велосипедистов, роллеров и скейтеров. А для экстремального катания желательно выделить отдельную огороженную площадку. При этом важно сохранить ощущение доступности берега и визуальную связь с водным пейзажем.


Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa

Инфраструктура

Инфраструктура набережной — это зоны отдыха, кафе, тренажеры под открытым небом, лодочные станции, детские и спортивные площадки, а также все остальные точки притяжения, благодаря которым человеку хочется вернуться на побережье. Примером продуманной инфраструктуры можно назвать набережную Москвы-реки в Нагатино у нового жилого комплекса у кромки воды. Архитектурное бюро T+T Architects не только выполнило зонирование набережной, но и предусмотрело скверы для прогулок, яхт-клуб, детскую парусную школу и стеклянное двухэтажное кафе с террасами, откуда гости смогут наблюдать за рекой и окрестным пейзажем.

Набережная у нового ЖК в Нагатино

Экология

Значительная часть новых набережных, проектируемых в России, появится на месте бывших промышленных территорий — а значит, риск получить загрязненную зону вместо пространства для прогулок очень велик.


Амир Идиатулин,
генеральный директор
IND Architects

— Самый важный аспект обустройства набережных — экологический. Дело в том, что большая часть городских набережных, над которыми идет работа сейчас, совсем недавно были промышленными зонами. Экология этих мест оставляет желать лучшего, поэтому стоит проводить очищение и оздоровление водоемов. Конечно, это требует немалых затрат, но дело того стоит. Например, сейчас мы совместно с французским бюро BASE Paris разрабатываем проект благоустройства набережной озера Кабан в самом сердце Казани. Мы планируем за счет специальных растений очистить воду таким образом, что там можно будет даже купаться. Кроме того, очень важно сохранить естественную среду и ритм ландшафта, это гораздо важнее строгой композиции.

Реконструкции берега реки Марна


Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris

— Мы участвовали в реконструкции берега реки Марна во французском городе Ле Пере-Сюр-Марн. Проект был нацелен на то, чтобы вернуть горожан на набережную. Бетонные ограждения превратились в зеленые стены, для которых полноводье — только в радость, появилось ночное освещение, навесы для создания тени, малые архитектурные формы. Мы грамотно распределили потоки людей в зависимости от скорости их движения. У реки разместилась также игровая площадка с зоной тренажеров. За два года это место превратилось в популярный парк у воды, где можно заниматься спортом, отдыхать, наслаждаться пикниками и дружескими встречами. В итоге люди стали менять свой образ жизни, проводить здесь действительно много времени.

Дизайн

Последняя, но оттого не менее важная деталь — дизайн. Мощение, озеленение, малые архитектурные формы и даже мусорные корзины — это именно то, что создает индивидуальность и формирует лицо улицы. Некоторые архитекторы украшают свои набережные скульптурами, другие — фонтанами, третьи интегрируют прибрежную зону с инсталляциями или произведениями современного искусства. В конечном итоге запоминается дизайн — хотя без правильной концепции, инфраструктуры, экологии и грамотных маршрутов даже самый выдающийся дизайн останется ненужным и непонятым.

Набережная реки Сона


Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris

— В проекте по обустройству набережной реки Сона в Лионе мы создали новую среду, в которой городской и природный ландшафты связаны совершенно неожиданным образом. Вдоль реки был построен контрастный маршрут с большим количеством развлечений. Также мы воплотили решения, позволяющие максимально приблизиться к воде — например, с помощью понтона.

Надо сказать, что в российских городах периодически можно встретить очень даже хорошие новые набережные, но конечно далеко не везде! Некоторые примеры обустройства территорий у воды в наших городах и другие похожие материалы приложу в конце этой статьи переходите, читайте.

Убежден, что понятие красоты у каждого своё, идеального пространства добиться не просто, поэтому лучше всего общую стилистику сделать нейтральной и максимально природной. Притягивающее же разнообразие будет таится в деталях, которые должны умело воздействовать на чувства людей, такие как: слух, осязание, зрение.

Выделю, те самые моменты, которые оказывают принципиальное значение на восприятие набережной и позволяют подчеркнуть естественные преимущества воды:

  • обеспечить доступ к воде
    глупо делать благоустройство на берегу и не пускать человека к воде, необходимо максимально использовать её потенциал: будь-то прямой контакт или различные активности связанные с ней;
  • умиротворяющая атмосфера
    принято считать что вода успокаивает - это важно в сумасшедшем городском темп жизни. Необходимо организовывать и поддерживать тихие участки вдоль набережной, которые подарят уникальные для города впечатления. При проектировании важно исключить источники шума, например в виде аудио-рекламы или автотранспорта.
  • стимулирование движения
    огромное значение имеет продуманная логистика - поощряйте людей гулять и исследовать, путь человека должен петлять и предлагать различные сценарии движения. Здесь в помощь игра масштабами текстур и архитектурные формы, еще отмечу необходимость наличия торговли, которая разнообразит досуг.

Самое простое посмотреть всё эти идеи на реальных примерах, поэтому далее я подобрал несколько примеров отличных набережных из городов Европы.

Hornsbergs Strandpark, Швеция

Город : Стокгольм; Район : Kungsholmen
Разработчик : Nyréns Architects
Открытие : май 2012 года

– благоустройство и элементы инженерного оборудования.

Одним из существенных компонентов набережных является их благоустройство. Сюда относится прежде всего инженерная подготовка территории и оформление инженерного оборудования, площадки для отдыха, бордюры, мозаичные панно и т. п.

Все компоненты частей набережных связаны друг с другом не только эстетически, но и функционально. Без хорошо организованного инженерного оборудования (водополива, ливнестоков) невозможно нормальное развитие озеленения. Малые архитектурные и гидротехнические формы без озеленения не могут создавать комфортную среду, инженерная подготовка выполняется под конкретно намеченное озеленение, дорожки, малые формы.

Решение благоустройства в целом тесно связано с другими элементами набережной – с функциональным назначением и размерами террас. От этих данных зависит и озеленение, и инженерное оборудование. При размещении на верхней террасе автодорог композиция озеленения набережной должна учитывать линейный характер планировки. От того, как решаются откосы набережной у воды, зависит размер террас.

Вопросы ландшафтного проектирования набережных хорошо иллюстрируются классификацией набережных. Отметим следующие из них: конструкционный, гидротехнический, строительный, функциональный, географический, градостроительный, исторический. Каждое направление характеризуется определенными представлениями о набережных.

Функциональное направление в классификации набережных является наиболее распространенным. По этой классификации различают набережные: зоны отдыха, пешеходные, транспортные, жилой и общественной застройки, промышленные, причальные. При многофункциональном использовании набережной она относится к преобладающей функции.

Организация территории набережной проводится с применением принципа поперечного и продольного функционального зонирования. На характер функционального зонирования набережных влияют градостроительные и природно-климатические явления.

Зонирование набережной в продольном направлении зависит главным образом от структуры и назначения прилегающих к ней городских территорий, а в поперечном направлении — от многоцелевого ее назначения, характера использования фарватера акватории, размеров поперечного сечения самой набережной и т. д.

Функциональное зонирование набережной по ширине определяет ее профиль. В настоящее время для выделения таких зон можно применять высотное дифференцирование профиля набережной (рис. 17). В виде боулингринов или террас выполняется местное понижение участка набережной для той или иной зоны. Так сделано в ряде мест на набережной правого берега Днепра в Днепропетровске.

Лучше всего вынести озеленение набережной за красную линию в застройку, включив, таким образом, прилегающую территорию в структуру набережной.

В отличие от систем набережных, в которых отдельные набережные связаны визуально, системы набережных, входящие в общегородской комплекс, в основном связаны только памятью, представлениями, временем, тем, что определяется как четвертое измерение архитектуры. Поэтому для определения таких явлений, как общегородской комплекс набережных, в ландшафтном проектировании необходим учет инфраструктуры города, его наземного и водного транспорта, а также выявление возможных господствующих над городом видовых точек.

Ландшафтное проектирование общегородских комплексов набережных формирует архитектурный образ города.

73. Благоустройство и озеленение набережных, особенности. Привести примеры набережных в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, Барселоне

Вдоль береговой линии рек и водоемов обычно устраиваются улицы-набережные в виде бульваров. Их поперечный профиль решается в зависимости от водного режима реки или моря, характера рельефа прибрежных территорий, наличия существующих насаждений.

На набережных должны быть созданы необходимые удобства и условия для отдыха; отсюда должна хорошо обозреваться акватория, противоположный берег, острова. Поэтому партерный характер озеленения набережных следует сочетать в определенных местах с рядовыми и групповыми насаждениями деревьев и кустарников, дающих необходимое затенение, формирующих кулисы переднего плана и обогащающих объемно-пространственную организацию набережной.

Далеко не всегда прибрежная полоса обустроена таким образом, чтобы выполнять множество функций, которые ей определены. Более того, плохо оборудованная в инженерном отношении, она гораздо быстрее и интенсивнее, чем в естественных условиях, страдает от неблагоприятных воздействий (наводнений, эрозии, механических повреждений и т. д.). Поэтому инженерная защита и благоустройство прибрежной полосы в городах — важные архитектурно-планировочные задачи, которые, в зависимости от конкретных условий, решаются различными приемами. Комплекс этих приемов и методов и определяет понятие благоустройство береговой зоны. [1] Особо актуален этот вопрос в условиях приморского курортного города такого, как Сочи, так как прибрежная полоса в данном случае является основной градостроительной осью. Этим отчасти и объясняется то, что город протянулся с северо-запада на юго-восток на 105 км.

Прибрежная полоса с размещенными на ней морскими портами, терминалами, молами, набережными и многочисленными пляжами в совокупности с мягким климатом и теплым морем составляют рекреационную привлекательность города, как курорта. Значительная часть градообразующих предприятий (санаториев, пансионатов, баз отдыха и лечебниц) имеет выход к прибрежной полосе. Несмотря на значимость, состояние прибрежной полосы нельзя назвать удовлетворительным. Основными проблемами являются хаотичная застройка прибрежных территорий, недостаточное количество и качество берегозащитных и противооползневых сооружений, нарушение технических требований при их строительстве и эксплуатации, размеры пляжей не обеспечивают защиту берегов и не отвечают рекреационным требованиям курорта, пляжи и берегозащитные сооружения надлежащим образом не эксплуатируются и не ремонтируются. В течение последнего десятилетия в береговой зоне моря происходило прогрессирующее сокращение пляжной полосы, объемов пляжных и донных наносов. Средняя ширина пляжей сократилась Во многом такое положение дел объясняется тем, что большинство берегозащитных и пляжеудерживающих сооружений возводилось не с целью создания рекреационной среды, а для защиты железнодорожного полотна, протянувшегося вдоль всей береговой полосы города. В связи с этим на некоторых участках были возведены сооружения (каменно-набросные буны), которые не позволяют использовать прибрежную зону в качестве пляжей по санитарным нормам .

На территории города Сочи в море впадает несколько десятков рек, каждая из которых собирает поверхностные воды со всей территории своего бассейна, в том числе с территории жилой застройки, значительная часть которой не имеет централизованной канализационной системы. Таким образом, в море, минуя какую-либо очистку, попадает огромный объем воды, содержащий разного рода загрязнения. Перехватить для дальнейшей очистки и выпуска в море воду представляется возможным лишь в непосредственной близости с прибрежной полосой. Для этого необходимо создание централизованной ливневой канализации и строительство комплекса локальных очистных сооружений. При всем при этом стоит учитывать, что из всех систем берегозащитных мероприятий, при прочих равных условиях, лучшей является свободный пляж.

В пределах набережной могут устраиваться озелененные зоны отдыха, пляжи, комплексы спортивных сооружений, причалы, и т. д. Большое значение отводится на набережной зеленым насаждениям и малым архитектурным формам, здесь могут разбиваться парки и скверы с прогулочными дорожками. Помимо прогулочных аллей на набережных устраиваются видовые площадки, площадки для отдыха.

Реконструкция и благоустройство прибрежной полосы в Барселоне, Испания .

Читайте также: